Запорожцев развитие логического мышления у детей дошкольного возраста вопросы психологии ребенка
Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей»
Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И вам, родителям отводится важная роль научить малыша-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью нас взрослых, через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях.
Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении.
И это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логика – это рассуждение. Логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – …, птицы – …
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишнее слово и объясняет почему он так считает.
Варианты картинок или слов:
Яблоко, слива, огурец, груша (лишнее слово огурец, потому что это овощ, а остальные слова обозначают фрукты).
Молоко, творог, сметана, хлеб
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Береза, дуб, сосна, земляника
Воробей, синица, стрекоза, ворона
Дуб, колокольчик, береза, рябина
Мяч, карандаши, кукла, машинка
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов
Варианты слов:
Ложка – кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор – ….
Тетрадь – писать, а книга – ….
Игла – шить, ножницы – ….
Кровать – спать, стул – ……
Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.
«Исправь ошибку»
Муха – ползает, змея – летает.
Пироги – варят, суп – пекут.
Собака мяукает, а кошка лает.
Лицо чистят, а зубы умывают.
Врач – учит, учитель – лечит.
Певица танцует, а балерина – поет.
Ночью светло, а днем темно.
Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?» «Когда?»
«СКОЛЬКО?»
1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?
2. Сколько времен года?
3. Сколько дней в неделе?
4. Сколько цветов в радуге?
5. Сколько месяцев в году?
Сколько рогов у коровы?
6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?
7. Сколько ножек у стула?
8. Сколько звезд на небе?
Вопрос «ГДЕ?»
1. Где продают лекарства?
2. Где растут фрукты?
3. Где люди могут плавать зимой?
4. Где берут книги для чтения?
5. Где пекут хлеб?
6. Где смотрят спектакли?
7. Где ремонтируют часы?
8. Где люди подстригаются?
9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?
Вопрос «КОГДА?»
1. Когда на деревьях появляются листочки?
2. Когда небо темное?
3. Когда люди ужинают?
4. Когда светит Солнце?
5. Когда начинает таять снег?
6. Когда люди завтракают?
7. Когда в доме включают свет?
8. Когда убирают урожай?
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?”. После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: “Ку-ка-ре-ку!” – и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду – и уплыла.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи- фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения. Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Для ребенка умение мыслить логически включает в себя именно способность анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов. Ежедневно к ребенку через органы чувств поступает огромное количество информации. Взрослые с младенчества учат детей узнавать предметы, понимать различные явления и процессы. Все эти виды деятельности мозг может производить только путем последовательных логических операций. Для того, чтобы достичь хороших результатов, мы с вами совместно должны поработать над этим вопросом. (даю рекомендации родителям какой материал (упражнения, игры, иллюстративный материал, карточки-задания можно использовать в работе с детьми дома) – разработаны на каждого родителя. Предлагая малышу поиграть, вы показывайте и рассказывайте, как действовать с той или другой игрушкой, что можно проделать с тем или иным предметом. Повторяя за нами и исследуя все вокруг себя, малыш учится сравнивать предметы, выделять у них схожие признаки, узнавать предметы одной группы, делать определенные выводы и выполнять самые простые логические задания. Эти знания очень пригодятся и в школе, где потребуется самостоятельно искать закономерности явлений, делать правильные выводы, и во взрослой жизни, чтобы не теряться в сложных нестандартных ситуациях. Очень условно можно выделить три этапа в развитии логического мышления у детей: задания с предметами, задания с картинками, устные задания. При решении логической задачи мозг совершает последовательно такие задачи: анализ, вывод, заключение. Вы должны помнить об этом и, занимаясь с ребенком, в обязательном порядке проговаривать свои мысли и комментировать все свои действия. Потому что очень важно объяснять малышам, почему при этой поставленной задаче вы сделали именно такой вывод, а не другой, приняли такое решение, а не другое.
Рекомендую литературу (где можно почитать и найти). В наше время есть в
книжных магазинах очень много занимательных и интересных книг, логических заданий и игр. Приобретите их пожалуйста для ваших детей, эти книги пригодятся для развития математической подготовки.
