Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Занятия с ребенком инвалидом на развитие thumbnail

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания  о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

1. Ритуал приветствия «Колокольчики»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя,  машут рукой).

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Чтобы  попасть  в  страну чудес,  волшебную  силу  нам  даст  колокольчик.  Закрой  глаза  и  слушай перезвон. Чем  внимательнее  ты  будешь  слушать,  тем  больше  силы  получишь. Открывай глаза,  мы  уже  в волшебной стране.

– Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А  в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой  выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки  по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету».

2. Задание «Творческая мастерская»

Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

 /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

 /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,   

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, 

 /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. 

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.  

 /гладить шаром каждый палец/

4. Задание «Головоломка»

Психолог: Сейчас мы с тобой  будем выполнять следующее задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.

5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс!!!! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Читайте также:  Признаки психического отклонения в развитии ребенка

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение “Необыкновенные следы”

Цель: развитие тактильной чувствительности.

“Идут медвежата” — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут”по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать, 

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.        

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров.  Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Давайте познакомимся, кто ещё  живет в нашей Сказочной Стране?».

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Литература

  1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» – Москва, 1991.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» – Ярославль, 1997.
  5. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
  6. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007
  7. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006
  8. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  10. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

Источник

Татьяна Березина
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ, который обучается в домашних условиях.

Кирилл А. (4 года).

D/s: гидроцефалия ДЦП (атонически- астетическая форма, сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия, атрофия зрительных нервов.

У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы. Не стоит. Не ползает. Не ходит. Сидит с опорой. Самостоятельно не кушает (акт глотания имеется, т. к. можно есть только хорошо протертую пищу. Наблюдается избирательный интерес к музыкальным игрушкам (поворачивается за перемещением звука, слушает). Стал захватывать и непродолжительное время удерживать предметы в руке. Имеется реакция поиска предмета (игрушки) рукой, ногой. Зрительное восприятие не сформировано. Реакции на свет у мальчика в дневное время суток нет, ночью иногда замечает вспышки света. Ребенок эмоционально отзывчивый на общение со взрослым. Эмоции ярко окрашены. Узнает по голосам близких и некоторых знакомых людей.

При первом посещении планируется:

– знакомство с условиями проживания, с развивающей предметно-пространственной средой дома с целью максимального использования ее в коррекционных целях;

– наблюдение за поведением и игрой ребенка (двигательные функции, сенсорные стимулы, проявление эмоциональных чувств, речевые реакции);

– беседа с родителями (законными представителями) о развитии ребенка с момента рождения и до настоящего периода времени (навыки, умения, достижения, возможности);

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в доу образец заполнения

– налаживание эмоционально-личностного контакта с ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО (в условиях домашнего обучения) должна быть:

– содержательно-насыщенной (соответствовать возможностям ребенка и предугадывающей его развитие, обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);

трансформируемой (изменение среды: на койке, на диване, на полу, в коляске);

полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);

доступной (и для педагога и для родителей и для ребенка);

соответствовать возрастным возможностям (реальным возможностям проблемного ребенка);

вариативной (должна быть периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, и познавательную активность ребенка)

безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Педагогу из всего многообразия игр, пособий, материалов надо выбрать все необходимое, имеющее коррекционно-развивающее значение для ребенка. Обязательным должен быть момент – внесение в занятие чего-то нового (игрушка, предмет, пособие, материал и др.)

Каждое посещение ребенка на дому должно начинаться с налаживания эмоционально-личностного контакта с ним. Это своеобразный ритуал «Приветствия». Сначала с помощью игр «Здравствуй», «Ку-ку», затем с использованием эмоциональных игр с использованием какой-нибудь музыкальной или просто издающей звук игрушкой (с тем, что может заинтересовать ребенка, вызвать реакцию «Что это?»). Тон голоса разговаривающего с ребенком взрослого должен быть спокойным и ласковым. Затем на последующих занятиях постепенно вводится жест «привет!»: сначала пассивный, затем пассивно-ответный, а потом активный.

