Занятия с ребенком на развитие воображения

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Читайте также:  Играть онлайн 5 лет ребенку развитие

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно,можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

личностью.

Источник

Картотека игр для развития воображения

Подготовила педагог:

 Афанасьева Ирина Михайловна

Мастер-ломастер

В этой игре требуется примерить на себя роль диверсанта. А именно – каким-нибудь обратимым способом вывести из строя одну из игрушек. Можно, например, снять колесо у машинки, неправильно одеть куклу. Затем предложить ребенку поиграть с этим и наблюдать за реакцией. При необходимости помочь справиться с поломкой. Такое упражнение помогает развить смекалку, воображение, задействует образное мышление и зрительную память.

Золушка

Для этой игры понадобятся разноцветные фигурки одинакового размера из картона (круги, квадраты, прямоугольники вполне можно вырезать самому. Полученные фигурки складываются в мешочек или коробку.

Далее ребенку объясняются условия: в гости к твоей любимой кукле  приезжала фея  и привезла подарки. Станут таковыми они после полуночи, а пока они выглядят как вот эти разноцветные фигурки.

«Давай попробуем угадать, что именно подарила нам добрая крестная!» –Например, можно представить, что черный квадрат – это эскимо, или чемодан, или калькулятор, или… что-то еще:).

Летели облака…

На прогулке спросить ребёнка «На что похожа вон та туча?», «О чем могут говорить те два воробья?», «А что в луже? Наверняка там кто-то живет?..»

Важно позволять ребенку фантазировать. Если какое-то явление природы или слово ему неизвестно, давай разъяснения. Естественно, при этом стоит отличать ложь от мечтаний. Объясни, что ложь – это нечестный рассказ о реальных событиях, а фантазирование – это выдумывание своих собственных «сказочных» событий.

Игры с проволокой

Согнув проволоку в виде рамки, можно предложить малышу идею о том, что это картина, и поочередно смотреть через нее на все, что есть в комнате. Малыш с удовольствием выполнит роль гида-экскурсовода-искусствоведа и расскажет, что же изображено на каждой из «картин».

Что я делаю?

например, что ты – рыбак. Взрослый начинает изображать своего персонажа жестами: берет воображаемую удочку, разматывает, надевает наживку, забрасывает и т. д.

Когда малыш запомнит, какое действие соответствует каждому из движений, можно начинать запутывать его: совершать действия в неверной последовательности или называть одно, «играя» другое.

Цель – спровоцировать ребенка исправить тебя или дополнить историю таким образом, чтобы получилось стройная теория.

Кроме развития воображения это еще и очень познавательная забава.

Кто ты?

Малыш должен показать, как ведет себя воображаемый персонаж, а твоя задача – отгадать, кто же это.

Изображать можно кого угодно: животных, людей разных профессий и призваний (тот же рыбак, солдат, врач), неживые предметы – чем шире диапазон ролей, тем лучше.

Потом вы можете поменяться ролями.

Фантазии на тему…

Рассказывая знакомую историю, допускаешь смысловые ошибки. Например, так: «Пошла Синяя Шапочка к дедушке через поле. Потому что велел ей батюшка отнести деду блины к завтраку…»

Каждый раз, когда ты будешь отступать от достоверного сюжета, ребенок будет тебя исправлять. Со временем ему самому захочется фантазировать на тему сказок. Это неплохой способ поработать над воображением, а еще своеобразный стимул детской самостоятельности в мышлении.

Жидкая радуга

Взять несколько стаканов с водой и растворить немного красок разных цветов в каждом из них. Показать малышу, что случится, если смешать жидкости двух разных оттенков.

Фантазер

Просто нужно смотреть вокруг и фантазировать на тему первого, что попадет в поле зрения: «Смотри, собачка! А как ты думаешь, куда она побежала? Кто ее там ждет? О чем она думает?..»

Немое кино

Играя в пантомимы с ребенком, можно попробовать изображать жестами сюжет сказки, можно показывать какие-нибудь эмоции с тем, чтобы ребёнок отгадывал. Потом вы можете поменяться местами.

«Кто лучше всех танцует твист и рок-н-ролл?»

Требования к музыке – разная по темпу и настроению, желательно с четким ритмом. Пусть композиции сменяют друг друга по контрасту: быстрая – медленная, минорная – мажорная, ритмичная – плавная.

