Занятия с психологом по развитию внимания с ребенком
Занятие « Развитие концентрации внимания» фронтальное
Цель: развитие концентрации внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: карточки – задания, карандаши, ручки, тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Уходи прочь, лень, лень,
На дворе-то белый день.
В школе зазвенел звонок,
Все пришли мы на урок.
Мы тихонько посидим
И на доску поглядим.
2. Энергизатор « Тряпичная кукла и солдат»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Инструкция: встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одервенели, и не двигайтесь, примерно вот так… ( показ позы). А теперь вы тряпичная кукла, которая сделанва из мфгкого материала ( показ позы). Повтор 2-3 раза.
Общая дидактическая цель: развитие концентрации внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
1. Упражнение «Уши, щеки, нос»
Цель: развитие концентрации внимания (сосредоточенности, распределения внимания).
Психолог предлагает детям внимательно следить за его движениями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально путает их.
2.Упражнение «Кто изображен на картинке»
Цель: развитие целостности восприятия предмета, образных представлений.
Дети парами или индивидуально отыскивают в сочетании линий силуэты различных зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждое найденное животное отмечают фишкой. Нужно отыскать как можно больше животных.
3.Упражнение «Что плавает, что тонет?»
Цель: развитие любознательности, наблюдательности, умения находить закономерности.
Детям предлагают предметы из металла и дерева (ложку металлическую, деревянную, пластмассовую, шарик или кубик деревянный, пластмассовый, металлический и т.д.). Задают вопросы: «Что будет плавать? Что утонет?» Высказав свои предположения, дети проверяют их опытным путем. Вместе с психологом делают выводы.
4. Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие логического мышления посредством классификации по главным и второстепенным признакам.
Дети рассматривают картинки. Из четырех предметов нужно выбрать лишний. Ребята должны их сравнить, найти сходство и различие, обобщить совокупность предметов по одному из признаков:
1) сани, телега, повозка, лошадь;
2) гусь, корова, щенок, кошка;
3) стул, ковер, кровать, стол;
4) морковь, свекла, огурец, лук;
5) куртка, майка, плащ, пальто.
Психологу необходимо поощрять детей в обосновании своего выбора, независимо от варианта решения.
5. Практическое задание «Корректурная проба».
Цель: развитие концентрации внимания. (Приложение)
6. Упражнение «Запомни слова парами»
Цель: развитие слуховой памяти, обучение приемам рационального запоминания (смысловые связи).
Психолог предлагает поиграть в «запоминалки» и произносит слова. Дети должны уловить парные связи и воспроизвести их. Если это не удается, психолог помогает им. Слова для запоминания: сад, кисточка, тучи, звонок, цирк, краски, деревья, дождь, телефон, клоун.
7. «Танграм»
Цель: развитие воображения, пространственной ориентации.
Психолог предлагает детям рассмотреть контурное или силуэтное изображение предметов (животного, человека, птицы) на фланелеграфе и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуры, следует предложить детям помочь друг другу.
8. «Дружные ладошки»
Психолог предлагает детям разделиться на пары и сесть (или встать) лицом друг к другу. С кем-нибудь из детей показывает ритм хлопков. Затем дети имитируют хлопки в паре. Психолог наблюдает за игрой детей и помогает той паре, у которой не получаются согласованные действия.
После «веселой» паузы им предлагают вспомнить слова, которые они запоминали, используя смысловые связи.
9 . Упражнение «Весёлые человечки».
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.
Позы:
9. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ « Развитие концентрации внимания» фронтальное
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.
Задачи:
Развивать концентрацию внимания.
Оптимизировать ориентировку в пространстве.
Создать положительный эмоциональный фон занятия.
Воспитывать уважение к окружающему миру.
Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
I. Вводная часть.
– Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с белкой) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от мышки! Давайте скорее читать! (Психолог читает):
– На сосне, среди хвои,
Обнаружив дупло,
Белка ловко устроит
В нём уют и тепло.
