Занятия психолога в центре развития ребенка

Занятия психолога в центре развития ребенка thumbnail

Необходимость занятий с психологом возможно определить после проведения комплексной психолого-педагогической диагностики. На этапе диагностики психолог обращает внимание и оценивает.

  • особенности поведения и адаптации ребенка;
  • мотивацию к игре и общению;
  • выбор деятельности и ее разнообразие;
  • особенности коммуникации.

В результате обследования педагог-психолог может дать родителям устные либо письменные рекомендации, предложить различные формы и варианты занятий.

Основным направлением деятельности психолога является социально-эмоциональное развитие ребенка.

При планировании работы по коррекции нарушений в эмо­циональной и социальной сферах учитывается:

  • первичный запрос родителей;
  • результаты диагностического обследования;
  • особенности внутрисемейных отношений и воспитания;

Специалисты выделяют основные типы семейного воспитания, оказыва­ющие отрицательное воздействие на ребенка:

  • Гиперопека матери;
  • Жесткость требований матери;
  • Завышение требований матери.

psiho4

– В тех случаях, когда проблемы ребенка в большей степени связаны с нарушением типа семейного воспитания (см. выше), вначале про­водится индивидуальная работа с родителями в формате беседы или консультаций. Такая работа включает в себя:

  • выявление причин нарушения взаимодей­ствия в семье;
  • разрешение ряда психологических трудностей в конкретной семье.

Далее проводится работа с парой «ро­дитель – ребенок» в форме беседы и/или игровых занятий.

article psiholog2

Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и соци­альной сферах, не связанных с «отрицательным» типом семейного воспитания, проводятся индивидуальные или групповые занятия. Индивидуальные занятия нацелены на развитие взаимодействия со взрослым, педагогом, зачастую являются предварительным этапом перед включением ребенка в коллектив сверстников. Групповые занятия нацелены на развитие способности ребенка играть рядом, а затем и вместе с другими детьми, выполнять общую задачу, формируется спо­собность подождать, пока играет другой ребенок.

article psiholog1

article psiholog

Структура индивидуального занятия с психологом в Центре развития речи «Говорить легко»:

  • Приветствие (ритуал «входа в занятие»);
  • Специально организованная игра с психологом (нескольких игр различного вида/игровых заданий, направленных на решение задач социального, эмоционального, когнитивного и моторного развития);
  • Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, роди­тели задают интересующие их вопросы);
  • Прощание (ритуал «выхода из занятия»)

Продолжительность одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, в зависимости от сложности выявленных наруше­ний.

Занятия с психологом при ОВЗ

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:

  • психодиагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция;
  • психологическая поддержка.

Психологическая помощь детям с ОВЗ значительно отличается от помощи типично развивающимся детям, как по целям, так и по содержанию и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:

  • структура и специфика развития;
  • социальная ситуация развития;
  • степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
  • особенности межличностных отношений в семье.

Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:

  • повышение социальной активности;
  • развитие самостоятельности;
  • укрепление социальной позиции;
  • формирование ценностных установок;
  • развитие интеллектуальных процессов.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:

  • развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
  • укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
  • диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.

У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:

  • недоразвитие игровой деятельности;
  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость и истощаемость;
  • нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:

  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы и общения;
  • формирование перцептивных операций;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие творческих способностей;
  • активизация познавательных процессов;

Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.

article ovz 1

article ovz 2

article ovz 3

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:

  • адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
  • обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.

У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:

  • недоразвитие абстрактного мышления;
  • низкий уровень образования понятий;
  • низкая степень сформированности обобщений;
  • нарушения константности и предметности восприятия;
  • замедленный темп узнавания предметов;
  • трудности обобщения сенсорных сигналов.

Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:

  • формирование перцептивных операций;
  • формирование понятий о сенсорных эталонах;
  • развитие константности и предметности восприятия;
  • формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.

Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:

  • формирование/развитие психических функций;
  • укрепление социальной позиции личности;
  • повышение социальной активности;
  • развитие психологических механизмов социальной интеграции;
  • развитие интеллектуальных процессов;
  • устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.

Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:

  • развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
  • формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
  • активизация сенсорных функций;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);

Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.

Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:

  • ориентация аутичного ребенка вовне;
  • обучение ребенка простым навыкам контакта;
  • обучение более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности.

Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:

  • налаживание контакта с аутичным ребенком;
  • преодоление негативизма при общении;
  • смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
  • повышение психической активности;
  • развитие целенаправленной деятельности;
  • преодоление нежелательных форм поведения.

article ovz 4

article ovz 5

Занятия с психологом по возрастам

Занятия с психологом имеют свою специфику в каждом определенном возрасте и строятся на основании диагностики, а также запроса родителей. Написание индивидуальной программы опирается на данные диагностики, нацелено на удовлетворение ведущей потребности возраста, и основывается на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Занятия психолога с детьми 3-4 лет нацелены на:

  • освоение различных способов взаимодействия со взрослыми

и сверстниками в игре и коммуникации;

  • формирование нравственных эмоций «хорошо – плохо»;
  • поддержание всех видов активности ребенка;
  • развитие умения действовать и играть по правилам;
  • формирование умения сочувствовать, сопереживать;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • формирование позитивной самооценки ребенка.

psih po vozrastam 1

Занятия психолога с детьми 4-5 лет нацелены на:

  • создание условий для развития творческого воображения;
  • развитие умений действовать по правилам, усложнение правил;
  • активизация познавательной активности дошкольников;
  • активизация способностей к эмоциональной отзывчивости;
  • способствование перехода детей от соучастия к сотрудничеству

со взрослыми в различных видах деятельности.

Занятия психолога с детьми 5-6 лет нацелены на:

  • формирование элементов произвольности психических процессов

у детей во всех видах деятельности;

  • развитие чувства эмпатии;
  • стимуляция к проявлению инициативы и самостоятельности мышления

в различных видах деятельности;

  • активизацию творческих способностей детей;
  • развитие способности к совместной работе и сотрудничеству;
  • формирование умения планировать собственную деятельность;

psih po vozrastam 2

Занятия психолога с детьми 6-7 лет нацелены на:

  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие мышления;
  • формирование произвольности всех психических процессов;
  • развитие способности удерживать внутреннюю позицию ученика;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества

в общении со сверстниками;

  • развитие способностей к адекватной самооценке;
  • активизация построения внутреннего плана действий;
  • формирование этических представлений.

Источник

Мой ребенок посетил кабинет психолога. Что это значит? С малышом что-то не так? Я бездарный родитель и не могу справиться сама? Его будут пичкать таблетками и делать «овоща»? Нас поставят на учёт и потом сообщат в школе?

К сожалению, именно такие мысли приходят в голову многим родителям при одной мысли о консультации у детского психолога. Из-за особенностей нашей культуры и социального давления нам часто кажется, что занятия с психологом – это клеймо глупых и неудачливых, хотя в реальности всё совсем наоборот.

Детский Монтессори центр «Созвездие» спешит разобраться с вопросом, кому и зачем нужен детский психолог, а также доказать, что посещение психолога совершенно безопасный и эффективный способ совладать со сложностями воспитания и улучшить взаимодействие в семье.

Что делает детский психолог?

В первую очередь давайте разберемся, что делает детский психолог и чего он не делает, а также отделим детского психолога от психиатра, невролога и педагога.

Детский психолог проводит психологическую диагностику

Детский психолог прекрасно разбирается в возрастных нормах и индивидуальных особенностях детского развития, поэтому с помощью специальных диагностических процедур (психологических тестов, наблюдения, опроса родителей, игр и др.) может дать развернутую психологическую характеристику ребенка, которая включает в себя описание уровня развития мышления, памяти, внимания, произвольной регуляции, особенностей личностных качеств, эмоционального состояния, темперамента и т.д.

Подобная диагностика используется для того, чтобы понять причины поведенческих или эмоциональных сложностей ребенка, чтобы помочь родителям принять решение, когда малышу лучше пойти в школу или в сад, чтобы постараться предотвратить вероятные сложности, связанные с началом обучения, подобрать подходящие развивающие занятия или скорректировать методы воспитания.

