Занятия для развития самовыражения у ребенка
Анна Макарова
Психологические упражнения, игры, психогимнастика как средство развития у детей самоуважения, самовыражения
Конспект части занятия
(Релаксация)
Психологические упражнения, игры психогимнастика – как средство развития
у детей самоуважения, самовыражения, формирования образа «Я»
для детей старшей группы
Мастер-класс
Цели:
– способствовать развитию у детей, самоуважения, самовыражения, формирование положительного образа Я;
– научить детей выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей;
-научить детей контролировать эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности;
– способствовать сплочению детского коллектива;
Материалы и оборудование:
– карточки с изображением цветовых пятен, пуговицы разного цвета.
Современные образовательные технологии:
– здоровьесберегающая,
– игровая,
– личностно – ориентированная.
Предварительная работа:
– психогимнастика «Дождь», «Вкусные апельсины»;
– психологические упражнения «Лисенок боится», «Холодная вода»;
– психологическая игра «Зеркало»
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. А кто мне скажет, что он любит делать больше всего?
Дети: рисовать, гулять, лепить, и играть.
Воспитатель: А со мной поиграете?
Дети: да.
Психологическое упражнение «Круг»
Воспитатель: Хорошо. Только давайте сядем так, чтобы вы все видели меня, а я видела вас. Как же нам сесть? (единственно правильное решение – сесть в круг). Все сели? Все друг друга видят? А теперь поприветствуем друг друга.
Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами»
Воспитатель: Я поздороваюсь с Марианной, она с Ромой и так дальше по кругу, все поприветствуем друг друга.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Психогимнастика «Путешествие в осенний лес»
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы идем по осеннему лесу. Что вы слышите?
Дети: Шелест листьев, шум ветра, эхо, кто- то наступил на веточку, прыгает заяц, быстро бежит лиса….
Воспитатель: Какое настроение у вас после прогулки по лесу?
Дети: Радостное, веселое, праздничное.
Психологическое упражнение «Послушай сердечко»
Воспитатель: И у меня очень радостное настроение, даже сердце радостно бьется. А ваши сердца бьются радостно? Приложите руку к груди и послушайте. А теперь послушайте, как бьется сердце у вашего друга.
Психологическая игра: «Храбрый заяц»
Воспитатель: я хочу вам рассказать о храбром зайце, который живет в нашем лесу. Он очень храбрый, не боится никого, он часто вскакивает на пенек и кричит на весь лес «Я самый хороший». Кто хочет превратиться в храброго зайца?
Дети по очереди становятся на стул и произносят фразу с разной громкостью, шепотом, громче, криком.
Психологическая игра: «Конкурс хвастунов»
Воспитатель: У нашего храброго зайца есть знакомая лиса,она очень любит хвастаться: «У меня самая красивая шубка, у меня самый длинный хвост, я лучше всех умею ловить мышей!» Ребята, а вы умеете делать что-нибудь лучше всех?
Дети:
Я лучше всех танцую.
Я лучше всех ловлю рыбу.
Я лучше все бегаю.
(Каждый ребенок называет своё любимое занятие. По желанию детей игра повторяется).
Воспитатель: Как хорошо вы умеете дружить, играть. А ладошки ваши умеют дружить?
Психологическое упражнение: «Ладонь к ладони»
Ребенок прижимает ладошки к ладошкам другого ребенка и они передвигаются по группе в хаотичном порядке, главное- не отрывать ладони.
Психологическая игра «Поменяйся пуговицами»
Осень раскрасила листья разными цветами, как настоящая художница, и мы превратимся в художников и нарисуем осенние цветы, но не красками, а пуговицами. У каждого из вас есть схема цветка, нудно по этой схеме выложить разноцветные пуговицы. Если у вас не хватает пуговицы определенного цвета, необходимо попросить ее у друга. «У меня есть красная пуговица, давай меняться на синюю?» или «Я могу предложить тебе пуговицу зеленого цвета, а мне нужна оранжевая, пожалуйста»
Дети выполняют задание, педагог помогает им, если возникают трудности в общении, дети при желании обмениваются схемами и продолжают игру.
Воспитатель: Сегодня вы были храбрыми, смелыми, радовались, хвастались, рисовали пуговицами, вам понравилось?
Дети: Да
Воспитатель: И мне понравилось играть с вами! В следующий раз мы с вами поиграем в другие, не менее интересные, игры.
Источник
Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru
© Photo by Daniel Watson on Unsplash
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое.
Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!
1. Нетворческих детей не бывает
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.
2. Творческое расписание
Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.
Источник
3. Отдыхайте от гаджетов
Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.
4. Творческий уголок
Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.
Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.
Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
5. Устраивайте творческие приключения
Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».
6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку
Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.
7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь
Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
8. Одаренность — не главное
Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.
9. Не контролируйте ребенка
Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек
У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.
Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.
Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.
11. Познакомьте ребенка с творческими людьми
Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное — творчество заразительно!
12. Превратите будничные дела в праздник
Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать книгу, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.
13. Давайте немного поскучать
В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука — не синоним стагнации, все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
14. Устраивайте творческие вечера
Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку
15. Пробуйте!
Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.
16. Сохраняйте моменты творчества
Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.
Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.
Источник
17. Выставка работ
Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.
18. Гуляйте на природе
Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.
19. Рассказывайте истории
Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
20. Главное, чтобы было весело
Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.
Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова
21. Хвалите ребенка
Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.
22. Читайте книги с детьми
Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.
23. Как понять, что нравится
Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»
24. Не нужно быть идеальными
Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.
Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.
25. Процесс важнее результата
Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.
Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.
Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.
26. Если ребенку нравится литература, посещайте:
- поэтические или литературные чтения для детей;
- библиотеки и книжные магазины;
- мероприятия, где дети читают вслух;
- книжные выставки;
- литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
27. Если нравится музыка, ходите на:
- бесплатные концерты на открытом воздухе;
- концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
- выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;
- Источник
Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.
28. Если нравится искусство, посещайте:
- выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
- фестивали художественного и прикладного творчества;
- мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
- музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
- мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.
29. Если нравится театр, проводите время, посещая:
- детские спектакли;
- фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.
Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.
30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться
Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.
Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.
По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»
Изначально этот текст был опубликован на сайте издательства МИФ.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Читайте также:
70 лучших книг 2017 года
Почему я искренне рада тому, что у меня есть дети. 12 причин
Всегда носите с собой свисток: правила безопасности детей от “Лизы Алерт”
Источник
«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Л. С. Выготский
Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, во время, закладывая основу для творческого самовыражения – все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.
Что такое творчество?
Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, что бы сделать что – то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно.
Важность творческого процесса.
У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.
Возможности для творчества.
Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и для воплощения их идей.
Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.
Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.
Список литературы:
1. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л.: 1961.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994.
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.
4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера. 2010.
5. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000.
Источник