Занятие с аутистом ребенком речевое развитие
Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.
СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма
Характеристики речи у детей с аутизмом
Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.
Повторяющаяся или однотипная речь
Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.
Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.
С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.
Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.
Узкие интересы и исключительные способности
Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме. Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.
Неравномерное развитие языковых навыков
Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.
У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.
Плохое невербальное общение
Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.
Развитие речи у детей с аутизмом
Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:
- имитации (вербальной/невербальной);
- общего навыка концентрации внимания;
- навыка использования жестов;
- поведенческих запросов;
- скорости общения;
- восприятия навыков;
- понимания смысла действий и слов.
и уменьшение:
- стереотипного поведения;
- невнимательного поведения.
Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.
Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/
Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.
Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.
Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.
Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.
Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.
Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.
Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме
Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор. Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей. Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.
Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.
Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.
Что такое скриптованная речь?
Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.
Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).
Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.
Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь». На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации. Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.
Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей
Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/
https://stopautism.ru/полезное/речь/
Положительные Отрицательные | |
Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина) | Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля) |
Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда) | Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика) |
Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света) | Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина) |
У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита) | У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня) |
Вывод
Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.
Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.
Источник
Все мы хотим, чтобы ребенок заговорил, но перед этим необходимо научить ребенка понимаю речи, нужно, чтобы Ваш ребенок понимал, что Вы от него хотите, что каждый предмет, действие имеет свое название. Именно с пониманием речи у аутистов возникают трудности, многие родители говорят, что:
Вот он такой не послушный, не выполняет моих команд.
Скорее всего ребенок не непослушный, а он просто не понимает, что Вы ему говорите, поэтому над пониманием речи необходимо работать.
Сегодня я опишу свой опыт того, как я учила ребенку понимать речь. Но следует помнить, что все дети разные и аутичные ребята не являются исключением.
Занятия над пониманием речи
Итак, что у нас было примерно в 1,3 года, сын понимал, что я мама, я научила его откликаться на имя ( он знал, что он Коля), мог показать пальцем по просьбе, понимал ещё что-то ситуативно. Пожалуй и все, больше он ничего не выполнял, никаких звуковых команд, то есть, если я скажу ребенку:
Пойдем кушать или гулять – реакции ноль, но если я покажу ему ложку или курточку, он понимал, то есть он соотносил предметы и действия (понимал ситуативно) и это уже было не плохо.
От этого и стала плясать, мои длинные предложения приобрели такую форму
“Гулять” и я показывала ему курточку, “кушать” и я показывала ему ложку, “спать” и я показывала ему на кровать.
Очень важно запомнить, что комментарий должен быть привязан к тому, что он знает, видел или на чем заострил свое внимание (опыт), то есть он знает, что значит кровать (на ней спят) и Вы произнося “спать” показываете на кровать. Потом Вы просто говорите команду и убирает указательный жест. Еще это правило можно применять, например, в занятиях:
Ребенок любит смотреть на лампочки, рисуем лампочки и говорим ему – это “лампочка”. При этом можно эмоционально окрашивать свою речь: Яркая лампочка, красивая лампочка!”, не забываем про положительные эмоции.
Бессмысленная активность ребенка должна насытиться смыслом. Например: ребенок сидит и раскачивается, а Вы ему говорите: “Чух, чух – поезд едет”, ребенок включает и выключает свет, говорим, что он мастер- ответственный за работу лампочек, ребенок прыгает – ты зайчик, вот так прыгают зайчики.”
Комментируем все свои и его действия, постоянно, чтобы он понял.
Объясняем и комментируем человеческие чувства, отношения, эмоции, именно то, что ребенок с аутизмом обычно не может понять и это его пугает.Так же обязательно комментируем чувства самого ребенка, например: бабушка приходит в гости, внук рад, прыгает и визжит, комментируем: “Ты рад и весел от того, что встретился с бабушкой.”
Эти все действия мы проводим с ребенком вне занятий, в обычной жизни, постоянно.
Упражнения для понимания речи
Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.
“Дай шарик”
учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом “шарик”, учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.
