Законы роста и развития ребенка
| 1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. 2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д. 3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет. Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам. Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики. 4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей. 5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления. 6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам. 7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости. Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии. Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3282 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов Читайте также: Рекомендуемый контект: Поиск на сайте: © 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление |
Ген: 0.002 с.
Источник
И.М. Воронцов
выделяет следующиенаиболее
общие закономерности роста:
1. ЗАКОН АБСОЛЮТНОГО
РОСТА – закон
неуклонного роста и развития организма.
2. ЗАКОН НЕУКЛОННОГО
ТОРМОЖЕНИЯ ЭНЕРГИИ РОСТА,
т.е. замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.
3. Закон скачкообразного изменения скорости роста.
Падение скорости
роста носит прерывистый характер и,
наряду с уменьшением скорости роста,
есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.
Все физиологические
функции в организме, так или иначе,
связаны с размерами тела, процессами
роста органов и тканей. В случаях, когда
во множестве тканей организма одновременно
наблюдаются ростовые процессы, говорят
о так называемых «скачках
роста».
Прежде всего, это резкое увеличение
продольных размеров тела за счет
увеличения длины туловища и конечностей.
В первые 8 недель
внутриутробной
жизни
осуществляются процессы гистогенеза,
закладка органов и их морфогенез, тогда
как скорость роста к 8 недели несколько
уменьшается в связи с относительно
меньшей интенсивностью клеточного
деления. С 8 до 25 недели внутриутробного
детства наблюдается самая высокая
скорость роста за весь период жизни
человека (самый интенсивный период
клеточного деления). С 25 недели отмечается
некоторое снижение скорости роста, зато
в этот период, особенно с 34 недели,
существенно возрастает масса тела. До
рождения, начиная с 34 недели, рост плода
практически не увеличивается, на
последней неделе не нарастает и масса
тела. Эта остановка скорости роста и
массы тела объясняется феноменом
“объемного
торможения”,
т.е. тормозящего влияния ограниченного
объема и упругости матки на развитие
плода. Объемное торможение является
механизмом, посредством которого
осуществляется формирование примерного
анатомического соответствия плода и
родовых путей матери. При повторных
беременностях или после абортов этот
механизм может быть нарушен вследствие
уменьшения упругости матки. После
рождения какой-то период (в пределах 1
месяца) продолжается действие факторов
“объемного торможения”, в связи с
чем скорость увеличения роста и массы
невелика, но затем, через 1 мес., наблюдается
резкое увеличение скорости роста и
массы (на 2-ом и 3-ем мес. жизни). В последующем
на 1-ом году жизни происходит постепенное
снижение скорости нарастания массы
тела и роста.
В постнатальном
онтогенезе
человека такие «скачки» наиболее ярко
выражены на
1-ом году жизни
(1,5-кратное увеличение длины преимущественно
за счет удлинения туловища и 3-4-кратное
увеличение массы тела за год). В возрасте
5-6 лет (4-7
лет) наблюдается, так называемый,
полуростовой
скачок, в
результате которого ребенок достигает
примерно 70% длины взрослого, преимущественно
за счет удлинения конечностей. Это
период первого вытяжения, он может быть
не у всех детей хорошо выражен. Наиболее
резкое увеличение скорости роста
(пубертатный
скачок роста)
отмечается в препубертатном периоде и
также носит название «главного ростового
сдвига» или периода второго вытяжения.
В среднем этот период приходится на
возраст 13-15
лет и, так
же как и полуростовой скачек, у девочек
наступает на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков (по некоторым данным у девочек
примерно в 11 лет, у мальчиков – в 12-12,5
лет). Данное ускорение роста происходит
как за счет удлинения туловища, так и
за счет удлинения конечностей.
Возраст, в котором
отмечаются скачки роста, считается
критическим периодом развития. Существуют
критические периоды развитияотдельных
систем организма: нервной, эндокринной
и иммунной, во время которых повышается
риск нарушения здоровья и развития
тяжелых болезней.
Неравномерность
скорости роста имеет суточную и сезонную
периодику: рост осуществляется
преимущественно в ночные часы, по сезонам
года – ребенок растет преимущественно
весной, особенно с мая, и в начале лета,
а осенью и зимой прибавляет в массе.
Закон неравномерности
изменения скорости роста имеет большое
теоретическое и практическое значение,
так как неравномерность роста тесным
образом связана с гормональными
влияниями. Внимательный учет врачом
весо-ростовых прибавок позволяет выявить
эндокринную патологию уже на ранних
стадиях.
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
РОСТ И РАЗВИТИЕ
1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.
a. Подготовительный этап:
1) Период формирования наследственности
2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей
3) Предконцепционный период
b. Внутриутробный этап:
1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция
2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки
3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем
4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты
5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)
6) Поздний фетальный подпериод (28 нед – роды)
c. Интранатальный этап
d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):
1) Период новорожденности(до 4 нед.)
2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)
3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)
4) Дошкольный период (3-6 лет)
5) Младший школьный период (7-11 лет)
6) Старший школьный период (12-17(18) лет)
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:
1) время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет).
2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.
Законы:
1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.
2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)
3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.
4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.
Закономерности:
1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом
2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью
3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.
Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)
Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.
3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.
ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.
Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).
4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.
БВ – морфо-функциональная зрелость организма.
Показатели:
Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов
Подростки – половое созревание.
В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году – головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м – трехгранная кость, на 3-4-м – полулунная, на 4-6-м – кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м – ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:
Для последнего:
Для оценки индексов используют 2 методики:
1. Какого возраста больше по результатам всех индексов
2. Среднее первых четырех индексов
=1 год
=1-4 года
=5-7 лет
=8-10 лет
> 11 лет.
Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.
5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).
ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.
Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.
Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.
Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).
Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.
Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.
Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ – субгигантизм)
Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ – субнанизм).
6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.
Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.
Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.
Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.
Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.
Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.
Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).
Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;
Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;
Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов
Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.
ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.
ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.
Источник
Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 7970 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник