Занятие с ребенком по развитию пространственных представлений
Коспект занятия
по формированию ориентировки на листе бумаги
у детей страшего дошкольного возраста
Задачи:
- Закрепить:
- навык ориентировки на листе бумаги
- знания о временных отношениях: сутки, неделя,
- порядковый счет предметов в пределах первого десятка.
- Дать представление о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания.
- Совершенствовать умение определять свое местонахождение среди объектов окружения.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением четырех частей суток; обруч; 2 разных по объему кувшина (один с водой), 3 стакана.
Раздаточный материал: плоскостные изображения птиц на веревочках на шею: 2 синицы, 2 снегиря, 3 вороны, 3 воробья, 1 голубь, 7 сорок, 1 скворец.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят полукругом. На доске – картинки
с изображением четырех частей суток
Из скольких частей состоят сутки? Назовите их. Поставьте части суток по порядку, называя их.
- А сейчас отгадайте загадку: «Что за птицы пролетают по семерке в каждой стае, вереницею летят, не воротятся назад?» (Дни недели.)
- Сколько дней в неделе? Назовите их. Сейчас мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы запомнили дни недели.
Воспитатель вешает детям на шею плоскостные изображения птиц- 2 синицы, 2 снегиря, 3 вороны, 3 воробья, ! голубь, 7 сорок, 1 скворец
— Я буду читать стихотворение («Новая столовая» 3. Александровой), а птицы должны слетаться к этой кормушке (обруч на полу) в определенный день недели.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.
Дети садятся на стулья. Перед ними стол, на котором 2 разных по объему кувшина (один с водой), 3 стакана.
- Перед вами кувшин с водой. Сколько же там воды? Как изме измерить?
Дети выливают воду в 3 стакана.
- Сколько воды в кувшине? (3 стакана.)
Воспитатель выливает обратно в кувшин воду из стаканов. Затем переливает воду из одного кувшина в другой.
- Воды в этом кувшине стало больше или меньше? (Предположения детей.)
- А как разрешить наш спор о количестве воды? (Измерить стаканами.)
Дети выливают воду в 3 стакана.
- Оказывается, количество воды осталось таким же, как и было. Почему же нам показалось, что воды стало больше (меньше)? (Предположения детей.)
_ Конечно, все зависит от кувшина: второй кувшин оказался больше. Но мы правильно определили количество воды с помощью стаканов. Вывод: количество воды остается прежним независимо от ее переливания.
- Сегодня в группу первым пришел Женя (выходит Женя), вторым пришел Алеша (выходит Алеша).
Воспитатель вызывает детей по именам (10 человек). Закрепляет с детьми порядковый счет.
- На каком по счету месте стоит Ваня (Ира, Саша…)?
- Каким по счету в группу пришел Максим (Володя, Марат…)?
Воспитатель благодарит детей за работу и предлагает им выйти из-за столов и встать парами.
- Сейчас, пока звучит бубен, вы будете прогуливаться по группе. Как только я перестану бить в бубен, вы остановитесь.
После остановки воспитатель спрашивает у детей их местонахождение. Например: «Таня с Сашей, с какой стороны стола вы стоите?»; «Ира с Ваней, с какой стороны шкафа вы находитесь?» и т.п.
А теперь возьмем листы бумаги и нарисуем нашу группу
Источник
Елена Стародубова
Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
1. Представления о собственном теле.
1. «Право – лево»
К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела. Он просит детей научить его и предлагает поиграть. По сигналу «Покажи …» дети показывают названную часть тела.
2. «Подними руку»
Взрослый проговаривает слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Дети должны поднять левую руку, когда услышат звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».
3. «С кочки на кочку»
На полу отмечено небольшое пространство – болото. Там лежат разноцветные кружочки – кочки. Ребенку предлагают пройти через болото по этим кочкам и, чтобы не утонуть, нужно внимательно слушать взрослого.Играющего направляют по кружочкам: поставь правую ногу на зеленый кружочек, левую на красный, правую руку на желтый, переставь левую ногу на синий и т. п.
