Занятия с психологом развитие интеллектуальных способностей ребенка
1). Пояснительная записка программы занятий « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет).
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.
Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи программы: 1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,
2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.
Формы работы: – групповые занятия по 45-60 минут (1-2 раза в неделю),
-тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций,
- диагностика,
- индивидуальное консультирование подростков, родителей и учителей по запросам.
Группы для занятий формируются по желанию подростков, запросу учителей и родителей. В начале занятий проводится диагностика способностей детей.
«Диагностика интеллектуальных способностей
детей 10-14 лет».
Цель диагностики:
- Выявить уровень интеллектуальных способностей (уровень внимания, памяти, креативности, мышления, и др. ).
- Сформировать группы для развивающих занятий с подростками с целью улучшения интеллектуальных способностей.
3)Поддержать высокий уровень интереса к познавательной активности .
Использованные методики:
1.«Графический диктант».
Цель: определение уровня развития произвольной сферы ребенка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
2. «Образная память»
Цель: изучение кратковременной памяти ( в качестве объема памяти – образ ( изображение предмета, геометрическая фигура, символ)).
3. «Интеллектуальные навыки».
Цель: исследовать целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции.
4.Исследование креативности.
Цель: изучение творческих достижений, умения по разному использовать информацию.
5.«Внимание».
Цель: Определить объем внимания и его концентрацию.
В заключительной части занятий проводится повторная диагностика, данные интерпретируются и составляются итоговые сравнительные таблицы, оформляются выводы, заключения. Результаты выдаются учителям, завучам, родителям и объясняются детям.
2). Тематический план-программа « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет),34 часа/год.
Темы | Цели занятия |
1.Восприятие. | -Развитие восприятия как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. |
2. Внимание. |
|
3. Память. | – Развитие разнообразных видов памяти ( наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную память) и свойств (объем, прочность, точность, организованность). |
4. Мышление. | – развитие абстрактного мышления, его форм и основных операций ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация). |
3). Заключение.
Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:
- высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и др.);
- высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей ;
- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти у подростка необходимы для успешной учебной деятельности.
Занимаясь с подростками развитием интеллектуальных способностей, можно достичь высоких результатов.
4). Фрагмент занятия.
Упражнение № 1. Игра «Паучок».
Цель игры – корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве,
- развитие внимания, координации движений.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок).» Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху; увеличить поле до 25, 36 клеточек.
Упражнение № 2.
Цель : развитие и коррекция переключения внимания.
Инструкция: « Вы будите работать с таблицей («Арабско-римская таблица»), разделенной на клетки, в которых написаны числа арабскими и римскими цифрами в произвольном порядке. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т.е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV,2,XXIII,3 XXII и т.д. В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, не допуская ошибок.”
7 | III | 4 | 24 | XI | 14 | VII |
1 | 15 | XX | II | 10 | XVII | 9 |
11 | X | 7 | XXIII | V | 22 | XIII |
19 | 21 | XXI | 11 | XIX | 8 | 17 |
XII | 3 | 5 | XV | 20 | VI | 12 |
25 | IX | IV | XVIII | 2 | XVI | VIII |
13 | XXIV | 1 | 16 | XXII | 23 | 18 |
Упражнение № 3.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие внимания,
Снятие усталости от предыдущего упражнения.
Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры.
Внимание, начали: « яблоко, апельсин, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры».
Упражнение № 4. Нахождение слов – антонимов.
Цель- развитие вербальных способностей.
Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).
Инструкция учащимся: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: «ночь»-«день», «узкий»-«широкий» и т.д.».
В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом – возможный вариант ответа.
- начало-конец. 8. спуск-подъем.
- бедный-богатый. 9. нападение-защита.
- тепло-холодно. 10. праздник-будни.
- тревога-покой. 11. свобода-рабство.
- матовый-блестящий. И т.д.
- активный-пассивный.
- рассеянный-внимательный.
Упражнение № 5. «Города».
Цель: развитие памяти, мышления.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т.д..
Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Упражнение №6. «Поиск общего».
Цель: развитие мышления.
Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой.
Например: консервная банка и чашка,
дерево и дом,
мел и мука,
матрешка и конструктор,
блюдо и лодка.
За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.
Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете ».
Источник
Виктория Соловьёва
Программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие интеллекта»
ПРОГРАММА психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста “Развитие интеллекта“
Составитель: педагог-психолог МКДОУ №17 компенсирующего вида г. Коврова Соловьёва В. И. /2012 г. /
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в России, да впрочем, и во всем мире очень остро стоит проблема интеллектуального развития. Обществу необходимы люди с высоким уровнем интеллектуального развития. И, как известно самый благоприятный период для развития является старший дошкольный возраст (сензитивный период, в котором ведущим видом деятельности является игра.
Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими ценностями, своим языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство – значит найти важнейшие факторы развития ребёнка.
Удивительная открытость чувств и переживаний, достижений ребёнка в игре позволяют многое понять в его становлении и развитии. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами.
Игровая деятельность влияет на все психические процессы – от простых до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры, дети лучше запоминают и сосредотачиваются на задании.
Таким образом, актуальность программы определяется потребностью общества в интеллектуально развитых людях и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения в игре, позволяющего эффективно развивать интеллект детей старшего дошкольного возраста.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и построена в соответствии с ведущей деятельностью (игровой) и новообразованиями данного возраста. Отбор детей производится на основе психологического обследования.
Цель: программа направлена на развитие интеллекта в старшем дошкольном возрасте.
Задачи программы:
– развивать пространственные представления, учить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
– выявить уровень развития мышления и основных мыслительных операций;
– развивать мышление детей;
– развивать обще интеллектуальные умения.
Принципы проведения занятий:
1. Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Отражает целостность процесса психологического воздействия.
2. Принцип ведущей деятельности, которая является механизмом формирования основных новообразованиями.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
4. Принцип развивающего обучения.
5. Принцип симпатии и участия.
Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Психолог оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников.
Предложенная концепция программы построена по принципу развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Структура программы
Данная программа состоит из трёх разделов, составляющих структуру развития умственных способностей. Рассмотрим подробно каждый раздел с точки зрения содержания.
1. Ознакомление с пространством.
2. Формирование наглядно-образного мышления и развитие основных мыслительных операций.
3. Развитие перцептивной зрелости (восприятие окружающих форм и предметов).
Структура коррекционно-развивающих занятий
Каждое занятие включает в себя игры и упражнения из разных разделов. Их сочетание и последовательность определяется педагогом-психологом, который учитывает уровень интеллектуального развития детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Формы организации занятий: один раз в неделю с группой от 4-х до 12 детей, продолжительность – 25-30 минут. Занятия проводит педагог-психолог.
Программа рассчитана на 32 часа.
Методические приемы, используемые в программе:
1. Дидактические игры и упражнения.
2. Словесные и подвижные игры.
3. Задания на смекалку и загадки.
4. Рисование.
5. Работа в тетради.
6. Диагностические методики.
Для работы по программе потребуется:
1. Тетрадь в клеточку.
2. Листы форматом А4.
3. Цветные и простой карандаши.
4. Чернила.
5. Демонстрационный и раздаточный материал.
Методический аспект программы
Сама программа и методики, предлагаемые педагогам и практическим психологам, рассматриваются как варианты для самостоятельной разработки сценария каждого занятия.
Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями педагога и возможностями детей. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, – это умное руководство.
В результате коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста уровень интеллектуального развития воспитанников возрастает. Программа предоставляет возможность научиться раскрывать причинно-следственные связи между явлениями и предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве и на плоскости; курс занятий развивает мышление и мыслительные операции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ /32 часа/
Тема занятий Задачи Ч Методические приёмы
1. Ознакомление с пространством
Введение в занятие. Понимание и закрепление понятий «вертикаль», «горизонталь» – формирование положительной мотивации на работу с психологом;
-осмысление детьми сложных понятий;
– обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующие накоплению представлений о мире. 2 Знакомство. Беседа психолога с детьми; игра «Геометрические ковры»; задания «Какая фигура выше всего», «Какие фигуры выше, чем?» и т. п. ; игра «Высоко и низко»
Формирование пространственных представлений, закрепление понятий «сначала», «потом», «снизу», «сверху» – развитие пространственных представлений;
– осмысление детьми понятий. 2 Задания на соблюдения последовательности действий.
Игра «Разложи по-порядку»; игра «Время рассердилось и ушло. Догони.
Развитие наблюдательности. Понимание право-левой ориентировки – учить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
– ознакомление с пространством;
– коррекция и развитие наблюдательности.3 В играх и заданиях отрабатываются представления: слева от, справа от, правее, чем… и т. п. Задание «Покажи правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо»; игра «Правая, левая».
Игра «Запомни своё место»; игра «Замочная скважина»; игра «Я знаю»; игра «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность»; игра «Мой волшебный сундучок»
Научить различать предметы по цвету, форме и расположению – развивать пространственные представления о форме, размере, взаимном расположении фигур;
– учить детей различать цвета. 3 Игра «Назови предметы одного цвета (размера)»; задание «Назови три предмета белого, синего, красного цвета»; игра «Кто назовёт больше предметов»; игра «Сказочные владения Радуги»
2. Формирование наглядно-образного мышления и развитие основных мыслительных операций
Диагностика наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций
(констатирующая и
контрольная)
– выявить уровень развития наглядно-образного мышления старших дошкольников;
– выявить уровень развития мыслительных
операций обобщения, аналогии, сравнения и классификации
8 Диагностические методики
Коррекция наглядно-образного мышления – развитие наглядно-образного мышления 2
Игра «На что это похоже?»; задание «Дорисуй, чтобы получилась картинка»; задание «Дорисуй, чтобы получилась сюжетная картинка»; игра «Волшебные кляксы»; игры со счётными палочками; игра «Как это можно использовать»
Развитие мыслительной операции обобщения – учить детей образовывать понятия; – умению грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей,
– умению детей обосновывать свой выбор ответ. 2 Игра «Назови одним словом»; упражнение «Найди лишнее слово», «Найди лишнюю картинку»; задание «Назови слова, обозначающие деревья», «Назови слова, обозначающие зверей», «Назови слова, обозначающие овощи, фрукты», «Назови слова, обозначающие домашних животных»
Развитие мыслительной операции аналогии – способность комбинировать;
– понимать отношения между словами 2 Игра «Разложи картинки по группам», игра «Подбери парную картинку», задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет. Назови одним словом», упражнение «Соотношение понятий»
Развитие мыслительной операции сравнения – учить детей обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки 2 Игра «Чем похожи и чем отличаются?»; задание «Подбери четвертую фигуру»; игра «Узнай предмет»; игры с открытками; упражнение «Сравнение предметов»
Развитие мыслительной операции классификации – учить детей относить предметы к определённой группе;
– выделять «лишний» предмет из группы предметов, объясняя почему он не подходит к остальным 2 Задание «Разложи картинки по группам»; задание «Найди лишнее изображение в каждом ряду. Оставшиеся назови одним словом»; игра «Четвёртый лишний»; игры с открытками
3. Развитие перцептивной зрелости
Восприятие окружающих форм и предметов
– развитие восприятия формы предметов и их величины 4 Игра «Самый смекалистый»; задание «Кто или что может быть высоким, коротким, твёрдым, жидким?»; игра «Опиши предмет»; игра «Назови предметы одного цвета (размера)»
Занятие № 5 (Конспект занятия из цикла)
Цели и задачи:
1. развитие интеллекта;
2. развитие мышления и сообразительности;
3. пополнение словарного запаса;
4. развитие зрительного восприятия и внимания.
5. развитие пространственных представлений.
Оборудование: мешочек из плотной ткани, небольшие игрушки типа «Киндер», различные камушки, бусинки, пуговицы; иллюстрации к игре «Времена года».
Задание 1.
Узнай предмет.
Для проведения игры необходимо положить в мешочек разные мелкие предметы.
Попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (или нескольких) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Задание 2.
Закончи фразу.
Божья коровка, Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Черная головка, Сидит ворон на … (дубу)
Улети на небо,
Принеси нам (хлеба) Знают дети, что на ёлке
Есть зелёные … (иголки)
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха: Тили-бом, тили-бом,
«Что такое хорошо Загорелся Кошкин … (дом)
И что такое … (плохо)
Физкультминутка
Жу-жу-жу,
(3 хлопка)
На лужок хожу
(Шаги с высоким поднятием ног)
На жуков гляжу
(Присесть, ладони поднести к глазам)
Жу-жу-жу.
(3 хлопка)
Задание 3.
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным педагогом. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Задание 4.
Запомни своё место.
Дети становятся в разных уголках комнаты. Каждый ребенок должен запомнить своё место. По сигналу педагога (один хлопок) все бегут со своих мест и начинают ходить по кругу. По следующему сигналу (два хлопка) дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победителем является тот, кто ни разу не перепутал свое место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земцова О. Н.Грамотейка: Учебное пособие. – М.: «Махаон», 2008 (Умные книжки).
2. Ильина М. Н.Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. –СПб: Питер, 2007.
3. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятияв подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005 (Психологическая служба).
4. Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности. – М.:АСТ-ПРЕСС книга, 2003.
5. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Н. Я. Семаго. – М.:Айрис – пресс, 2007 (Библиотека психолога образования).
6. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ”ЛАДА”», 2005 («Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
7. Ронис И. Р. Как воспитать в ребёнке гения? Развитие интеллекта ребёнка / Серия «Мир вашего ребёнка».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. –Волгоград: учитель, 2008.
9. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
10. Тимофеева Л. Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Источник