Детский психолог проводит консультации для родителей

Специалист в сфере детской и семейной психологии имеет также подготовку в сфере педагогической психологии и психологии воспитания, поэтому может помочь родителям понять, как решить текущую проблему в воспитании или состоянии ребенка (например, стал чаще плакать, кусается, рисует жутковатых монстров, не начинает говорить, плохо засыпает, слишком стеснительный и т.д.), а также выбрать наилучший способ помочь ребенку пережить сложные события в жизни (переезд, появление братика или сестрички, развод родителей).

Во время консультации родителей психолог оказывает им как информационную поддержку, рассказывая о возрастных особенностях детей, возможных причинах их поведения и способах его коррекции, так и поддерживает родителей эмоционально, помогая им понять, что из любой проблемы есть выход.

Что делает детский психолог?

Детский психолог проводит развивающие и корректирующие занятия для детей

Разумеется, детский психолог проводит занятия и для самих малышей. Цели этих занятий могут быть самые разные: начиная от развития познавательных процессов малыша и до работы со сложными эмоциональными переживаниями и детскими травмами. Обычно решение о посещении ребенком занятий с психологом родители принимают после проведения психологической диагностики малыша и первичной консультации.

Разные психологи придерживаются разных методов работы, некоторые из них владеют несколькими. Характер занятий с малышом и их цели психолог всегда обсуждает с родителями, поэтому не стоит волноваться, что вы не будете знать, чем занимается ваш ребенок у психолога.

Детский психолог работает со здоровыми детьми и их родителями, помогая им преодолевать жизненные трудности, проводя диагностику, консультации для родителей и развивающие занятия для детей.

Чем детский психолог не занимается?

Диагностика, консультации и коррекционные и развивающие занятия – это три основных направления работы психолога. Остальные прямо вытекают из них: составление рекомендаций и заключений, разработка просветительских материалов, проведение тренингов для родителей и т.д. Круг задач широк, но всё же есть чёткий список вещей, которые психолог никогда не станет делать:

  1. Психолог не ставит диагнозы и не выписывает лекарства

Ставить любой диагноз и на основе него выписывать лекарства может только врач (в нашем случае психиатр или невролог), обычный психолог же может работать только со здоровыми или имеющими лёгкие отклонения детьми. Стоит помнить, что психолог может порекомендовать посещение других специалистов, если подозревает какие-то нарушение у ребенка, а следования этим рекомендациям и информирование психолога о результатах сильно увеличит эффективность его работы и скорость достижения нужной вам цели.

  1. Психолог не принимает решения за родителей

Можно ли ребенку идти в школу? Стоит ли рассказывать малышу о смерти дедушки? Как подготовить детей к прибавлению в семье? Психологи с радостью проконсультируют родителей по этим и многим другим вопросам, помогут проанализировать плюсы и минусы каждого варианта развития событий, дадут свои рекомендации, но никогда не будут настаивать на каком-то единственном исходе, поэтому окончательное решение всегда остаётся за самими родителями.

Чем детский психолог не занимается?

  1. Психолог не дает оценок действиям родителей и никогда не осуждает их

Многие мамы и папы боятся, что на консультации могут почувствовать себя как школьники, которых отчитывает строгая учительница. На самом же деле задача психолога помочь вам справиться с трудностями и найти наилучший для себя путь решения задачи. Именно поэтому психолог всегда на вашей стороне.

Если вы чувствуете, что воспитываете ребенка неправильно, детский психолог поможет вам разобраться с причинами ваших мыслей и поведения и найти способы изменить их. Если вы чувствуете неуверенность или страх, психолог окажет вам эмоциональную поддержку и поможет найти выход из ситуации. При любых обстоятельствах психолог соблюдает принцип уважения клиента.

