Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка

Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка thumbnail

Развитие эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике – позе и жестам. Необходимо научить детей в дошкольном возрасте распознавать эмоциональные проявления других людей и выражать свои эмоции с помощью жестов и поз (пантомимики).

Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом тренинге. Эти задания рассчитаны на детей, они помогают ребенку не только разнообразить свои чувства и переживания, но и развивают интеллектуальную сферу, так как задействуют такие мыслительные операции, как выделение свойств, сравнение, анализ, синтез и т. д. Мне кажется, что вам будет интересно узнать как вы сможете описать те или иные эмоции.

1. Ведущий дает инструкцию: “Каждый человек испытывает различные чувства, такие как страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, удовольствие, интерес, стыд, гордость, тревога, раздражение и множество других. Попробуйте разделить перечисленные мною эмоции на две группы”. После совместного обсуждения родители дают ответ. Независимо от его правильности, ведущий задает вопрос “Почему?” и подводит их к разделению всех человеческих эмоций на положительные и отрицательные.

2. “Чем различаются между собой отрицательные эмоции? А положительные?” Не только дети, но и взрослые обычно затрудняются ответить на эти вопросы. Ведущий предлагает следующую игру: “Я назову вам два отрицательных состояния, а потом буду называть разные свойства этих состояний. А вы попробуете отгадать, какое свойство к какому состоянию больше подходит”.

Состояния гнева и печали.

Как вы думаете, что легче, а что тяжелее? Что мягче, а что жестче? Что быстрее, а что медленнее? Что острое, а что тупое? Что шершавое, а что гладкое? Что громкое, а что тихое? Что холодное, а что горячее? Что черное, а что белое?

Состояния радости и гордости. Что быстрее, а что медленнее? Что громкое, а что тихое? Что большое, а что маленькое? Что шершавое, а что гладкое? Что легче, а что тяжелее? Что соленое, а что сладкое? Что мягче, а что жестче?

Совершенно не обязательно, чтобы мнение всех участников группы по каждому пункту полностью совпадало.

3. (Разбиться на 2 – 4 группы) каждой группе раздается по листку с каким-либо эмоциональным проявлением и предлагается из большого набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как какое-то из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Представитель каждой группы описывает эмоцию, остальные группы, глядя на выбранные предметы, должны отгадать, какое состояние загадал водящий.

Пример 1. “Раздражение”. “Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое как наждачная бумага, кисло-горькое как лимон, твердое как камень, угловатое как деталь от детского конструктора, трескучее как барабан”

Пример 2. “Обида тягучая как жвачка, мокрая как водоросли, липкая как мед, тупая как исписанный карандаш, черная как ночь”.

4. При помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния человека так, чтобы члены других групп догадались, что это за состояние.

Молодцы! Все отлично справились с предложенными заданиями! Вы знаете отрицательные и положительные эмоции, определяете их свойства, описываете с помощью различных предметов, а также прекрасно показали их при помощи поз, жестов и мимики.

Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, понимание своих эмоций и чувств, а также эмоциональных проявлений других людей является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Рефлексия выступления. Родителям предлагается отметить положительные и отрицательные стороны выступления на листках с изображением лица: улыбающееся – что понравилось, печальное – что не понравилось. Затем все встают в круг и под музыку передают листки друг другу, когда музыка останавливается, каждый по-очереди зачитывает те высказывания, которые оказались у него в руках.

Психолог благодарит присутствующих за сотрудничество!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Рябинка»

Материалы ко дню открытых дверей

на тему: «Развитие эмоциональной сферы»

Подготовила:

Педагог-психолог Анциферова О.Р.

г. Лангепас 2009г.

Приложение к материалам ко дню открытых дверей

Анализ проведенного мероприятия

11.03.2009г. в нашем детском саду прошел день открытых дверей, тема которого «Развиваем речь все вместе». В рамках этого дня, мною было проведено мероприятие с родителями на тему «Развитие эмоциональной сферы».

Читайте также:  Изобразительная деятельность как форма развития творческих способностей ребенка

Основной целью было показать родителям важность эмоционального развития дошкольников, познакомить родителей с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

При подготовке к данному мероприятию была проведена следующая предварительная работа:

  • подбор упражнений;

  • выполнение пособий для проведения выбранных упражнений.

В процессе открытого мероприятия мною был проведен мини-тренинг с родителями, направленный на развитие эмоций. Родителям было предложено разделить эмоции на две группы: отрицательные и положительные, определить их свойства, описать с помощью различных предметов, а также показать их при помощи поз, жестов и мимики.

В ходе мероприятия родители были активны: принимали участие в обсуждении предложенной темы, участвовали в тренинге. В конце мероприятия была проведена рефлексия, которая показала, что родителям понравилось выступление и предложенные задания. Однако было и два отрицательных отзыва:

  1. тренинг оказался коротким;

  2. не всем родителям было понятно, как применить полученные знания на практике.

