Занятие с умственно отсталым ребенком по развитию речи

Занятие с умственно отсталым ребенком по развитию речи thumbnail

Игры на развитие речи умственно отсталых дошкольников.

Развитие делового эмоционального общения.

          Игра «Позови».

          Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

          Оборудование: мяч.

          Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь играть? Позови».

          Мальчик зовет друга: «Вова иди играть».

          Через некоторое время Коля садиться, теперь Вова зовет друга.

Игра «Зайка».

          Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

          Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

          На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

        «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Игра «Чего не хватает».

          Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

          Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

          Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Ольга Сергеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) –  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) –  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) –  меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

,

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

Читайте также:  Полезные игрушки для развития ребенка до года

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  – дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

Игра «Скажи наоборот»

 Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

 Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 Игра «Похожие слова» 

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.;

 Игра «Логопеду мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Логопеду мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))Цель игры: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память.Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч каждому ребенку. Ребенок, возвращая  мяч логопед, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Игра «Животные и их детеныши»

 Цель  игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования,  развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т.д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

Источник

Тема: “Гласные звуки А, О, У, И, Ы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

для детей

 с умственной отсталостью

Тема: «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Провела:

Учитель класса

«Особый ребенок»

Дворянкина Екатерина Викторовна

Санкт-Петербург

2018

Цель: формирование фонематических представлений о гласных звуках.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

 – учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

  1. Коррекционно-развивающие:

 – закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

 – закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

 – выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

       – развивать фонематические процессы;

       – развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

  1. Коррекционно-воспитательные:

  – воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.

Организационный момент

(психологический настрой).

Здравствуйте ребята!  Посмотрите, что сегодня принес почтальон в наш класс. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком.

Он – поделиться медком!

Сосредотачиваются.

-да.

-пчела.

II.

Основная часть.

Мы получили письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок?

Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка.    

– А как можно назвать все эти звуки?

– Что у них общего?

– В чем различия?

-поможем.

Дети определяют первый звук в слове названии картинки.

-гласные звуки.

-Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка.

-в положении рта и губ.

III.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.
О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

Дети выполняют упражнения  за учителем.

IV.

Загадки на гласные звуки.

Загадки:1 .Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо!

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает!

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше!

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают.

-осы

-утюг

-игла

-антенна

-кроты

V.

Подведение итогов урока.

Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь…

-Мы с полянки улетать собираемся и снова в классе в детишек превращаемся!

-Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Список используемой литературы.

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: -СПб; Детство-пресс; 2004.
  2. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -СПб; Детство-пресс; 2005.

  1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие:-М.; Мозаика-синтез.

  1. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические игры, игры-занятия: -М.; ТЦ Сфера, 2005.

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни): -М.; Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

Источник

Татьяна Техина
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта

Читайте также:  Игры для развития ребенка с 5 лет к школе

Тема: «Продукты» с использованием мнемотаблицы

Возраст: 5-6 лет

Интеллектуальные нарушения : легкая умственная отсталость.

Форма проведения занятия: подгрупповое

Цель:

Закрепление представлений о продуктах питания, заучивание стихотворения «Продукты» с помощью мнемотаблицы

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

-учить соотносить, находить и называть продукты питания

-развивать лексический запас языка по теме;

-расширять и обогощать активный словарный запас;

-формировать обобщающее понятие «продукты питания»

2. Коррекционно-развивающие:

-развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

-развитие памяти

3.Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать положительно-эмоциональный настрой на занятии, желание помочь Маше.

Оборудование:

кукла Маша; муляжи продуктов питания (колбаса, сосиски, батон, рогалик, пирожок, молоко, рыба….);предметные картинки (мясо, картофель, лук, морковь, макароны, укроп) ; мнемотаблица «Продукты»

Методы и приёмы:

беседа, рассказ, отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций (предметные картинки, мнемотаблица, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу, дид. игры

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Это Маша, из какого мультфильма? -Правильно,Маша и Медведь.

-Маша не может разгадать загадку, что делать? Поможем ей?

Наступает час обеда:

Мой-ка руки, непоседа!

Из мяса, овощей и круп

Сварила мама вкусный…. (суп)

-Правильно, это суп! Молодцы!

– Ребята, расскажите Маше, из чего готовят суп? (ответы детей).

(Логопед рассказывает и показывает картинки из чего можно приготовить суп.)

