Занятия по развитию тонкой ручной моторики ребенка

Пальмова Вера
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихо-творным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: за-стегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и ко-ординации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе “Развивающие методики. Письмо” >>>>

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординирован-ных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполните-лем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполни-теля. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложен-ный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, “написанных” на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение – сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони по-вернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя ру-ками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. “Резиночка”. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движе-ниями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторо-ну. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно пооче-редно каждой рукой.

8. Игра “Разноцветные снежинки” (возраст – 4 года). Направлена на развитие мелкой мо-торики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Дви-жения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. “Повтори движение” (вариант игры Б. П. Никитина “Обезьянки”)

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо “фигуру” (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить “фигуру”. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый си-дит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно по-тренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребе-нок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка. И каждый старается нарисо-вать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных гео-метрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Читайте также:  Личность ребенка объект и субъект воспитания обучения и развития

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В иг-рах используются подручные материалы,которые есть в любом доме: прищепки, пугови-цы, бусинки, крупа и т. д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мел-кую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Источник

валентина максимова
Развитие тонкой моторики

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. В своей работе «Лекции по психологии» Л. С. Выготский отмечает, что в широком смысле слова тонкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком значении, под тонкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1]. По мнению ученых, эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство специалистов, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. 85 Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые Й. Цуцуми, Н. Токудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста разрабатывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. Изучением развития тонкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др. В исследованиях последних лет описаны приемы работы по развитию тонкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. В частности в работах С. Афонькина, Л. В. Кобзарь, Г. В. Кушнир, А. Л. Сиротюк и др. подтверждается тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. По мнению В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них «идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [3, с. 16]. В дошкольном возрасте, который имеет важнейшее значение для полноценного сенсомоторного развития детей, происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопление разнообразных представлений об окружающем мире. Через мелкую моторику развивается мышление, внимание, память, речь, воображение детей [2]. Как отмечает, В. А. Сухомлинский уровень развития тонкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития тонкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц [3]. Дети с плохо развитой тонкой моторикой рук, как правило, неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма. Е. Щеповских считает, что тонкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптикопространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков тонкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий [5]. Исследователь С. А. Рогова выделяет несколько уровней развития тонкой моторики у детей. Высокий уровень развития тонкой моторики, по ее мнению, характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития тонкой моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне 86 утомления. Низкий уровень развития тонкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [4]. Как показал анализ литературы, проблема развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста является достаточно разработанной. Исследователи уделяют внимание тому факту, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на психические процессы, в том числе мышление и речь. Поэтому активно исследуется влияние тонкой моторики на развитие детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Кроме того, от уровня развития тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника – ребенок с развитой тонкой моторикой рук чувствует себя состоятельным как в самообслуживании (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, так и в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка). На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на все психические процессы, в том числе мышление и речь. От развитости тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника. Ребенок с развитой тонкой моторикой ощущает себя более уверенно в различных видах деятельности (самообслуживание, конструирование, рисование, лепка, письмо). Кроме того, уровень развития тонкой моторики является одним из показателей готовности к школьному обучению.

Читайте также:  Для развитие речи 3 летнего ребенка

Источник

Елена Зыбцева
Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама

Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов всестороннего развития детей. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

Относительно недавно в магазинах появилась новая игрушка под названием “Хэндгам”, что означает “жвачка для рук”. Новая забава представляет собой модернизированную версию старого доброго “лизуна”. Современный вариант всеми любимой игрушки в отличие от своего предшественника обладает немного иными физическими свойствами и не прилипает к рукам. На сегодняшний день Хэндгам обрел широкую популярность как среди детей, так и среди взрослых.

Следует отметить, что Handgum, не только забавная игрушка, но и очень полезный предмет. Handgum способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию речи и почерка, снимает агрессию и раздражение, развивает творческое мышление, укрепляет кистевые мышцы рук, создает позитивно эмоциональный фон и является замечательным антистрессом.

Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга и снимают усталость. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Хэндгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями.

Автором опыта была разработана система работы по развитию тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама и определены педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.

Условия реализации: группа детей со сниженными моторными навыками, специально организованная развивающая среда, наборы хэндгамов разных моделей и цветов, образцы, инструменты и материалы для работы.

Основная цель: совершенствование качества моторных умений у детей дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.

Исходя из основной цели,были выделены следующие задачи:

Развивающие: способствовать развитию психомоторных функций у детей младшего дошкольного возраста посредством внедрения Handgum.

Образовательные:

Познакомить детей с материалом Handgum, его свойствами и особенностями, вызывать у детей интерес к работе с полимером.