4. «Кто быстрее»
На полу расчерчены линии, все дети стоят на первой линии. Детям предлагаетсявыполнить действия по инструкции: подними вверх левое плечо, прикрой правое ухо левой ладонью, дотронься правой рукой до левого колена, согни правую ногу и т. п. Дети, выполнившие задание правильно, делают шаг к следующей линии, а дети, выполнившие задание неправильно, остаются на месте. И так, пока все дети не дойдут до конца.
5. Игры-имитации
Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо – влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.
На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец комар улетает, и медвежонок чешет спинку.
Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.
6. Физминутка
Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую,
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют правой рукой о левую).
7. «Скажи точно»
Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют свои действия.
8. «Придумай сам»
Ребенок придумывает и показывает любое движение, оречевляя свое действие.Например: «Я поднял правую руку вверх, дотронулся левой рукой до левого уха и т. п.»
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.
1. «Разложи»
Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон своего тела: круг впереди себя (перед собой, квадрат позади себя (за собой, треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем он рассказывает, что где находится.
2. «Прятки»
У детей в руках игрушки (куклы, взрослый встает к детям спиной. По сигналу «Игрушки спрятались под стол (за дверь, на стул и т. п.)» дети должны быстро поставить свои игрушки на заданное место. Взрослый поворачивается и проверяет.
3. «Перестановки»
На столе расположены различные предметы и игрушки. Детям предлагают поменять их местами по инструкции.Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.
4. «Назови по памяти»
Ребенку предлагают внимательно посмотреть на группу и запомнить расположение предметов в ней. Затем он закрывает глаза и рассказывает о пространственных отношениях, не видя предметы. Можно предложить описать расположение мебели в своей комнате, квартире.
5. «Дотронься до …»
Дети произвольно перемещаются по группе. По сигналу взрослого «Дотронься до правой руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)» дети должны найти эту часть тела у товарища и дотронуться до нее.
6. «Зеркало»
Дети стоят в ряд. Один ребенок становится напротив них и выполняет разные действия, дети должны их повторить. Тот кто отстанет или ошибется выходит из игры.
7. «Что я делаю?»
Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие и говорит «Что я делаю?», а другой должен ответить.Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.
8. «Охота»
Все дети зайчата, они произвольно ходят по группе. Один из детей – охотник, он должен определить направление движения зайчат. Если охотник правильно это сделал, то ребенок, направление движения которого он назвал, садится на стул – его поймали.
3. Вербализация пространственных представлений.
1. «Клад»
Ребенку предлагается найти клад (новая игрушка, конфеты, книжка или другое). «Пираты спрятали по всей группе записки с указанием направления, в котором мы должны двигаться. У нас есть одна из этих записок». Взрослый читает содержимое записки (содержание записки может быть следующим: подойдите к шкафу, встаньте перед цветком, пройдите за дверь и т. п.) , а ребенок идет к указанному объекту, там находит следующую записку и так пока не найдет клад.
2. «Найди»
Взрослый загадывает какой-либо предмет,находящийся в группе и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы должны будете определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.
3. «Положи»
На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, справа от коробки, перед коробкой.
4. «Собери кружочки»
На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.,затем говорит: «Ребята, посмотрите, кто-то рассыпал кружочки, нужно их собрать». И проситребенка собрать кружочки по инструкции: Возьми кружок с коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок из-за коробки и т. д.
5. «Что изменилось?»
В ряд выставляются различные игрушки. Детей просят посмотреть и запомнить их расположение. Затем дети отворачиваются, взрослый в это время меняет игрушки местами. Дети должны сказать, что изменилось, используя слова справа, слева, между.
6. «Закончи фразу»
На столе стоит коробка. Взрослый на глазах у детей раскладывает картонные кружочки, произнося начало фразы,а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок … (в коробку, за коробку, на коробку и т. д.). Я беру кружок … (из коробки, из-за коробки, с коробки и т. д.).
7. «Где находится?»
Один ребенок ведущий, взрослый называет ему какой-нибудь предмет, находящийся в группе, так, чтобы другие дети не услышали. Ведущий должен описать его расположение, используя слова, отражающие пространственные характеристики, а другим детям нужно назвать этот предмет. Тот, кто первым найдет загаданный предмет, становится ведущим.
8. «Как пройти?»
Перед ребенком картинка с изображением дорожки, ведущей от домика к школе, дереву, магазину, лавочке. Взрослый говорит «Маленький мальчик пошел в магазин и заблудился. Помоги ему вернуться домой». Ребенку предлагают описать путь до дома.Например: Иди прямо, возле дерева сверни направо, пройди между клумбами и т. п.
4. Ориентировка на листе бумаги.
1. Ребенок сидит за столом, перед ним чистый лист бумаги. Ему даются задания показать правую сторону листа, левую, верхнюю, нижнюю, правый верхний угол, левый нижний, левый верхний, правый нижний.
2. «Домики»
Ребенку дают чистый лист бумаги, карандаши и мелкие игрушки. Ребенку предлагают нарисовать домики и разместить там игрушки.Ребенку говорят: «Нарисуй небольшой домик в правом верхнем углу. Кто тут будет жить? Нарисуй домик с правой стороны листа. А кто будет жить тут?» и т. п.
3. «Выложи картинку»
Перед ребенком лист бумаги и набор плоскостных геометрических фигур. Ребенку предлагают выложить картинку.Например: «Положи в центре листа квадрат, сверху треугольник – это дом. Слева от дома треугольник – это дерево и т. п.
4. На листе бумаги расположены плоскостные геометрические фигуры. Ребенку предлагается определить и сказать, где они лежат.
5. «Лабиринт»
Ребенку предлагается лист бумаги, расчерченный на клетки. По словесной инструкции ребенок двигает фишку по клеткам, затем говорит, где остановилась фишка.Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз. Начало пути определяет взрослый.
6. «Узоры» (рисование по клеточкам)
Детям предлагается лист бумаги в клеточку.Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать узоры по клеточкам. Слушайте внимательно, я буду говорить, сколько клеточек, и в какую сторону проводить». Затем дети рисуют.
7. Ребенку предлагают картинку и просят назвать, в какой части листа находится какой-либо объект. Затем лист переворачивают на 180° и ребенок должен сказать, где же они находятся теперь.
8. Ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.
Источник
Светлана Доможирова
Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте по теме «Методика развития пространственных представлений у дошкольников»
Образовательная область : познавательное развитие
Тема занятия: Веселые задания
Возрастная группа : Старший дошкольный возраст
Цель занятия: создания условий на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи :
Образовательные: уточнять и закреплять пространственные представления детей («перед», «за», «на»); уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»; закрепить соотнесение количества предметов с цифрой; формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, доска).
Воспитательные: воспитывать чувства сострадания, взаимопомощи; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность, самостоятельность; воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.
Развивающие: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление; развивать общую и мелкую моторику.
Планируемые результаты занятия: Создали условия на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Подготовительная работа: создания конвертов
Материалы и оборудования: дерево, конверты с заданиями, игрушки белки, зайца, лисы, мягкая игрушка Крош, пенечек, доска, геометрические фигуры, листы бумаги, стрелки, су-джок шары, карточки с цифрами, елочки для счета.
1. Организационный момент.
воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.
Дети: Здравствуйте!
Внезапно слышится стук в дверь.
воспитатель: Ой, кто-то стучит в дверь, давайте я посмотрю, кто там стучит. Посмотрите ребята, кто к нам пришел в гости.
Дети: Крош.
воспитатель: Посмотрите ребята, какой он у нас грустный, давайте я узнаю, почему он грустит. Крош говорит, что он начал учиться в первом классе, но в школе дают очень сложные задания он не может справиться с заданиями. Он просит нас ему помочь. Ну как ребятишки, поможем?
Дети: Да!
воспитатель: Но перед тем, как помочь Крошу, давайте поднимем ему настроение. Повторяйте за мной и выполняем упражнение.
