Занятия с ребенком инвалидом на развитие
Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.
Задачи:
- Формирование адекватных форм поведения.
- Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
- Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- расширить знания о диких животных,
- развивать произвольное поведение
Занятие предполагают деление на два блока:
- Гармонизация личности.
- Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.
Занятие включают в себя следующие методы:
- коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
- творческие игры и задания;
- оздоровительные игры и упражнения;
- беседа с ребёнком;
- психогимнастические этюды;
- релаксационные паузы и моменты;
Продолжительность занятия: 20-25 мин.
Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.
Предполагаемые результаты
- развитие познавательной активности детей;
- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Содержание занятия
Звучит расслабляющая музыка.
1. Ритуал приветствия «Колокольчики»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения
Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя, машут рукой).
Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.
– Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!
Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.
Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.
Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету».
2. Задание «Творческая мастерская»
Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».
Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.
3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
На поляне, на лужайке | /катать шарик между ладонями/ |
Целый день скакали зайки. | /прыгать по ладошке шаром/ |
И катались по траве, | /катать вперед – назад/ |
От хвоста и к голове. | |
Долго зайцы так скакали, | /прыгать по ладошке шаром/ |
Но напрыгались, устали. | /положить шарик на ладошку/ |
Мимо змеи проползали, | /вести по ладошке/ |
«С добрым утром!» – им сказали. | |
Стала гладить и ласкать | |
Всех зайчат зайчиха-мать. | /гладить шаром каждый палец/ |
4. Задание «Головоломка»
Психолог: Сейчас мы с тобой будем выполнять следующее задания на сообразительность. Нужно собрать из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.
5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.
(звучат звуки природы)
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко(длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.
Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс!!!! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.
Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.
Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.
Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.
6. Игры с песком
Упражнение “Необыкновенные следы”
Цель: развитие тактильной чувствительности.
“Идут медвежата” — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
“Прыгают зайцы” — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
“Ползут змейки” — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
“Бегут жучки-паучки” — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).
Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, | (Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут”по столу |
А за ним ходили детки. | По предплечью, а затем по плечам обеих .рук) |
Дождик с неба вдруг полил, | (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения) |
Паучков на землю смыл. | хлопок ладонями по столу/коленям) |
Солнце стало пригревать, | (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.) |
Паучок ползет опять, | (Действия аналогичны первоначальным.) |
А за ним ползут все детки, | |
Чтобы погулять по ветке. | (“Паучки” ползают по голове.) |
Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.
«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.
«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.
Давайте познакомимся, кто ещё живет в нашей Сказочной Стране?».
Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.
Литература
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» – Москва, 1991.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» – Ярославль, 1997.
- Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007
- Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
- Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
Источник
Татьяна Березина
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому
Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ, который обучается в домашних условиях.
Кирилл А. (4 года).
D/s: гидроцефалия ДЦП (атонически- астетическая форма, сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия, атрофия зрительных нервов.
У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы. Не стоит. Не ползает. Не ходит. Сидит с опорой. Самостоятельно не кушает (акт глотания имеется, т. к. можно есть только хорошо протертую пищу. Наблюдается избирательный интерес к музыкальным игрушкам (поворачивается за перемещением звука, слушает). Стал захватывать и непродолжительное время удерживать предметы в руке. Имеется реакция поиска предмета (игрушки) рукой, ногой. Зрительное восприятие не сформировано. Реакции на свет у мальчика в дневное время суток нет, ночью иногда замечает вспышки света. Ребенок эмоционально отзывчивый на общение со взрослым. Эмоции ярко окрашены. Узнает по голосам близких и некоторых знакомых людей.
При первом посещении планируется:
– знакомство с условиями проживания, с развивающей предметно-пространственной средой дома с целью максимального использования ее в коррекционных целях;
– наблюдение за поведением и игрой ребенка (двигательные функции, сенсорные стимулы, проявление эмоциональных чувств, речевые реакции);
– беседа с родителями (законными представителями) о развитии ребенка с момента рождения и до настоящего периода времени (навыки, умения, достижения, возможности);
– налаживание эмоционально-личностного контакта с ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО (в условиях домашнего обучения) должна быть:
– содержательно-насыщенной (соответствовать возможностям ребенка и предугадывающей его развитие, обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);
– трансформируемой (изменение среды: на койке, на диване, на полу, в коляске);
– полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);
– доступной (и для педагога и для родителей и для ребенка);
– соответствовать возрастным возможностям (реальным возможностям проблемного ребенка);
– вариативной (должна быть периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, и познавательную активность ребенка)
– безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Педагогу из всего многообразия игр, пособий, материалов надо выбрать все необходимое, имеющее коррекционно-развивающее значение для ребенка. Обязательным должен быть момент – внесение в занятие чего-то нового (игрушка, предмет, пособие, материал и др.)
