Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка

Ольга Елфимова
Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»

Выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А. МБДОУ Красносельский детский сад”

1. Актуализация выбранной темы

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков – не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов, прежде всего на такие вопросы,как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития?

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т. Н. Дороновой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, А. И. Сакулиной, Е. А. Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи.Их работы свидетельствуют: «занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние».

Целью разностороннего развития ребёнка в изодеятельности является – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей.

Для достижения цели определены следующие задачи:

Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.

Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.

• Использовать новые педагогические технологии, опыт.

• Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.

Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа).

• Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

• Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

• Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Используя данные задачи, разрабатывается перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.

Дидактические принципы:

1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.

2. Систематизация содержания художественного образования детей.

3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.

4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.

5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.

6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.

Условия, которые способствуют развитию творчества у детей:

1. Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.

2. Организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

3. Использование разнообразных видов работы с детьми.

4. Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.

5. Использование в дальнейшем результатов детского художественного творчества.

6. Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.

7. Предоставление возможности для совместного творчества.

8. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Известно, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.

Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог сам должен уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания, минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывается характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Читайте также:  Развитие тазобедренного сустава у ребенка

Методы и приемы, используемые на занятиях по изодеятельности:

1. Словесные методы:

– объяснение

– описание

– разъяснение

2. Наглядные методы:

– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях)

– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)

видеометод

3. Практические методы:

– упражнения

– синхронное рисование

– самостоятельный показ детьми известного способа рисования

– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми

– частичный показ способа рисования

4. Игровой метод.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на изодеятельности:

– логопедизация на каждом занятии

– дидактические игры

– пальчиковые игры

– физкультминутки

– художественное слово

– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения

– музыкальное сопровождение

– графические и живописные упражнения

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? В детских работах всё чаще прослеживается однообразие, бедность цвета, одноплановость. Наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению.

А основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов деятельности в этот период

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Проблема актуальна, и необходимо более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.

Поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную – связано с большим психологическим напряжением. Поэтому задачи полноценного физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства и адекватной закономерностям его развития психологической подготовки к школе остаются всегда актуальными. К сожалению, в современной массовой практике это, на наш взгляд, магистральное направление в обучении детей изобразительной деятельности используется не достаточно, что не способствует развитию самостоятельности, творческости как качеств личности, крайне важных для успешного обучения в школе. Есть основания полагать, что своевременное и адекватное возможностям дошкольника развитие субъектной позиции ребенка в специфических видах деятельности (игре, рисовании, лепке) – одно из основных условий успешного становления и развития его как субъекта учебной деятельности в школе.

Данная проблема в период современного времени выделена в ФГОС в области художественно-эстетического развития.

Источник

кортенко екатерина
Консультация для педагогов «Раскрытие индивидуальности ребенка посредством ИЗО деятельности»

Воспитатель

Кортенко Екатерина А лександровна

Развитие творческих способностей дошкольников в изодеятельности в соответствии

с требованиями ФГОС.

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка»

Аристотель

Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в

результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе.

Современное дошкольное образование нацелено на введение ребёнка в широкое

социально-культурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание

становится чрезвычайно важным для развития ребёнка, начиная с раннего возраста.

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития

творчества является дошкольный возраст. «Рисование,- отмечает Л. С. Выготский,-

является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. Освоение

возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад елочка

главные проявления его творческой индивидуальности – эмоциональное,

интеллектуальное, и деятельностное (практическое)».

Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения,

наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического

мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и

передавать его в рисунках.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с

прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки,

аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное – создавая

изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и

формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и

культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только

образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от воспитателя

переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам

деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим,

исследовательским. Одним из приемов, направленных на создание условий для

творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с

применением способов нетрадиционного рисования.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и

представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё

больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с

помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что

нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок,а развитие личности:

формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в

творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте,

необходимо использование в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса.

Для достижения цели ставим следующие задачи:

1. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный

материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания

творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение

ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством

умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для

творческой самореализации каждого ребёнка.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее

эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в

том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области

науки, искусства. Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы,и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие

методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы

рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием

повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в

каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но

и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его

заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:

– игра, которая является основным видом деятельности детей;

– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости

Читайте также:  Что дает ребенку музыкальное развитие

и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

– просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно

почувствовать себя значимыми;

– живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать

понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись.

Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования,

представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола,

профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход

сознания человека по короткому пути – «сердце – кончики пальцев».Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине.

Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна

(нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы

мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи:

рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками. В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную

палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий

рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет

выполняется восковыми карандашами (мелками, затем, поверх рисунка наносится

акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка и он проявляется.

Осенью, гуляя в парке с детьми, можно собрать листья различной формы,

окраски. Используя технику печати листьями можно создавать различные композиции

букетов, деревьев и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные

техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть

разнообразие сюжетов и образов. Далее следует предложить

технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска

на бумаге с печатной формы – матрицы, живописи и рисунка. Её можно назвать и

графической живописью, и живописной графикой. Существует ещё одна разновидность

данной техники – монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги

складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в

технике граттаж (рисование на восковой основе).Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж.

Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь.

Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь

процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными,

синими огнями.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной

деятельности взрослого и ребёнка.

Именно в свободной изобразительной деятельности выражается и развивается

наиболее заметно уровень творческих способностей ребёнка.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у

ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально- благоприятное отношение к деятельности у детей.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные

способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие

способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые

используются в полном объёме.

Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет

правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Источник