Занятия по развитию речи с не слышащим ребенком

Приветствую Вас, уважаемые посетители моего канала Развиваемся и играемпосвященному детям, их развитию и развлечению.

Задаетесь вопросом, как с пользой потратить время не только для себя, но и для ребёнка?

Вы зашли именно по адресу!

У нас собрано огромное количество интересного материала о развивающих поделках и не только, которые Вы с лёгкостью сможете сделать сами, не затратив при этом много времени.

Подпишитесь на канал ???? здесь ????, и вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Также подписывайтесь на группу в ВКонтакте, и в Инстаграмме, там Вы найдёте немало интересного материала!

Переживаете, что Ваш ребёнок не говорит? Желаете заниматься на дому, но не представляете с чего же начать? Надумываете обратиться за помощью к логопеду?

В том случае, когда малыш в возрасте 2,5-3 лет так и не начал разговаривать, без содействия логопеда не обойтись, но кое-что вы сможете сделать и сами.

В этой статье я представлю Вам:

– задания и упражнения для запуска речи не говорящих детей в форме игры;

– необходимые памятки для родителей по запуску речи;

– жестовые игры для детей;

– пальчиковую гимнастику.

Рекомендации родителям.

В данном материале рассмотрим вводный этап работы логопеда-систему занятий, направленных на совершенствование понимания не говорящим ребёнком обращённой речи.

В процессе занятий основной задачей логопедического влияния является приумножение пассивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Для заучивания детям предоставляются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. С которыми малыши всё время сталкиваются в повседневной жизни, что наблюдают, с чем когда-то действовали.

Работая с молчаливыми детьми лучше не перегружать их пассивный словарь обобщающими словами.

В первую очередь следует уделить внимание обучению деток употреблять слова-глаголы (слова-действия), так как действительно они играют значимую роль в процессе формирования детской речи. К таким глаголам можно отнести слова:

ДАЙ, НА, ИДИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.

Детям младшего возраста предлагают более простые варианты некоторых глаголов.

Например, замена слов: спит – БАЮ-БАЙ; кушает – АМ-АМ; гуляет – ТОП-ТОП; купает – КУП-КУП; качается – КАЧ-КАЧ и др.

С детьми нужно всё время разговаривать, часто проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание еда, прогулка, подготовка ко сну), и всевозможные бытовые моменты (приготовление еды, уборка со стола, мытьё посуды и др.). Эту же работу положено проводить во время всех игр с игрушками, при чтении книжек.

Как общаться с ребёнком?

Родители разговаривают не сложными предложениями, состоящими из 2-4 слов, одни и те же словосочетания используют несколько раз, делают паузы, используют всевозможные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, выделяя ударный слог, он немного растягивается. Из быстрой речи малыш поймёт всего лишь только 2-3 знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.

Взрослые часто должны обращаться к ребёнку, задавать разные вопросы. Но не следует требовать от своего дитя немедленного ответа. Таким образом, взрослые задают вопросы, дают паузу, затем отвечают на вопрос самостоятельно. Затем, когда ребёнок много раз слышал названия предметов, брал их и рассматривал, можно просить малыша показать или принести знакомую вещь, совершить с ней какие-либо действия.

Как формируется словарь ребёнка?

Прежде всего это общение. То, что ребёнку сказали, то, чему его научили – то у него и есть. Если с малышом до 3-х лет практически не разговаривают, то и словарного запаса у него конечно не будет.

Спасибо большое за внимание!

Надеюсь статья станет для Вас полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на канал “Развивашки для малышей“, у нас ещё будет много интересного. Делитесь ссылкой с друзьями, и смотрите публикации, которые могли пропустить:

– Невероятно полезные упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей 2 – 3 лет

– Топ крутых мотивирующих постеров в детскую

– Поделки из втулок от туалетной бумаги: идеи, достойные внимания, с пошаговой инструкцией

Источник

по развитию речи у глухих детей с ЗПР.

Автор: учитель – дефектолог
Коба Е. А.

Развитие речи, 3-ий год обучения.

Задачи: 1. Вводить в активную речь детей обобщающее слово – игрушки.

                 2. Продолжать знакомить детей названиями игрушек.

                 3. Развивать внимание, память.

                 4. Воспитывать навыки работы в коллективе.

Оборудование: игрушки: мяч, самолёт, мишка, зайка; таблички с             названиями игрушек; картинки с изображением игрушек, карточки для игры «Напиши что это?»; разрезные картинки.

Форма организации детей: подгрупповая.

Ход занятия.

I. Оргмомемт. 

– Идите к столам. [слухозрительно]

Табличка:

Мы будем заниматься.

Мы будем смотреть.

Мы будем слушать.

Мы будем говорить.

II. Речевая зарядка.

Мы будем говорить.

А_ О_ У_ И_

АУ_ УА_

ПА_ ПО_ ПИ_                   АП  ОП  ИП

Ш_ ША_ ШУ_ ШИ_

АШ_ ОШ_ УШ_ ИШ_

Проговаривание звуков и звукосочетаний педагог сопровождает движениями рук.