На второй отрицательный отзыв были даны разъяснения на деловой игре «Вопросы – ответы».

На открытом мероприятии присутствовало 7 родителей.

Я считаю, что поставленная цель была достигнута: родителям была предоставлена информация о важности эмоционального развития детей, а также они познакомились с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые можно использовать для занятий с детьми дома.

Вывод:

  1. В процессе мероприятия поставленная цель балы достигнута;

  2. В дальнейшем к проводимым мероприятиям, необходимо подготавливать:

    • дополнительный материал (рекомендации) для родителей в виде памяток, брошюр;

    • выставочный материал для родителей по теме мероприятия

Источник

Шапошникова Марина
Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы»

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

Ход:

«Давайте познакомимся!». Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой и на любую другую букву своего имени. Например, имя Вероника – веселая, настойчивая.

Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т. д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая,когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.

Читайте также:  Связь уровней нервной системы с этапами психомоторного развития ребенка

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.

Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Источник

Светлана Теряева
Тренинг для родителей «Какую роль играют эмоции в развитии детей с ОНР»

Цель тренинга: обратить внимание родителей на то, какую важную роль эмоции играют в развитии ребёнка с ОНР.

Задачи тренинга:

• обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной сферы человека;

• познакомить родителей с влиянием эмоций на развитие детского организма;

• способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком.

Материалы и оборудование: таблица «Чувство», бланк к упражнению «Посылка «Я – сообщения», бланк к упражнению «Пирог счастья», памятки для родителей, проектор, презентация.

Конспект тренинга

Упражнение “Мы похожи?”

Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Процедура: Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что.

Я отличаюсь от тебя тем, что.

Мини – лекция «Какую роль играют эмоции в развитии детей с ОНР»

Ведущий: Главная функция эмоций – лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение. Поговорим о том, какую роль играют эмоции в развитии детей, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Упражнение «Узнай эмоцию»

Цель: развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния невербально.

Участники садятся в круг, и каждый по очереди показывает другим какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные пытаются отгадать.

Инструкция: «Предлагаю каждому из вас по очереди показать какую-либо эмоцию или чувство при помощи мимики, жестов, поз. Остальные попытаются отгадать – какое чувство или эмоция была продемонстрирована».

Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка на башкирском языке

Вопрос к родителям: «Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?»

Ответы родителей.

Вывод ведущего: «Умение понимать эмоциональное состояние другого человека невербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием. Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».

Мини-лекция «Последствия выражения эмоций»

Ведущий: Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия.

Упражнение «Бабочки»

Цель: Через собственные ощущения понять что чувствует ребёнок в той или иной ситуации.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.

Вопросы:

– Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

– Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

– Какие чувства испытывали “дети” во втором случае?

– Какие чувства испытывали “взрослые” во втором случае?

Упражнение “ Руки ”

Цель: понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей.

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таковых действий ведущим не производится. Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Мини-информация: «Я»-«Ты» сообщения

Ведущий записывает на доске схему «Я-высказываний»:

«Я чувствую. (эмоция, когда ты. (поведение, и я хочу. (описание действия)».

Далее идёт сравнительный анализ техник Я – Ты сообщений.

Упражнение «Посылка «я-сообщений»

Участникам в парах раздаются примеры конфликтных ситуаций. Предлагается построить «Я» – высказывания в ответ на «Ты» – сообщение. Использовать схему.

Инструкция: «Прочтите ситуацию, изучите Ты – сообщение и напишите “Я – сообщения” в третьей колонке.

Обсуждение упражнения с родителями.

Выводы ведущего: “Ты-сообщения” являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т. к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).

“Я-сообщения” являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на вас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.

“Я-сообщения” бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.

Упражнение – «Пирог – счастья»

Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются ингредиенты для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.

Задание: Написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов. Озвучить каждый из вариантов.

Пример: Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!

Рефлексия

Родителям предлагается поделиться своими впечатлениями от тренинга.

Список литературы:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. ACT. «Астрель» – 2006.

2. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя.

3. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 5-9 классы.

4. Ильдеркина С. Н. Тренинг для родителей: «В мире детских эмоций». -Новочебоксарск, 2008.

5. Рахмаштаева В. А. Психология взаимоотношений. – М. : «Просвещение», 1996.

6. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе. – СПб: «Речь», 2006.

7. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. – М. 1999.

8. Щербатых Ю. Избавиться от страха. -М. : «Эксмо», 2006.

9. https://msk.treko.ru/show_dict_775

10. https://trepsy.net

11. https://psylist.net

12. https://festival.1september.ru/

Источник