Показать взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; обучать приемам зрительного и тактильного обследования формы.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Воспитательные:

Развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.

Создать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с нетрадиционным материалом и инструментами, для самостоятельного творчества.

Ожидаемый результат:

1. Повысится доля детей с достаточным уровнем моторного развития.

2. Дети с недостаточными показателями психомоторного развития достигнут уровня показателей для детей в норме.

3. Дети овладеют нормами социального поведения.

Комплексы нетрадиционных приёмов использования хэндгамов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную игровую деятельность).

Структура занятия:

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет кризис возраста

2.Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами изображения.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.

4. Рассматривание готовых работ.

В процессе повседневной деятельности используются дидактические игры и упражнения на развитие психомоторики, логоритмические упражнения.

Ежедневно, в игровой форме, проводится пальчиковая гимнастика. При разучивании новой пальчиковой игры придерживается определенная последовательность.

Этапы разучивания игр:

1. Воспитатель сначала показывает игру малышам сам.

2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

3. Воспитатель и дети выполняют движения одновременно, воспитатель проговаривает текст.

4. Дети выполняют движения с необходимой помощью воспитателя, который произносит текст.

5. Дети выполняют движения и проговаривают текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Методические приемы обучения детей младшего возраста работе с хендгам:

1. Игровые приемы и ситуации, игровые упражнения лепки, растягивания «умного пластилина».

2. Рассматривание и обследование материала, наблюдение за его свойствами.

3. Показ способа работы с материалом.

4. Словесные методы и приемы.

5. Анализ и оценка детских работ.

6. Работа с материалом осуществляется под присмотром взрослого.

7. Предупредить детей о том, что хендгам несъедобен. А также о том,что фигурки не будут держать форму долго: они растекутся в лужицы, оставленные в покое, поэтому все работы фотографируются, а затем рассматриваются.

8. В работе с детьми 3 лет лучше использовать яркие цвета хендгама.

Реализация системы работы по развитию моторных навыков у детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения за изменением свойств хендгама.

Рассматривание фотоотчетов деятельности, иллюстраций, репродукций, своих готовых изделий.

Организация фотовыставок.

Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

Изготовление подарков.

Дидактические игры.

Чтение художественной литературы.

Просмотр слайд. фильмов.

Самостоятельная деятельность детей

Работа с цветными палетками Handgum

Приготовление «умного пластилина» в уголке экспериментирования.

Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, материалов по основам цветоведения.

Создание поделок.

Коррекционная работа с применением хандгума.

Упражнения на развитие моторики: общей (физкультурные паузы и минутки): движения сопровождаемые словами (лучше стихами т. к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны, по теме занятия;

Упражнения на развитие мелкой моторикиладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также использование дополнительного материала для составления композиции.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием инновационной игрушки и технологии работы с ней показала, что особым образом организованные занятия, предусматривающие комплекс упражнений – обеспечивают детям значительную положительную динамику.

Наблюдение за детьми в разных видах деятельности показывает, что занятия с использованием хэндгума способствуют активному развитию у ребёнка:

– мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

– сенсорного восприятия;

– глазомера;

– логического мышления;

– воображения; концентрации внимания на определенных действиях;

– волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

– художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки, закрепляют знания о геометрических фигурах, цветах.

Создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Также хендгум снимает агрессию и раздражение, создает позитивно эмоциональный фон. Хендгамы пастельных тонов гармонизируют, дарят блаженство и покой, а ярких цветов заряжают положительными эмоциями. С помощью Handgum’а мы выбираем себе положительное настроение.

Достичь положительных результатов, даже при сравнительно непродолжительном обучении можно лишь при условии разнообразного содержания развивающих занятий и различных видов упражнений.

Таким образом, результативность деятельности эффективна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация технологии с использованием инновационной игрушки хендгум обеспечивает положительную динамику развития тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1981.

2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2003.

3. Богуславская, З. М Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская. – М.: Просвещение, 1991.

4. Благодатская, О. А Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей / О. А. Благодатская – Дошкольная педагогика. №4, 2007. – с. 51-54.

5. Горбушкина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С. Б. Горбушкина – Дошкольная педагогика – 2007. – №7 – с. 33-39.

https://kinder-tweet.ru/deti-ot-6-let-i-starshe/hendgam-novaya-igrushka-dlya-detey-i-vzroslyih.

Выполнила:воспитатель МАДОО “Детский сад комбинированного вида №17, г. Алексеевка Белгородской обл. Бобовникова Татьяна Петровна.

Источник