– Сядьте. [слухозрительно]

– Наденьте наушники. [слухозрительно]

– ТЫ слышишь? [слухозрительно]

    [ПА ПА ПА]

Педагог спрашивает у каждого из детей.

III. Повторение названий игрушек.

За ширмой у педагога на столе стоят игрушки:

мяч, зайка, самолёт, мишка.

Педагог привлекает детей внимательно

посмотреть:

– Смотрите, что это?

(педагог достаёт из-за ширмы одну из игрушек – самолёт)

– Денис, что это?

Педагог ставит игрушку перед ширмой и подкладывает под неё табличку

– это самолет.

Затем педагог достаёт из-за ширмы мяч.                        

– Что это?

Педагог обращается к одному из детей:

– Лера что это?

– Правильно, это мяч

Читайте также:  Развитие ребенка с особыми потребностями

Педагог ставит игрушку перед ширмой и подкладывает табличку.

Аналогичную работу педагог проводит

с оставшимися игрушками – зайкой и мишкой.

Затем, когда дети увидели все игрушки, педагог делает обобщающий жест рукой и говорит:

– это все игрушки

Педагог и дети поизносят вместе: игрушки

IV. Игра «Найди такую же».

Каждому из ребят педагог раздаёт по одной картинке, на которой изображена игрушка (с которой проводилась работа выше). Поочередно каждого из детей просит найти

на столе (по картинке) подходящую игрушку.

– Илюша, найди такую же.

– Илюша, что это?

– Хорошо, молодец!

Аналогичная работа проводится со всеми детьми.

V. Физминутка «Игрушки».

– Встаньте. (педагог предлагает ребятам

поиграть)

Дефектолог читает стишок и выполняет

движения.

На большом диване в ряд куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

 (разгибают поочерёдно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

– Молодцы! Садитесь [слухозрительно].

VI. Работа с карточками. Игра «Напиши, что это?».

Каждому из детей педагог раздаёт карточку с картинкой, на которой изображена знакомая ребятам игрушка.

Слева от картинки на карточке нужно написать название изображённой игрушки.

Например, Напиши что это?

Возьмите карандаш.

Напишите, что это?

После того, как дети сделают задание, педагог

Собирает карточки и проверяет правильность

Выполнения задания.

– Хорошо. Молодцы! [слухозрительно]

VII. Работа с раздаточным материалом.

Каждому из ребят педагог раздаёт по разрезной картинке (с изображением одной из знакомых игрушек – мяча, лопаты, зайки, мишки.

куклы, самолёта) и таблички с названиями этих игрушек.

Педагог обращается к детям:

– Соберите картинку

Когда все дети выполнили задание – собрали картинку, педагог спрашивает у каждого из них:

– Что это?

– Хорошо. Молодцы!

– Соберите.

VIII. Итог занятия.

Педагог хвалит всех детей.

– Все занимались хорошо.

– Что мы сегодня делали?

Табличка: Мы – занимались

                  Мы  – смотрели

                  Мы – писали

                  Мы – говорили

  (дети подходят к           своим столам)

      Дети проговаривают

Звуки и звукосочетания вместе с педагогом, повторяя за движениями рук педагога.

       – самолёт

(если ребёнок затрудняется ответить, педагог предлагает выбрать нужную

табличку)

 – мяч

Каждый из детей по очереди выходит к столу педагога и выбирает подходящую игрушку.

– самолёт

Если ребёнок затрудняется ответить, то педагог помогает прочитать название игрушки по табличке: самолет

   Дети выходят на коврик.

Дети повторяют ритмичные движения вслед за педагогом.

Ребята садятся за

столы.

У каждого из ребят на

карточке изображены различные игрушки, знакомые им.

(если требуется, педагог помогает ребёнку)

      Дети отдают карточки педагогу.

     Дети выполняют задание.

     Дети по очереди     отвечают на вопрос педагога, выбирая подходящую табличку.

Дети собирают материалы.

Источник

Елена Алексеевна Коба
Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию речи «Части тела»

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Конспект занятия

для детей с нарушениями слуха по развитию речи на тему: «Части тела».

Провела: студентка 4 курса группы «К»

факультета психологии

Соломатникова Анна Юрьевна

Проверила: Коба Елена Алексеевна

Тула, 2010

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Части тела»

Задачи:

1.Образовательные: ввести обобщающее понятие «части тела».

2.Обучающие: расширять, закреплять и активизировать словарь существительных с обобщающим значением «части тела», учить находить и воспроизводить названия частей тела устно – дактильно, упражнять в выполнении инструкций, предъявляемых слухо – зрительно, отвечать на вопросы в устно – дактильной форме, закреплять умение согласовывать существительные с числительными 1, 2.

3. Коррекционно – развивающие: развивать слуховое восприятие, сенсорную базу для восприятия речевого материала на слухо – зрительной основе, развивать навык воспроизведения слогов с соблюдением темпа.

4.Воспитательные: воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей, не перебивая; самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование к занятию: кукла, плоскостное изображение строения тела человека (детали частей тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея,таблички: тетя Аня, Что будем делать, Будем заниматься, Будем говорить, Будем слушать, Будем играть, кукла, части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, побуждение к ответам, поощрение.

