Запаздывание в развитии речи у ребенка

Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.

Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — расстройство, при котором формирование речи и психических функций, в том числе мышления и эмоционально-волевой сферы, отстаёт от возрастных норм. Источник: Яндекс.Картинки

Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.

Развитие речи и психических функций ребёнка в норме

Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.

1 месяц:

  • Задерживает взгляд на ярких предметах
  • Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
  • Улыбается, когда родитель что-то говорит ему

Источник: Яндекс.Картинки

2 месяца:

  • Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
  • Поворачивается в сторону звука
  • Издаёт гортанные звуки

3 месяца:

  • Поворачивается в сторону разговаривающего человека
  • Гулит

В этом возрасте должен быть комплекс оживления.

Комплекс оживления проявляется так: видя взрослого, ребёнок сосредотачивает на нём взгляд, машет руками и ногами, улыбается, издаёт звуки. Источник: Яндекс.Картинки

4 месяца:

  • Узнаёт маму, радуется, когда её видит
  • Смеётся при общении со взрослыми

5 месяцев:

  • Определяет своих и чужих
  • Различает ласковый и строгий тон
  • Долго и певуче гулит

6 месяцев:

  • Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
  • Произносит отдельные слоги

7 месяцев:

  • Лепечет, произносит слоги
  • На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет

8 месяцев:

  • Произносит слоги громко и чётко
  • Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
  • Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)

Источник: Яндекс.Картинки

9 месяцев:

  • «Пляшет», слыша музыку
  • Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
  • Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
  • Знает своё имя

10 месяцев:

  • По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
  • Повторяет новые слоги за взрослым
  • Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»

11 месяцев:

  • Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
  • Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
  • Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)

12 месяцев:

  • Выполняет знакомые действия, когда играет
  • Произносит около 10 простых слов
  • Повторяет за взрослым новые слова
  • Выполняет простые инструкции
  • Знает, что такое «нельзя»

1 год-1 год и 3 месяца:

  • При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
  • Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу

1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:

  • Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
  • При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
  • Использует указательный жест
  • Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни

Источник: Яндекс.Картинки

1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев

  • Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
  • Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
  • Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)

1 год и 10 месяцев-2 года

  • Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
  • Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
  • Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия

2 года-2 года и 6 месяцев:

  • Фразовая речь (3 и более слов)
  • Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
  • По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета

2 года 7 месяцев-3 года

  • Употребляет сложные придаточные предложения
  • Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
  • Знает и называет 4 цвета

Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.

Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу

  • В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
  • В 8-9 месяцев не лепечет
  • В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
  • В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
  • К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
  • К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
  • В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
  • Для коммуникации использует жесты и мимику

Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.

Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.

Причины ЗПРР

ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:

  • Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
  • Кислородное голодание плода
  • Родовые травмы
  • Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
  • Наследственные заболевания и др.

У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:

  • Замкнутость
  • Избегание зрительного контакта
  • Выстраивание игрушек в ряд
  • Нежелание общаться с другими детьми
  • Стремление ходить привычными маршрутами и др.

В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.

Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.

К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.

Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.

Источник: Яндекс.Картинки

Читайте также:  Карта диагностики и развития способностей ребенка

Диагностика

В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.

Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:

  • ЭЭГ
  • МРТ головного мозга
  • УЗДГ артерий головы
  • ЭхоЭГ и др.

Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.

Лор проверяет состояние слухового анализатора.

Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.

Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.

ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.

Лечение ЗПРР

Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:

  • Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
  • Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
  • Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.

Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

Источник

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.

Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.

Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.

Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:

  1. Наследственность – если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
  2. Обстановка в семье – для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
  3. Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе – менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Этапы речевого развития

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  • Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  • Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  • Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Признаки задержки речевого развития

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  1. Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  2. Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  3. Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  4. Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  5. Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  6. Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Диагностика и коррекция

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.

Далее определяют:

  1. Обследование понимания речи.
  2. Обследование мелкой и крупной моторики.
  3. Обследование органов артикуляции – осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
  4. Исследование словарного запаса.
  5. Обследование грамматического строя речи.
  6. Обследование фразовой речи.
  7. Обследование слоговой структуры слова.

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходимо:

  • работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
  • арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
  • взаимодействие с домашними животными.
Читайте также:  Факторы влияющие развития ребенка в семье семинар

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Источник

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Читайте также:  Семья имеющая ребенка с недостатками развития

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник