Занятие методика развития речи ребенка раннего возраста

Тема: «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»

Речь -форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

Язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения. Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся:

обучение в процессе общения;

культурная языковая среда;

художественная литература;

разнообразные виды искусства. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании развития межличностных отношений.

База для последующего развития красивой, правильной, выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. Поэтому, на главный план выходит – развитие речи. Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;

во время специально организованного обучения.

Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.

Развитие речи. Цель – научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.

Задачи:

– обогащать и активизировать словарный запас;

– формировать грамматический строй речи;

– воспитывать звуковую культуру;

– знакомить с художественной литературой;

– развивать связную речь.

Осуществляя руководство развитием речи, педагог использует методы и приемы развития речи.

Выделяют три группы методов

– наглядные,

– словесные,

– практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,

рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для

закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

– словесные,

– наглядные

– игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные картины, дидактический материал помощник номер один в организации качественных занятий. К таким пособиям можно отнести и лэпбук.

Лэпбук это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Более всего это тематическая папка.

Лэпбук является современным средством, которым пользоваться стали совершенно недавно и не все даже слышали о нем. Это интерактивное пособие, переоценить возможности которого, просто невозможно.Каждый лэпбук уникален. Кроме того, что при рассматривании этого средства обучения у ребенка закрепляются знания о теме лэпбука, при игре с лэпбуком у ребенка развивается мелкая моторика рук, так как при изготовлении данного пособия не ограничивается материал для его изготовления. Лэпбук может иметь различные материалы, такие как, бумага бархатная и обычная, пуговки и блестки, ленточки, вата и другой самый разнообразный материал.

Считается, что лэпбук показан детям с 5-ти летнего возраста. Это можно оспорить, потому что выбор развивающих задач может быть разным. Дети раннего возраста очень любопытны, любое новшество захватывает их и от восторга они готовы воспринимать большой объем информации. Отличие детей младшего возраста от детей 5 –ти летнего возраста и детей более старшего возраста заключается в том, что малыши быстро утомляются.

Читайте также:  Теория развития личности ребенка фрейд

Поэтому игра не должна быть затянувшейся.Так же игра с лэпбуком должна контролироваться воспитателем, в силу возраста ребенка и для успешного обучения теме воспитатель выстраивает игру самостоятельно.

В группе раннего возраста актуальны лэпбуки на тему животные, насекомые. Транспорт, названия предметов мебели, одежды, профессии людей. Лэпбук будет успешно тренировать запоминание геометрических фигур. Формировать умения отличать цвета, находить и отличать времена года.

При игре с лэпбуком просматриваются методы и приемы развития речи. Так как лэпбук пособие наглядное, с малышами педагог обязательно проговаривает отдельные моменты, а значит – словесный метод присутствует, а так как это игра, практический метод тоже есть. Трудно представить другое пособие, функциональность которого будет столь же велико.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде:

* информативен;

* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

* пригоден к использованию одновременно группой ребят;

* обладает дидактическими свойствами;

* является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

* его структура и содержание доступны возрасту;

* обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук «Эти удивительные профессии» воспитывает в детях умение сопоставлять, находить лишнее и общее. Развивает память, внимание, тренирует усидчивость. Помогает формированию всесторонне развитой личности.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания. Это действительно современное средство для развития речи детей раннего возраста.

Используемая литература.

1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.

4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.

5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.

Интернет ресурсы:

https://lib.sportedu.ru/.

Источник

Татьяна Красникова
Конспекты занятий по развитию речи в группе раннего возраста

НОД. Развитие речи

14.05.2020 (четверг)

Тема: чтение стих-я А. Барто «Девочка-рёвушка».

Цели: познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.

Ход занятия

Воспитатель просит девочек назвать свои имена. «А девочки плаксы и капризули у нас есть? – интересуется педагог. – И хорошо, что их нет. Я знаю стихотворение про одну капризулю. Оно называется “Девочка – ревушка”».

Педагог читает стихотворение. Выждав момент, когда дети пробуют осмыслить услышанное,уточняет: «Ревушка вам нравится? Нос распух, что свекла, платье все промокло. Оо – оо – оо.»

Воспитатель интересуется, согласны ли дети послушать стихотворение еще раз. «Только вы помогайте мне, постарайтесь пореветь, как Таня.А у нее это по-разному получалось: уу-уу-уу, оо-оо-оо, аа-аа-аа».

Педагог читает отрывок, воспроизводит Танин плач,а дети повторяют звукоподражания: «Аа-аа-аа» и т. д.

Примечание. Чтобы дети потом не дразнили раскапризничавшегося ребенка, не стоит называть его ревушкой.Лучше сказать: «Ты ведь у нас не девочка Таня, правда?»

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка –

Это Таня-рёвушка

Плачет,

Заливается,

Платьем утирается.

УУ-УУ-У.

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

– Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у—

Вот вернулась Таня в дом,

Слёзы катятся ручьём:

– Ой, пойду обратно!

Дома неприятно!

Оо-оо-о.

Дали Тане молока.

– Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

УУ-УУ-У.

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

– В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а—

Уложили Таню спать,

Плачет рёвушка опять:

– Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У.

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят – девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

Оо-оо-о.

УУ-УУ-У.

– Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

НОД. Развитие речи.

18.05.2020 (понедельник)

Тема: рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».

Цель: продолжать учить детей рассматривать картину, формировать при этом умение участвовать в диалоге с воспитателем и сверстниками.

Задачи :

– учить детей понимать, что изображено на картине, осмысливая взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя

Развивать произношение в звукоподражаниях, закрепить знания названий домашних птиц

– Совершенствовать умение соотносить движения с текстом

– Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования (рисование ватной палочкой) способом примакивания, побуждая заполнять всю поверхность листа

– Воспитывать любовь к домашним птицам и желание заботиться о них

Тип занятия: интегрированное

Форма занятия подгрупповая, традиционная

Продолжительность 10-15 мин

Участники дети 2-3 лет, воспитатель

Оборудование и материалы: интерактивная доска с изображением картины «Дети кормят курицу и цыплят» (автор В. Езикеева, Е. Разина, ноутбук, видеопроектор, игрушка курица из настольного театра «Би-ба-бо», медальоны на шнурке с изображением цыплят, гуашь желтого цвета, ватные палочки, влажные салфетки, демонстрационный материал в виде тарелочек с зернышками

Предварительная работа:

– экскурсия в уголок природы; рассматривание макета «Бабушкино подворье»,

– чтение потешки «курочка- рябушечка»

– игра- забава «курица и цыплята»

– помощь детей в изготовлении медальонов

– рассказ воспитателя о домашних птицах и их повадках с использованием мультимедийной презентации «Птичий двор»

– просмотр мультфильма «Желтик» (союзмультфильм)

Методы и приемы:

– наглядный – рассматривание картины

– словесный- беседа по картине

– практический – продуктивная деятельность, рисование

этапы содержание время

Организационный момент (мотивация) Сюрпризный момент (приход в гости курочки (игрушки из настольного театра «би-ба-бо») 2 мин

Основная часть Рассматривание картины, беседа по ней

Физминутка

Продуктивная деятельность 6 мин

1мин

4 мин

рефлексия Подведение итогов занятия 2 мин

Ход занятия:

1 организационный момент:

Приход в гости курочки (игрушка из настольного театра «би-ба-бо»)

Воспитатель от имени курочки

– здравствуйте ребята, вы узнали меня? Кто я?

Дети

– курочка

Воспитатель от имени курочки

– а кто мои детки?

Дети

– цыплятки

Воспитатель от имени курочки

– а вы когда- нибудь кормили цыплят?

Дети

– нет

Воспитатель от имени курочки

– а вот Ваня и Таня пришли к нам на птичий двор и кормят моих цыпляток. Хотите посмотреть, как они это делают?

Дети

– да

Воспитатель от имени курочки

– тогда пойдемте к нам в гости

(на интерактивной доске появляется изображение картины «Дети кормят курицу и цыплят» (автор В. Езикеева, Е. Разина) (приложение 1)

Читайте также:  Гласные и согласные звуки развитие ребенка

Воспитатель выслушивает реплики детей по картине, подтверждает, что мальчик и девочка кормят цыплят.

воспитатель

– что в руках у Вани и Тани?

