Занятия с пальчиками с ребенком для развития речи
ирина мелихова
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Пальчиковая гимнастики для развития
речи дошкольников
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение.
Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног.
Мы ставим задачу — активизировать стопы и пальцы ног,
заставить их выполнять тонкие,
сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками,орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
Предлагаем примеры нескольких пальчиковых игр:
1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.
2. Упражнения для пальцев статические, т. е.простое изображение предмета:
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).
Флажок.
Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.
(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д.)
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)
Гусь.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
3. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трём, трём, (кулачки трём друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём. (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаем успехов!
Источник
Гюльнара Алиева
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Цель:повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Учёными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь: если развитие движений пальцев соответствует возрасту то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры и упражнения с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Они эмоциональны, увлекательны, а также полезны для общего развития:
Примеры пальчиковых игр и упражнений с малышами.
Первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления, речи, а в дальнейшем способствуют формированию письма.
Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр он помогает не только развивать мелкую моторику, умением управлять пальчиками, но и будет способствовать развитию речи, памяти, воображения.
Под этот стишок можно загибать по очереди пальчики малыша или же перебирать их,слегка массируя:
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Упражнения с пальчиками с проговариванием слов, поочередным перебиранием пальчиков:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого пальчика в отдельности.
Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Вместе с малышом можно перебирать пальчиками различные предметы, например, в играх при «Нанизывании бус», Застёгивание и расстёгивание пуговиц и кнопок. «Найди свой домик», «Собери узор», «Собери пирамидку» и т. д., массаж для рук с еловыми шишками, мячи с шипами.
Зерно, крупа и грецкие орехи так же отлично развивают мелкую моторику и могут стать главными героями пальчиковой игры. Возьмите противень, насыпьте на него, к примеру, пшено и рисуйте пальчиками.Например: пусть малыш пробует собрать пшено в кулачок и насыплет «горочку» из пшена.
Еще очень интересна и полезна для развития внимания и моторики пальчиковая игра для малышей. Сухой бассейн с фасолью. Игры: «Найди, спрячь матрёшку, машинку…»
Игры в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие Рече двигательных зон коры головного мозга. Рисование пальчиками также способствуют развитию мелкой моторики.
Игры с прищепками. Такие игры тоже отлично развивают мелкую моторику. Пальчики малыша усердно работают над сжатием прищепки, маленькие дети очень любят такие занятия.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Источник
Валерия Пономарева
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности детей.
Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель – подобрать серию пальчиковых игр и упражнений, способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей. Использовать игры и упражнения в НОД, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.
Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.
Наша группа разновозрастная, называется «Антошка», ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось». (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).
Утром солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
Платье новое надело
И по небу полетело.
С облачками поиграло,
В лужах лучики пускало.
Вдруг заметило в окошке
В детский сад, пришли «антошки».
(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику, а затем крепят свои прищепочки к солнышку,в зависимости от своего настроения: солнышко- хорошее настроение или облачко – плохое). (Слайд 3-5). Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.
Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.
По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.
В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Игра с бусами «Найди пару». В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики, дети развивают еще и внимание.
Игра с бусинами «Лучик солнца». (Слайд 6)
Солнце брызги разбросало
Я в ладошки их собрала.
Посмотрела, поиграла.
И на нитку нанизала.
Бусы солнечного цвета
Это мне подарок лета.
Я достану их зимой –
И согреюсь теплотой!
В силу того, что наши дети уже учатся читать, писать, владеют счетом, то для повторения и закрепления так же можно использовать пальчиковые игры, таким образом, мы задействуем для усвоения материала все анализаторы.
Игра «Напиши букву» (цифру).
Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры, мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7).
Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что
нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно – образовательной деятельности.Например: одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.
Работа в уголке природы. (Слайд 8)
Птица по ночам не спит,
Лес родной свой сторожит.
В темноте глаза сверкают,
Птица их не закрывает.
Ответ: сова
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её синичка.
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — ласточки.
Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики, у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.
Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9).
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому –
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга – им нельзя!
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох). Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком.
Игры с песком. (Слайд 11-12)
Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики).
Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке,при этом проговаривают:
Одну ягодку беру,
На вторую смотрю,
Третью примечаю,
А четвертая мерещится.
Собирают «ягодки», пока ладошка может их удерживать. Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков, способность удерживать мелкие предметы в ладошке, у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13).
Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Игра «Волшебные ниточки»– с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14).
Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
• а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений, были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики.
На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений.
Источник