Пособия для занятий
Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: “Катится колобок”, указываем пальцем на колобка, “на встречу ему лиса”, показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.
Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.
Затерты до дыр.
Пример заданий.
Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.
Серия с двух до трёх лет.
Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.
Тесты на развитие речи
Это самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.
Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.
———
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник
Любовь Шкунова
Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Занятие 1
Тема: Выполнение речевых инструкций
Цель: развитие импрессивной речи ребёнка через обучение навыкам слушанья.
Задачи:
• Закреплять связи между словом и его значением
• Обучать регуляции собственной деятельности через понимание инструкции
• Развитие коммуникативной функции речи (изменение поведения ребёнка под воздействием речевой инструкции)
Оборудование: стол, два стула, несколько любимых игрушек ребенка на полочке возле стола или на дальнем конце стола, фотографии этих игрушек.
• Приветствие
Логопед: Здравствуй, Еши (пожимает руку)
Еши в ответ пожимает руку и говорит «Здравствуй» или не говорит. Если пожал руку и сказал, логопед щекочет ребёнка и эмоционально говорит:
– Молодец, ты пожал руку. Молодец,ты сказал: «Здравствуй».
Если ребёнок только пожал руку, логопед хвалит только за это.
• Изучение основной темы
Логопед (нейтральным тоном): Садись
Ребенок садится, логопед щекочет ребёнка и говорит:
– Молодец, ты сел!
Если ребенок не садится, логопед повторяет инструкцию и показывает на стул. Ребенок садится, его щекотят, хвалят. Если ребенок не садится, логопед берёт его за плечи,мягко садит на стул и говорит: «Садись». Щекочет, хвалит ребёнка. Теперь ребенок должен сесть сам без подсказки, когда логопед не показывает на стул и говорит инструкцию нейтральным тоном. Ребёнка просят встать нейтральным тоном, если встал, щекотят, хвалят, если не встал, показывают «понимающий» жест и говорят встал, если встанет, щекотят – хвалят, если не встал, понимают со стула. Ребенок стоит.Просим сесть второй раз:
(нейтральным тоном): Садись
Ребенок садится, логопед щекочет ребёнка и говорит:
– Молодец, ты сел.
Только когда ребёнок сядет сам без подсказки 3 раза («Встань» – «Молодец, ты встал», «Сядь» –«Молодец, ты сел!», ему показывают фото его любимых игрушек.
«Чем ты хочешь поиграть?»
Ребёнок показывает на картинку и называет слово или только показывает («Молодец, ты сказал и показал» или «Молодец, ты показал»).
Ребенок играет любимой игрушкой 2-3 минуты.
Логопед просит ребенка положить машинку в коробку.
Логопед (нейтральным голосом): Похлопай в ладоши
Ребенок хлопает в ладоши, логопед щекочет, хвалит. Ребенок три раза по просьбе логопеда без подсказки хлопает в ладоши, три раза получает похвалу и выбирает фото игрушки, получает похвалу, играет.
Если ребенок не смог сразу похлопать в ладоши без подсказки,обучение проводится по стандартной схеме:
• Просим выполнить (не выполнил)
• Просим, подкрепляем жестом, показываем (не выполнил).
• Просим, подкрепляем жестом, делаем его руками.
• Закрепление темы
Если ребёнок без ошибок и подсказок выполнил инструкцию 3 раза,переходим к инструкции: «Потопай ногами», «Постучи», «Подпрыгни», «Повернись», «Подними руки».
Если ребенок успешно справляется с заданиями, занятие длиться 30 мин. Если ребенок не моет выполнить задание, занятие необходимо продолжать, пока она инструкция не будет выполнена без ошибок и подсказок 3 раза.
• Завершение, прощание
В конце занятия развлечение: игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.
Занятие 2 Тема: Ответы на вопросы
Цель: укрепление связей между словом и его значением, развитие экспрессивной речи через обучение ребёнка ответам на вопросы
Задачи:
• Закреплять связи между словом и его значением
• Учить пониманию структуры предложения
• Развивать коммуникативную функцию речи (ответы на вопросы)
Оборудование: Стол, два стула, текст песенки «Дом», карточки с изображением дома, окошка, двери, сосны, забора, пса,жука, паука, солнца, дождика, тюльпана, флажка, ёжика, несколько любимых игрушек ребенка и их фото.