Задача ребенка – танцевать под музыку.

«Чтение по картинкам»

Для этой игры понадобится детская книга сказок с большим количеством картинок. Ребёнок рассматривает их, а потом спрашиваешь, о чем была сказка.

Попросить  ребенка описать картинки из книги. Возможно, ему удастся сочинить свою оригинальную историю о героях сказки.

Игры для детей 4–6 лет

Читайте также:  В какие игры играть с годовалым ребенком для развития

«Новая сказка»

Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных тобой персонажей,кроме реальных героев какой-то сказки еще и дополнительного участника. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и, скажем, Колобок – в качестве отсебятины. Малыш должен сочинить историю, в которой бы лишний персонаж гармонично дополнял сказку.

 «Принцесса-несмеяна»

С помощью считалки определяется ведущий-несмеяна. Задача всех остальных – по очереди смешить «принцессу» с условием, что прикасаться к ней нельзя. Тот, кому удастся вызвать улыбку, занимает место ведущего.

«Сегодня»

Один из участников становится ведущим, выходит из комнаты. Другие договариваются между собой о том, что каждый из них делал сегодня. Занятия нужно показать с помощью жестов.

Когда все готовы, в комнату входит  ведущий. Он спрашивает: «Что вы делали сегодня?» Остальные дети отвечают: «Угадай», – и начинают наглядную демонстрацию. Если ведущий угадывает, среди детей выбирают нового.

«Как ты лодку назовешь…»

Для этой игры понадобится несколько мелких предметов (брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.).

Ребенка просят назвать какой-то из предметов, а потом придумать для него другое применение (переназвать).

Например, кубик может стать кирпичом, палочка – шестом для прыжков в высоту, бусина – планетой и т. д.

Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая-то история?

Игра «Зоопарк»,

Инструкция детям. Давайте устроим зоопарк в нашей комнате. Сейчас вы должны превратиться в разных зверей и птиц и показать мне, как они ведут себя. Станьте птицам. Машите руками, как птица, когда она хочет взлететь… А теперь расставьте руки, как красивая птица, парящая в небе… Широко взмахивая крыльями так, как это делает гигантская птица: альбатрос, кондор или орел… Теперь машите крылышками очень быстро и часто, как совсем маленькая птичка, к примеру, колибри или королек… У вас хорошо получается! А сейчас изобразите мне, как выглядит черепаха, когда она опрокинута на спину… Ложитесь на спину, поднимите руки и ноги вверх и быстро притяните их к себе. Повторите это пару раз… У вас хорошо получается! А как ведет себя кошка? Станьте на четвереньки и покажите мне, как она изгибает спину, когда ссорится с другой кошкой или хочет напугать собаку. Теперь расслабьтесь и опустите спину вниз, чтобы ваш кошачий «горб» исчез. Два раза выгните и выпрямите спину по-кошачьи. Делайте это очень медленно и мягко, как только что проснувшаяся кошка… У вас замечательно получается! Изобразите мне очень высокого жирафа. Станьте, широко расставив ноги, и вытяните шею. Откройте свои красивые огромные глаза и вытяните шею вперед, вниз, в одну сторону, в другую… У вас получается великолепно! А сейчас изобразите молодого кенгуру. Я знаю, что этот зверь очень хороший прыгун. Прыгайте на месте вверх и покажите мне, какой высоты может быть прыжок. У вас хорошо получается! Покажите мне, как ведет себя змея. Ложитесь на пол и вытяните руки, ноги, растяните все тело как можно сильнее… А теперь покатайтесь по полу… Свернитесь в клубок… Снова немного вытянитесь… Еще чуть-чуть покатайтесь и снова свернитесь. У вас хорошо получается! Встаньте и встряхните руками и ногами.

«Мороженое»

Это красивая игра-фантазия, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела, представляя себя мороженым, тем самым развивая воображение. Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он – вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?. А цвета?. Вы очень вкусные; представьте, кто-то начал вас медленно есть. Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят! Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть. Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден… И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать. Во время проведения игры «Мороженое», Ваня Ч. представлял что он мороженое очень большое, и долго не изображал -что мороженое уменьшается, как Ваня Ч. объяснял после игры, ему очень понравилось изображать большое, розовое мороженое.

