Занятия по социально личностному развитию ребенка в доу
Упражнения и игры направленные на развитие коммуникативных способностей.
Давайте познакомимся
Упражнение позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.
Упражнения проводятся в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе). В это время можно передавать друг другу любую вещь, игрушку.
Снежный ком
Упражнение способствует запоминанию детьми имен всех участников группы. Первый участник (например, стоящий слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник называет по имени всю группу.
Мое имя
Упражнение способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Каждый участник говрит по кругу о том, какя форма его имени ему больше нравиться (Лена, Леночка, Елена…) и какя не нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе.
После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)
Давайте поздороваемся
Упражнение продолжает знакомство, создает психологически неприужденную атмосферу.
Ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих ишуточных. Детям предлогается поздороваться плечрм,спинкой, рукой, носом,щекой, выдумать свой собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия. Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия.
Встаньте все те, кто…
Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Ведущий дает задание: Встаньте все те, кто…
– любит бегать,
– радуется хорошей погоде,
– имеет младшую сестру,
– любит дарить цветы, ……..
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы повторим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто запомнил:
– кто у нас в группе любит сладкое?
– у кого есть младшая сестра?» и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
– кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?
Каждый вопрос адресуется каждому ребенку. Если он не может ответить, ему помогает группа.
Опиши друга
Упражнение способствует развитиювнмательности и умения описывать то, что видел, продолжению знакомства.
Упражнения выполняется в парах одновременно всеми участниками. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
Что изменилось?
Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде, прическе деитей, можно пересесь на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными.
Задача водящего – правильно подметить произошедшие изменения.
ПОНИМАЮ ДРУГИХ – ПОНИМАЮ СЕБЯ
Как ты себя чувствуешь?
Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Моё настроение
Развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
Подарок на всех
(Цветик-семицветик)
Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»
Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад и восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы….
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание.
Портрет самого лучшего друга
Развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа.
– кого ты считаешь своим хорошим, своим лучшим другом?
– Каким качеством обладает этот человек?
-Хочешь ли ты, чтобы тебя считали хорошим другом?
– Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
– Помогай друзьям.
-Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
-Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
– Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
– Не завидуй.
– Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
– Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
-Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
– Если проиграл сам, не срывай злость на других; может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Правила доброты
– Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
– Прощай ошибки других.
– Не заидуй.
– Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается ыв твоей поддержке, помощи, сочувствии.
Правила честности
– Сказал – сделай.
– Не уверен – не обищай.
– Ошибся – признайся.
– Забыл – попроси прощение.
– Говори то, что думаешь.
– Не можешь сказать правду – объясни поему.
– Не выдавай чужую тайну.
Прощание
Эта процедура единого прощения объединяет детей и связывает все дни тренинга в единную программу.
Впервый день тренинга детям предлогается выработать единный для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе идею взаимодействия
(всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу; встать в круг и, положив руки на плечи друг другу, покачаться из стороны в сторону и т. д.).
Игры на развитие коммуникативных способностей детей.
Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам
«Зайчики и лиса»
Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».
Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать, Через минуту – другую воспиттатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».
Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».
Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок,к которым дети постепенно пордводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Совушка – сова»
Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т. д.), птички бегают округ неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель:
Совушка – сова, большая голова,
На дереве сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Вдруг она как полетит….
При последнем слове (не ранее) сова «слетает» сдерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.
«Холодно – горячо, право – лево»
Учим контролировать движения и работать по инструкции
Воспитательпрячетусловный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план- схему.
«Обыграй превращение»
Ведущий по кругу передает предмет (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко» – дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.
Воспитываем доверие друг к другу, чевство ответственности за другого.
«Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.
Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
«Звери на болоте»
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты спасения.
Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: ребенку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход: ребенку предлогают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Передача чувств»
Цель: учить передавать различие эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход: ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
Игры для формирования у детей дошкольнонго возраста культуры общения
«Жизнь в лесу»
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель. Представте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по дадони товарища (показ).Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
«Добрые эльфы»
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель. Когдато-то давным-давно люди, борясь за выживание, ынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, – эльфов. Потом мы поменяеся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эьфы прилетают и убаюкивают их…
Разыгрывается бессловесное действо.
«Ожившие игрушки»
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлогаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять- таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлогает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Игры для развития способности эффектно взаимодействовать в общении
«Созвучные слова»
Дети стоят в круге, поочередно бросая друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например, «грач») и перебрасывает мяч третьему, и т.д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.
«Сочиняем песню»
Воспитатель предлагает детям послушать знакомое четверостишие. Дети, разбившись на подгруппы (по 4-5 человек), должны придумать свою мелодию к этим словам и исполнить ее. Часть детей может выполнять роли членов жюри. Они слушают исполнение, обсуждают и выбирают лучший вариант. Победителям можно вручить диплом или приз.
