Занятия с ребенком по развитию фразовой речи
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Вид занятия: Фраза+грамматика, 3 группа, средняя п/гр
Логопед: Халапова А.К.
Тема: Предложение типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)
Цель занятия: Продолжать тренировать детей в умение самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)
План
Название этапа | Цель этапа | Время | |
1 | Орг. момент | Собрать внимание детей, настроить на работу с предложением. | 2 мин. |
2 | Д/и «Запомни предложения» | Тренировать детей в составлении предложений с опорой на картинки малых сюжетных форм, расширять объем слухоречевой памяти. | 3 мин |
3 | Д/и «Скажи наоборот» | Расширять глагольный словарь, уточнять понимание смысла антонимов, закреплять употребление антонимов во фразовой речи. | 4 мин |
4 | Составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно | Тренировать детей в составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно, в составлении графической схемы предложения. | 4 мин |
5 | Д/и «Замени слово» | Тренировать детей в умении осуществлять практический анализ предложения 3-ей модели по количеству слов, выделять последнее слово и заменять его другим с опорой на схему. | 5 мин |
6 | Составление предложения типа: прил.+сущ.+глагол с прилагательными большой-маленький самостоятельно | Продолжать тренировать детей в умении самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол. | 6 мин |
7 | Образование мн. числа сущ. и глаголов несов. вида с окончанием -ут, -ют. | Тренировать детей в умении образовывать мн. число прил, сущ. и глаголов несов. вида с оконч. -ут, -ют | 5 мин |
8 | Итог | Закреплять в пассиве понятие «предложение» | 1 мин |
ГБОУ ЦРР – детский сад № 272
3 группа
Развернутый конспект открытого занятия по разделу: фраза+грамматика
Тема: Предложение типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)
Цель занятия: Продолжать тренировать детей в умение самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол (4 м.)
Логопед: Халапова А.К.
20012/2013
1. Орг. момент:
Цель: Собрать внимание детей, настроить на работу с предложением.
Инструкция: Здравствуйте, дети. Слушайте внимательно, кто, что делает. Сядет тот, кто исправит ошибку: «Девочка сажает цветы», «Девочка ест молоко», «Девочка моет волосы», «Девочка строит гараж».
Итог: Вы говорили предложение. Что вы делали? Говорили предложение. Сегодня будем слушать и говорить предложение.
2. Д/и «Запомни предложения»
Цель: Тренировать детей в составлении предложений с опорой на картинки малых сюжетных форм, расширять объем слухоречевой памяти.
Инструкция: Говорите кто, что делает, запоминайте предложения по порядку. Вместе (с опорой на картинки малых сюжетных форм): «Девочка поливает цветы», «Девочка пьет молоко», «Девочка расчесывает волосы», «Девочка рисует гараж». Вспоминайте предложения по цепочке. Начинаем цепочку с Раиля.
Итог: Вы запоминали предложения. Что вы делали? Запоминали предложения.
3. Д/и «Скажи наоборот»
Цель: Расширять глагольный словарь, уточнять понимание смысла антонимов, закреплять употребление антонимов во фразовой речи.
Инструкция:
– Говорите предложения «кто, что делает», кладите картинки слева направо: «Малыш плачет» – «Малыш смеется», «Мальчик надевает» – «Мальчик снимает», «Дедушка лежит» – «Дедушка сидит», «Мальчик входит» – «Мальчик выходит», «Самолет взлетает» – «самолет садится».
– Ищите картинку – наоборот, говорите предложение «Чей, кто и что делает», отдавайте картинку мне: «Мой малыш плачет – мой малыш смеется»
Итог: Вы искали картинки – наоборот и говорили предложение.
4. Составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно.
Цель: Тренировать детей в составление предложений типа: подл.+сказ.+доп. с глаголами шьет, моет, рисует, пьет самостоятельно, в графическом обозначении предложения.
Инструкция: Берите картинку, кладите перед собой. Берите коробочки, кладите справа. Говорите предложение по цепочке. Что будете говорить? (Будем говорить предложение) Начинает цепочку Раиль. Сколько слов говорил? (Говорил три слова) Положите столько полосочек, сколько слов говорили. Какая первая полосочка? (первая полосочка с хвостиком) Что ставите в конце предложения? (ставим точку).
Итог: Вы говорили предложение.
5. Д/и «Замени слово»
Цель: Закреплять умение детей анализировать фразу 3-ей модели по количеству слов, выделять последнее слово и заменять его другим с опорой на схему.
Инструкция: Покажите первую полосочку, назовите первое слово. Покажите вторую полосочку, назовите второе слово. Покажите третью полосочку, назовите третье слово. Ведите пальчиком по полосочкам, читайте предложение: «Девочка моет окно точка» Переверните последнюю полосочку. Говорите предложение, меняйте последнее слово. Собирите полосочки, кладите коробочку на середину стола.
Итог: Вы говорили предложение, меняли последнее слово.
6. Составление предложения типа: прил.+сущ.+глагол с прилагательными большой-маленький самостоятельно
Цель: Продолжать тренировать детей в умении самостоятельно составлять предложения типа: прил.+сущ.+глагол.
Инструкция: Открывайте папочки. Говорите предложение про большую и про маленькую, закрывайте картинку фишкой: «Большая коза жует» – «Маленькая коза пьет», «Большая лиса бежит» – «Маленькая лиса спит», «Большая корова идет» – «Маленькая корова лежит», «Большая девочка спит» – « Маленькая девочка сидит», «Большая птица сидит» – «Маленькая птица летит», «Большая собака пьет» – «Маленькая собака бежит» Открывайте картинки. Слушайте про большую, говорите про маленькую.
Итог: Вы говорили предложения про большую и про маленькую.
7. Образование мн. числа прил, сущ. и глаголов несов. вида с окончанием -ут, -ют.
Цель: Тренировать детей в умении образовывать мн. число сущ. и глаголов несов. вида с оконч. -ут, -ют.
Инструкция: Я буду говорить про один, а вы про много. Слушайте: корова жует – коровы жуют, птица поет – птицы поют, белка грызет – белки грызут, тетя моет – тети моют, девочка катает – девочки катают, мальчик рисует – мальчики рисуют.
Итог: Что вы делали? Говорили предложение про один и про много.
8. Итог:
Цель: Подвести итог занятия, закрепить в памяти детей понятие предложение.
Инструкция: Что вы говорили сегодня? (Мы говорили предложение) Наше занятие закончено. Спасибо.
Источник
Ольга Сазонова
Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией «Петя в деревне»
Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией.
Выполнила:
Сазонова О. В. – учитель-логопед МБДОУ «БЕРЕЗКА»
Красноярск 2012г.
Пояснительная записка
Системное недоразвитие речи – это речевая патология, при которой у детей с нормальным слухом и первично нарушенным интеллектом отмечается стойкое отставание в формированиивсех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Данная программа составлена для работы с мальчиком Мишей Э. – СНР 1 уровень, моторная алалия.
Обследование речи Миши Э (3г. 6м.) СНР 1-2 го уровня выявило в импрессивной речи: понимание отдельных слов и простейших инструкций с глаголами (дай, покажи, иди, сядь, отсутствие дифференциации форм числа и рода имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Пассивный словарь шире активного. В активном словаре преобладают отдельные общеупотребительные слова с нарушенной слоговой структурой, но есть единичные примеры двухсловной фразы (Это мама. Вот папа.).
Тема: «Петя в деревне»
Цель: Расширение объема простого предложения за счет введения однородных сказуемых
Задачи:
Научить составлять простое предложение с однородными сказуемыми.
Закрепление навыка составления простого предложения по модели Кто? Что делает? Что?
Обучение играм «Кто спрятался в домике», «Кто за кем идет», направленных развитие зрительной, речеслуховой памяти.
1.«Идите с нами играть».
Логопед: Игрушкам скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами.
Чтобы они услышали нас, надо звать громко,вот так:
Лошадка, иди!
Собачка, иди!
Кошка, иди!
2.«Кто, что любит?»
Логопед раздает предметные картинки с изображением «лакомых блюд» для животных. Задает вопросы о том, что любят разные животные.
Ребенок поднимает картинку и отвечает на вопрос предложением.
-Что любит собака?
– Собака любит кость. И т. д.
3. Логопед читает сказку, комментирует, распределяет роли, раздает маски, инсценируется диалог.
Составление предложений по вопросу:
Кто мяукает?
Кошка что делает?
Кто мычит?
Корова что делает?
Кто лает?
Собака что делает?
2. Составление предложений с однородными сказуемыми.
Как корова ест?
Корова жуёт.
Как корова голос подает?
Мычит.
Корова жуёт, мычит.
Что делает собака?
Бегает.
Как собака голос подает?
Лает.
Собака лает, бегает.
Что делает кошка?
Царапается.
Как кошка голос подает?
Мяукает.
Кошка царапается, мяукает.
Кто ухаживает за животными в деревне?
Что он делает? (кормит, пасет, стрижет, убирает)-ухаживает
Что мы сегодня делали?
А ты мог бы помочь Пете?
Что бы ты сделал?
Мы говорили с тобой о том, как Петя жил в деревне?
В какое время года он был
Литература:
1. Хрестоматия по логопедии. Том 2 статья Б. М. Гриншпуна «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов». М. «Владос»1997г.
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под. Ред. Г. В Чиркиной. М.: Просвещение 2008г.
3. Основы логопедической работы с детьми под. Ред. Г. В Чиркиной. М.: Аркти, 2002г.
4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Г. Б. Фомичева, Г. В. Чиркина. М.: Айрис Пресс, 2004г.
5. Формирование речи у дошкольников. Л. Н. Ефименкова М.: «Просвещение», 1981г.
6. Речевые игры с детьми. В. И. Селиверстов. М.: «Владос» 1994г.
7. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников» С-П КАРО, 2005г.
Источник
Упражнения для развития речи
Развитие слуха
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. “Назови слова” (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
“Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А” (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
“Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П” (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
“Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л” (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение №2. “Хлоп-хлоп” (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
- “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши”.
Вариант: ребенок должен “поймать” звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
- “Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза”.
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение №3. “Играем со словом” (обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
“Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове “лягушка”, “флаг”, “стол” и т.д.”.
Задание №2.
“Назови, какой звук первый / последний в слове “луч”, “сила”, “диван” и т.д.”.
Задание №3.
“Назови все звуки по порядку в слове “небо”, “туча”, “крыша” и т.д.”.
Задание №4.
“Какой звук в слове “рыбка” стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.”.
Упражнение №4. “Путаница”.
“Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую “раз-два”
И приказываю вам
Всех расставить по местам”.
Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. “Придумай новое слово”.
Задание: “Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом дым”.
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение №6. “Кружок”.
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: “Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово “мак”. Сколько кружков надо нарисовать? Три”.
Образец: МАК – 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове “конь” букв 4, а звука три – [к – о – н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение №7. “Длиннее-короче”.
Задание: “Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Вот, например, слово “нос”. Его можно сказать, а можно написать – но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать”.
Слова для сравнения: стол – столик, карандаш – карандашик, усики – усы, пес – собака, хвост – хвостик, змея – змейка, червяк – червячок.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Упражнение №8. “Игра в слова”.
Задание №1.
“Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты” (овощи, деревья, цветы, диких и домашних
животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
“Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель – метет, а гром – …, ветер – …, а снег – …, дождь – …, а солнце – …”.
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: “А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?” Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: “Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?” Упражнение №9. “Признак”.
Задание №1.
“Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?”
железо – бумага – дерево – снег – пух – стекло –
Задание №2.
“Назови другой предмет, такой же белый, как и снег”.
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый,
как и дыня).
Задание №3.
“Сравни:
по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности – веревку и нитку, камень и глину;
по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте – куст и дерево, гору и холм”.
Упражнение №10. “Угадайка”.
Задание: “Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит –
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал –
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это”.
Упражнение №11. “Слова-приятели” (упражнение на синонимы).
Задание №1.
“Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?” (Грустный) “Ценный – это какой? Жесткий – это какой?” Задание №2.
“Каким словом можно заменить слово “конь”? Слово “врач”, “чашка”, “пища”?”
Задание №3.
“Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?”
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение №12. “Слова-неприятели” (упражнение на антонимы).
Задание: “Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №13. “Один и много” (изменение слов по числам).
Задание №1.
“Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу “карандаш”, а ты должен сказать “карандаши”.
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.
Задание №2.
“А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты – один”.
когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. “Уменьшение”.
Задание: “Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч – это мячик, а маленький стол – …”.
трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. “Закончи слово”.
Задание: “Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…” (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение №16. “Объясни слово”.
Задание: “Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?”
нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел; мех, алмаз, соединить, лопата; меч, неприятность, храбрый, герой; стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения – научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №17. “Кто? Что?” (составление предложений по разным моделям).
Задание: “Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко”‘.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение №18. “Закончи предложение”.
Задание: “Попробуй угадать конец фразы”.
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .
Упражнение №19. “Добавь слова” (распространение предложений).
Задание: “Сейчас я скажу предложение. Например, “мама шьет платье”. Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?” Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №20. “Составь фразу” (образование предложений из слов).
Задание №1.
“Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро”.
Задание №2.
“Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?”
- Дымок, идет, трубы, из.
- Любит, медвежонок, мед.
- Стоят, вазе, цветы, в.
- Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Упражнение №21. “Пропавшие слова”.
Задание: “Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие “.
- Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
- Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
- Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №22. “Найди ошибку”.
Задание №1.
“Послушай предложения и скажи, все ли в них верно”.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.
“Как нужно исправить предложение?”
Упражнение №23. “Объясни”.
Задание: “Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни”.
Упражнение №24. “Что имеется в виду?” (тренировка на понимание переносного смысла).
“Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор – железный человек золотая стрела – золотые руки ядовитый укус – ядовитый взгляд острый нож – острое слово низкий стол – низкий поступок черствый хлеб – черствый человек”.
Упражнение №25. “Правильно или нет?”.
Задание: “Как ты думаешь, можно ли так сказать?”
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: “Почему предложения неточные?” Упражнение №26. “Где начало рассказа?”
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок.
Задание: “Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она”.
Упражнение №27. “Рассказ по картинке”.
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
- О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
Упражнение №28. “Подбери рифму”.
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково,
например, вол – гол.
Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:
каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка.
Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.
Упражнение №29. “Составь предложение”.
Задание: “Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: “В лесу идет дождь.
Гремит гром”. Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика “и”, тогда из двух получится одно. “В лесу идет дождь, и гремит гром”.
Теперь попробуй сам”.
Ярко светит солнце. Поют птицы.
Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.
Дети вышли гулять и …
По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами “а”, “но”, “хотя”, “зато”, “если, … то”.
Источник