Каждое посещение ребенка на дому должно начинаться с налаживания эмоционально-личностного контакта с ним. Это своеобразный ритуал «Приветствия». Сначала с помощью игр «Здравствуй», «Ку-ку», затем с использованием эмоциональных игр с использованием какой-нибудь музыкальной или просто издающей звук игрушкой (с тем, что может заинтересовать ребенка, вызвать реакцию «Что это?»). Тон голоса разговаривающего с ребенком взрослого должен быть спокойным и ласковым. Затем на последующих занятиях постепенно вводится жест «привет!»: сначала пассивный, затем пассивно-ответный, а потом активный.
Следующим шагом в работе с ребенком с ОВЗ должно быть составление адаптированной образовательной программы. Программа – это план работы, где определяются направления коррекционно-развивающей работы (образовательные области, задачи, которых хотелось бы достигнуть и содержание коррекционно-развивающей работы (через что будут осуществляться данные задачи, какие методы и приемы будут использоваться). В случае появления у ребенка, каких – то достижений – она должна корректироваться (в нее вносятся изменения). Родители знакомятся с программой и с дальнейшими в ней изменениями.
В работе с ребенком с ОВЗ реализуются все образовательные области (направления).
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
– развитие потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым, стремление продлить контакт со взрослым;
– формирование первоначальных жестов;
стимуляция голосовых реакций.
Содержание работы:
– использование образных и музыкальных игрушек для стимуляции
двигательных и голосовых проявлений («Привет!», «Ку-ку»);
– использование неречевого материала: прикосновение к руке,
поглаживание по голове во время обращения, эмоциональная окраска
голоса;
– обучение жестам «привет!», «пока»(пассивно, пассивно-ответно,
активно, использование их в играх с игрушками;
– использование телесного контакта («Мы гуляем», «Быстро-быстро», «Поехали»);
– использование во время проведения игр песенок-пестушек, ритмичных стихов.
Познавательное развитие включает в себя: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие ручной моторики.
Сенсорное развитие.
Задачи: – стимуляция к ощупыванию своих рук, игрушек, предметов;
– развитие слухового восприятия: реакций на звучащие игрушки и
предметы;
– развитие сенсорных процессов (слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, предоставление различных тактильных ощущений).
Содержание работы:
– использование различных музыкальных и звучащих игрушек,
музыкальных инструментов, предметов издающих какой-либо звук,
предметы издающие шумовой эффект;
– вкладывание в руки ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;
– укладывание разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка;
– использование в работе «тактильных» ковриков, помещение ребенка на коврик, где нашиты разные по фактуре игрушки;
– изготовление тактильных пособий «Перчатка», «Подушечка» (с разными нашитыми материалами, игрушек (с разными наполнителями);
Ознакомление с окружающим.
Задачи: – способствовать запоминанию простых игрушек и предметов быта;
– формировать у ребенка элементарные представления о своих
частях тела и лица;
– способствовать запоминанию пространственного расположения
предметов окружающего.
Содержание работы:
– постоянное речевое общение с ребенком и многократное повторение,
называние игрушек и простых бытовых предметов;
– комментирование движений и действий ребенка при разном его
расположении, при перемещении в пространстве;
– проведение базовых упражнений для развития движений и формирования представлений о частях тела и лица («Я глажу твои ручки…», «Быстро-быстро», «Это – (Семена) головка, это …», «Где-где») без предметов и с предметами (прикосновение к частям тела и лица различными по фактуре предметами: шелковая ткань, мягкая кисточка, бусы, бубенчики и др.);
– при перемещении побуждать к восприятию предметов в пространстве (осязать, пассивно руками ребенка с речевым сопровождением).
Развитие ручной моторики.
Задачи:
– развивать способность захватывать и удерживать игрушки и предметы;
– развивать навык ощупывания (поиск «потерянной» игрушки или предмета);
– способствовать навыку перекладывания игрушки или предмета из одной руки в другую.
