Занятие по развитию личности ребенка
Конспект занятия
«Мои друзья»
Программное содержание.
Закрепить понятия «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным). Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Материал.
Иллюстрации с изображением разных ситуаций; книги-сказки, жёлтые карандаши на каждого, один квадратный лист на двоих.
Ход занятия.
Дети сидят по кругу.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг.
Ребята, о чём мы пели песню? Правильно, о дружбе, о друге. Что такое дружба? Кто нам расскажет?
Ребёнок. Это когда дети играют вместе, делятся игрушками друг с другом, не обижаются друг на друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На друга можно положиться в трудную минуту.
Воспитатель. А у нас в группе дети умеют дружить?
Дети. Умеют.
Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Расскажите о нём.
Рассказы детей по желанию.
Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?
Дети. Бывает.
Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?
Дети. Делиться игрушками, не драться.
Воспитатель. А кто добавит?
Дети. Уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.
Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:
Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.
Девочки читают одну книжку.
Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.
Мальчики качаются на качелях.
Дети строят из песка высокую башню.
Девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе.
Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:
– Нет, друга, ищи, а найдёшь – береги.
– Настоящий друг познаётся в беде.
– В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.
Физкультминутка
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Чтение рассказа. Вопросы к детям.
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.
А сейчас давайте представим вот такие ситуации:
1. Два друга – Миша и Витя – шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?
2. Две подружки пришли в школу. Начался урок. Учительница дала задание списать с учебника задачу. Выяснилось, что одна девочка забыла дома учебник. Как вы думаете, как поступит её подружка? Как бы вы поступили?
Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу».
Воспитатель. Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Нет! А кто ещё? Верно, собака, кошка, рыбка, хомячок, растение. Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.) Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?
Дети. Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать.
Воспитатель. А можно дружить с книгами?
Дети. Да.
Воспитатель. А как это надо делать?
Дети. Аккуратно читать их, не рвать, не пачкать, чинить, если они порвутся.
Воспитатель. Получается, что дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.
Конспект занятия
«Учусь сочувствовать»
Программное содержание.
Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
Материал.
Карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение радости, грусти, удивления, испуга. Шапочки гномов, книга В. Короленко «Слепой музыкант».
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются .
Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться. А хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте»? Или тебе, Катя, отломлю аленький кусочек? Или тебе, Дима, насыплю пригоршню в кармашек «здравствуй» сладкого, как сахар? Каждому из вас я дарю «здравствуй». Вы поздоровались и одновременно улыбнулись. Какое у вас настроение после этого? (Ответы детей.) У каждого человека бывают разные настроения. Назовите настроения, какие вы знаете.
Дети. Грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление.
Воспитатель. Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
«Азбука настроения».
Игра «Азбука настроения»
Каждому ребёнку даются карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Воспитатель просит показать картинки всех весёлых людей и зверей, потом всех недовольных и т.д. Затем предлагает детям изобразить на своём лице сходное настроение.
По окончанию игры воспитатель включает магнитофонную запись плача ребёнка. Отмечает реакцию детей.
Воспитатель. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо или плохо, что человек умеет плакать?
Дети. Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо.
Воспитатель. Когда не стыдно плакать?
Дети. Когда больно, кого-то жалко, обидно.
Воспитатель. Когда стыдно плакать?
Дети. Когда можно потерпеть. Громко плакать, требуя что-то.
Воспитатель. Надо ли учиться плакать? Знаете ли вы, как надо плакать? Чтобы все видели вас?
Дети. Нет, можно отвернуться, закрыть лицо руками.
Воспитатель. А прилично ли вытирать слёзы руками? А как?
Дети. Использовать носовой платок.
Воспитатель. Плакать громко прилично? Как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса», и даже дразнят: «рёва». А у вас есть «плаксы» и «рёвы» в группе? Вам повезло!
Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Развесели дедушку». Дедушка у нас будет не простой, а гном. Вы тоже не просто дети, а гномы.
Воспитатель раздаёт детям шапочки с бубенцами. Гном садится на стульчик, показывая выражением лица, что ему грустно, невесело. Предлагает спросить детей, почему дедушка грустный. Дети спрашивают.
Гном. Я волшебную шапочку с бубенцами потерял.
Воспитатель. Что мы будем делать, дети? Бедный дедушка такой грустный, вот-вот заплачет. Нам жалко дедушку? Подойдите к нему, присядьте на корточки и жалобно посмотрите ему в глаза, погорюйте вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! Как вы его пожалеете?
Дети. – Положим руку на его плечо, постоим.
– Погладим по руке, по спине, по голове.
– Прислонимся или обнимем дедушку.
– Развеселим его: позвеним бубенчиками.
– Улыбнёмся дедушке.
Воспитатель. Всё равно дедушка грустит. Что же нам ещё сделать? Подарить ему что-нибудь вместо шапки – грузовик, конфету, цветок?
Каждый ребёнок дарит гномику, что хочет.
Воспитатель. А может, кто-нибудь отдаст дедушке свою шапочку с бубенцом?
Дети дарят гному шапку с бубенцом. Дедушка надевает её и улыбается.
Воспитатель. Хорошо, что вы умеете сочувствовать.
Дедушка благодарит детей ,прощается и уходит.
Воспитатель. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие), кто-то рождается инвалидом.
Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».
«…Послушайте, это опять вы? – спросил мальчик.
– Разве вы не видите, что это я? – Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.
– Отчего вы такой сердитый? – спросила девочка.
– Я… не сержусь на вас… – сказал тихо мальчик.
– Так давайте играть вместе.
– Я не умею играть с вами…
– Какой вы смешной!
Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его.
– Это лютик, – сказал он, – это фиалка.
Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.
– Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!
Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал…
– О чём ты плачешь? Ты такой странный! – сказала девочка с задумчивым участием.
– Я не странный… Я… Я – слепой…»
Воспитатель. Как надо относиться к таким детям?
Дети. Сочувствовать.
Воспитатель. Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слёзы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись?
Дети. Жестокими, безжалостными, бесчувственными.
Воспитатель. Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.
А сейчас посмотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение? (Ответы детей.) Я предлагаю вам решить задачки не на сложение и вычитание, а на сочувствие и внимание.
1. Маленький ребёнок не мог перейти дорогу – проявите ли вы сочувствие? Как?
2. Ребёнок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб. Что вы сделаете?
3. Старичок переходит дорогу. Как вы поступите?
4. Ребёнок плачет. Вы не обратите внимания на него? А что сделаете?
5. Котёнку отдавили лапку, и он передвигается на трёх. Что вы будете делать?
6. Мальчики кидают в собаку камнями. Ваши действия?
Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей. Какие правила вы запомнили?
Плакать надо тихо! Отворачиваться!
Замечать тех, кто плачет.
Помогать маленьким и пожилым.
Нельзя разглядывать инвалидов. Неприлично!
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им.
«Умею сочувствовать!» Произнесите это шепотом, хором.
Дети произносят.
Воспитатель. На этом наше занятие окончено.
Конспект занятия
«Волшебные» и бранные слова»
Программное содержание.
Познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости.
Познакомить со словом «вульгаризм», вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.
Материал.
2 обруча: один обтянут тёмной тканью, другой – светлой, в середине каждого обруча, жёлтый круг; лепестки с вежливыми и бранными словами. Маска индюка, костюм Петрушки.
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться. Я тоже хочу ещё раз поздороваться с вами, но сделаю это необычно: на нескольких языках – «хеллоу», «гуд монин», «гутен таг», здравствуйте, «салам аллейкум». Вы всё поняли? Почему вы не всё поняли? Какое слово самое знакомое? На каком языке говорим мы с вами?
Дети. На русском.
Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с языком, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Как вы думаете, что это за язык? Я вам подскажу – это доброта. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Добрые люди пользуются «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово – лечит, слово и ранит». А какие «волшебные» слова знаете вы?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Молодцы! Много волшебных слов знаете!
В группу входит Петрушка. Он чем-то недоволен. Садится в углу, скрещивает руки на груди и хмурится.
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам пришёл!
Дети. Петрушка!
Воспитатель. А почему Петрушка молчит? Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что с тобой случилось?
Петрушка. Сегодня я играл с ребятами и поссорился с ними.
Воспитатель. Петрушка, а почему ты поссорился с ними?
Петрушка. Сначала я захотел красивую машину и отобрал её у мальчика. Потом мне надоело играть с машинкой и я сломал её. Увидел у девочки красивую куклу и отобрал её. Надоело с ней играть, стал дёргать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Ребята рассердились на меня и прогнали .
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему Петрушку прогнали и не захотели с ним играть? (Ответы детей.) Да, Петрушка, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к Петрушке.) Когда ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Петрушка?
Петрушка. Я отберу эту игрушку.
Воспитатель. А что вы будете делать, ребята?
Дети. Мы скажем: «Дай, пожалуйста, поиграть».
Воспитатель. Петрушка, когда тебя угощают, что ты говоришь?
Петрушка. Ничего.
Воспитатель. А вы что говорите, ребята?
Дети. Мы говорим: «Спасибо!»
Воспитатель. А скажите, ребята, что самое горькое?
1 ребёнок. Что горче всего? –
У ребят я спросил.
Одни утверждают:
– Незрелый кизил…
– Микстура! –
Какой-нибудь скажет храбрец.
Горчицу и лук назовут наконец.
Но горче горчицы –
Поверьте мне снова –
Обидное, грубое слово.
Воспитатель. Ребята, а вы слышали грубые слова? Не повторяйте их. Эти слова называются вульгаризмами – это слово означает «грубый». А человек, который произносит эти слова, – вульгарный, грубый. А как вы думаете, когда человек произносит эти слова?
Дети. – Когда не знает, что это плохо.
– Когда он плохо воспитан.
Воспитатель. Наша Родина Россия живёт много лет. Вместе с ней живёт и родной русский язык. Раньше на Руси слово «брань» означало «войну» (поле брани). Потом о тех, кто ссорится словами, стали говорить «бранятся», а грубые слова стали называть бранными, бранью. Если два человека или несколько бранятся, к чему это может привести? К брани – драке, войне. Во все времена на Руси брань считалась грехом, то есть это было стыдно.
Ну, а что слаще всего?
2 ребёнок. Что слаще всего? –
Я спросил у ребят.
– Всласть выспаться, –
Сони, зевая, бубнят.
Сластёны, зажмурясь, кричат:
– Леденец! –
Кишмиш называют,
Халву, наконец.
Но слаще халвы
И всего остального
Сердечное, доброе слово.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Петрушку «волшебным» словам, а чтобы он их не забыл, «посадим» красивые, вежливые слова на яркую, благоуханную клумбу, а плохие, «бранные» слова – на клумбу сорняков.
Дидактическая игра «Клумбы из слов»
«Букет из слов» Д. Смирнов
1 ребёнок. Собираю я букет из слов,
Не было подобного букета.
Он из слов – по духу близнецов:
Не замёрзнет ни зимой, ни летом.
2 ребёнок. «Здравствуйте» мы часто говорим.
Я в букет возьму такое слово!
Нам тепло на свете всюду с ним,
Даже если жжёт зима сурово.
3 ребёнок. А потом «пожалуйста» возьму.
Это слово открывает двери,
Грубость не позволит никому.
Понимают это даже звери.
4 ребёнок. В самом центре слово помещу
Самое уютное – «спасибо».
Кто его забудет, не прощу:
Значит, он холодный, словно рыба.
5 ребёнок. Собирать закончу я букет
Важным пожеланьем и советом:
«Будь здоров» на много-много лет
И не забывай слова букета.
Воспитатель. Ты всё запомнил, Петрушка?
Петрушка. Я всё понял и запомнил. Теперь я всегда и везде буду говорить «волшебные» слова с вашей клумбы. Ведь они такие красивые, и когда их слышат, то все становятся добрыми и приветливыми.
Воспитатель. Вежливым и добрым быть не так-то просто. Вы знаете, что жил на свете очень «вежливый» индюк? Он был до такой степени вежлив, что к нему боялись заходить его соседи. Давайте посмотрим на него.
