Занятие на развитие речи для умственно отсталого ребенка

Тема: “Гласные звуки А, О, У, И, Ы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 607

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи

для детей

 с умственной отсталостью

Тема: «Гласные звуки А, О, У, И, Ы»

Провела:

Учитель класса

«Особый ребенок»

Дворянкина Екатерина Викторовна

Санкт-Петербург

2018

Цель: формирование фонематических представлений о гласных звуках.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

 – учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

  1. Коррекционно-развивающие:

 – закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

 – закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

 – выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

       – развивать фонематические процессы;

       – развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

  1. Коррекционно-воспитательные:

  – воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.

Организационный момент

(психологический настрой).

Здравствуйте ребята!  Посмотрите, что сегодня принес почтальон в наш класс. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком.

Он – поделиться медком!

Сосредотачиваются.

-да.

-пчела.

II.

Основная часть.

Мы получили письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам – заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок?

Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

-Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка.    

– А как можно назвать все эти звуки?

– Что у них общего?

– В чем различия?

-поможем.

Дети определяют первый звук в слове названии картинки.

-гласные звуки.

-Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка.

-в положении рта и губ.

III.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А – шире ротик детвора.

У-У-У – всех детей к себе зову.

И-И-И – ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы – губку вниз ты опусти.
О-О-О – деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

Дети выполняют упражнения  за учителем.

IV.

Загадки на гласные звуки.

Загадки:1 .Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо!

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает!

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше!

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают.

-осы

-утюг

-игла

-антенна

-кроты

V.

Подведение итогов урока.

Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь…

-Мы с полянки улетать собираемся и снова в классе в детишек превращаемся!

-Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Список используемой литературы.

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: -СПб; Детство-пресс; 2004.
  2. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -СПб; Детство-пресс; 2005.

  1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие:-М.; Мозаика-синтез.

  1. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические игры, игры-занятия: -М.; ТЦ Сфера, 2005.

  1. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни): -М.; Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

Источник

Белова Татьяна Александровна
Конспект открытого занятия для умственно отсталых детей по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей «Берёзка»

Цель:

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

Задачи:

Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).

Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.

Развивать мышление, учить отгадывать загадки.

Воспитывать умение играть в коллективе.

Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.

Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа:

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль, рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы:

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Читайте также:  Карточки для развития логики ребенка 3 лет

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Дети: Заяц.

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь, проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Железные избушки

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Дети: Поезд.

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

Выходит ребенок

– Что это? (поезд)

– Что это такое? (труба)

– Что это такое? (колеса)

– Как едет поезд? (чух-чух)

– По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Дети: Нет.

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: Машина.

Восп: Кто нам покажет машину?

Выходит ребенок.

– Что это? (машина)

– А что машина делает? (едет)

– Это машина какая? (легковая)

– А кого возит машина? (людей)

– А где едут машины? (по дороге)

– Как сигналят машины? (би-би)

– Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

– А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Дети: Да.

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево – чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Дети: Да.

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

Выходит ребенок.

-Что это? (кораблик)

-Что делает кораблик? (плывет)

-А где у кораблика паруса?

-А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Отгадайте загадку:

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

Дети: Самолет.

-Кто покажет самолет?

Выходит ребенок.

-Что это? (самолет)

-А как гудит самолет? (у-у-у)

– А какие крылья у самолета, покажи.

-А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны – вперед

Полетел наш самолет

У-У-У-У-У-У

Повертелись, покружились

И на землю приземлились

Молодцы!

-Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

-А как назвать все это, одним словом?

Дети: Транспорт

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны – обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака – это небо, волны – это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет на казахском языке

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (путешествовали, отгадывали загадки, играли)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

-Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

-Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Приморская СШ», структурное подразделение «Детский сад»

Проект по развитию речи ребенка с умственной отсталостью  

«Раз словечко, два словечко»

д. Рикасиха

2016-2017

Актуальность темы:

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей. Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития  речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию  речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

  Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

При обучении и воспитании ребенка с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательного учреждения необходим поиск форм работы, объединяющих всех участников образовательного процесса- педагогов, ребенка и родителей. Так родился проект «Раз словечко, два словечко»

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: ребенок с синдромом Дауна (умеренной степенью умственной отсталости), родители, логопед.

Цель активизация речи ребенка с выраженной степень ю умственной отсталости.

Задачи:

-развитие понимания ребенком обращенной речи;

-обогащение вербальных и невербальных средств общения у ребенка с умственной отсталостью;

– ативизация родителей как участников образовательного процесса;

-обучение родителей приемам эффективного взаимодействия и общения с ребенком;

-способствовать гармонизации детско – родительских отношений.

Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится с учетом следующих дидактических принципов:

– комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

– максимальной опоры на различные анализаторы;

– опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

– поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

– учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

– усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

К началу нашей работы речь ребенка характеризовалась следующими аспектами:

-затруднено восприятие и понимание речи ребенком.

-активная речь представлена вокализмами , отдельными звукоподражаниями ,

-вербальная недостаточность восполняется использованием жестов

В результате процесс социализации в детском коллективе был очень затруднен.

Основным средством обучения являлась игра – театрализованная (с использованием пальчикового театра, би-ба-бо), сюжетно – ролевая (в ходе которой мама брала на себя ведущую роль), дидактическая.

Ожидаемый результат: 

Участие в проекте будет способствовать речевому развитию ребенка с выраженной умственной отсталостью.

Этапы и направления работы по реализации проекта

этап

Задачи этапа

приемы

Подготовительный

-изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

-Диагностическое обследование ребенка по разделу «Развитие речи».

 -включение родителей в проектную деятельность;

-подобор и систематизация игры и игровых упражнений;

Консультация

Создание картотеки «Раз словечко, два словечко»

основной 

формирование предпосылок общения и речи у ребенка.

Развитие слухового восприятия

• расширить рамки слухового восприятия;

• развить слуховые функции;

• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

• привлечение внимания к звучащему предмету;

• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

• реагирование на громкость звучания;

• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

• развитие подражания неречевым и речевым звукам;

• различение и запоминание цепочки звукоподражаний

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

• расширить рамки коммуникации с окружающими;

• развить невербальные компоненты коммуникации.

• развитие понимания жестов и выразительных движений;

• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно – значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

• развитие мимики и жеста.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

• формировать представления о схемах лица и тела;

• развить подвижность речевой мускулатуры;

• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

Развитие импрессивной речи.

• развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

  • Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
  • Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
  • .Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
  • Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
  • Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
  • Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
  • Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
  • Научить понимать вопрос Чем?
  • . Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
  • Разложить картинки в нужной последовательности.
  • . Понимать вопросы к простой сюжетной картине.
  • . Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне – бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

  • Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
  • .Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
  •  Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
  • Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
  • Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
  • Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)
  •  Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

  • Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
  • Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
  • Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
  •  Учить узнавать предметы по назначению.

      – Покажи, чем будешь есть суп.

     – Покажи, чем будешь рисовать.

    – Чем будешь чистить зубы?

      – Что наденешь, когда пойдешь гулять?

      – Чем будешь мыть руки? и т. п.

  • Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.
  •  Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

  • Стимулирование выполнения отраженных действий.

– Сделай, как я.

– Покажи, как зайчик прыгает.

– Уложим кукол спать.

– Оденем Катю на прогулку.

– Построй ворота

– Построй башню.

– Опусти шарик в коробку.

– Спрячь шарик в ладошках.

– Почтовый ящик.

  • . Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
  • Куда упал мячик.
  • Поймай зайку. Зайка прячется.
  • Катание мяча по показу взрослого.
  • Бросание мяча по показу взрослого.
  • Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
  •  Нанизывание колец (4 – 5 крупных) пирамиды.
  • Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
  • Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
  •  Солнце или дождик? (С бубном)
  • . Чей одуванчик дальше улетит?
  • Угадай, на чем играю.

Развитие подражательной речевой деятельности

Стимулировать самостоятельную речевую деятельность ребенка

  • Изменение силы голоса по подражанию.
  • Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
  • Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-
  • Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
  • Успокой куклу. Произношение звука А .
  • Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
  • Улыбнемся Петрушке, (звук И )
  • Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)
  • Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)
  • Когда это бывает? (приметы времен года)
  • Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би…»)
  • Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
  • . Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко – тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» – речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Учить ребенка выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

  •  Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
  • Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
  • Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

  • Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.

– Где мячик? – Вот мячик.

– Дай кису. – На кису.

  •  Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить идем домой

дай еще хочу пить

тетя идем хочу гулять идем гулять

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка богданович

В результате проведенной работы:

– ребенок в большем объеме понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции, отвечает на заданные вопросы

– активная речь представлена большим количеством звукоподражаний, короткими словами или частями слов (ударные слоги), появляются первые фразы («Это что?)

– речь сопровождается жестами, мимикой.

 Все это способствует развитию взаимодействия со сверстниками ( совместные игры) и со взрослыми.

Сейчас мы перешли к следующему этапу работы – Обогащение словарного запаса у ребенка и его активизация

На данном этапе работы определили для себя следующие задачи:

1. Расширение пассивного словарного запаса.

2. Активизация словарного запаса.

3. Выделение на слух и в произношении ударного слога.

4. Построение и употребление обиходных словосочетаний.

5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений.

6. Развитие речевой подражательности .

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной умственной отсталостью не являются исключением.

Источник