Занятие по моральному развитию ребенка
Евгения Харитонова
НОД по морально-нравственному развитию детей «Делать добро спеши»
Делать добро спеши
Цель: развитие в ребёнке желание и умение творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи:
Воспитательные:
– воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
– воспитывать стремление совершать добрые дела.
Образовательные:
– формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
– совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
– совершенствовать познавательную активность;
Развивающие:
– стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
– развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
– развивать двигательную активность, координацию движений;
– способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Оборудование: мультимедиа.
Ход непосредственно –образовательной деятельности:
Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель.
– Ребята, нам сегодня пришло письмо от феи Добра. Давайте прочитаем его.
Воспитатель читает:
Здравствуйте, ребята, Злая колдунья решила всех жителей планеты сделать злыми и невеждами. Вся моя волшебная сила в моих бусах, которые она отняла, разорвала, заколдовала и разбросала по всему миру. Я нашла все пять бусинок, но расколдовать их без вашей помощи не смогу. Помогите мне, пожалуйста.
Основная часть. Решение поставленной проблемы.
1задание:
Вот и первая бусинка с заданием. Здесь нам нужно закончить предложение, правильно досказав словечко.
Давайте вспомним, какие вежливые слова вы знаете (ответы детей)
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
• Если друг попал в беду (помоги ему)
• Решай споры словами, (а не кулаками)
• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
• И в России, Беларуси и Дании на прощание говорят… (до свидания)
– Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
2 задание:
– Пойдем искать следующие бусинки? (Дети идут к мольберту с картинками)
– Вот и вторая бусинка. Здесь нам нужно выбрать картинки с хорошими поступками. А почему это хороший поступок?
(Педагог с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)
– Ребята, посмотрите на другие картинки. Какие поступки на них изображены (плохие). А почему плохие? Как дети должны были поступить?
(Педагог с детьми обсуждают картинки, почему так нельзя делать и как нужно поступить)
– Ребята, какие вы все молодцы. Ну что, идем дальше.
Физминутка.
Игра «Острова». Дети встают в круг. На полу разбросаны обручи – острова.
– Ребята, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими все на своем пути. Но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури.Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева – прощение, от невзгод – терпение и трудолюбие.
Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок, занять его.
3 задание:
– Ребята, посмотрите, а вот и третья бусинка! Мы с вами только что поплавали и чтобы не замерзнуть нам предлагают сыграть в игру “Ласковое слово”, так как ласковое, доброе слово душу согревает.
Карточки с картинками:
Птица –, дерево –, сказка –, рука –, ребенок –, ручей –, кольцо –, сердце – …
– Молодцы, вам понравились ласковые слова? Тогда идем дальше.
4 задание:
– А вот и следующая (четвертая) бусинка. Нам с вами предлагают поиграть в игру. Ребята, я буду называть вам разные ситуации. Если вы также поступаете – хлопайте в ладоши, если нет, то топайте ногами. Выполняют стоя.
Проводится игра- ситуация.
1. Я всегда делюсь игрушками со своими друзьями.
2. Если меня угостят конфеткой, половинку я отдам маме, другу.
3. Я щедрый человек, я всегда делюсь с друзьями, близкими.
4. Если мне не нравится человек, я не буду ничем с ним делиться (щедрые люди всегда со всеми делятся) – повторить.
5. Если я принес в детский сад новую игрушку, я никому ее не дам, вдруг сломают (не приноси в детский сад, играй дома) .
6. Жадничать – это плохо, я никогда не буду жадничать.
– Ребята, поиграв в эту игру, мы познакомились с правилами воспитания в себе щедрости. Щедрость – это очень хорошо.
5 задание:
– Пойдем искать следующие бусинки? А вот и пятая бусинка.
Ребята перед вами лежат цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите зеленый кружок, если плохо — красный.
— «Колобок, Колобок я тебя съем!» (красный)
— «Шла, шла Маша по лесу — деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (красный)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (зеленый)
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (красный)
— «Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая!» (зеленый)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (красный)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (зеленый)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (зеленый)
Заключительная часть.
– А как вы думаете, что такое добро? Скажите, кого мы можем назвать добрым человеком? Какие поступки совершают добрые люди? Как мы можем определить, что человек добрый? Какое выражение глаз у добрых людей? (Дети отвечают)
– А можно ли нас назвать добрыми? Какое доброе дело мы сделали сегодня с вами? (ответы детей)
-Все ли у нас получилось? Может какие то задания вам показались трудными?
– Молодцы, ребята! А сколько бусинок мы с вами нашли? (пять)
– Как вы думаете, почему вы справились с заданием?
(Потому что все мы были вместе.)
– Правильно.
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым? (Дети отвечают добрым)
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у нас всех друзей!
А злой всегда – один…
-Ну что все бусинки мы собрали. Отдадим их фее Добра?
-Спасибо вам, ребята, за помощь, за бусы, теперь фее осталось их только собрать на ниточку и оберегать.
– Фея вам тоже подготовила в подарок волшебные хрустальные бусинки на ниточке в память о нашей встрече. Она вам выражает огромную благодарность.
Источник
Ляшенко Руслана
Конспект занятия по морально-нравственному воспитанию детей на тему «Всё начинается с добра»
Программные задачи:
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, раскрыть сущность понятия доброта, представления о важности и необходимости этого качества у людей. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции; упражнять в подборе слов антонимов; совершенствовать зрительно-моторную координацию; находить решения ситуаций; умение замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут, общаются дети. Побуждать делать добрые поступки.
Материал:
Иллюстрации с изображением разных лиц людей (пиктограммы, мыльные пузыри, сказочные персонажи (Красная Шапочка, Волк, Баба Яга, Чебурашка, Доктор Айболит и др., сердечки из картона (с одной стороны красного цвета, с другой – чёрного, лепестки из цветной бумаги для выкладывания «Цветка Доброты», отрывок из стихотворения «Баллада
о добром слове», выставка рисунков детей на тему «Мои добрые дела», сундук, на дне которого лежит зеркало, песня «Если добрый ты».
Ход занятия.
Воспитатель:
– Ребята, прежде чем мы начнём занятие,давайте поздороваемся со всеми: с солнышком, с небом,друг с другом:
– Здравствуй, солнце золотое!
– Здравствуй, небо голубое!
– Здравствуй, лёгкий ветерок!
– Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель:
– Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется Земля. Скажите, а что есть прекрасного на нашей планете? (Ответы детей: солнышко, цветы, деревья, бабочки, семья, доброта)
– А что такое доброта? Что значит быть добрым? (не обижать слабых, защищать, делиться)
– А как ведут себя добрые люди? Кого из ваших знакомых можно назвать добрым? Почему?
Добрый – это значит какой (внимательный, заботливый).
– А как вы думаете, легко ли быть добрым?
– А с чем можно сравнить доброго человека? (с солнцем, которое светит, греет, всем улыбается)
(Чтение стихотворения)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите на эти лица (показывает пиктограммы с различным выражением лиц) Что они выражают? Какие взрослые вам больше нравятся? Вам нравится лицо сердитого человека? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы этот человек не злился, а стал весёлым, добрым? (забыть обиду, улыбнуться, помириться)
– А знаете, как можно избавиться от злости? Можно спрятать её в мыльные пузыри, а когда они лопнут, то лопнет и злость.
(Игра с мыльными пузырями)
Воспитатель:
– А знаете, ребята, за широкими полями, за дремучими лесами, за синими озёрами есть гора, а за ней – город. В этом городе стоит высокая башня, а в ней живёт королева, которая учит творить добро и борется со злом. Зовут её Добрыня. Она передала вам волшебный сундук. В сундуке хранится тайна. Кто сможет его открыть, тот узнает имя самого доброго человека в мире. Но чтобы сундук открылся, нам необходимо выполнить все задания Добрыни. Вы готовы?
1 задание: «Поляна слов»
На этой поляне живут слова. Но все они какие-то грустные, злые, тёмные. Давайте превратим их в радостные, добрые, тёплые. Игра называется «Назови слово, противоположное по смыслу»
ночь – день зло – добро
темнота – свет ломать – строить
плохо – хорошо лениться – трудиться
грустно – весело плакать – смеяться
ссориться – мириться лгун – честный
-Молодцы, вы справились с этим заданием. А вы знаете, что слово в жизни человека имеет большое значение. Словом можно и обидеть, и наоборот, пожалеть, сделать приятное.
(Чтение отрывка из стихотворения «Баллада о добром слове» А. Блейхмана)
Доброе слово и кошке приятно,
Оно согревает, как солнечный свет,
А слово плохое приносит обратный,
Любому из жизни знакомый, эффект.
Оно обижает, тиранит и ранит,
Оно за секунды доводит до слез,
Порою так больно от слова бывает,
Как будто с размаху ударили в нос.
