Занятие с ребенком на развитие познавательного развития
Ксения Эхова
Игры и упражнения по развитию познавательных процессов
Игры на развитие ощущений.
«Найди на ощупь»
Возраст: 4-5 лет
Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Количественный состав: Игра проводится одн
овременно с 2-3 детьми.
Время проведения: 15-30 минут.
Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.
Ход игры: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.
«Широкая лестница»
Возраст:4-5 лет.
Цель игры: расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:10-15 миут.
Оборудование: 10 брусков разных по толщине.
Ход игры: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку
«Найди пару»
Возраст:3-5 лет.
Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.
Количественный состав: играть могут от 1-го до 3-х человек.
Время проведения:10-30 минут.
Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).
Ход игры:Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.
Игры на развитие памяти.
«Запомни своё место»
Возраст: для детей 3-4 лет.
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Количественный состав:2- 10 человек.
Время проведения:10-20 минут.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
«Заводные игрушки»
Возраст: для детей 4-5 лет.
Количественный состав:2-10 человек.
Время проведения:15-25 минут.
Оборудование: различные игрушки, магнитафон.
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход игры:В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки.Звучит музыка: «у игрушек включается завод».Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
«Художник»
Возраст: для детей 5-6 лет.
Количественный состав: от 1-го до 8-ми человек.
Время проведения:15-30 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: Развивать внимание и память.
Ход игры : Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
«В магазине зеркал»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Количественный состав: 2-10 человек.
Время проведения:20-35 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Ход игры:В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения
Упражнения для развития мышления.
«Древо мудрости»
Возраст: средний, старший школьный.
Количественный состав: от 2 до 8 человек.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: ручки, бумага.
Ход игры: Ведущий сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Игра развитие мышления
«Сокращение рассказа»
Возраст: 9-10 лет
Количественный состав:2-4 человек.
Время проведения:25-40 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Упражнение на развитие мышления
«Ищем клад»
Возраст: дошкольный.
Количественный состав: 1-2 человек.
Время проведения:20-35 минут.
Оборудование: карандаши, бумага.
Цель: Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
Ход игры: В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.
Игра на развитие мышления
«Куда уместится кошка?»
Возраст: дошкольный.
Количественный состав: 1-10 человек.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: карандаши, бумага.
Цель: Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Ход игры: Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться.Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра на развитие мышления
«Ключ к неизвестному»
Возраст: Детям младшего школьного возраста
Количественный состав: от двух человек.
Время проведения:20-40 минут.
Оборудование: заранее подготовленные мелкие предметы.
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры: предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы,используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Игры для развитие речи.
«Что за предмет?»
Возраст: 4-5 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения: 15-20 минут.
Оборудование: мешок с игрушками.
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч).Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
«Угадай игрушку»
Возраст:3-5 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:15-20 минут.
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки.Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Возраст:4-6 лет.
Количественный состав: число участников не ограниченно.
Время проведения:20-30 минут.
Оборудование: кукла.
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход игры:Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Источник
Найдено материалов: 143
Показаны: 31 – 40
Знакомство с профессиями. Занятие для дошкольников.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Закреплять знания дошкольников о видах труда; о различных профессиях; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки; воспитывать трудолюбие и…
Голиусова Ю. И. «Домашние животные». Занятие на коррекцию психоэмоционального состояния детей
Конспект занятия «Домашние животные» на коррекцию психоэмоционального состояния детей в старшей группе ( познавательное развитие) Воспитатель старшей группы Голиусова Ю. И. Беседа о домашних животных Программное…
Конспект познавательного занятия «Моя семья» в средней группе
Познавательное занятие в средней группе. Тема: Моя семья. Цель: Формирование представлений о семье. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы предложением. 2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы…
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 208» Ленинского района г. Саратова Кузиной Евгении Александровны Родословная – старинная русская традиция. Программное содержание:…
Занятие по экологии. «Путешествие с капелькой» (с видео)
Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой» Программное содержание:Учить умению устанавливать причинно-следственные связи, уточнить и расширить знания детей о воде, роли её в жизни человека, познакомить с её…
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ОНР: «Путешествие на планету волшебных звуков»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ «ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ» Цель социального развития: совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы, раскрепощение…
Познавательное развитие в средней группе. Путешествие в город Здоровья.
Познавательное развитие в средней группе. Тема: Путешествие в город Здоровья. Выполнила воспитатель второй квалификационной категории Мыстрова Ирина Григорьевна Цель: – формировать представления детей дошкольного возраста о…
«Если ты узнаешь Север — не забудешь никогда». Заключительная викторина в подготовительной группе
Цель. Интеллектуальное развитие детей в старшем дошкольном возрасте. Образовательные задачи . Расширение и углубление представлений о Севере, животных, образе жизни жителей Севера. Активизация словаря: малица, пимы, чаут, …
Конспект занятия «Город Цветов»
Тема: Город Цветов Цель: Формирование элементарные представления о цветочках и способах ухода за ними. Продолжать формировать нормы экологически грамотного поведения в природе. Вызывать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими…
Конспект познавательного занятия: «Путешествие в деревню Простоквашино»
Программное содержание: – учить детей узнавать и называть домашних животных и отвечать на вопросы; – формировать у детей заботливое и доброжелательное отношение к домашним животным; – активизировать словарь детей ( корова, коза, …
Познавательные занятия – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
2 3 4 5 6 7 … 15
Источник
Светлана Зеткина
Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника
Воспитатель: Зеткина С. Е.
Пояснительная записка
Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания, памяти и т. д., творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому стараюсь выбирать задания, которые носят занимательный характер. Не допускать переутомления малыша.
Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка. Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.
ВНИМАНИЕ – сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
ПАМЯТЬ – является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.
МЫШЛЕНИЕ – это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.
При развитиимыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
Развитиюнаглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.
Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.
ВООБРАЖЕНИЕ – это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.
«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы,но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова,например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
«ЛОТО»
«ДОМИНО»
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»
Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву “К”, “Т”, “С”, все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«ДОРИСУЙ»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
«ЗАЧЕРКНИ»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
«ПОИЩИ СЛОВА»
Педагог предлагает детям на слух в «длинных» словах найти «короткие» (пе – сок, ры – бак, Бо – рис, пи – рог, ку- лак, кле – щи, свис – ток, про –вода и т. д.).
«ЗАПОМНИ ВСЕ СЛОВА»
Воспитатель называет 5 разных предметов и просит ребёнка повторить все слова вслух.Например: мяч, дверь, банан, кот, сапоги. С начало ребёнок может называть слова в разброску, а затем в той последовательности как услышал. Количество слов нужно увеличивать до 8 – 10.
«ЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»
Дети на слух восстанавливают цветовую гамму шаров в той последовательности, как это требует задание.
«Найди различие»
Ребёнок учиться сравнивать две картинки между собой, находить признаки сходства и различия.
«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех “накормить”.
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Транспорт., птицы. и т. д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.
«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …
9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…
«ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЯ»
Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного – подпрыгни, если услышишь название птицы – взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.
Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.
«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»
Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.
– сапоги и носки
– пианино и скрипка
– чайник и тарелка
– яблоко и мяч
– девочка и кукла
– часы и термометр
– доска и стекло
«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?
Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.
Источник