Законы развития ребенка и технологии взаимодействия с ним
Елена Моисеева
Педагогические технологии взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми
Новой задачей дошкольных учреждений становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности дошкольника и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка. Проблемы социальной жизни,детско-родительских отношений определяются задачами социального развития детей дошкольного возраста:
• Освоение норм и правил взаимодействия детей с взрослым и друг с другом.
• Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
• Освоение детьмина начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я – житель Земли.
• Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Базой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей.Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:
• создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность.
• трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность;
• разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в дошкольной организации.
Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника. Одной из таких технологий является технология эффективной социализации детей дошкольного возраста Гришаевой Н. П., направленная на саморегуляцию поведения дошкольника, свободу и выбор, создание в дошкольных организациях единого пространства для социализации, определение наиболее эффективных способов создания команды единомышленников из педагогов и родителей, а так же формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе, направленных на преемственность дошкольного и начального образования.
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П. (технология социализации «Клубный час», педагогические технологии социализации «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», могут быть использованы как по отдельности, так и все вместе. Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и дошкольников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и воспитанников связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Нами используются технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П., на практике получили положительную оценку.
Современная система образования дает возможность выбирать и организовывать педагогический и воспитательный процесс, используя различные инструменты и элементы информационных и коммуникативных технологий.
Таким образом, представленные технологии социализации ребенка, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Список использованных источников:
Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника – (https://basova-svetlana.jimdo.com)
Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенкав дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст]: Н. П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Источник
Содержимое публикации
«Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»
Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.
Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании.
Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения «воспитатель – ребёнок». Ребёнок воспринимает взрослого как идеальный образец для подражания, поэтому доброжелательность взрослого – важнейшее условие формирования гуманных чувств и отношений к сверстнику.
Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка. Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что – бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.
Основные направления совершенствования работы детского сада:
1. Гуманизация педагогического процесса;
2. Раскрепощение условий жизни детей;
3. Создание обстановки благополучия.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО реализация этих направлений связана с изменением взгляда на ребёнка, признанием самоценности дошкольного детства.
Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.
Результат- преобразование в познавательной, эмоционально – волевой и личностной сферах.
Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей. Исследователи проблемы педагогического общения по – разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций, решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.
Педагоги и психологи, которые занимались проблемой педагогического общения:
А. А. Леонтьев;
В. А. Кан – Калик;
Е. А. Панько. Истолковывали «Педагогическое общение по разному».
А. А. Леонтьев: «Педагогическое общение – это профессиональное общение, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.»
В. А. Кан – Калик: «Под профессиональным педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия»
Е. А. Панько: «Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемым с целью их познания, оказание воспитательного воздействия, организация педагогических отношений, формирование благоприятного психологического климата»
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально – ролевую и личностною.
Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнкомобусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.
Личностная – сторона педагогического взаимодействия, связана тем что воспитатель, взаимодействует с детьми, передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.
Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия: тип или стиль отношений, руководства.
Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия:
Авторитарный
Демократический
Либерально – попустительский.
Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.
Активно – положительный: педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.
Ситуативный: педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.
Пассивно – положительный: педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку, но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.
Активно – отрицательный: педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам, проявляет резкость и раздражительность.
Пассивно – отрицательный: педагог мало проявляет интерес к воспитанникам, чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.
Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся).
Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте: деструктивном и продуктивном.
Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия, порождая стрессы.
Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.
Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.
В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия.
1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;
3)Организация совместной деятельности;
4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;
5)Организация коллективных игр;
Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия– организация совместной деятельности детей.
Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог – дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.
При этом меняется позиция воспитанника: из пассивного (объекта воздействия)переходит в активную.
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.
Литература.
1) Лисина В. Р. Журнал «Управление»:.М., 2014 г.
2) Кан — Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении»:. М., 1989 г.
3) Леонтьв А. А. «Педагогическое общение»:. М. ,1979 г.
4) Панько Е. А. «Психология педагогического взаимодействия»:. Минск. 1993 г.
Источник
Павленко Наталья
Организация взаимодействия ребенка и воспитателя в условиях реализации ФГОС
Основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.). При оценке результативности образовательного процесса в настоящее время обращается внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать, а на то, каковы итоги его физического, личностного и интеллектуального развития в целом.
В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы,как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Я, как педагог, неукоснительно следуя данным принципам, создаю в своей группе все условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.
В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, доброта и сердечность взрослого. Это способствует результативному сотрудничеству между ними, дает возможность правильно оценить состояние души малыша, понять и принять его привычки и манеры поведения, быть мудрым проводником в его настроении и переживаниях.
Педагог для ребенка – это друг, который может поделиться своими знаниями, мудростью и опытом, а он их может перенять.Возникает вопрос: как же построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы они помогли получить максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития? И в то же время взаимодействие должно оставаться благоприятным фактором для их конструктивного общения. Выходом из этой ситуации может стать модель личностно-ориентированных отношений «воспитатель – воспитанник», цель которых – развитие личности ребенка.
Основные принципы личностно-ориентированного взаимодействия – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача воспитателя – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в группе, для формирования у него положительных самоощущений, уверенности в своих силах, доверия к миру и людям, инициативности и активной любознательности. Здесь его умения и навыки видятся не как цели, а как средства его развития. Однако, это ни в коем случае не отменяет работы по развитию, обучению и воспитанию дошкольников, проведения с ними планомерной педагогической работы. В то же время, основное значение в образовательном процессе, согласно ФГОС ДО, придается не занятиям школьного типа, а игре, как основной форме организации детской жизни. Благодаря свободному взаимодействию в игре взрослого с детьми и детей между собой, проявляется детская активность, наиболее полная реализация себя как личности.
Такое положение дела предполагает принципиально новый подход к воспитательному процессу, формирующий у дошкольника активную жизненную позицию по отношению к окружающему. В его основе лежат такие взаимоотношения взрослого с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Воспитатель не выравнивает детей, не придерживается одного шаблона, стандарта, а учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, ориентируется на его интересы, общается с учетом его характера и привычек. Личностно-ориентированный подход подразумевает взрослого не как непререкаемого авторитета, а как дружелюбного партнера и наставника. К ребенку он относится как к полноправному участнику совместной деятельности, и это является благоприятным условием для формирования будущей личности, развития творческого потенциала, снижения эмоциональных переживаний и конфликтных ситуаций.
Личностно-ориентированная модель воспитания характеризуется признанием взрослым прав и свобод ребенка, деятельностным сотрудничеством, сопереживанием и взаимоподдержкой, обсуждением проблемы, а также гибким введением необходимых ограничений. Эти формы взаимодействия гарантируют малышу обеспеченность чувством психологической защищенности, возможность его индивидуализации, привитие гуманного отношения к окружающему миру и положительных результатов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Действия взрослого не должны содержать в себе признаки подавления инициативности и самостоятельности детей.
В своей группе я строю с детьми отношения, основанные на уважении и требовательности. Уделяю большое внимание начальной стадии контакта, формированию у воспитанников чувства «мы». Всегда стараюсь применять личностный подход во взаимодействии с детьми, демонстрирую свою расположенность к группе, свое понимание их внутреннего состояния.
Хотелось бы обратить внимание на то, какое большое значение в процессе общения и установления дальнейших взаимоотношений имеет культура слушания. Уметь не только слушать, но и слышать другого человека – важнейший фактор, обеспечивающий эффективное общение и понимание друг друга. Первое и основное правило,сформированное много столетий назад: «Самый главный человек на свете – тот, кто перед тобой». Считаю, что любой педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен владеть умением слушать, ведь слушание воспитанника – это составная часть педагогической деятельности.
Когда педагог имеет эмоционально-положительное отношение к детям, адекватную деловую реакцию на недостатки в учебной работе, использует спокойный и ровный тон в обращении – его дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильно подобранный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия и во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Правила, повышающие эффективность общения и взаимодействий, известны. Воспитание души и, как следствие, становление личности – должно начаться с изучения и усвоения этих правил.
В работе с маленькими детьми у взрослого есть ответственный момент, когда из множества различных средств взаимодействия он должен выбрать наиболее рациональные и эффективные в той или иной ситуации. Это и создаёт гармонию взаимопонимания воспитателя с детьми. А гармония в отношениях – и есть цель нашей педагогической работы.
Литература:
1. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007
2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям/ 4-е изд., перераб. и доп. –М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
4. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 166 с.
Источник