Спасибо за ваше внимание и за совместную работу.
Список используемой литературы:
1. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников, Баласс, Москва 2000;
2. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. 1982. №1. С. 38-4 ;
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. М., 1995;
4. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
5. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995;
Список рекомендуемой литературы для родителей:
1. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников, Тихомирова Л.Ф.
Издательство: Академия развития Развивающее обучение. Практическое приложение,1999;
2. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
3. Игры и логические упражнения с цифрами, Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Издательство: КАРО,2007 Серия: Подготовка ребенка к школе.
Источник
В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития. Путь познания, который проходит ребенок в этот жизненный период, огромен. За все это время ребенок очень много узнает об окружающем мире. Сознание ребенка не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
При организации соответствующей воспитательной работы область познания дошкольником окружающего значительно расширяется. Он приобретает ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни. Знания дошкольника становятся не только более обширными, но и более глубокими. Дошкольник начинает интересоваться внутренними свойствами вещей, скрытыми причинами тех или иных явлений.
Отечественный учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [3, с. 82]. Достигнуть эту цель можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [3, с. 68].
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития логического мышления является центральной задачей воспитания детей посредством решения различного рода классических логических загадок и неординарных головоломок. Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью.
Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].
Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта.
Основными дидактическими приемами развития логического мышления в дошкольном возрасте выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д. Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.
В психологии есть много исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса. Ж.Пиаже и Л. С. Выготский внесли большой вклад в исследование мышления детей [2, с. 21].
Таким образом, мышление — основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста являлась предметом специального изучения многих исследователей:
‒ исследование мышления детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский);
‒ психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. M. Веккера, JI. C. Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и других;
‒ педагогические концепции развития мышления Е. С. Ермакова, Н. В. Квач, Т. А. Сидорчук, Е. А. Алябьева, Л. Н. Вахрушева, Т. П. Трясорукова, Е. Г. Самсонова, А. К. Болотова, Г. М. Угарова.
Обобщая вышесказанное, следует вывод о том, что мышление — процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщенным и опосредованным отражением действительности (О. К. Тихомиров) [1, с. 58]. Т. е. это социально обусловленный, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методики констатирующего эксперимента: методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Г. М. Угаровой. Следовательно, по результатам проведения всех методик проводится оценка общего уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [4, с. 34].
Проанализировав данные авторские методики, направленные на развитие познавательных процессов и логического мышления у дошкольников следует вывод, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.
Индивидуальный подход в проведении занятий дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Анализ методик констатирующего этапа исследования позволил выявить уровни сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Преобладающий уровень сформированности логического мышления детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 40 % и низком уровне: в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе 50 %. Результаты исследования показали, что большее количество детей в обеих группах находятся на низком и среднем уровне развития логического мышления, на высоком уровне процент детей не превысил 10 %. Таким образом, проанализировав и обобщив результаты опытно-экспериментальной работы, можно утверждать о том, что дети старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования и в экспериментальной группе, и в контрольной группе находятся практически на одном уровне сформированности логического мышления.
Анализ констатирующего эксперимента свидетельствует о значимости влияния дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Целью формирующего эксперимента является создание условий для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Была проведена сравнительная диагностика, цель которой — сравнить уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной группы, в которой проводились развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.
Для того, чтобы изучить процесс формирования логического мышления у дошкольников, было проведено практическое исследование. Целью было исследовать, как влияет на уровень логического мышления проведение специальных дидактических игр и упражнений. В ходе экспериментальной работы были подобраны дидактические игры и упражнения, которые имеют в себе умственные задачи, и апробированы практические задания на формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по формированию логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности является эффективной и способствовала формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Становление и совершенствование мышления у дошкольников зависит от развитости у ребенка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Практическая значимость исследования: состоит в определение особенностей влияния дидактических игр и упражнений на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов — педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
- Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1958. — 91 с.
- Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — 52 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ребенок, контрольная группа, экспериментальная группа, логическое мышление детей, мышление детей, развитие мышления, трудовой опыт.
Источник