Лексический материал: части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.

Ход занятия:

Этап занятия

Инструкция педагога

Деятельность и ответы детей

1. Орг. Момент

– Привет (слухо – зрительно)

– Что будем делать?

(Дети заходят в класс, здороваются)

– Привет тетя Аня

будем заниматься

– Мы будем говорить

будем слушать

2. Фонетическая ритмика

– Будем говорить и хлопать (слухо – зрительно)

та – та – та

то – то – то

ту – ту – ту

та – та – КА

то – то – КО

ту – ту – КУ

(Дети прохлопывают слоги, повторяют за педагогом)

3. Основная часть

1. Объяснение нового материала (Педагог демонстрирует детям куклу.)

– Что это? (слухо – зрительно)

– Кукла пришла в гости. Её зовут Маша.

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение туловища)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение шеи)

– Что это? (слухо – зрительно)

Читайте также:  Театр как средство развития личности ребенка

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение головы)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рук)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ног)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение глаз)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение носа)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рта)

– Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ушей)

– Всё это – части тела (слухо – зрительно)

2. Игра «Что изменилось?»

– Закройте глаза (слухо – зрительно)

(Педагог меняет местами ноги и руки)

– Открывайте глаза. Что изменилось? (слухо – зрительно)

(Затем предлагаю детям другие варианты)

Дети отвечают на вопросы педагога в устной и устно – дактильной форме.

КУКЛА

ТУЛОВИЩЕ

ШЕЯ

ГОЛОВА

РУКИ

НОГИ

ГЛАЗА

НОС

РОТ

УШИ

Дети закрывают глаза.

Дети восстанавливают порядок частей тела.

4. Физкультминутка

– Будем играть

(Педагог и дети располагаются на ковре по кругу).

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,

Мы топаем ногами, топ, топ,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы низко приседаем и прямо мы встаем.

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем – в кулачок.

Руки вверх и в кулачок.

Разжимаем, на бочок.

На носочки поднимайся.

Приседай и выпрямляйся.

Ноги вместе – ноги врозь.

Дети выполняют движения за педагогом, опираясь на слухо – зрительную основу.

Хлопки над головой

Высоко поднимаем колени.

Головой вперед – назад подвигать. Руки поднять, опустить.

Присесть и подпрыгнуть.

Руки опустить, поставить на бока. Показать ладони, сжать в кулачки.

Руки поднять и сжать в кулачки.

Разжимаем кулаки, руки на бока.

Подняться на носочки.

Присесть.

Свести ноги, поставить на ширину плеч.

5. Основная часть

1. Педагог предлагает рассмотреть куклу.

– Посмотрите сюда (слухо – зрительно).

– Посчитайте, сколько у куклы рук.

– Посчитайте, сколько у куклы ног.

– Посчитайте, сколько у куклы глаз.

– Посчитайте, сколько у куклы ушей.

– Что у куклы одно?

(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка)

2. Игра «Подбери часть тела к действию»

Педагог предлагает детям соотнести части тела с соответствующими действиями (работа с табличками).

– Что делают руки? (слухо – зрительно).

– Что делают ноги? (слухо – зрительно)

– Что делают глаза? (слухо – зрительно)

– Что делают уши? (слухо – зрительно).

– Что делает нос? (слухо – зрительно)

– Что делает рот? (слухо – зрительно)

(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка).

– Две руки (устно, устно – дактильно)

– Две ноги (устно, устно – дактильно)

– Два глаза (устно, устно – дактильно)

– Два уха (устно, устно – дактильно)

– Одна голова, один нос, один рот, одна шея, одно туловище (устно, устно – дактильно)

РУКИ ДЕЛАЮТ

НОГИ ХОДЯТ

ГЛАЗА ВИДЯТ

УШИ СЛЫШАТ

НОС НЮХАЕТ

РОТ ЕСТ

6. Итог занятия

– Что сегодня делали на занятии?

– Молодцы! (Педагог дает оценку деятельности каждого ребенка).

– Мы занимались, говорили, слушали, играли (устно, устно – дактильно).

Источник

 Развитие речи ребенка с недостатками слуха  в семье.      

  Речевые игры.

        Нужно знать и помнить, что  ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого,  следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.

Необходимо добиться того, чтобы  глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей   использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить  ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

        Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

        Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.

        В игре у  ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Читайте также:  Развитие психических процессов нормального ребенка

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.  

        Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

С ребенком полезно проводить такие игры:

  • «Где звонили?» Ребенок указывает место.
  • «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
  • «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)

Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.

Игры для развития речи детей.

Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:

· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Соберем куклу на прогулку

Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.

Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.

Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…

Ход игры

Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.

Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».

Лесенка

Цели: учить чтению, развивать внимание.

Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.

Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.

Ход игры

Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить  сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.

Кукла едет отдыхать

Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.

Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.

Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта – это одежда….

Ход игры

Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой – продукты и фрукты.

Помогите животным найти свой дом

Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?

Ход игры

У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.

После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».

Источник