Занятия развитие ребенка буква е

Занятия развитие ребенка буква е thumbnail

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

     — познакомить с буквами Е, е;

     — учить соотносить букву и звуки.

     — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

      —        учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

     — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

     — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

     — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

     — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

     — развивать фонематические процессы;

     — формировать навык письма букв Е, е.

     — развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

     —        воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

— воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки;  карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

1.        Организационный момент. Игра «У кого—кто?

     Выставляются картинки животных и их детенышей.

     — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

2.     Развитие общей моторики.  “На водопой”. Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой        

Дети идут друг за другом

За мамой – слонихой топал слоненок

Топают

За мамой – лисицей крался лисенок

Идут тихо крадучись

За мамой – ежихой катился ежонок

Присели на четвереньки

За мамой – медведицей шел медвежонок    

Идут вперевалочку

За мамою – белкой скакали бельчата

Скачут вприсядку

За мамой зайчихой – косые зайчата

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Имитируют лакание

3.        Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

                                    Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

4.        Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть — закрыть.

 5.         Объявление темы занятия.  Знакомство с буквой Е

     —        К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

     —        Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

     —        Разделите слово ЕНОТ  на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

     — Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

     —        Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?

     —        Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

     — Прорисуйте  в воздухе  букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

     — Сложите  букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

     — Прочитайте буквы в рамочке.

     —        Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

     —        Мама Крошки Енота послала его за ежевикой.  Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

     —        Да!

     —        Ну,  тогда, в путь!

6.   Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

     —        Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

     Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

     —        Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

     —        [й] и [э].

     —        Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э].  Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее  прямоугольником зелено-красного цвета.

Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

     —        А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно—зеленые.)

     Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7.   Формирование грамматического строя речи.  Употребление  существительных в родительном падеже множественного числа.

     —        Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

     —        Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8.   Звуко-буквенный анализ.                                           

     —        Но  прежде, чем идти  дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.

  ем                    ели                         поехали                      енот                       воет      

      к  

з    

с

       к

з

    к

з

      к

с

      к

з

      к

с

      к

з

       к

з

       к

с

с

       к

с

       к

з

с

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

     —        Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.

     Проводится игра «Эхо».

     —        Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя  (А-а-а)

Качаю…( У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10.   Упражнение для глаз.

     —        Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

                                              (Сова)

Сова летит,

Поморгать глазами.

Глазами вертит,

Обвести  глазами круг.

К нам подлетает

Посмотреть на нос.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

     —        Что сова нам принесла? Тетради.

11.   Письмо (Рабочая тетрадь)  

а)  Написать печатную букву Е до конца строки.

б)  Обвести в кружок  только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12.   Упражнение в произнесении.

— Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13.   Развитие мелкой моторики:

     —        Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

     —        Да!

     Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря  их большим  и указательным  пальцами, затем большим  и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

 14.    Работа над развитием дыхания и голоса.

     — Пора возвращаться обратно.  А возвращаться мы  будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

    Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15.     Итог занятия.

     — С какой буквой мы сегодня познакомились?

16.     Рефлексия

     Детям раздается раскраска енота.

     — Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

Источник

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, е»

Тема: Звук [е], буква Е.

Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.

Учить правильно составлять слова из букв разрезной азбуки.

Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях.

Закрепить знания о гласных, согласных звуках, твердых, мягких, звонких, глухих.

Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей,

Формировать устную речь детей, прививать любовь к чтению

Оборудование : на каждого ребенка: фасоль.

Демонстрационный материал: плакаты к играм «Вертолина», «Нарисованное слово», «Ребусы», игрушка тигренок.

Литература: Волина «Учимся играя»,  Шумаева «Как хорошо уметь читать»

Ход НОД

Дети входят в группу и встают кругом.

В: -Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от Почемучки!

(«Здравствуйте, уважаемые ребята! Помогите мне попасть в волшебную страну. Там пропущена одна буква  и я не могу прочитать название страны»)

Ну что, ребята, поможем Почемучке?

1. Знакомство с новым материалом

-Ребята сегодня мы познакомимся со звуком «Е», с буквой «Е», но сначала сделаем артикуляционную разминку – выучим скороговорку:

Женя на скамейку села,

Справа-Сева,

 Слава – слева.

2. Характеристика звука «Е».

-Молодцы. Ребята, посмотрите как я произношу звук «Е».

Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос и я произношу звук «Е».

-Попробуйте вы произнести звук «Е».

– Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук «Е».

Громко топал слон ногами!

– Не хочу играть я с вами,

Я сегодня так сердит

Потерял я аппетит!

-Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова (ответы детей)

-А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова (ответы детей)

-Назовите слова где звук «Е» в конце слова (ответы детей)

Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [е] находится в разных позициях:

– в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот;

-в середине: лещ, валенки, веник, леска;

-в конце: поле, море, горе;

– с двумя звуками [е]: мебель лебеда, метель.

Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [е], составляюь небольшие рассказы.

-Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)

-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

-Почему они называются гласными? (ответы детей)

-Какие еще бывают звуки?

-Согласные

-Почему их называют согласными? (ответы детей)

-Твердые и мягкие звуки

-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)

-Звонкие и глухие.

-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)

-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.

3. Физминутка

Буратино подтянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(соответствующие движения)

«Поезд едет, едет, едет

Мимо елей и берез.

Далеко уехал поезд

Еле слышан стук колес! »

(Движение руками имитирующее вращение колес)

4. Характеристика буквы «Е»

-Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е».

Этой буквой обозначается мягкость согласных.

«Лена гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось».

-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,

Самая длинная – сверху вниз, вверху – слева направо.

В середине и внизу – слева направо.

-Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.

– А теперь выложим букву «Е» из фасоли.

5. Закрепление пройденного материала.

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Нарисованное слово».

Дидактическая задача: Развивать сообразительность, внимание,

Умение быстро находить букву.

Ход игры:

На магнитной доске вывешивается плакат с нарисованным словом

«Часы», затем «Яблоко».

Слова «нарисованы» буквами, образующими предмет.

Дети называют нарисованный предмет и находят в нем буквы. -Молодцы! Теперь пришла пора отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику.

«Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту трем, трем

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем»

Соответствующие движения.

Занимательное упражнение «Загадки, складки»

Содержание:

В упражнении принимает участие игрушка тигренок.

Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова,

«просит детей, подсказать это слово»

«В нашем садике поверьте,

Целый день играют. (Дети) .»

«В зоопарк открыли двери

Здесь гостей встречают. (Звери) »

«Понеслись к другой планете

Космонавты на. (Ракете) »

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вертолина»

Дидактическая задача:

Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в чтении,

Воспитывать любовь и интерес к чтению.

Ход игры:

На магнитную доску, вывешивается плакат на котором изображен круг,

В нем написаны слова по кругу.

-Хорошо, все справились с заданием.

Игра «Отгадай ребус»

Дидактическая задача:

Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей.

Ход игры:

На плакатах часть слова написана буквами, другая часть слова изображена

Картинкой.        

 И так, какой же буквы не хватает в названии волшебной страны?

-Ответ детей

Давайте вместе прочитаем!

Молодцы, ребята! Теперь Почемучка может отправляться в волшебную страну «Карамелька» и за вашу помощь он прислал угощения – карамельки!

6. Итог.

-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)

– Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)

-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.

-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»

и буквой «Е».

Источник

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»

Цель: закрепить понятие о букве Е

Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки,фломастеры.

I. Организационный момент

Воспитатель: Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ.

Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении.

Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а., у-у-у. Гласных звуков всего шесть: А, О, У, И, Ы, Э. (выполняется упражнение)

Воспитатель: Эти звуки и буквы мы уже с вами изучили. Но гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:

– в начале слова

– после мягкого знака

– после твердого знака

– после гласной буквы

В заднем кармане неваляшки со звездочкой (*) — гласные второго ряда. Гласные второго ряда буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные

Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с буквой –Е-, обозначающий гласный звук –Е-йэ-. Это хитрый звук при произношении получается не один, а два звука –Е-йэ-, за это и прозвали букву –Е- жадной т. к. она при произношении имеет два звука.

Воспитатель: -Попробуйте и вы произнести звук –Е-йэ-.

Воспитатель: Слышно не один, а два звука

Воспитатель: звук –Е-йэ- гласный, при произношении звука- Е-йэ- – зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и я произношу звук- Е-йэ

Воспитатель: Сегодня к доске пойдет, тот у кого имя начинается на Е. Правильно, это у нас Ева

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ева определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

– Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук

Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: красную со звездочкой

Воспитатель: почему красную со звездочкой

Ответы детей: Потому что буква Е, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука.

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Е и поселяем ее справа во втором этаже, рядом с буквой Э. А теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Е., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Е.

Воспитатель: Определи место в слове (в начале, в середине, в конце слова);Объясни, почему ты написала букву именно этим цветом?

Ева:

Ель-Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Веник- Е гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Платье –Е-гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом

Воспитатель: – Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); – Покажи на схеме под каждой картинкой место в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)и напишу букву

Ева: Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Егор Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом

Мел- Е-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом

Воспитатель: молодцы ребята, все справились

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»

5. Игра «Что это за реки?» (Ребусы)

Цели. Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры. Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуко- вую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет, что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка, обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: Нева, Мойка, Фонтанка — это реки. (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.)

6. «Мой родной город»

Цели. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения.

Ход игры. С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы, обобщает их (гласные); прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике.

7. Игра «Путешественники»

Цели. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы.

Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е [йэ]: смягчении предыдущего согласного и обозначении двух звуков в начале слова (Ереван).

Ход игры. Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т. д.).

Итог

-Сколько гласных звуком?

-Сколько гласных букв в алфавите?

-Какую букву мы изучали?

-У кого имя на эту букву начинается?

Воспитатель:

Узнайте имена на эту букву, дома с родителями, а буква Е будет с нетерпением ждать их завтра утром.

Все очень хорошо занимались.

Занятия развитие ребенка буква е

Источник