Дети

– тарелочки

Воспитатель

– как вы думаете, а что у них в тарелочках?

Дети

– зернышки

Воспитатель

– у Тани какая тарелочка?

Дети

– маленькая

Воспитатель

– кого она из нее будет кормить?

Дети

– цыплят

Воспитатель

– как ребята подзывают цыплят?

Дети

– цып-цып-цып

Воспитатель

– а как курочка зовет цыплят?

Дети

– ко-ко-ко

Воспитатель

– а как цыплята отзываются?

Дети

– пи-пи-пи

Воспитатель

– цыплята подошли к тарелочке. А все ли клюют зернышки?

Дети

– нет

Воспитатель

– правильно, ребята. Не все цыплята клюют зернышки, а только два. Как вы думаете, почему остальные цыплята не клюют?

Дети

– они еще маленькие

Воспитатель

– а кто еще клюет зернышки?

Дети

– курочка

Воспитатель

– ребята, как вы думаете, Ване и Тане нравится кормить цыплят?

Дети

– да

Воспитатель

– цыплятам тоже нравится, когда их кормят Ваня и Таня. Цыплятки любят клевать зернышки. А еще они любят петь песенку.

(дети надевают медальоны на шнурке с изображением цыплят, воспитатель читает песенку, а дети изображают цыплят, проговаривая вторую, третью и последнюю строчки стихотворения)

– Цыпа-цыпа! Аты-баты! (шагают на месте)

Мы — цыплята! Мы — цыплята! (показывают на себя)

Мы клюём, клюём, клюём (наклоны вперед)

Всё, что встретим на пути,

И поём, поём, поём: (шагают на месте)

—пи-пи-пи! Ти-ти-ти!

В. Берестов.

– ребята, а вы сами хотите покормить цыплят?

Дети

– да

(воспитатель открывает шкатулку, достает ватные палочки, говорит детям, что курочка принесла волшебные палочки, которые умеют рисовать, если дети им помогут.)

Педагог показывает приемы работы ватной палочкой с гуашью, делает отпечатки концом палочки на листе бумаги. Курочка (игрушка из театра «би-ба-бо») рассматривает рисунок воспитателя, говорит, что получились вкусные для нее и просит нарисовать такие же для ее цыплят.

В процессе работы воспитатель напоминает о том, что цыплят много и им нужно нарисовать много зернышек. По окончании работы воспитатель с курочкой хвалит и благодарит детей.

– ребята, что вы нарисовали?

Дети

– зернышки

Воспитатель

– для кого эти зернышки?

Дети

– для цыплят

Воспитатель

– а сколько зернышек вы нарисовали?

Дети

– много

Воспитатель

– а как мы будем насыпать зернышки цыплятам?

(дети показывают пальчиками, как они будут насыпать зернышки цыплятам)

Рефлексия

Воспитатель

– ребята, к кому в гости мы сегодня ходили?

Дети

– к курочке

Воспитатель

– что вы там видели?

Дети

– как Ваня и Таня кормили цыплят

Воспитатель

– вам понравилось в гостях у курочки?

Дети

– да

Воспитатель

– курочка тоже рада встрече с вами. А сейчас ей пора укладывать цыпляток спать. Давайте и мы с вами отдохнем. Закроем глазки и посидим в тишине.

Список литературы:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. –Москва: 2013г.

2 «Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г. Соответствует ФГОС

3 Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста- Москва : мозаика- синтез, 2016г

4рабочая программа МБДОУ «Новинского детского сада»

5. «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая группа авт. Т. С. Комарова Москва-Синтез, М., 2014 г.

Приложение 1

Картина «Дети кормят курицу и цыплят» (автор В. Езикеева, Е. Разина)

НОД. Развитие речи.

21.05.2020 (четверг)

Вид:Комплексное: коммуникация +экспериментально – исследовательская деятельность.

Тема: Рассказ Г. Балла «Желтячок», яйцо.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, экспериментально-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:

1. Образовательная задача – Учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что клички животных зависят от внешних признаков.

2. Развивающая задача – Развивать умение действовать сообща, согласно правилам. Активизировать словарь детей, закрепить знание о желтом цвете. Развивать внимание, сенсорные возможности детей.