  1. Психолог никому не сообщает полученную информацию

Каждый психолог обязан хранить в тайне всё происходящее и обсуждаемое на консультации от любых посторонних людей и даже других членов семьи. Будьте уверены, что, если вы поделились чем-то с психологом, он не расскажет об этом ни педагогам ребенка, ни вашему мужу, не напишет от вас в Инстаграме и, тем более, не сообщит в школу или детский сад. Если же ребенок сообщает что-то важное психологу, тот частично раскрывает эту информацию только родителям и в той мере, в которой это необходимо для достижения поставленных целей.

Психолог может давать рекомендации педагогам ребенка, но никогда не раскрывает семейных тайн. Так, например, если у малыша был негативный опыт общения с ровесниками, то психолог может порекомендовать педагогу обращать особое внимание на взаимодействие малыша с другими ребятами из группы, но не расскажет деталей травмирующих событий.

  1. Психолог не берется работать с клиентом, если не чувствует уверенности в своих знаниях по конкретной проблеме

Детские психологи специализируются на разных проблемах и используют различные методы работы. Это значит, что иногда психолог не готов взяться за проблему клиента. В таких случаях он обычно рекомендует обратиться к коллегам, специализирующимся по данному вопросу. Такое поведение говорит об ответственном подходе специалиста и искреннем желании помочь своему клиенту.

Профессиональный психолог – это человек с соответствующим образованием и опытом работы, который всегда действует на благо клиента, позволяя детям и их родителям легче преодолевать возрастные кризисы и жизненные невзгоды.

Что происходит в кабинете детского психолога рассказывает психолог Марина Жукова:

В чём отличие психолога от педагога, невролога и психиатра?

Следует хорошо понимать отличия психолога от педагога, невролога и психиатра.

Невролог и психиатр – это люди с высшим медицинским образованием, имеющие специализированную лицензию на медицинскую деятельность, у них есть право выписывать лекарства и назначать лечение.

Невролог занимается нарушениями в функционировании нервной системы: головные боли, постоянная усталость, тики, боли в спине, травмы головы, обмороки, нарушения координации и равновесия, нарушения сна, в некоторых случаях нарушения органов чувств и другое.

Психиатр же занимается нарушениями психики: расстройства личности (например, приступы неконтролируемой агрессии), нарушения настроения (подавленность и нарушения мотивации, резкие перепады настроения и т.п.), расстройства когнитивных функций (нарушение восприятия, например, галлюцинации, мышления, памяти и т.п.), болезненное изменение личности после травматических событий жизни (проблемы со сном, агрессивность, замкнутость и пр.). Задача врачей – это своевременная диагностика и помощь в устранении или облегчении симптомов заболевания и улучшении качества жизни пациента.

В чём отличие психолога от педагога, невролога и психиатра?

Педагог занимается преподаванием и воспитанием детей. Он имеет педагогическое образование и отвечает за знания и умения детей, а также их способность соответствовать принятым нормам поведения. Педагог оценивает знания и умения ребенка и их соответствие возрастной норме, изучает то, как ребенок приобретает новые знания и сохраняет в памяти пройденный материал. Развивающие занятия с педагогом позволяют ребенку узнать новое, а также помогают улучшить обучаемость малыша.

Психолог – это специалист с психологическим образованием, задачей которого становится забота о психологическом благополучии клиента. Он помогает людям бороться с негативными мыслями и реакциями, укреплять самооценку, улучшать навыки общения с другими людьми, развивать когнитивную сферу, преодолевать жизненные кризисы и сложные периоды, разрешать семейные конфликты и многое другое. Все психологи имеют различное дополнительное образование и сферу профессиональных интересов: кто-то работает с супружескими отношениями, другие занимаются карьерным консультированием, третьи помогают улучшать детско-родительские отношения и способствуют гармоничному развитию ребенка, четвертые специализируются на работе с травматическими событиями и их последствиями.

Специалисты различных направлений обычно склонны работать сообща: это даёт лучший и более быстрый результат. Поэтому нет ничего удивительного в том, что один специалист будет рекомендовать обратиться за консультацией к другому. Так, например, совершенно нормально, если психолог порекомендует обратиться к психиатру или неврологу, а педагог даёт рекомендацию посетить психолога. Помните, что все специалисты заинтересованы исключительно в скорейшем избавлении от проблемы, поэтому их рекомендации следует соблюдать.

В каких случаях стоит обращаться к детскому психологу?

Итак, мы выяснили, что психолог работает со здоровыми детьми и малышами, имеющими лёгкие отклонения в развитии. Детский психолог проводит диагностику, развивающие занятия и консультации для родителей. В каких же случаях стоит обратиться к психологу?

Резкие изменения или травматический опыт в жизни ребенка

Малышам очень важен порядок и стабильность, так мир становится для них предсказуемым, понятным, а значит и безопасным местом. Именно по этой причине резкие смены условий (переезд, изменение состава семьи и образа жизни) и, тем более, травматические события (развод родителей, смерть близкого, пережитое физическое или психологическое насилие) могут быть серьёзным испытанием для ребенка.

В такие моменты консультация с детским психологом поможет родителям понять, как малыш справляется с изменениями, как можно помочь ему, а для самого ребенка занятия с психологом могут стать комфортным местом для переживания сложного опыта.

В каких случаях стоит обращаться к детскому психологу?

Появление нежелательного поведения у малыша

Смена поведения, проявление непослушания, плаксивость, агрессия к другим детям и взрослым, застенчивость, замкнутость, чрезмерное фантазирование, ночные кошмары, упрямство, отсутствие любознательности, медлительность, сложности в детском саду и школе и другие поведенческие проблемы также могут быть поводом для обращения к психологу. Он сможет определить, нормально ли подобное поведение, объяснит его причины и поможет родителям выбрать наилучшую воспитательную тактику для нормализации ситуации.

Усталость и неуверенность родителей в своих силах

Было бы здорово, если бы родительство всегда приносило только положительные эмоции, а мы всегда знали, как поступить наилучшим образом. Но, к сожалению, даже самая внимательная и ответственная мама может чувствовать себя потерянно, не знать, что делать дальше и нуждаться в эмоциональной поддержке. В ситуации, если переживания в первую очередь связаны с ребенком, можно обратиться к детскому психологу. Например, если вы чувствуете вину перед ребенком за то, что уделяете ему мало времени, если вам кажется, что у вас нет сил заниматься воспитанием, вы срываетесь на малыша или, если вы не понимаете, как правильно воспитывать ребенка. Во всех этих случаях детский психолог окажет вам эмоциональную поддержку, поможет найти внутренний ресурс, даст рекомендации по восстановлению сил и уверенности в себе.

Выводы

Детский психолог – это специалист, помогающий детям и их родителям гармонизировать отношения, преодолеть жизненные трудности и невзгоды, нормализировать поведение и эмоциональное состояние ребенка. Психолог работает только со здоровыми детьми и их семьями, поэтому речь никогда не идёт о постановке диагнозов или прописывании лекарств, этим занимаются только психиатры и неврологи.

В жизни любой семьи случаются сложности, а занятия с психологом позволяют преодолеть их быстрее и эффективнее. Принципы оказания психологической помощи делают подобные занятия безопасными: специалисты всегда следят за конфиденциальностью данных, применяют только проверенные методы работы, всегда находится на стороне клиента и никогда не работают вне зоны своей компетентности. К тому же психолог никогда не настаивает на единственном верном решении и, тем более, не осуждает членов семьи.

Заключение

Посещение занятий с психологом становится всё более и более популярным направлением детского развития. Действительно, сложности, с которыми другие борются годами, с помощью психолога в некоторых случаях могут преодолеваться буквально за несколько месяцев и даже недель. К тому же на занятиях с психологом всегда царит принимающая и понимающая атмосфера, которая иногда так нужна современным родителям.

Заключение

Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» сотрудничают с детскими психологами уже не первый год и могут подтвердить эффективность психологических консультаций и развивающих занятий. Все психологи, работающие в наших детских клубах, имеют профильное образования и внушительный опыт работы с детьми разных возрастов, что позволяет им эффективно помогать семьям в решении поведенческих и эмоциональных проблем детей. Запишитесь на занятия в детском Монтессори центре «Созвездие» уже сегодня! Мы ждём вас!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Источник