Занятия с ребенком с задержкой развития
С того момента, как поставлен диагноз «задержка речевого развития», начинается активная, непрерывная коррекционная работа. Участие родителей в этом процессе играет огромную роль. Без регулярных домашних занятий с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) достичь устойчивого положительного результата будет невозможно. Но многие родители, столкнувшись с этой проблемой, не представляют, как заниматься с ребенком с ЗРР.
Правила проведения коррекционных занятий при ЗРР
ЗРР (задержка речевого развития) предполагает определенные патологии в нервной системе. Тяжесть этих патологий зависит от возраста и наличия органических поражений, ставших причиной ЗРР. Но общим является то, что таким малышам сложнее сконцентрироваться на задаче, их внимание неустойчиво. Поведение проявляется двумя крайностями: гиперактивностью или пассивностью. Традиционные занятия и упражнения не подходят. Необходимо учитывать эти особенности и подбирать форму занятий соответственно им.
Все занятия по преодолению ЗРР должны проходить в форме игры. Заинтересованность в происходящем, положительный настрой облегчат процесс усвоения новой информации.
Все занятия с ребенком с ЗРР должны быть направлены на достижение следующих целей:
- развитие моторики (мелкой, общей, но в первую очередь, артикуляционной);
- побуждение к общению;
- пополнение словарного запаса (пассивного и активного).
Обязательная часть домашних занятий по коррекции ЗРР — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной. Сложность и продолжительность упражнений увеличивают постепенно.
Но перед тем, как заниматься при задержке речевого развития (ЗРР) специальными упражнениями, необходимо четко уяснить следующие правила:
- несмотря на то, что определенное взаимопонимание с ребенком уже сложилось, необходимо создать все условия, чтобы возникла потребность в речи. А это означает, что с этого момента жесты, указания не предметы, крики и другие привычные способы общения перестают действовать. Непонимание со стороны окружающих приведет к детским истерикам, но заставит искать другие способы коммуникации;
- критика, давление с целью ускорить процесс недопустимы. Темп прогресса такими методами ускорить нельзя, он зависит от индивидуальных особенностей;
- для эффективности занятий необходим хороший контакт, доверительные отношения между взрослым и ребенком;
- все игры для детей с задержкой речевого развития должны проходить в комфортное время, когда малыш настроен на занятие и находится в хорошем настроении.
Упражнения и игры при ЗРР не должны быть чрезмерно продолжительными. Занятие должно прекращаться до потери интереса со стороны малыша. Постепенно, если интерес к игре не угасает, время занятий можно увеличивать, также как и сложность.
Выбор того или иного упражнения или игры должен определяться совместно с наблюдающим специалистом, в зависимости от основной проблемы.
Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.
Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.
Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.
Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Угадай-ка | Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит |
Имитация | Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное. Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков |
На прогулке | Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их. В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их |
Домашний оркестр | Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал |
Скажи, что звучит | Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться |
Важно! При проведении занятий при коррекции ЗРР (да и вне их) взрослый должен тщательно контролировать свою речь, исключив сюсюканье. Интонации ровные, дружелюбные.
Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Монохромная мозаика | Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук |
Повтори | Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек) |
Найти пару | Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой. |
Лабиринт | Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер. Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта |
Составь фигуру | Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон |
Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.
Важно! Упражнения надо регулярно заменять, вводить новые, при необходимости возвращаться к отработанным ранее. Нужно внимательно отслеживать заинтересованность ребенка в игре и подстраиваться под нее. Выбор материалов также зависит от интересов и возраста.
Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики
Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.
Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:
- задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
- грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
- длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
- маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
- трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
- забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
- чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.
Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.
Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.
Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи
Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.
Очень полезно при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.
Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.
Техника выполнения занятия:
- «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
- «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
- «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
- «иии» — в стороны, вниз;
- «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
- «эээ» — движение рук в стороны, вниз.
Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».
При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.
Видео
095
Источник
Диагноз «ЗПР» или «ЗПРР» ставят детям дошкольного и младшего школьного возраста. Позже, при сохранении отставания по основным показателям интеллекта, ребенку меняют диагноз на «умственная отсталость».
Чем раньше вы заметите отставание в развитии вашего ребенка и начнете заниматься с ним, тем выше возможность развития его интеллекта до уровня нормы.
Задержка развития обычно характеризуется неравномерностью интеллектуальных показателей, одни из них могут быть грубо снижены, другие – на уровне, или даже выше нормы. Например у детей с задержкой речевого развития, могут быть хорошо развиты конструктивные способности, но мелкая моторика быть крайне неловка. Необходимо осознавать важность всестороннего развития ребенка, и стимулировать развитие тех функций, которые развиваются медленнее нормы.
Часто родители, узнав о задержке развития своего ребенка, начинают водить его в развивающие центры, ходят на занятия к логопедам, дефектологам, психологам, надеясь, что специалисты «быстренько все подкорректируют и исправят». К сожалению, большой объем занятий вряд ли сможет принести желаемый результат, особенно если специалистами, а в первую очередь родителями, не будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.
Дети с задержкой развития обычно быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, отвлекаются и истощаются. Поэтому, из часа, проведенного на занятии со специалистом, малыш может усвоить только первые 10-15 минут, после чего его внимание истощится.
На мой взгляд, гораздо больший результат приносят небольшие по времени занятия 2-3 раза в день. Заниматься с ребенком могут сами родители по рекомендованной логопедом и психологом программе. А специалисты посещаются для оценки динамики, проведения специализированных и групповых занятий с ребенком.
Вначале хотелось бы остановиться на организации процесса данных занятий.