3. Воспитательная задача – Воспитывать интерес к русским традициям, формировать понимание красоты и хрупкости крашеного яйца. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Дети поют приветствие и выполняют движения.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ –топ-топ.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! Чок-чок-чок.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуй, мой носик! Пим-пим-пим.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Вот мы с вами и поздоровались, садитесь на стульчики. Ребята, мы с вами забыли поздороваться еще с одними нашими гостями. Кто пришел к нам в гости? (в корзине перед воспитателем курица, цыпленок и яйцо). Правильно к нам пришла курочка-мама и ее сыночек цыпленок. А почему же тут еще яйцо, вы не знаете? Послушайте тогда одну интересную историю.

Воспитатель: Читает рассказ Г. Балла «Желтячок» (текс приложение 1)

Воспитатель:

1. Откуда появился цыпленок? (из яйца)

2. Как его звали? Почему? (Желтячок, потому что он желтый)

3. Как постучал Желтячок в яичную скорлупку? Как он запищал?

4. Кого испугался цыпленок? (лучика)

5. Кого же еще разбудило солнышко? (курочку-Рыжуху, собачку-Шустрика и коровушку)

6. Как закудахтала курочка? Как залаяла собачка? Как замычала коровушка? (показ картинок по произведению).

Цыпленок был так рад, что вылез из яйца и увидел этот прекрасный мир, что все время пищал от радости, как (пин…пин…пи, а когда веселоТо всегда поют и танцуют, давайте превратимся в маленьких цыпляток, а я буду мамой курочкой и станцуем веселый танец.

Воспитатель: Физкультминутка

Вышла курочка гулять, Дети идут за воспитателем, хлопают крыльями

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки.

Желтые цыплятки.

-Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Грозят пальчиком

Не ходите далеко!

Лапками гребите, Топают ножками

Зернышко ищите,-

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы Наклоны вперед, руки прямые. Приседания.

Полное корытце.

НОД. Развитие речи

25.05.2020 (понедельник)

Тема: чтение стих-я А. Барто «Кораблик»

Задачи: Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик»,

развивать память, поощрять желание прочесть стихотворный текст целиком с помощью воспитателя,

– учить четко и правильно произносить слова, различать синий цвет.

Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, игрушка кораблик, сюжетные картинки, мольберт, таз с водой.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Дети с воспитателем стоят у окна и выясняют, какая на улице погода, какие изменения произошли в природе.

Воспитатель – Совсем скоро будет на улице теплее. Снег растает, и повсюду появятся лужи, побегут ручейки. Как же мы будем играть на улице? В снежки уже не поиграешь, на санках не покатаешься. Можно будет пускать вот такие кораблики по воде.

Читайте также:  Дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 3

(Показ игрушечного кораблика)

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто. «Кораблик», затем приглашает детей рассмотреть иллюстрацию.

Дети отвечают на вопросы:

– Кто изображен на картинке?

– Что держит мальчик в руке?

– Что тянет мальчик за веревочку?

– Покажите ручей, по которому плывет кораблик?

-Кто скачет за корабликом?

– О чем просят лягушки?

Воспитатель читает стихотворение повторно, предлагает детям договаривать фразы, или рассказать стихотворение самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладони я прижму,

И по речке поплыву. (Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, детвора, –

Это лодочка моя. (Водить сложенными руками влево-вправо)

Паруса я подниму.

Синим морем поплыву. (Поднять вверх выпрямленные ладони)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там. (Волнообразные движения обеими ладонями) .

Воспитатель – Кораблик, с которым играет мальчик, маленький, поэтому он плавает по ручейкам. Но по ночам ему снится море (показывает сюжетную картинку, ему кажется, что волны то поднимают его высоко, то опускают его вниз.

А когда кораблик просыпается, он очень расстраивается, что море ему только приснилось.

А сейчас мы с вами тоже будем пускать кораблики.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Опустим бумажные кораблики в таз с водой и подуем на них, чтобы они поплыли.

(дети выполняют задание)

3. Итог.

НОД. Развитие речи

28.05.2020 (четверг)

Тема: чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Цель: познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения, формировать способность детей к диалогической речи.