Доброе утро, улыбнись скорее
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щечки
Будем мы красивыми как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее-сильнее,
И похлопаем смелее-смелее.
– А теперь посмотрите, какое настроение у Кроша?
Дети: веселое, радостное.
воспитатель: Крош говорит, что мы с вами должны передвигаться по стрелкам. Давайте посмотрим, где у нас лежит стрелка. Вот она, куда она показывает?
Дети: Вперед.
Подходят к первому заданию. Стоит дерево, на дереве висит конверт. В конверте задание.
Задание 1. «Кто, где находится?»
Задание: Найдите зверей, кто, где находится.
– Кто прятался за деревом?
– Кто сидит на веточке дерева?
– Кто перед деревом сидит?
Ответы детей:
– За деревом спряталась лисичка.
– На ветке сидит белка.
– Перед деревом сидит заяц.
воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием. Давайте посмотрим, в какую сторону показывает следующая стрелка.
Дети: Направо.
На пеньке лежит конверт с заданием.
Задание 2. «Повтори движения».
Выполните следующие действия:
– Поднимите правую руку;
– Поднимите левую руку;
– Покажите правой рукой правый глаз;
– Покажите левой рукой левое ухо;
– Поднимите правое плечо;
– Топни левой ногой».
воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились на отлично. Ой, смотрите, тут нарисована стрелка направо, давайте посмотрим, что там находится.
Расставлены столы, на столах разные геометрические формы и лист бумаги. На доске прикреплен конверт с заданием.
Задание 3 «Расставь фигуры по местам»
«Вот вам следующее задание, справитесь ли. На столах вы найдете геометрические формы, надо поставить их на свои места».
воспитатель: Садитесь, дети за столы, и приступаем к заданию.
– Я посередине листа бумаги прикрепляю круг, а слева от круга квадрат, а справа треугольник.
– Айдын, положил посередине листа круг слева от круга треугольник справа – квадрат.
– Даваа, положил посередине листа квадрат, слева – круг, справа – треугольник.
– Темир, положил посередине треугольник, слева – квадрат, справа – круг.
– Саша, положил посередине круг, слева – квадрат, справа – треугольник.
– Норбу, положил посередине квадрат, слева треугольник, справа – круг.
воспитатель: Какие вы у меня молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Давайте дальше посмотрим, куда нас приведет стрелка. Посмотрите тут корзина, а в корзине шары. Мы должны поиграть с этими шариками, присаживаемся поудобнее.
Дети берут по одному шарику и садятся на стульчики.
воспитатель: Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
воспитатель: Молодцы все справились с заданием. Ой, Крош что-то мне хочет сказать. Он говорит, что немножко устал и хочет отдохнуть. Давайте поиграем, вставайте в кружочек.
Физминутка.
Ребятишки встали в круг,
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, и теперь отправляемся дальше помогать Крошу решать задания. Посмотрите ребята в какую сторону показывает стрелка?
Дети: Направо.
воспитатель: Вот наше следующее задание, давайте посмотрим, что у нас в конверте. Берем по одной карточке и подходим к своим столам и выполняем задание.
– Даваа, какая у тебя цифра (Три, сколько предметов ты должен выложить (три) и так далее.
Дефектолог открывает конверт, а там карточки с цифрами, надо найти соответствующее количество предметом. Дети берут, по одной карточке и каждый выполняет свое задание.
воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились на отлично, пойдемте дальше по стрелке.
Стрелка привела их к большому конверту.
Итог.
воспитатель: Интересно, что же это такое. Крош говорит, что это сюрприз за вашу помощь. Здесь раскраски Смешариков. Спасибо тебе большое Крош за подарок.
Ребята, а как мы помогали Крошу?
Какие задания выполняли?
Какое задание больше всего понравилось?
Крош говорит, что он всему научился и будет очень-очень стараться в школе. А теперь давайте попрощаемся гостями и пойдемте в группу.
Дети: До свидания.
Источник