- Организация пространства. Для занятий с ребенком подойдет обычный детский стульчик и столик, подходящие малышу по размеру. При этом стоит убрать из прямой видимости ребенка игрушки, цветные картинки и плакаты, которые могут отвлечь его внимание от работы.
- Регулярность. Если вы приняли решение и осознали необходимость занятий с ребенком, то это стоит делать регулярно. Первое время малыши часто капризничают, отказываются садиться за стол, раскидывают игровой материал. Стоит понимать, что таким образом они пытаются «манипулировать» родителями, избежать возможно не самой интересной для него деятельности, требующей большой концентрации внимания и интеллектуальной нагрузки.
- Режим. Занятия лучше проводить ежедневно в одно и то же время. Подбирать его лучше с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка, чтобы малыш не был утомлен или голоден. Режим приучает ребенка к дисциплине, и даже самый капризный и непоседливый малыш через несколько занятий «смиряется» с их «неизбежностью», протесты становятся меньше и постепенно исчезают совсем.
- Ограничение во времени. Часто дети с задержкой развития с трудом концентрируют и удерживают внимание, быстро утомляется, поэтому первые занятия можно начать с 5-10 минут. Постепенно ваш малыш будет удерживать внимание все большее количество времени, поэтому и занятия можно будет продлить.
- Смена деятельности. Не стоит пытаться выучить с малышом весь алфавит за одно занятие. Дети с задержкой развития усваивают материал несколько медленнее, требуя множественного повторения и максимального упрощения информации. Таким образом, лучше за одно занятие «познакомиться» с одним цветом, , чем изучать всю палитру на картонных карточках. Например можно предложить малышу найти различные предметы, в него окрашенные, потом, подключая мелкую моторику, скатать несколько колобков и колбасок изучаемого цвета, порисовать таким же карандашом, или кисточкой с краской.
А теперь о главном – о содержании занятий.
Обычно занятия для дошкольников включают в себя следующие блоки заданий:
- Получение новых знаний. Обучающие занятия, в процессе которых ребенку необходимо запомнить какой-то материал, научиться чему-то новому. Например изучение форм, цветов, цифр, букв. Материалы для этого возможно использовать самые разные: развивающие карточки, книжки со звуковым модулем на подходящую тематику, обучающие мультфильмы.
- Развитие речи. При задержке речевого развития, целесообразно посетить логопеда-дефектолога. Он предложит курс занятий с ребенком, если это позволит состояние малыша и его возможность удерживать внимание достаточный период времени. Если же занятия со специалистом невозможны, логопед-дефектолог сможет подобрать вашему малышу определенный набор методик и материалов, по которым Вы сможете заниматься с ним дома.
- Развитие конструктивных способностей.
Материалы подбираются в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка. Чаще всего используются пазлы картонные плоскостные, кубики с картинками, конструкторы, доски Сагена или подобные им рамки-вкладыши, сортеры, пирамидки разной сложности.
4. Развитие мелкой и крупной моторики.
Лучшим материалом для развития моторики я считаю пластилин. Причем не мягкое тесто для лепки, а именно пластилин в брусочках, он более твердый и требует приложения усилий для его разминания, что тренирует маленькие пальчики. Разумеется, не стоит начинать игру с пластилином со сложных поделок, достаточно научить малыша катать шарики и колбаски, и дать ребенку возможность проявить фантазию, составляя из них композиции. Пластилином можно рисовать картины, размазывая его в пределах контура рисунка, делать различные аппликации.
Малышам с года можно предложить поискать небольшие игрушки в банке с гречневой или пшенной крупой, порисовать пальчиковыми красками. Для более старших детей будет полезно учиться рисовать кистью и карандашом, нанизывать бусины на шнурочек, делать аппликации с использованием мелких деталей (основу с любимыми героями вашего ребенка и самоклеящиеся детали можно приобрести в магазине).
5. Развитие представлений об окружающем мире. Разумнее проводить такие занятия на улице, рассказывая ребенку обо всем, что вы видите вокруг. Кроме называния предметов окружающего мира, и рассказа об их особенностях и функциях, можно перенести полученные «теоретические» знания на практику. Так малышу может понравиться игра, в которой вы будите искать предметы определенного цвета или формы. Или наглядно продемонстрировать отношения: «большой – маленький», «высокий – низкий», «далеко – близко».
На улице ребенок сталкивается с массой стимулов и раздражителей, его внимание не концентрируется на одном объекте, а поверхностно переключается с одного предмета на другой. Когда родитель привлекает внимание малыша к конкретному объекту, к его особенностям и деталям, ребенок учится произвольно (то есть посредством волевого усилия) концентрировать внимание.
Родителям необходимо научиться замечать развитие своего ребенка. Да, дети с задержкой развития развиваются иначе, а занятия с ними могут долгое время не приносить существенного прогресса. Скорее всего, ребенок не запомнит с первого раза названия цветов и геометрических фигур, не сможет пересказать сказку, или за один день выучить стихотворение. Но уже через несколько занятий, вы станете замечать, что малыш может усидеть за столом большее количество времени, и работает более сосредоточено. Постепенно увеличится время произвольной концентрации внимания, объем памяти. А это и является залогом успеха в развитии ребенка.
Я рекомендую родителям набраться терпения – каждым занятием вы стимулируете развитие вашего малыша, и результат обязательно будет, возможно не через неделю или месяц, возможно через год. Не стоит ориентироваться на сверстников Вашего ребенка, и их достижения. Ваш ребенок не хуже других, просто его путь развития отличается от общепринятых стандартов. И в ваших силах развить весь потенциал малыша, значительно приблизив уровень его интеллектуального развития к норме.
Источник