Занятия музыкой для общего развития ребенка
сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.
Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?
Музыкальные инструменты и мелкая моторика
Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).
Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.
При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.
При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.
Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.
Музыка и здоровье ребенка
С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.
Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.
Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.
В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.
Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.
Как еще музыка влияет на здоровье:
- Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
- О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.
Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Что обозначают ноты?
Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.
Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.
Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.
Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.
Музыка и математика
И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.
Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:
- Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
- Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
- Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
- Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
- Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
- Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.
Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!
Развитие ума
Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.
За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%
Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.
- Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
- Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
- Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
- Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
- Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
- Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Труд
Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.
Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.
Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.
Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.
Публичные выступления и уверенность в себе
Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.
В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.
Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.
Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Гармония и воспитание вкуса
Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.
Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.
При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.
Музыка воспитывает – Человека.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.
В. А. Сухомлинский
Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.
Источник
Рейтинг Занятия музыкой помогут ребенку развить слух и приобрести необходимые учебные и социальные навыки |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Существует много веселых и полезных занятий, которым ребенок может посвятить свое внеурочное время. Если же вы размышляете о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу – вам стоит знать о преимуществах занятий музыкой. Возможно, ваш ребенок и не станет вторым Моцартом, но ему будет лучше даваться математика в школе, он приобретет много полезных навыков (в том числе усидчивость) и научится более тонко чувствовать мир.
Занятия музыкойразвиваютучебныенавыки
Музыка тесно связана с математикой. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов. Так музыка помогает ребенку лучше понимать различные области математики. Становясь старше, дети могут воспроизводить мелодии из краткосрочной и отчасти из долгосрочной памяти. Если использовать при этом различные техники запоминания, память ребенка можно использовать и в учебных целях.
Игра на музыкальных инструментах также демонстрирует базовые знания из области физики. Например, перебор струн на гитаре дает представление о гармонических колебаниях. Даже инструменты, не имеющие струн (например, ударные) основываются на вибрации. Играя на них, ребенок получает возможность исследовать базовые законы физики.
Занятия музыкой развивают физические навыки
Игра на определенных музыкальных инструментах (например, на перкуссии) помогает ребенку развивать координацию и моторику, поскольку требует согласованного движения кистей, рук и ног. Такое занятие хорошо подходит гиперактивным детям. Игра на струнных и клавишных инструментах (скрипке, фортепиано и др.) требуют одновременных, но в то же время разных движений левой и правой рук. Игра на музыкальных инструментах не только развивает одинаковое владение обеими руками, но и приучает ребенка чувствовать себя комфортно в изначально некомфортных ситуациях. Развитие таких навыков, как координация и расчет времени, открывает малышу дверь к таким занятиям, как танцы или спорт.
Занятия музыкой развивают социальные навыки
Групповые занятия музыкой в классе требуют взаимодействия и коммуникации между сверстниками. Только в сотрудничестве друг с другом дети могут сыграть крещендо или аччелерандо. Если ребенок играет громче или быстрее, чем остальные дети в оркестре, ему нужно подстроиться под остальных. Ребенку важно понимать свою роль в большом коллективе. Этот опыт во многом похож на формы социального взаимодействия, с которыми человек сталкивается в жизни.
Занятия музыкой приучают к дисциплине и терпению
Обучение игре на музыкальном инструменте учит ребенка, что вознаграждение за приложенные усилия приходят не сразу. Например, обучение игре на скрипке – чрезвычайно сложный процесс. Прежде чем ребенок издаст первый звук, он будет долго учиться тому, как правильно держать скрипку и смычок, как ставить ноги при игре и т. д. Игра на инструменте учит упорной работе на протяжении длительного времени. Иногда на то, чтобы достичь сложной цели (например, выучить сольную партию или научиться играть в оркестре) требуются месяцы или даже годы. Частные уроки музыки и практика игры на инструменте дома требуют предельной концентрации внимания в течение 10-ти минут и дольше. Репетиции в музыкальной школе также требуют терпения, поскольку нужно ждать своей очереди, чтобы сыграть произведение учителю. Кроме того, в музыкальной школе ребенок учится уважать достижения сверстников и быть внимательным.
Занятия музыкой повышают самооценку
Музыкальная школа – это среда, в которой дети учатся давать и принимать конструктивную критику. Умение использовать критику себе во благо делает ребенка уверенным в себе. Например, занятия в музыкальной школе дают ребенку понять, что никто не идеален – ни его сверстники, ни он сам. И вместе с этим у всех есть пространство для развития. Важным навыком, который ребенок развивает при обучении музыке, является умение презентовать себя другим людям. Этот навык полезен, независимо от того, будет ли он в будущем заниматься музыкой или нет. И, конечно же, самооценку повышает постепенное развитие в сфере музыки.
Занятия музыкой знакомят ребенка с разными культурами
Учась играть на музыкальных инструментах, ребенок узнает, какую роль музыка играет в разных культурах. Например, бонго знакомит с африканской народной музыкой и музыкой Кубы, где на нем также любят играть. Скрипка, хотя и была изобретена в Италии, часто использовалась в классической музыке немецких и австрийских композиторов. Такие инструменты, как скрипка и фортепиано, используются для аккомпанирования в различных стилях, таких как классическая музыка или джаз, зародившийся на юге США. Важно знакомить ребенка с культурами разных стран с малых лет, чтобы сформировать у него широту взглядов.
Как выбрать музыкальный инструмент
Выбор инструмента для ребенка зависит от ряда факторов. Поэтому, рассматривая разные варианты, ответьте на следующие вопросы.
- Нравится ли ребенку инструмент, его форма и звучание? В некоторых музыкальных школах малыша сначала знакомят с разными инструментами, прежде чем он сделает свой выбор.
- Не будет ли инструмент слишком сложным для ребенка?
- Соответствует ли инструмент темпераменту малыша?
- Можете ли вы позволить себе купить и обслуживать инструмент?
- Нравится ли вам, как звучит инструмент? (Имейте в виду, что ребенку придется много репетировать дома.)
- Увлекается ли он каким-то определенным стилем музыки? Если да, следует выбирать инструмент, традиционный для данного стиля. Например, учась играть на скрипке, ребенок вряд ли подойдет для джазового оркестра.
У экспертов нет однозначного мнения по поводу того, какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для детей. Однако принято считать, что с ранних лет можно учиться играть на фортепиано, ударных инструментах, флейте, гитаре или скрипке.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.67 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
15.08.2017
Источник