Данное занятие основано на том, что говорящий ребёнок знает наизусть какое-либо детское стихотворение или песенку и умеет вставлять в них пропущенные слова. В нашем случае это песенка «Дом»
Дом
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Чтоб на травке жил жучек
Бегал быстрый па-у-чёк
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Солнце было, дождик шел
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб флажок на доме был
А за домом ёжик жил.
• Приветствие
Логопед и ребенок здороваются
Логопед предлагает ребенку сесть
• Изучение новой темы. Заполнение пропусков в песенки
Логопед читает первое четверостишье стихотворения, пропуская некоторые слова и ожидая подсказки от ребенка.
Я хочу построить (дом,
Чтоб (окошко) было в нем
Чтоб у дома (дверь) была
Рядом чтоб (сосна) росла.
Работа должна выполняться по следующим правилам:
• Если ребенок отвечает сразу, логопед щекочет, хвалит.
• Если ребёнок не отвечает, логопед ожидает ответа не более 2-3 секунд, затем показывает ему соответствующую карточку. Ребёнок отвечает, логопед щекочет, хвалит его
• Если ребенок не отвечает с помощью карточки, логопед ожидает 2-3 секунды,затем подсказывает: «До…»,ребенок говорит: «Дом», логопед хвалит его,и предлагает выполнить тоже задание: самостоятельно, с карточкой, с карточкой и подсказкой. Задача ребёнка сказать правильное слово без ошибок и подсказок три раза.
• Важно не дать ребёнку ошибиться, чтобы не образовалась ошибочная связь между словом и действием, поэтому ожидание ответа составляет 2-3 секунды.
• Если заметны признаки утомление, потери внимания, необходимо вернуться к выполнению заданий, которые ребенок хорошо знает и получает за них похвалу.
Когда ребёнок вставил в четверостишье пропущенные слова, ему предлагают поиграть
• Изучение новой темы. Ответы на вопросы
Логопед: Что я хочу построить? (немедленно показывает карточку).
Ребёнок: Дом (логопед хвалит ребенка).
Если ребёнок не отвечает:
Логопед: Что я хочу построить (немедленно показывает карточку и подсказывает: «До…»
Ребёнок: Дом (логопед хвалит ребенка).
Затем необходимо вернуться к варианту с карточкой, затем без карточки, каждый раз логопед хвалит ребенка только за правильный ответ. Задание считается выполненным, когда ребенок 3 раза ответит на вопрос без ошибок и подсказок.
Далее следуют вопросы:
• Что будет у дома (окошко)
• Что будет у дома (дверь)
• Что растет у дома (сосна)
Когда ребенок ответит на все вопросы правильно без подсказки (допускается ответ на второй вопрос: «дверь», а на третий- «окно», одновременно два ответа на второй и третий вопросы, ребенку предлагают поиграть в его любимую игру, которую он выберет по фото.
• Завершение. В завершении можно играть с ребенком, пускать мыльные пузыри, посмотреть короткий мультфильм.
• Прощание происходит по той же схеме, что и приветствие
Занятие № 3 Тема: «Выражение просьбы»
Цель: Развитие умения выражать просьбы через изучение лексической темы «Фрукты».
Задачи:
• Закреплять связи между словом и его значением
• Расширять и активизировать словарный запас
• Развивать коммуникативную функцию речи (выражение просьбы).
Оборудование: Три стула, стол,четыре картонные коробочки с наклеенными ярлыками: «Яблоко», «Банан», «Груша», «Апельсин» (подразумевается, что ребёнок любит яблоки и бананы и не любит груши и апельсины) и пятая коробка с ярлыком «Фрукты». Внутри каждой коробки – блюдце с соответствующим фруктом и отрезанными от него 3 ломтиками.
• Приветствие
Логопед и ребенок здороваются, логопед предлагает ребенку сесть
• Изучение новой темы. Называние фруктов.
Логопед показывает ребёнку коробку с ярлыком «Яблоко» и спрашивает нейтральным тоном «Что это?». Если ребёнок правильно называет фрукт, специалист щекочет ребенка,эмоционально хвалит: «Молодец, ты сказал яблоко», открывает коробку, показывает фрукт и тут же закрывает. Если ребёнок молчит (ожидание 2-3 секунды, специалист подсказывает первый слог, ребенок говорит слово, специалист щекочет и хвалит ребенка. Затем спрашивает снова, добиваясь ответа без подсказки. Если ребенок не отвечает, даже после подсказки первого слога, после 2-3 секунд ожидания, специалист подсказывает полное слово, ребёнок повторяет, его хвалят и переходят к варианту с подсказкой первого слога, либо к варианту без подсказки. Когда ребенок 3 раза назовёт фрукт без подсказки, специалист переходит к называнию трёх других фруктов по предложенной выше схеме.
Если ребенок неговорящий, этот этап занятия меняется на задание «Покажи фрукт». Если на называние (или показывание) уходит значительное количество времени, этот этап проводится как отдельное занятие, а этап «Выражение просьбы» становится следующим занятием.
• Продолжение новой темы «Выражение просьбы».
На этом этапе у логопеда появляется помощник. Логопед и ребёнок сидят друг напротив друга, помощник сидит позади ребенка. Логопед показывает ребенку две коробки (с ярлыком «Яблоко» и ярлыком «Апельсин» (любимый и нелюбимый фрукт) и спрашивает ребёнка: «Что тебе дать?». Если ребёнок не показывает на ярлык, но правильно говорит, специалист хвалит его и переходит к этапу просьбы. Если ребенок не показывает и не говорит, помощник специалиста рукой ребенка показывает на любимый фрукт ребенка. Ребенок повторяет жест, его хвалят. Если ребенок показывает на нужный ярлык и молчит, специалист подсказывает первый слог, ребенок повторяет, специалист хвалит его, добивается того, чтобы ребёнок 3 раза без подсказки назвал желаемое. Если ребенок не отвечает и после подсказки первого слога, логопед подсказывает полное слово, ребенок повторяет, его хвалят, и специалист переходит к варианту с подсказкой первого слога или без подсказки. Когда ребёнок назовёт желаемый предмет, помощник логопеда помогает протянуть ему руку к логопеду ладонью вверх и говорит за ребёнка «Дай яблоко». Ребенок повторяет, его хвалят, но добиваются, чтобы он сам без подсказки попросил яблоко.Промежуточным этапом может быть подсказка неполной просьбы: «Дай…» или «Дай я…». Когда ребенок повторит просьбу без подсказки и ошибок, его угощают яблоком (три просьбы – три ломтика). Затем наступает этап двух других коробок с любимым и нелюбимым фруктом, с которыми работают по этой же схеме.
3. Завершение, прощание
В конце занятия развлечение: игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.
Примечание:
1) Следует добиваться, чтобы ребенок четко произносил каждое слово, правильно выговаривая все звуки, которые уже доступны его произношению.
2) Не следует использовать «лишние»слова: «мне», «пожалуйста», «ещё», «потом», «теперь», так как они слишком абстрактны для понимания ребенка. Даже имя ребенка сначала не используется.
3) Если ребенок схватил угощение, не выполнив задание, занятие прекращается, все угощение убираются и до следующего занятия должны быть недоступны для ребенка. Проблема в том, что если ребенок получает эти угощения вне занятия, они теряют свою ценность для него. В этой связи, пока идет период использования данных угощений на занятии, в обычное время их лучше не давать.
4) Необходимо помнить, что все задания логопед произносит нейтральным тоном, а эмоционально окрашивает только похвалу. Все другие выражения эмоций (удивление: «Как, ты не знаешь яблоко?»,гнев: «Положи на место!»,огорчение и укор: «Ай-я-яй, как не стыдно»,излишняя радость: «Пальчик уже нашёл, теперь скажи!», создают дополнительные помехи для восприятия ребенка и могут привести к нежелательным результатам.
Источник