«Споем песню»
Дети разбиваются на небольшие подгруппы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа договаривается, какую песню будет исполнять.
По сигналу ведущего каждая группа начинает петь задуманную песню. Очередность исполнения определяет ведущий. Выигрывает та подгруппа, которая смогла вовремя вступить и слажено спеть песню.
«Мы плетем цепь»
Игру начинают двое детей, которые стоят друг к другу лицом. Они берутся за руки и с песней по кругу, предварительно договорившись, кого из детей позовут в игру.
Двое: Цепь, цепь, цепь.
Мы плетем цепь.
А мы цепь не плетем,
Сплетаемся сами…..
Один: Мало нас, мало нас,
Приходи, Марина, к нам.
Марина, услышав свое имя, присоединяется к ним. Затем уже она называет какое-нибудь имя. Так постепенно круг увеличивается, пока в игру не включатся все дети. При каждом повторении меняется направление движения. Как только в кругу оказываются все дети, они вместо «Мало нас» поют «Много нас»; вместо «Приходи, Марина…» поют «Уходи, Марина, от нас». Названный ребенок выходит из круга, встает в сторону и называет другого. Круг постепенно уменьшается, пока все дети не выйдут из него.
Источник
Конспект занятия
«Мои друзья»
Программное содержание.
Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным). Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Материал.
Иллюстрации с изображением разных ситуаций; книги-сказки, жёлтые карандаши на каждого, один квадратный лист на двоих.
Ход занятия.
Дети сидят по кругу.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Ребята, о чём мы пели песню? Правильно, о дружбе, о друге. Что такое дружба? Кто нам расскажет?
Ребёнок. Это когда дети играют вместе, делятся игрушками друг с другом, не обижаются друг на друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На друга можно положиться в трудную минуту.
Воспитатель. А у нас в группе дети умеют дружить?
Дети. Умеют.
Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Расскажите о нём.
Рассказы детей по желанию.
Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?
Дети. Бывает.
Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?
Дети. Делиться игрушками, не драться.
Воспитатель. А кто добавит?
Дети. Уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.
Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:
Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.
Девочки читают одну книжку.
Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.
Мальчики качаются на качелях.
Дети строят из песка высокую башню.
Девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе.
Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:
– Нет, друга, ищи, а найдёшь – береги.
– Настоящий друг познаётся в беде.
– В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.
Физкультминутка
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Чтение рассказа. Вопросы к детям.
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.
А сейчас давайте представим вот такие ситуации:
1. Два друга – Миша и Витя – шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?
2. Две подружки пришли в школу. Начался урок. Учительница дала задание списать с учебника задачу. Выяснилось, что одна девочка забыла дома учебник. Как вы думаете, как поступит её подружка? Как бы вы поступили?
Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу».
Воспитатель. Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Нет! А кто ещё? Верно, собака, кошка, рыбка, хомячок, растение. Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.) Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?
Дети. Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать.
Воспитатель. А можно дружить с книгами?
Дети. Да.
Воспитатель. А как это надо делать?
Дети. Аккуратно читать их, не рвать, не пачкать, чинить, если они порвутся.
Воспитатель. Получается, что дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.
Конспект занятия
«Учусь сочувствовать»
Программное содержание.
Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
Материал.
Карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение радости, грусти, удивления, испуга. Шапочки гномов, книга В. Короленко «Слепой музыкант».
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются .
Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться. А хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте»? Или тебе, Катя, отломлю аленький кусочек? Или тебе, Дима, насыплю пригоршню в кармашек «здравствуй» сладкого, как сахар? Каждому из вас я дарю «здравствуй». Вы поздоровались и одновременно улыбнулись. Какое у вас настроение после этого? (Ответы детей.) У каждого человека бывают разные настроения. Назовите настроения, какие вы знаете.
Дети. Грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление.
Воспитатель. Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
«Азбука настроения».
Игра «Азбука настроения»
Каждому ребёнку даются карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Воспитатель просит показать картинки всех весёлых людей и зверей, потом всех недовольных и т.д. Затем предлагает детям изобразить на своём лице сходное настроение.
По окончанию игры воспитатель включает магнитофонную запись плача ребёнка. Отмечает реакцию детей.
Воспитатель. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо или плохо, что человек умеет плакать?
Дети. Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо.
Воспитатель. Когда не стыдно плакать?
Дети. Когда больно, кого-то жалко, обидно.
Воспитатель. Когда стыдно плакать?
Дети. Когда можно потерпеть. Громко плакать, требуя что-то.
Воспитатель. Надо ли учиться плакать? Знаете ли вы, как надо плакать? Чтобы все видели вас?