 «Танцующие марионетки» 

Это прекрасное поэтическое действо. Внимание детей последовательно обращается на разные части тела, так что у ребят возникает четкий образ своего тела. Кроме того, в упражнении задействуются воображение и музыкальность детей. Игра оказывает приятное расслабляющее действие, так как она сопровождается спокойной классической музыкой. Инструкция детям. Станьте на свое любимое место. Представьте, что вы – марионетки. Кукольник сидит над вами на потолке и держит вас за множество нитей. Я хочу посмотреть, как эти нити будут поднимать ваши запястья, локти, голову, колени, пальцы ног, живот и нос, живот и нос.

Кукольник говорит: «Мне нравятся эти марионетки. Я люблю на них смотреть, когда они двигаются в разных направлениях. Я хочу, чтобы они потанцевали». Посмотрите, как весело они взмахивают руками вверх и вниз. Мне нравится, как их головы качаются туда-сюда. И ноги тоже двигаются очень весело. Они поднимаются то вперед, то назад, то в сторону. Ваша спина тоже двигается. Она выгибается вперед и назад и крутится. И пальцы ног прыгают туда-сюда. Это очень весело. Ой! Сейчас что-то произойдет. Нить, державшую вашу голову, обрезали. Пусть ваша голова упадет вперед. Вы не можете больше ею двигать. Но все остальные нити еще держат вас и вертят вами. Ваши ноги и руки, колени и локти поднимаются и опускаются, и спину двигается. Ой! Теперь оборвались еще несколько нитей. Руки и голова вяло повисли. Они не могут больше шевелиться. Но ваши ноги и спина все еще скачут туда-сюда. Колени танцуют, ступни прыгают. Спина совсем развеселилась, радуется, прыгает и раскачивается. Ой! Теперь порвались нити, привязанные к спине. Только ноги все еще могут двигаться. Они качаются вперед и назад. Ступни танцуют. Коленки скачут вверх и вниз. Ой! Теперь порвались и эти нити. Что вы теперь можете делать? Ложитесь на спину, а я пройдусь и посмотрю на все обрезанные нити. Давайте дадим этим усталым хорошеньким марионеткам минутку покоя. После проведения этой подвижной игры, дети, а особенно продолжали изображать кукол-марионеток и самого кукольника. Девочки словно видели и чувствовали невидимые нити марионеток.

 «Преображение»

даётся очень хорошее задание на сотрудничество и развитие воображения. Игра укрепляет дружбу детей. Материалы: обруч для каждой пары. Инструкция детям. Найдите себе пару. Каждая пара берёт по обручу и кладёт его на пол. Один из вас встаёт в обруч. Второй стоит перед ним: один -скульптор и должен расположить все части тела своего товарища так, чтобы получилась какая-нибудь интересная фигура. Подумайте, что бы вы хотели сделать со ступнями, ногами, ладонями, локтями, руками, головой, губами, глазами вашего партнёра, будет ли он изображать ковбоя, танцовщицу, будет ли он деревом или лягушкой. Когда скульпторы закончат, они должны сесть на пол, а скульптуры остаться в тех положениях, которые им придали. (Пройдитесь с каким- нибудь ребёнком от скульптуры к скульптуре и расспросите детей об их ощущениях. Расскажите им, что вас заинтересовало, спросите о том, в каких положениях находятся их части тела. Так дети пополняют и уточняют свой лексический запас. Затем пусть дети поменяются ролями.) В этой игре дети с особым удовольствием изображали именно скульптора, потому что им предстояло придумать скульптуру, да ещё и изобразить её с помощью своего друга. При этом дети придумывали разные скульптуры: балерина, лягушка, пугало, эльф, и другие фигуры.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка 6 года жизни

 «Снеговик и солнечный зайчик»

 В этой игре дети должны распознавать различные части тела. Она развивает воображение детей и учит их ласково обращаться друг с другом. Игра расслабляет детей и приносит им много радости.

