Занятия по развитию образной речи ребенка

Занятия по развитию образной речи ребенка thumbnail

Содержится в разделах:

  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста
  • Конспекты занятий, НОД

Включает в себя разделы:

  • Чтение художественной литературы, пересказ, заучивание
  • Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
  • Беседа. Проведение бесед на занятиях

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 27535.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Новое

Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительно
Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы Цель: автоматизация звуков [л] и [л’]; [р] и [р’] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: – отработка…

Итоговое занятие по развитию речи в разновозрастной группе «Путешествие в Волшебный лес»
Цель: Выявить уровень знаний детей; Программное содержание: выявить понимание пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху — внизу, справа — слева; умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект НОД по развитию чувственно-моторной основы речевой деятельности в средней группе «Пропавшая песенка»

Публикация «Конспект НОД по развитию чувственно-моторной основы речевой…»
Конспект НОД «Пропавшая песенка». Средний возраст (4-5 лет. Цель: формирование чувственно-моторной основы речевой деятельности у детей с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ. Задачи приоритетной образовательной области. Речевое развитие: – создать условия для развития…

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации сказки «Три медведя» для старшего дошкольного возраста
Развитие речи с элементами драматизации сказки «Три медведя», в подготовительной группе. Цель: Формирование умения проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки, точно воспроизводить реплики героев. Задачи: 1.Учить детей имитировать характерные действия персонажей,…

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной школе группе на тему «Звуковая культура речи. Звук [ш]»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Звуковая культура речи. Звук [Ш]». Обучающие задачи: 1. Продолжить знакомить детей со звуком [ш]. 2. Закрепить произношение звука[ш] в словах, слогах, предложениях. 3. Упражнять в правильном речевом…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам». Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД – Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Какие бывают дома»

Статья «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Какие бывают…»
Ольга Перминова Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Какие бывают дома» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация словаря по теме «Какие бывают дома»; 2. Познакомить детей с разными типами домов, 3. Совершенствование грамматического строя речи: -…

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Мишка изучает цвета» Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Мишка изучает цвета»
Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе «Мишка изучает цвета” Продолжительность занятия – 10 минут. Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель: формирование знаний у детей по развитию речи, повторение цветов. Задачи: 1…

План-конспект по ФЭМП для детей с нарушением речи «Путешествие в страну математики» в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: старшая Цель: Совершенствовать умения ориентировки в пространстве относительно себя и других предметов. Совершенствовать представлении о количественных отношения, развивать умение использовать цифры. Задачи:…

НОД по развитию связной речи в группе младшего возраста «Увлекательное путешествие по дорогам сказок»
«Увлекательное путешествие по дорогам сказок.» Зеленкова Диана Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках, развитие связной речи у детей. Задачи: 1. Развивающие • Развивать навыки связной речи; • Продолжать формировать умения связно, последовательно отвечать…

Занятия по развитию образной речи ребенка

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Источник

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 207 «Эдельвейс»

г.о Тольятти.

«Система работы по развитию образной речи детей 6-7 лет»

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словом, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством родного языка.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 6лет и 7лет

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения- система в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. она формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий образный характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Образную речь в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержании работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети 6-7 лет способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления  в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у детей воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Основным сочетанием работы в непосредственной образовательной деятельности область «Коммуникация»,  является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания; обращается внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.

 В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в речи детей. Повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждения о том, почему в загадке используется сравнение, во фразеологизме- различные словосочетания.

У детей 6-7 лет можно развить понимание различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Обучаясь целесообразному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, они переносят навыки отбора уместных языковых средств, при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной образной речи.

Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести в системе по разным направлениям. Прежде всего необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения за окружающим миром (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос- мотивация в необычной форме (как по-сказочному сказать, о чем гудит, рокочет мотор?), а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке, так как сказка является наиболее доступным средством для понимания детьми. Аналогично проводятся наблюдения за животными, деревьями, цветами и т.д. Дети придумывают, о чем они могут думать, разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце. После чтения сказок, дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные слова и выражения, различные по смысловым оттенкам (белка- белочка, солнце- солнышко, земля-земелюшка). В своих сказках, тема которых дается по аналогии с прочитанной, дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления, в которых имеются слова с разными смысловыми оттенками.

Задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о зайце и зайчихе, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумываются над различными характеристиками сказочных персонажей.

Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.

В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений слов (домик- домище, умный-умнейший и т.д.), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет, злая зима).

Специально разработанные игры и упражнения на образование смысловых оттенков значений имен существительных (книга- книжка- книжонка), глаголов (бежал- забежал), прилагательных (умный-умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям (ко всем частям речи), на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяют сформировать у детей навык переноса в свои сочинения слов с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей.

С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой- они являются важным подготовительным этапом для развития образной речи. широко надо использовать самые разнообразные ситуации, которые требуют точного речевого обозначения, предложения, завершения.

В развитии образной речи велика роль работы с произведениями изобразительного искусства, т.к. формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказываний- описании, повествовании, рассуждении, которые зависят от жанра картины. Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в красках, линиях, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает интерес к произведениям искусства и параллельно обогащает словарь детей эпитетами, метафорами и т.д.

Читайте также:  Словарный запас ребенка с задержкой речевого развития

В образовательной области «Коммуникация» большое значение придается развитию каждой стороны речи, в том числе и образной. В лексике углубляются представления детей о значении новых слов и выражений, даются задание на подбор синонимов, антонимов, многозначных.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимания на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание природы, пейзажей и т.д. Особенно явно это выделяется при чтении, заучивании стихов русских поэтов. Слова, выражения, фразы употребляются здесь в прямом и переносном смысле. Слова или обороты речи употребляемые в переносном смысле, называют тропами. Есть два вида тропов: простые и сложные, простые тропы- сравнения, эпитеты; сложные тропы- метафора, аллегория, ирония, гипербола, олицетворение и т.д. например простые тропы: острая память, твердая воля, кудрявая береза, на  розовом коне. Широкими возможностями для развития образной речи является употребление в речи пословиц и поговорок: легок на помине; как снег на голову; терпение и труд все перетрут. Использование их на занятиях, в играх в повседневном общении обогащают и разнообразят словарь.

Чтение литературных произведений раскрывают перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости.

Основной задачей развития образной речи детей 6-7 лет- воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, связность речи при построении развернутого высказывания- является система в работе по развитию речи.

Источник

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок» с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Невинномысска

Консультация для воспитателей.

«Развитие образной речи»

                                           

                                                          Составила:

воспитатель МБДОУ №25

                                                                        г. Невинномысска

                                                                         Приходкина Е. Н.

        2017г.

Консультация для воспитателей.

Развитие образной речи

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях:

как    работу    над    овладением    детьми    всеми    сторонами    речи
(фонетической, лексической, грамматической),

Восприятием разнообразных жанров литературных и   фольклорных
произведений;

Формирование   языкового   оформления    самостоятельного   связного
высказывания.

 Знакомство с произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Все эти направления являются важнейшими источниками развития выразительности образной детской речи.

Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других качеств связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря,   но   и   разнообразие   используемых   словосочетаний,   синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Фонетическая сторона развития образности речи во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

Читайте также:  Центр развития ребенка на шверника

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди   многочисленных   приемов   словарной   работы,   которые   могут   быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — посуда, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом — очень большой дом, тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?») т. е. Подбор антонимов, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Весь лексический материал подобран по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание необходимо уделить работе над однокоренными и сложными словами. Например: снегопад, листопад, звездопад, сенокос, самолёт и т. д.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особо значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании, Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.,) -Подчеркнем роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях

В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея,’ рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников.

Прежде всего, развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться   к   самостоятельному  творчеству.   Проблема  развития   словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Источник