– Где же живёт белка? Молодцы! А где дупло? Правильно, а где много деревьев и там живут белки? Молодцы, сегодня мы идём в лес!
II. Основная часть.
1.Упражнение « Карлики и великаны».
Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.
2. Практическое задание «Корректурная проба».
Цель: развитие концентрации внимания. (Приложение)
– Молодцы, ребята! Белочке очень понравилось ваши выполненные задания, и она приглашает вас вместе отдохнуть у костра.
3 . Упражнение «Весёлые человечки».
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.
Позы:
4. Упражнение «Костёр».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, сплочение группы.
Дети садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду ведущего. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замёрзли» – протянуть руки к «костру», по команде «ой какой большой костёр» – встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши, по команде «костёр принёс дружбу и веселье» – взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем ведущим назначают кого-то из детей.
– Вот молодцы! Белочка была рада таким гостям, а теперь нам пора отправляться домой.
5. Упражнение «Разноцветные ладошки». Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на посторонние сигналы.
Оборудование: силуэты ладошек красная, зеленая, желтая .
Ход игры: Играющие шагают по кругу. Когда психолог поднимает красную ладошку, дети должны подпрыгнуть, зеленую – хлопнуть в ладоши, желтую – продолжать шагать по кругу.
– Ну вот мы и дома, ребята. Мы устали в пути и давайте-ка мы с вами отдохнём.
6.Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
7.Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»
Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.
По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.
8. Рефлексия
– Ребята, скажите, что же мы сегодня делали на занятии? Хорошо! А теперь давайте прощаться. До следующего путешествия, ребята!
МС
А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТК У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И ИА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А А П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А К Е П И Н Р Т Г О Ь Ш Л Б Ш Ь Т И Е М А К В Ч Ы Ц У СВ С Н Г Г И И И К Е Е Е Н Г Ш Щ З Х Л Л Д П Р П П А М М М И П Е К У В А С Ч Ы Ц Й Ф Я Р Н Г Ш О Т И М А К У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И ТК У В С Ч Ы Ц Й Ф Я Н Г Ш Щ З Х Ж Д Л О Р П А В А П Р О Л Д Ж З Щ Ш Г Н Е К У Ц С С М И И Т ЕА П Р О Т И М А П А В В В Ы Ы Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х М П Е А В Ч С К М Е Н И Т Г О Ш Ь Л О В В А А Й Й Й Й Ц Ц У В С М А
Ф.и._______________________________ класс_____
Дата_________________________________________
К-во просмотров, строк, знаков:_________________
К-во правильно вычеркнутых знаков:____________
К-во пропущенных, неверно зачеркнутых знаков:________.
Источник
Юлия Тимчина
Конспект педагога-психолога по развитию внимания в подготовительной группе «Учимся быть внимательными»
Тема: «Учимся быть внимательными».
Цель:
• Развивать такие свойства внимания,как: устойчивость и концентрация посредством развивающих игр и упражнений.
Задачи:
• Развивать умение внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого, планировать свои действия.
• Развивать навыки самоконтроля: умение находить ошибки или убеждаться в правильности выполнения.
• Развивать умение выделять предмет (объект) среди других и удерживать внимание на нем.
• Повышать самооценку детей.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной деятельности.
Материалы: Магнитофон, музыкальное сопровождение (заставки для сказочного персонажа, релаксационная музыка).
•Демонстрационный: 5-6 небольших игрушек, картинка сказочного персонажа, коробка с наклеенным замком, образец «ключа».
•Раздаточный: Бланки с заданиями, простые карандаши – по количеству детей.
Форма проведения: Подгрупповая работа.
Ход занятия:
I.Вводная часть:
1. Ритуал приветствия (в кругу):
Цель: включение в работу, создание положительного эмоционального фона.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь! Скажите друг другу хорошие, добрые слова! Я начну…». Дети по кругу передают свои пожелания.