Содержание работы:
– стимулирование захвата и ощупывания с помощью вкладывания в руки
ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;
– проведение специальных упражнений, направленных на развитие кинестетических ощущений в пальцах рук (вкладывание и обыгрывание игрушек и предметов совместными действиями из положения на «спине», на «животе», из положения ребенок на руках взрослого с речевым сопровождением);
– пассивное перекладывание игрушки или предмета из одной руки в другую с речевым сопровождением;
– проведение пальчиковый игр и гимнастик с правой и левой ручкой, а также с пальцами ног («Ладушки», «Сорока – белобока», «Туки – так», «Хлопушки», «Мальчик-пальчик» и др.);
– массаж ручек ребенка (можно по методике О. Приходько).
Речевое развитие.
Задачи:
– формировать подготовительные этапы понимания обращенной речи (на
доступном уровне);
– налаживать звуковую активность, стимуляция голосовых реакций;
– вызывать, стимулировать звукоподражание и лепетную речь;
– стимулировать участие ребенка в пассивном диалоге со взрослым.
Содержание работы:
– постоянное речевое общение с ребенком;
– пение или проговаривание веселых, спокойных песенок, потешек, чтение ритмичных стихов, слушание радио;
– стимулирование подражательной звуковой активности (то, наклоняясь, то удаляясь от лица ребенка произносить определенные звуки гуления, лепета по несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая к отраженному произнесению);
– накопление пассивного предметного словаря в процессе совместных (рука в руку) предметных действий с игрушками и предметами быта;
– создание ситуации, требующей ответной речевой реакции.
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
– формировать эмоциональное общение со взрослым (близким и чужим);
– способствовать эмоциональному реагированию (сосредоточение или
двигательная активность) через музыкальные средства;
– создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на потешки, детские стихотворения;
Содержание работы:
– использование при проведении коррекционно-развивающих
мероприятий различного эмоционально окрашенного тона;
– выразительное пение или проговаривание детских песенок, потешек,
пестушек;
– использование во время занятий мелодичной музыки, которая нравится ребенку;
– применение в работе красочных, эстетичных, приятных для восприятия ребенком игрушек и пособий.
Физическое развитие.
Задачи:
– продолжать развивать цепные установочные рефлексы (удержание
головы в положении лежа на «животе», подтягивание за ручки);
– способствовать (стимулировать) развитию поворотов туловища из положения на «спине» на «живот» и обратно;
– развивать вестибулярный аппарат;
– стимулировать развитие двигательных функций с использованием
комплексных афферентных стимулов: слуховых, тактильных,
температурных;
– способствовать дальнейшему развитию захвата и удержания предметов, обучать перекладыванию предмета из одной руки в другую, пассивно придавая руке необходимое положение.
Содержание работы:
– формирование сенсомоторных координаций («Мы гуляем»,
«Полетели-полетели», «Быстро-быстро», «Вверх-вниз»);
– пассивные упражнения с руками и ногами ребенка (доставание частей тела противоположной рукой);
– осуществление поворотов туловища из положения на спине (с помощью игрушек; пассивный поворот за плечевой сустав и руку ребенка);
– поглаживание конечностей ребенка различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, сухих и мокрых предметов;
– вкладывание в руки ребенка разных по фактуре предметов, для
стимуляции его двигательной активности;
– укладывание звучащих и разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка, для стимуляции двигательной активности.
Коррекционно-развивающие мероприятия включают в себя:
* Ритуал «Приветствие» – игры, для налаживания эмоционально-
личностного контакта, внесение новой или знакомой понравившейся
ребенку игрушки.
* Игра на развитие слухового восприятия с музыкальной игрушкой или
музыкальным инструментом или с предметом, издающим звучание.
* Игровые упражнения, для развития двигательной активности.
* Игровые упражнения, для развития тактильной чувствительности и
осязания.
* Пальчиковая игра или гимнастика.
* Игровые упражнения, для развития ручной моторики.
* Ритуал «Прощание» (игра с тем, что понравилось ребенку).
Программно-методическое обеспечение:
1. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» (советы педагогам и родителям к обучению детей с особыми проблемами в развитии) – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» – 1997г.
2. О. Г. Приходько: «Ранняя помощь детям с двигательной патологией»-издательство «КАРО» – С-П – 2006г.
3. И. А. Смирнова «Наш особенный ребенок» Книга для родителей с ДЦП. – изд. КАРО – С-П – 2006г.
4. Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция» (методическое пособие для педагогов, психологов, врачей и родителей) – М. изд. «Экзамен»- 2004г.
5. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями.» Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений – под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной – М. изд. «Экзамен»- 2004г.
Источник