– А где можно взять продукты, чтобы приготовить суп и многие другие блюда? (ответы детей)

– Конечно, купить в магазине.

Игра «Идём в магазин».

– И сейчас мы с вами пойдём в магазин.

-В магазин,в магазин (дети подходят к столу, на котором лежат продукты-муляжи)

Вместе с Машей мы идём

В магазине,в магазине

Что с тобою мы найдём?

(дети называют продукты питания.)

Затем по просьбе логопеда отыскивают и называют тот или иной продукт.

– Ребята, Маша не знает, как назвать всёвместе: сыр, мясо, рыба, колбаса, макароны… ,что это? (продукты питания)

– А сейчас, я покажу вам картинки, которые помогут вам запомнить  стихотворение «Продукты»

(Логопед показывает картинки и произносит стихотворение, привлекая внимание детей к данному изображению.

Таким  образом разбирается всё стихотворение.)

-Ребята, кто хочет рассказать Маше стихотворение «Продукты», с опорой на картинки?

Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта

Рыбу, мясо, сок и фрукты,

Называем мы:«продукты».

Молоко,и творожок, и крупу, и пирожок. Всё,что мы едим и пьём,

Мы продуктами зовём.

Итог:

-Молодцы, ребята! Мне и Маше очень понравилось, как вы занимались, Маше с вами было очень интересно!

– Какое стихотворение мы с вами выучили?

-Маша дарит вам картинки — подсказки, а вы дома обязательно расскажите стихотворение «Продукты» маме и папе,братикам и сестричкам.

Используемая литература:

1. Стребелева Е. А «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»

2. Екжанова Е. А,Стребелева Е. А «Воспитание и обучение УО дошкольников.»

3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Источник

Гилева ольга
Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т. д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.

Актуальность и значимость проблемы нарушения речи у умственно отсталых детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной деятельности не превышает 1,5 – 2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.

Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным жестом. Общение со взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, малопонятными для окружающих.

Предлагаю некоторые, образцы игр-занятий, способствующих на первом этапе – развитию активной речи детей сначала до уровня звукоподражаний, лепетных и несколько общеупотребительных слов: на, дай, тетя и т. п. При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, который в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложений. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но не скандированной; тон обращения к ребенку – спокойным, доброжелательным.

Развитие понимания речи, зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.

[i]«Где звучит игрушка?» [/i]

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. Логопед показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля.

Игра повторяется с каждым ребенком 3-4 раза. Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук, колокольчиком (динь-динь, барабаном (та-та).

«Где ляля?»

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие у детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Читайте также:  Программа развития ребенка с зпр для психолога

Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ». Дети должны следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля».

Игра повторяется 2-3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. п.

«Ладушки»

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», – старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.

Формирование речи детей в процессе обыгрывания игрушек.

«Покатай мячик»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Небольшой мяч.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч- оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его, и повторяет «оп-па», привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и подражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик – оп-па». Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания. Игра повторяется 3-4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?». Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мячик мне, оп-па», – сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения.

«Волчок гудит»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Яркий озвученный волчок.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок -у-у-у.». Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок», – и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой: «Попроси у меня волчок. Скажи дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой. Игра проводится 2-3 раза.

Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.

«Возьми – положи»

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику.

Пособия. 5-6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит: «Какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой кубик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», – побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, логопед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же самое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладываются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: на». Ребенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.

Развитие артикуляционной моторики.

«Ах, как сладко»

Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь-убери.

Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий пирог.

Ход занятия. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению движения: «Ах, как сладко!». Постепенно малыш начинает высовывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.

«Киска пьет молоко»

Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить понимать инструкции: высунь- убери язычок.

Пособия. Игрушечная кошка, 2 тарелки из кукольной посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед показывает кошку, называя ее словом и звукоподражанием, гладит кошку, приговаривая: «Киса, киса, мяу, мяу».

Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. «Вот молоко, – показывает его ребенку и наливает в тарелку. Ставит перед кошкой: «На киса, пей молоко». Посмотри, как киса пьет молоко». Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к их повторению. Затем наливает на другую тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребенка и делает лакающие движения языком 3-4 раза, после чего логопед дает ему отдохнуть и повторяет игру. Движения языка постепенно ускоряются.

Список литературы.

Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М. : Просвещение, 1988г.

Психология умственно-отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений /В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004г.

Источник