Задачи:

1.Образовательные: учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, учить различать животных и угадывать их по описанию;

2. Развивающие: развивать мышление, сообразительность, память, сенсорные возможности, умение слушать песню и выполнять движения под музыку, развивать общую и мелкую моторику;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, к животным, интерес к игре, вызвать положительные эмоции.

Материал: сказка Бианки «Лис и мышонок»,мягкие игрушки – Лиса и Мышонок,строительный материал: 4 арки, 1 кирпичи; платок, карточки с изображением мышек в норках и дверки (синие, красные, желтые, зеленые) из картона – по количеству детей,Музыкальное сопровождение : «Развивающие песенки Железновых. Маленькая мышка».

1. Вводная часть. (Сюрпризный момент)

Воспитатель. Дети, сегодня к нам прибежал маленький зверёк. Вот он спрятался у меня в кармане. Зверёк серенький. Очень боится кошек.Про него придумана загадка:

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? ….(дети отвечают)

(Достает игрушку-мышонка).

Конечно, это мышка. Какая она? Где живет? А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мышки очень боятся. Вы его знаете (дети отвечают: «Нет»)Нет? Тогда послушайте сказку.

2. Основнаячасть. Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Воспитатель читает сказку В. Бианки «Лис и мышонок».

– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

-Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса, прятаться.

– Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

– А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа с детьми «Какая лиса?»

Воспитатель. От кого же прячется в свою норку мышонок (ответы детей). Да, мышонок прячется от лисы. (показывает детям игрушечную лису). Вот она, хитрая лисичка-сестричка. А какая у нее шубка? (дети отвечают : рыжая, пушистая). Да, на ней красивая рыжая шубка. Ее легко узнать по острой мордочке. Какая у лисы мордочка (дети отвечают: «У лисы острая мордочка»)А что ещё есть у лисички (ответы детей). Да, у лисички есть красивый пушистый хвост. Кого хочет съесть Лиса?

Физминутка.

Дети, а вы знаете песенку про Мышку? Давайте потанцуем и споем.

(Дети по показу воспитателя выполняют ритмические движения под песню Железновых «Маленькая мышка»)

Маленькая мышка по городу бежит. (бегут пальцами обеих рук по коленям)

Глядит ко всем в окошки (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)

И пальчиком грозит (грозят пальчиком)

А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (руки прижаты ладонями друг к другу под голову, затем перевернуть на другой бок)

Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку).

У нас все дети послушные?

Чтение сказки Бианки «Лис и мышонок»(повторное).

Инсценирование сказки.

(Инсценирует воспитатель с игрушками)

А хотите еще раз послушать сказку «Лис и мышонок»? (ответы детей)Теперь ее вам расскажут Лис и Мышонок. Слушайте внимательно, а кто запомнил помогайте рассказывать сказку.

– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

-Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лис, прятаться.

– Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

– А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Кто встретился Лису в лесу (ответы детей)Что было у мышонка испачкано в земле (ответы детей)Почему Мышонок испачкался (ответы детей)Зачем мышонку нужна норка (ответы детей)Что хотел Лис (ответы детей)

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Как же нам помочь мышонку? Ведь лиса очень хитрая. На столе лежат норочки с мышками, я вам раздам дверки. И мы спрячем вход в норку.

(Воспитатель раздает детям дверки 4 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. На столе заранее разложены картинки с нарисованными норками и мышками. По сигналу воспитателя закрываем норки). Покажите красные норки, зеленые, синие, желтые.

Рефлексия

Игровой момент «Лиса крадется к норкам»

Воспитатель Дети, смотрите, Лиса крадется к мышиным норкам. Мордочка у неё какая (Острая). Шубка какая? Рыжая, пушистая. Что она хочет сделать (Разрыть норки). А что мы сделали для наших мышат (закрыли дверкой норки)

Давайте и нашему Мышонку построим норку –домик и закроем дверкой

Пальчиковая гимнастика

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук

Молоточки стучат,

Строим домик для мышат

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с таким окошком,

И вот с такой дверью

Конструирование домика для мышонка.

3. Заключительная

Воспитатель Вот и построили мы мышонку норку с дверкой. Мышонок спрятался от лисы. Закрыл дверь и не откроет хитрой лисе. (Объяснить детям, что нельзя открывать дверь посторонним).

Источник