2 задание : «Цветок доброты»
Воспитатель:
Перед вами лепестки. Каждый пусть возьмёт лепесток и скажет, что доброго он сделал и сложит «Цветок доброты»(дети берут лепесток, называют своё доброе дело и кладут лепесток на пол, выкладывая цветок).
Воспитатель:
– Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе у каждого из вас.
Добрые сердца – это сады
Добрые слова – это корни
Добрые мысли – это цветы
Добрые дела – это плоды
– Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство лечит от многих недугов. Нужно учиться быть добрыми ко всему окружающему, и на добро всегда отвечать добром.
3 задание : «Остров ситуаций»
1. Как вы поступите, если ваш друг упал и разбил колено?
2. Подружка потеряла куклу и плачет?
3. У тебя есть велосипед, а у твоего друга нет?
4 задание: «В каком поступке живёт добро?»
Воспитатель:
– Вам помогут сердечки. С одной стороны они красного цвета, а с другой – чёрного. Я буду называть поступки, а вы будете показывать, какие поступки добрые, а какие нет.
– Помогать другу в беде – Хвалиться
– Кого-то обидеть – Смеяться над другом
– Защитить слабого – Спасти птенцов
– Уважать людей – Разбить окно
– Делиться – Полить цветок
– Уступать место в автобусе – Нагрубить
– Не слушать родителей – Порвать книгу
– Беречь природу – Любить семью
5 задание : «Кто из сказочных героев добрый, а кто злой?»
(На столе выставлены сказочные герои. Детям необходимо подойти и поставить рядом сердечко той стороной, которой они считают нужной)
Воспитатель:
– Ну что ж, все задания Добрыни вы выполнили, и теперь я думаю, мы сможем открыть сундук и узнать, кто же самый добрый человек в мире. Для этого нужно подойти и заглянуть в сундук. (Дети заглядывают в сундук и видят в зеркале своё отражение)
– Так кто же самый добрый в мире? (Ответы детей – «Я!»)
Воспитатель:
– Я думаю, наш разговор заставил вас о чём-то задуматься. Помните, что всё в мире начинается с добра. Спешите делать добро!
Под музыку «Если добрый ты» дети становятся вокруг «Цветка Доброты», берутся за руки и идут все вместе по кругу.
Источник
Конспект занятия по нравственному воспитанию
«Мои достоинства – доброта»
Цель:
- Снять агрессивность, тревожность, развить коммуникативные качества.
- Формировать желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.
- Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.
- Приучить детей к мысли, что без доброты трудно обходиться в любом обществе.
- Воспитывать стремление к добру в различных жизненных ситуациях.
Материал к занятию:
Сюжетные картины на тему «О хороших людях».
Словарная работа:
- Активизировать речь детей, обучать использовать добрые слова: добрый, прекрасный, хороший, замечательный.
- Учить правильно применять пословицы и поговорки.
Предварительная работа:
Чтение произведений В. Осеевой «Просто старушка», «До первого дождя»; А. Барто «Вовка – добрая душа»; Л.Н.Толстого «Котенок»; В.Катаева «Цветик – семицветик».
Ход занятия:
(Под лирическую музыку)
Воспитатель:
Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Вопросы к детям:
- Ребята как вы считаете для чего нужно хорошее настроение? (Ответы детей)
- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
- Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
- А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
- А нужно ли бороться с плохими качествами, такими как злоба, зависть, обида и т.д.?
- А как это надо делать?
- Всеем вместе ,будет легче бороться с этими качествами, но как это сделать?
Я предлагаю вам взяться за руки, встать рядом.
Собирались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В.:У меня есть волшебный клубочек, он поможет вам объединиться.
Дидактическая игра «Волшебный клубочек»
Передавая клубочек друг другу, необходимо вспомнить и назвать добрые слова.
В.: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен. Ребята сегодня мы с вами поговорим о доброте, о добрых и плохих поступках. А кто из вас сможет объяснить, что значит быть добрым? (Ответы детей) Правильно ребята. Быть добрым, это не только говорить добрые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята мне бы хотелось послушать, как вы стараетесь сделать приятное, окружающим людям, родственникам, друзьям. (Ответы детей) Мне кажется вы немного устали, давайте передохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка:
Что за чудо – чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу, вам, не тая
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.
В.: В жизни мы попадаем в различные ситуации и нужно быстро принять единственно правильное решение.
Разбор жизненных ситуаций «А как поступишь ты?».
- Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть в эту игрушку. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал в нее играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? (Ответы детей)
В.: Если игрушка одна играем по очереди. Будь добрым, поделись с друзьями, вместе всегда веселее.
- Саша потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети… Что сделали дети? (Ответы детей)
В.: Если кто-то попал в беду – помоги сам или позови взрослых. Переложив свою энергию на помощь ближнему, вы выигрываете вдвойне. Сделайте доброе дело и избавитесь от плохого настроения, ибо творить добро – всегда приятно. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
- В автобус вошел мальчик и сел на свободное место. А как бы поступил ты? (Ответы детей)
В.: Пожилым людям и малышам нужно уступать место.
- В группу детского сада вошла воспитательница из другой группы, поздоровалась. А как бы поступили вы? Что бы вы ей предложили?
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько часов сейчас?». Он сделал три ошибки, какие? (Ответы детей)
В.: Вы правильно сейчас говорили о доброте, о хороших добрых поступках. Но надо не только говорить о них, но еще и совершать их.
В.: А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л. Н. Толстого, В. Катаева, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о добрых поступка героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним. Как бы вы поступили на их месте? (Ответы детей)
- Из рассказа В. Осеевой «До первого дождя» мы узнали о жадной девочке, которая не хотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо, и на ее месте я никогда бы так не поступила и сделала бы все, чтобы выручить своего товарища.
- Из рассказа Л.Н. Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.
- Из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Мы узнали о мальчике Павлике. Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком, но он изменил свое поведение ,стал лучше относился к окружающим его людям. Начал использовать слово – «пожалуйста». И его семья начала лучше к нему относиться, по-доброму.
- Из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» Мы узнали о доброй и немного рассеянной девочке Жене. Сначала она загадывала желания какие-то жадные (например, об игрушках). Но последнее ее желание оказалось самым добрым, потому что она помогла мальчику стать здоровым.
В.: Да, ребята! Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. И я очень рада, что вы поняли основной смысл данных произведений и эти знания пригодятся вам в вашей жизни. Ребята, давайте вспомним правила любящего сердца, правила добрых дел.
Дидактическое упражнение «Любящее сердце»
Дети передают сердце – игрушку из рук в руки и говорят пожелания, наставления друг другу. Если дети затрудняются, воспитатель дополняет их ответы. После обобщаются ответы и выводятся законы любящего сердца.
Законы любящего сердца
– Любящее сердце поступает так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям;
– Не твори добро на показ;
– Не утаивай в сердце злобу;
– Старайся искоренять плохие привычки;
– Не проходи с равнодушием мимо человеческой беды, горя, отчаяния;
– Не обманывай и не позволяй обманывать других;
– Дал слово – старайся его исполнить, не нарушай обещания;
– Утешай в печали, болезнях;
– Никогда не произноси дурных слов, оскорбляющих душу человека;
– Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство;
– Не радуйся лжи, а радуйся истине.
В.: Давайте в жизни не будем забывать, эти правила, и будем вести себя по- доброму. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о доброте?
– Добрая слава бежит, а худая лежит;
– Добро творить себя веселить;
– Доброму слову и добрая слава;
– Добрая ссора лучше худого согласия;
– Добро не горит, не тонет;
– Добро не лихо – бродит тихо;
– Добро не умрет, а зло пропадет;
– Добро помним, а зло забываем;
– Доброе дело два века живет;
– Доброе дело само себя хвалит;
– Доброму человеку везде добро;
– Доброму слову – добрый ответ;
– Доброе братство лучше богатства.
В.: Дети, мы сегодня много говорили о добрых делах и поступках.
Я приготовила для вас очень красивые коробочки. Назовем эти коробочки – коробочками добрых дел. У каждого из вас будет своя коробочка. Эти коробочки не простые, так как в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку.
Когда неделя закончится, мы с вами посмотрим, в чьей коробочке больше фишек, кто из ребят совершил больше всех хороших дел, поступков.
Литература:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
- Козлова Т.В. Права ребенка в семье и ответственность родителей за здоровое развитие детей. (Семья как единое правовое пространство всех ее членов и основа здорового развития детей): Методическое пособие. – Самара, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. Беседы о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
- Микляева Н.В., Лагутина Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Как научиться любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Смирнова Т.В., Филлипова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть I, II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
- Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.- Х.: Издательство «Ранок», 2008.
Источник