Дети. Нет, можно отвернуться, закрыть лицо руками.
Воспитатель. А прилично ли вытирать слёзы руками? А как?
Дети. Использовать носовой платок.
Воспитатель. Плакать громко прилично? Как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса», и даже дразнят: «рёва». А у вас есть «плаксы» и «рёвы» в группе? Вам повезло!
Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Развесели дедушку». Дедушка у нас будет не простой, а гном. Вы тоже не просто дети, а гномы.
Воспитатель раздаёт детям шапочки с бубенцами. Гном садится на стульчик, показывая выражением лица, что ему грустно, невесело. Предлагает спросить детей, почему дедушка грустный. Дети спрашивают.
Гном. Я волшебную шапочку с бубенцами потерял.
Воспитатель. Что мы будем делать, дети? Бедный дедушка такой грустный, вот-вот заплачет. Нам жалко дедушку? Подойдите к нему, присядьте на корточки и жалобно посмотрите ему в глаза, погорюйте вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! Как вы его пожалеете?
Дети. – Положим руку на его плечо, постоим.
– Погладим по руке, по спине, по голове.
– Прислонимся или обнимем дедушку.
– Развеселим его: позвеним бубенчиками.
– Улыбнёмся дедушке.
Воспитатель. Всё равно дедушка грустит. Что же нам ещё сделать? Подарить ему что-нибудь вместо шапки – грузовик, конфету, цветок?
Каждый ребёнок дарит гномику, что хочет.
Воспитатель. А может, кто-нибудь отдаст дедушке свою шапочку с бубенцом?
Дети дарят гному шапку с бубенцом. Дедушка надевает её и улыбается.
Воспитатель. Хорошо, что вы умеете сочувствовать.
Дедушка благодарит детей ,прощается и уходит.
Воспитатель. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие), кто-то рождается инвалидом.
Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».
«…Послушайте, это опять вы? – спросил мальчик.
– Разве вы не видите, что это я? – Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.
– Отчего вы такой сердитый? – спросила девочка.
– Я… не сержусь на вас… – сказал тихо мальчик.
– Так давайте играть вместе.
– Я не умею играть с вами…
– Какой вы смешной!
Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его.
– Это лютик, – сказал он, – это фиалка.
Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.
– Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!
Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал…
– О чём ты плачешь? Ты такой странный! – сказала девочка с задумчивым участием.
– Я не странный… Я… Я – слепой…»
Воспитатель. Как надо относиться к таким детям?
Дети. Сочувствовать.
Воспитатель. Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слёзы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись?
Дети. Жестокими, безжалостными, бесчувственными.
Воспитатель. Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.
А сейчас посмотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение? (Ответы детей.) Я предлагаю вам решить задачки не на сложение и вычитание, а на сочувствие и внимание.
1. Маленький ребёнок не мог перейти дорогу – проявите ли вы сочувствие? Как?
2. Ребёнок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб. Что вы сделаете?
3. Старичок переходит дорогу. Как вы поступите?
4. Ребёнок плачет. Вы не обратите внимания на него? А что сделаете?
5. Котёнку отдавили лапку, и он передвигается на трёх. Что вы будете делать?
6. Мальчики кидают в собаку камнями. Ваши действия?
Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей. Какие правила вы запомнили?
Плакать надо тихо! Отворачиваться!
Замечать тех, кто плачет.
Помогать маленьким и пожилым.
Нельзя разглядывать инвалидов. Неприлично!
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им.
«Умею сочувствовать!» Произнесите это шепотом, хором.
Дети произносят.
Воспитатель. На этом наше занятие окончено.
Конспект занятия
«Волшебные» и бранные слова»
Программное содержание.
Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости.
Познакомить со словом «вульгаризм», вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.
Материал.
2 обруча: один обтянут тёмной тканью, другой – светлой, в середине каждого обруча, жёлтый круг; лепестки с вежливыми и бранными словами. Маска индюка, костюм Петрушки.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться. Я тоже хочу ещё раз поздороваться с вами, но сделаю это необычно: на нескольких языках – «хеллоу», «гуд монин», «гутен таг», здравствуйте, «салам аллейкум». Вы всё поняли? Почему вы не всё поняли? Какое слово самое знакомое? На каком языке говорим мы с вами?
Дети. На русском.
Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с языком, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Как вы думаете, что это за язык? Я вам подскажу – это доброта. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Добрые люди пользуются «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово – лечит, слово и ранит». А какие «волшебные» слова знаете вы?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Молодцы! Много волшебных слов знаете!
В группу входит Петрушка. Он чем-то недоволен. Садится в углу, скрещивает руки на груди и хмурится.
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам пришёл!
Дети. Петрушка!
Воспитатель. А почему Петрушка молчит? Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что с тобой случилось?
Петрушка. Сегодня я играл с ребятами и поссорился с ними.
Воспитатель. Петрушка, а почему ты поссорился с ними?
Петрушка. Сначала я захотел красивую машину и отобрал её у мальчика. Потом мне надоело играть с машинкой и я сломал её. Увидел у девочки красивую куклу и отобрал её. Надоело с ней играть, стал дёргать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Ребята рассердились на меня и прогнали .
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему Петрушку прогнали и не захотели с ним играть? (Ответы детей.) Да, Петрушка, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к Петрушке.) Когда ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Петрушка?
Петрушка. Я отберу эту игрушку.
Воспитатель. А что вы будете делать, ребята?
Дети. Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть».
Воспитатель. Петрушка, когда тебя угощают, что ты говоришь?
Петрушка. Ничего.
Воспитатель. А вы что говорите, ребята?
Дети. Мы говорим: «Спасибо!»
Воспитатель. А скажите, ребята, что самое горькое?
1 ребёнок. Что горче всего? –
У ребят я спросил.
Одни утверждают:
– Незрелый кизил…
– Микстура! –
Какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.
Воспитатель. Ребята, а вы слышали грубые слова? Не повторяйте их. Эти слова называются вульгаризмами – это слово означает «грубый». А человек, который произносит эти слова, – вульгарный, грубый. А как вы думаете, когда человек произносит эти слова?
Дети. – Когда не знает, что это плохо.
– Когда он плохо воспитан.
Воспитатель. Наша Родина Россия живёт много лет. Вместе с ней живёт и родной русский язык. Раньше на Руси слово «брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех, кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а грубые слова стали называть бранными, бранью. Если два человека или несколько бранятся, к чему это может привести? К брани – драке, войне. Во все времена на Руси брань считалась грехом, то есть это было стыдно.
Ну, а что слаще всего?
2 ребёнок. Что слаще всего? –
Я спросил у ребят.
– Всласть выспаться, –
Сони, зевая, бубнят.
Сластёны, зажмурясь, кричат:
– Леденец! –
Кишмиш называют,
Халву, наконец.
Но слаще халвы
И всего остального
Сердечное, доброе слово.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Петрушку «волшебным» словам, а чтобы он их не забыл, «посадим» красивые, вежливые слова на яркую, благоуханную клумбу, а плохие, «бранные» слова – на клумбу сорняков.
Дидактическая игра «Клумбы из слов»
«Букет из слов» Д. Смирнов
1 ребёнок. Собираю я букет из слов,
Не было подобного букета.
Он из слов – по духу близнецов:
Не замёрзнет ни зимой, ни летом.
2 ребёнок. «Здравствуйте» мы часто говорим.
Я в букет возьму такое слово!
Нам тепло на свете всюду с ним,
Даже если жжёт зима сурово.
3 ребёнок. А потом «пожалуйста» возьму.
Это слово открывает двери,
Грубость не позволит никому.
Понимают это даже звери.
4 ребёнок. В самом центре слово помещу
Самое уютное – «спасибо».
Кто его забудет, не прощу:
Значит, он холодный, словно рыба.
5 ребёнок. Собирать закончу я букет
Важным пожеланьем и советом:
«Будь здоров» на много-много лет
И не забывай слова букета.
Воспитатель. Ты всё запомнил, Петрушка?
Петрушка. Я всё понял и запомнил. Теперь я всегда и везде буду говорить «волшебные» слова с вашей клумбы. Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.
Воспитатель. Вежливым и добрым быть не так-то просто. Вы знаете, что жил на свете очень «вежливый» индюк? Он был до такой степени вежлив, что к нему боялись заходить его соседи. Давайте посмотрим на него.
Выходит ребёнок в шапочке индюка.
Воспитатель. Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Не усвоили, скоты,
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал…
Индюк. Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам…
Воспитатель. Кричал Индюк…
Индюк. Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осёл,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья,
Ждёт тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло.
Воспитатель. Как не бился он, однако,
К Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости…
Индюк. Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды, балды!
Воспитатель. И добавил с высоты
Своего величия:
Индюк. Не усвоили, скоты,
Правила приличия!
Воспитатель. Вот такой был «вежливый» Индюк. Вы бы, ребята, пошли к нему в гости? Почему, нет? Верно, недобрые слова очень сильно обижают.
Давайте введём в группе два правила:
Никогда не произносить бранных слов. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, эти слова обижают.
Если всё же вы нечаянно обидели кого-то, спросите, почему человек обиделся, – и извинитесь.
А сейчас давайте посидим в тишине, закроем глаза и подумаем, что нового узнали сегодня. С чем согласны, с чем – нет. Что особенно понравилось?
Источник