Следующим шагом в работе с ребенком с ОВЗ должно быть составление адаптированной образовательной программы. Программа – это план работы, где определяются направления коррекционно-развивающей работы (образовательные области, задачи, которых хотелось бы достигнуть и содержание коррекционно-развивающей работы (через что будут осуществляться данные задачи, какие методы и приемы будут использоваться). В случае появления у ребенка, каких – то достижений – она должна корректироваться (в нее вносятся изменения). Родители знакомятся с программой и с дальнейшими в ней изменениями.

В работе с ребенком с ОВЗ реализуются все образовательные области (направления).

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

– развитие потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым, стремление продлить контакт со взрослым;

– формирование первоначальных жестов;

стимуляция голосовых реакций.

Содержание работы:

– использование образных и музыкальных игрушек для стимуляции

двигательных и голосовых проявлений («Привет!», «Ку-ку»);

– использование неречевого материала: прикосновение к руке,

поглаживание по голове во время обращения, эмоциональная окраска

голоса;

– обучение жестам «привет!», «пока»(пассивно, пассивно-ответно,

активно, использование их в играх с игрушками;

– использование телесного контакта («Мы гуляем», «Быстро-быстро», «Поехали»);

– использование во время проведения игр песенок-пестушек, ритмичных стихов.

Познавательное развитие включает в себя: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие ручной моторики.

Сенсорное развитие.

Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Задачи: – стимуляция к ощупыванию своих рук, игрушек, предметов;

– развитие слухового восприятия: реакций на звучащие игрушки и

предметы;

– развитие сенсорных процессов (слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, предоставление различных тактильных ощущений).

Содержание работы:

– использование различных музыкальных и звучащих игрушек,

музыкальных инструментов, предметов издающих какой-либо звук,

предметы издающие шумовой эффект;

– вкладывание в руки ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

– укладывание разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка;

– использование в работе «тактильных» ковриков, помещение ребенка на коврик, где нашиты разные по фактуре игрушки;

– изготовление тактильных пособий «Перчатка», «Подушечка» (с разными нашитыми материалами, игрушек (с разными наполнителями);

Ознакомление с окружающим.

Задачи: – способствовать запоминанию простых игрушек и предметов быта;

– формировать у ребенка элементарные представления о своих

частях тела и лица;

– способствовать запоминанию пространственного расположения

предметов окружающего.

Содержание работы:

– постоянное речевое общение с ребенком и многократное повторение,

называние игрушек и простых бытовых предметов;

– комментирование движений и действий ребенка при разном его

расположении, при перемещении в пространстве;

– проведение базовых упражнений для развития движений и формирования представлений о частях тела и лица («Я глажу твои ручки…», «Быстро-быстро», «Это – (Семена) головка, это …», «Где-где») без предметов и с предметами (прикосновение к частям тела и лица различными по фактуре предметами: шелковая ткань, мягкая кисточка, бусы, бубенчики и др.);

– при перемещении побуждать к восприятию предметов в пространстве (осязать, пассивно руками ребенка с речевым сопровождением).

Развитие ручной моторики.

Задачи:

– развивать способность захватывать и удерживать игрушки и предметы;

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 2 года лечение

– развивать навык ощупывания (поиск «потерянной» игрушки или предмета);

– способствовать навыку перекладывания игрушки или предмета из одной руки в другую.

Содержание работы:

– стимулирование захвата и ощупывания с помощью вкладывания в руки

ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

– проведение специальных упражнений, направленных на развитие кинестетических ощущений в пальцах рук (вкладывание и обыгрывание игрушек и предметов совместными действиями из положения на «спине», на «животе», из положения ребенок на руках взрослого с речевым сопровождением);

– пассивное перекладывание игрушки или предмета из одной руки в другую с речевым сопровождением;

– проведение пальчиковый игр и гимнастик с правой и левой ручкой, а также с пальцами ног («Ладушки», «Сорока – белобока», «Туки – так», «Хлопушки», «Мальчик-пальчик» и др.);

– массаж ручек ребенка (можно по методике О. Приходько).

Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Речевое развитие.

Задачи:

– формировать подготовительные этапы понимания обращенной речи (на

доступном уровне);

– налаживать звуковую активность, стимуляция голосовых реакций;

– вызывать, стимулировать звукоподражание и лепетную речь;

– стимулировать участие ребенка в пассивном диалоге со взрослым.

Содержание работы:

– постоянное речевое общение с ребенком;

– пение или проговаривание веселых, спокойных песенок, потешек, чтение ритмичных стихов, слушание радио;

– стимулирование подражательной звуковой активности (то, наклоняясь, то удаляясь от лица ребенка произносить определенные звуки гуления, лепета по несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая к отраженному произнесению);

– накопление пассивного предметного словаря в процессе совместных (рука в руку) предметных действий с игрушками и предметами быта;

– создание ситуации, требующей ответной речевой реакции.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

– формировать эмоциональное общение со взрослым (близким и чужим);

– способствовать эмоциональному реагированию (сосредоточение или

двигательная активность) через музыкальные средства;

– создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на потешки, детские стихотворения;

Содержание работы:

– использование при проведении коррекционно-развивающих

мероприятий различного эмоционально окрашенного тона;

– выразительное пение или проговаривание детских песенок, потешек,

пестушек;

– использование во время занятий мелодичной музыки, которая нравится ребенку;

– применение в работе красочных, эстетичных, приятных для восприятия ребенком игрушек и пособий.

Физическое развитие.

Задачи:

– продолжать развивать цепные установочные рефлексы (удержание

головы в положении лежа на «животе», подтягивание за ручки);

– способствовать (стимулировать) развитию поворотов туловища из положения на «спине» на «живот» и обратно;

– развивать вестибулярный аппарат;

– стимулировать развитие двигательных функций с использованием

комплексных афферентных стимулов: слуховых, тактильных,

температурных;

– способствовать дальнейшему развитию захвата и удержания предметов, обучать перекладыванию предмета из одной руки в другую, пассивно придавая руке необходимое положение.

Содержание работы:

– формирование сенсомоторных координаций («Мы гуляем»,

«Полетели-полетели», «Быстро-быстро», «Вверх-вниз»);

– пассивные упражнения с руками и ногами ребенка (доставание частей тела противоположной рукой);

– осуществление поворотов туловища из положения на спине (с помощью игрушек; пассивный поворот за плечевой сустав и руку ребенка);

– поглаживание конечностей ребенка различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, сухих и мокрых предметов;

– вкладывание в руки ребенка разных по фактуре предметов, для

стимуляции его двигательной активности;

– укладывание звучащих и разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка, для стимуляции двигательной активности.

Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Коррекционно-развивающие мероприятия включают в себя:

* Ритуал «Приветствие» – игры, для налаживания эмоционально-

личностного контакта, внесение новой или знакомой понравившейся

ребенку игрушки.

* Игра на развитие слухового восприятия с музыкальной игрушкой или

музыкальным инструментом или с предметом, издающим звучание.

* Игровые упражнения, для развития двигательной активности.

* Игровые упражнения, для развития тактильной чувствительности и

осязания.

* Пальчиковая игра или гимнастика.

* Игровые упражнения, для развития ручной моторики.

* Ритуал «Прощание» (игра с тем, что понравилось ребенку).

Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Программно-методическое обеспечение:

1. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» (советы педагогам и родителям к обучению детей с особыми проблемами в развитии) – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» – 1997г.

2. О. Г. Приходько: «Ранняя помощь детям с двигательной патологией»-издательство «КАРО» – С-П – 2006г.

3. И. А. Смирнова «Наш особенный ребенок» Книга для родителей с ДЦП. – изд. КАРО – С-П – 2006г.

4. Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция» (методическое пособие для педагогов, психологов, врачей и родителей) – М. изд. «Экзамен»- 2004г.

5. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями.» Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений – под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной – М. изд. «Экзамен»- 2004г.

Занятия с ребенком инвалидом на развитие

Источник