Инструкция детям. Найдите себе пару. Вы когда-нибудь лепили снеговика? Пусть один из вас будет снегом, а другой – скульптором. Снег мягко и расслабленно лежит на полу. (Обратитесь к ребенку, изображающему снег.) Снежок, почувствуй себя очень нежным и мягким. Когда скульптор будет двигать тебя за какую-нибудь часть тела, попробуй сохранять все остальные части тела неподвижными. Расслабь часть тела, которую двигают, чтобы твоему партнеру было легче слепить из тебя красивого снеговика. Когда он придаст тебе определенную форму, попробуй застыть в ней, словно ты обледенел. (Обратитесь к скульптору.) Представь, что ты в теплых перчатках – когда будешь лепить снеговика, твои руки не должны замерзнуть. Мягко возьми снег за руку. Положи ее туда, куда ты хочешь. Осторожно утрамбуй снег вокруг руки. А теперь возьми голову своего партнера. Осторожно разверни ее так, как ты хочешь, и вокруг нее также утрамбуй снег. Возьми своего друга под мышки и приподними его. Придай ему то положение, которое ты хочешь, и закрепи свою работу. Тебе нравится, как выглядит твой снеговик? Ты еще можешь что-то аккуратно поменять, например, придать другое выражение лицу снеговика, по-другому расположить колени, пальцы и т. д. Сделай снеговика таким, чтобы ты мог сказать: «Это мне нравится! » Потом закрепи свою скульптуру. Теперь снеговик готов. А сейчас скульптор превращается в солнечный зайчик. Солнечный зайчик излучает тепло, как солнце. Медленно шевели пальцами и изобрази руками большой круг. Медленно танцуй или ходи вокруг снеговика. Пусть тепло и свет от твоих солнечных рук падают на него, двигайся медленно, ощущая себя круглым, теплым и лучащимся… Продолжай двигаться и излучать тепло, даже когда заметишь, что снеговик начинать таять. Сначала снеговик стоит как замороженный, а солнечный зайчик обволакивает его светом и теплом со всех сторон. А теперь один кусочек снеговика начинает таять: сначала тает его голова. Пусть снеговик почувствует, как мокрые капли падают с его носа на землю. Пусть подбородок снеговика упадет на грудь. Пусть растает каждый его палец… затем запястье… потом локти… плечи… колени… бедра… голени… пальцы ног… В конце концов снеговик превратился в большую лужу воды и лежит на полу, совсем расслабленный и вялый. (Теперь вы можете предложить детям поменяться

«Доктор Айболит»

Цель: развивать воображение, выразительность движений и речь, групповую сплоченность, эмпатию; обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры. Педагог или ребенок исполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьяне, жалеет, лечит ее. После того, как доктор обойдет всех, обезьяны выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.

«Бабочки и слоны»

Цель: развивать воображение, выразительность движений, коммуникативные навыки.

Ход игры. Педагог предлагает детям превратиться сначала в слонов (дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом), а затем в бабочек (дети легко «порхают» по комнате и общаются).

«Фантазии»

Цель: развивать воображение, эмпатию, коммуникативные навыки.

Ход игры. Воспитатель исполняет роль журналиста, а дети выступают в роли мам. Журналист просит маму рассказать о своем ребенке: что в нем больше всего нравится и чем она не довольна, какие у него увлечения, и как она к ним относится.

«Хоровод сказочных героев»

Цель: развивать выразительность движений, групповую сплоченность, творческие способности.

Ход игры. Дети двигаются по кругу, подражая ребенку, который находится в центре круч а и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по своему желанию или по подсказке воспитателя.

  «Сложи сказку»(И.Климина),

 кол-во играющих: 6-7 человек.

 Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Развитие воображения, мышления.1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

  Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

И я! (народная игра),

 кол-во играющих: один или более.Развитие сообразительнос-ти, выдержки, чувства юмора.  Взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончанию игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.

   Взрослый начинает:

* Гуляла я как-то по лесу…

Дети:

* И я!

* И вдруг из-за дерева выскочил волк!

(Тишина).

* Он лязгнул зубами…

(Тишина).

* Я испугалась…

* И я!

* Но в этот момент из-за кустов выехала машина…

(Тишина).

* Волк убежал…

(Тишина).

* А я сила в машину…

* И я!

* Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…

* И я!

  Комментарии: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.

   Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.

* Я принесла новую игрушку.

* И я!

* Вадик попросил поиграть.

* И я!

* Я не дала ему игрушку.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Источник