2. «Психогимнастика» (выполняется под музыку)
Цель: помогает сосредоточиться и настроиться на занятие.
Педагог-психолог: «Ребята, какое сейчас время года?. По каким признакам, вы догадались?. Давайте представим, что мы с вами семена растений, нас посадили в землю, пригревает солнышко, и мы начинаем прорастать, тянуть свои ручки – листочки к солнышку. Хорошо».
• «Качания головой» (стимулируется мыслительная деятельность).
«Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Шейка расслаблена. Голова тяжелая, никак не удержать. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, дышите, чувствуете, что при помощи дыхания уходит напряжение».
• Глазодвигательные упражнения (развивается межполушарное взаимодействие, улучшается восприятие).
«Подняли голову. Глаза смотрят перед собой».
Отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).
• «Ленивые восьмерки» (активизируются структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышается устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
• «Шапка для размышлений», (улучшается внимание, ясность восприятия и речь).
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Молодцы, присаживайтесь на места».
После того, как дети сели за парты, нужно напомнить о правилах посадки.
3. Беседа
Цель: создание условий для размышления, обозначение цели занятия.
Педагог-психолог: «Ребята, скажите, чем мы с вами занимаемся на наших занятиях? А для чего мы это делаем? Ребята, как вы думаете, что значит быть внимательными? (Ответы детей).
«Сегодня на занятии мы не просто будем выполнять различные задания, мы будем учиться быть более внимательными».
II.Основная часть:
1. Упражнение «Что изменилось?»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на объекте, развитие памяти.
На стол заранее выкладываются 5-6 игрушек. Педагог-психолог показывает их, а дети последовательно называют.Дается команда: «Закройте глаза!» (Дети закрывают глаза, педагог-психолог убирает, добавляет или меняет местами некоторые игрушки).
Задается вопрос: «Что изменилось?» Дети по очереди называют изменения (педагог-психолог следит, чтобы дети не перебивали друг друга).
Игра проводится 3-5 раз, в последний раз одну из игрушек (зайца) убирают в заранее приготовленную коробку. Фоном включается музыка для сказочного персонажа.
«Что изменилось…Да, пока ваши глаза были закрыты, Баба Яга (показывается картинка) спрятала нашего зайку и сказала мне, что отдаст его только в том случае, если вы все правильно выполните те задания, которые она для вас приготовила. Что же нам делать? Будем спасать зайца?»
После утвердительного ответа детям раздаются листы с заданиями (см. бланк).
2. Задание «Найдите буквы»
Цель: тренировка распределения и избирательности внимания.
«На бланке напечатаны буквы. Вам нужно, просматривая каждую строчку слева – направо, находить букву «А» и зачеркивать ее, а букву «О» – обводить. И так каждый раз, как встретите эти буквы». (Показ на доске).
«Все поняли, что нужно делать?» (Нужно попросить ребят повторить инструкцию).
«Ребята, Баба Яга будет вам мешать, пожалуйста, старайтесь не отвлекаться, будьте внимательны! Начинайте выполнять задание».
Педагог-психолог может создавать шумовые помехи (включать музыку, погреметь и т. д.)
После выполнения задания проверяется правильность, исправляются ошибки.
«Проверяем: сколько букв «А» зачеркнули, а сколько букв «О» обвели.
Баба Яга, посмотри, ребята справились с заданием».
Похвалить.
3.Физминутка:
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
«Баба Яга, мы выполнили твое задание, верни нам зайку. Что говоришь?. Ребята, Баба Яга решила подсказать то место, где находится заяц. И подсказка эта – во втором задании».
4. Задание «Распутывание «клубков»
Цель: усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.
«Ребята, вы должны распутать «клубки». Проследите сверху вниз линию от цифры к букве (можно помогать себе пальцем, где линии закончатся, проставьте те же цифры.
Затем выпишите буквы по порядку в пустые «окошечки». Должно получиться слово. Начинаем с первого «окошечка».
Тот, кто справится с заданием, поднимет руку и покажет, какое слово у него получилось».
Дети выполняют задание. Тем, кто не справился, помогает педагог-психолог или другие дети.
«Все справились с заданием, проверяем?» Дети называют слово («коробка»).
Похвалить.
«Вот и коробка (показать детям коробку, на крышке которой нарисован замок, но она почему-то не открывается. Почему?» (Ответы детей).
«Чтобы открыть замок на этой коробке, нужен ключ. Баба Яга, мы ведь справились с твоим заданием, дай нам, пожалуйста, ключ. Что говоришь?. Последнее задание -нарисовать ключ, чтобы открыть коробку.
А для того, чтобы он получился красивым и аккуратным, нужно размять пальчики».
5. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие тонкой моторики пальцев рук.
1, 2, 3, 4, 5,
(пальцы сжимаются в кулаки и разжимаются)
Вышли пальчики гулять,
(разжали кулаки)
Этот пальчик гриб сорвал,
(загибаем большие пальцы)
Этот пальчик чистить стал,
(загибаем указательные пальцы)
Этот резал,
(загибаем средние пальцы)
Этот ел,
(загибаем безымянные пальцы)
Ну а этот лишь смотрел.
(загибаем мизинцы)
«Встряхнули кисти рук, потерли ладошки друг о друга, сели».
6.Задание: рисование ключа (методика «Графический диктант»).
Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, умения слушать взрослого и работать по инструкции.
«Давайте вспомним, где правая – левая рука. Возьмите карандаш в руку, поставьте его на точку. Приготовились!Начинаем рисовать: 2 кл. влево, 3 кл. вверх, 5 кл. вправо, 3 кл. вниз, 2 кл. влево, 6 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 2 кл. вправо, 3 кл. вверх. Карандаш должен опять оказаться на точке».
Дети самостоятельно сверяют свой рисунок с образцом, исправляют ошибки.
Педагог-психолог: «Ура, наш заяц на свободе! Он благодарит вас, ведь это вы спасли его (заяц «кланяется» всем по очереди). Вы были внимательными, проявили находчивость сообразительность при выполнении заданий и эти качества пригодятся вам в школе на уроках.
А Бабе Яге стыдно, она просит прощенье и обещает никогда больше не прятать чужие вещи. Простим?»
После утвердительного ответа, все дети приглашаются в круг поиграть в игру.
7. Игра «Делай то, что я скажу….»
Цель: усиление концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Педагог-психолог: «Вы, ребята, не зевайте, а за мною повторяйте. Делайте, что я скажу, а не то, что покажу».
Педагог-психолог дает команды: руки вверх, за голову, в стороны, за уши, вниз, к носу, пальцы в кулак, и т. д. ; одновременно показывает выполнение, но не соответствующее командам. Дети должны повторить услышанные команды, а не увиденные упражнения.
Если ребенок ошибается, садиться на ковер.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов. Рефлексия (в кругу).
Педагог-психолог: «Ребята, вы хорошо сегодня потрудились. Давайте вспомним и расскажем, друг другу о том, что было хорошего на занятии, что понравилось – не понравилось? Что было сложным? Что нового узнали? Что удивило, обрадовало? Я начну с себя…Я увидела сегодня, какие вы, ребята, добрые внимательные, находчивые, не испугались Бабы Яги и ее трудных заданий и спасли нашего зайку». Далее дети по кругу делятся своими впечатлениями от занятия.
2.Ритуал прощания:
«Наше занятие подошло к концу и мне хочется сказать спасибо и похвалить вас за работу. (Педагог-психолог дарит детям фишки-награждения).
«Давайте друг другу похлопаем и все вместе скажем: Мы самые умные, внимательные и старательные. До свидания».
Источник