Выходит ребёнок в шапочке индюка.
Воспитатель. Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Не усвоили, скоты,
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал…
Индюк. Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам…
Воспитатель. Кричал Индюк…
Индюк. Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осёл,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья,
Ждёт тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло.
Воспитатель. Как не бился он, однако,
К Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости…
Индюк. Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды, балды!
Воспитатель. И добавил с высоты
Своего величия:
Индюк. Не усвоили, скоты,
Правила приличия!
Воспитатель. Вот такой был «вежливый» Индюк. Вы бы, ребята, пошли к нему в гости? Почему, нет? Верно, недобрые слова очень сильно обижают.
Давайте введём в группе два правила:
Никогда не произносить бранных слов. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, эти слова обижают.
Если всё же вы нечаянно обидели кого-то, спросите, почему человек обиделся, – и извинитесь.
А сейчас давайте посидим в тишине, закроем глаза и подумаем, что нового узнали сегодня. С чем согласны, с чем – нет. Что особенно понравилось?
Источник
Хочу поделиться с вами групповой развивающей программой для детей от 10-12 лет. Авторы программы Татьяна Мазуренко и Анна Волосенко. Программа направлена на развитие самостоятельности, ответственности и инициативности у детей. В предлагаемом практическом материале упражнения для младших подростков состоят из нескольких модулей: «Принадлежность к группе», «Личностные качества», «Самопознание», «Развитие креативного мышления».
Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»
Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?
Упражнение «Знаки поведения»
Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.
Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.
Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).
Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их — сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.
Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.
Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.
Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».
Анализ упражнения
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?
Упражнение «Я рад с тобой общаться»
Цель: развитие навыков сотрудничества
Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.
Анализ упражнения
— Помогает ли это упражнение быть дружнее?
Упражнение «Настроение группы»
Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.
Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.
Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.
Упражнение «Мое качество»
Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.
Инвентарь: мягкая игрушка.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, что дает это упражнение?
— Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
— Что нового вы узнали о себе?
— Что нового вы узнали о других?
Упражнение «Портрет»
(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)
Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.
Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.
Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.
Инициативность — это…
Ответственность — это…
Самостоятельность — это…
Например:
Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.
Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.
Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.
Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:
[list type=check_list]
- на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
- при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).
[/list]
После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.
Вопросы для обсуждения
[list type=circle_list]
- Как вы отбирали качества?
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Узнали ли вы в себе новые качества?
- А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?
[/list]
Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.
Рисование «Я самостоятельный человек»
Цель: расширение представлений о личностных качествах.
Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.
Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.
Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?
Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.
Упражнение «Мои успехи»
Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.
Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.
Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?
Упражнение «Из чего же сделан я»
(Модификация упражнения М. Кипниса)
Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.
Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.
Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»
Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.
Анализ упражнения
— Трудно ли было выбирать предметы?
Упражнение «Разные способы запоминания информации»
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).
Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).
А теперь ответьте на вопросы:
— Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
— Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?
Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Представь слово»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.
Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.
Анализ упражнения
— Кто запомнил наибольшее количество слов?
— Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Найди различия»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.
Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).
Инструкция.
[list type=circle_list]
- Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача — сказать, какой из этих предметов отличается от других.
- Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане — разное количество жидкости), ваша задача — сказать, в каком стакане воды больше.
- Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.
[/list]
Анализ упражнения
— Легко ли было выполнять задания?
— Кому удалось заметить большое количество отличий?
Упражнение «Информированные карточки»
(Модификация упражнения Ч.Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.
Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.
Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.
Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.
Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?
Упражнение «Учимся планировать свою неделю»
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.
Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.
Вопросы для обсуждения
— На что ушло больше всего времени?
— На что времени не хватило?
— Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
— Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.
Упражнение «Учимся планировать свою неделю» — 2
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Вопросы для обсуждения
— Удалось ли выполнить намеченный накануне план?
Если да, то:
— Оцениваете ли этот день как более успешный?
— Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
— Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?
Если нет, то:
— Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
— Зависит ли это от вас?
— Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?
Упражнение «Уверенное поведение»
Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое ?