Закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка

Закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка thumbnail

Контрольно-измерительный материал

к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,

«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»

Вариант 1

Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный

1.Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка – это:

а) теория музыкального образования

б) средство музыкального образования детей

в) система музыкального образования детей

2.Теория музыкального образования имеет межнаучную связь с какой наукой?

а) социология

б) психология

в) экономика

3.Цель музыкального образования:

а) создание условий для саморазвития ребенка

б) воспитание,образование и развитие ребенка

в) развитие музыкальности ребенка, формирование основ музыкальной культуры

4.Формирование основ музыкальной культуры – это:

а) развитие музыкально-эстетического сознания, креативности ребенка

б) развитие музыкального опыта, музыкальной грамотности

в) все ответы верны

5.Комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и связанных с любым видом музыкальной деятельности, образует понятие:

а) музыкальность

б) музыкальная одарённость

в) талант

6.Способность, проявляющаяся в восприятии и воспроизведении мелодий по слуху:

а) ладовое чувство

б) чувство ритма

в) музыкально-слуховые представления

7.Восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке:

а) ладовое чувство

б) чувство ритма

в) музыкально-слуховые представления

8.Основная музыкальная способность, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, но прежде всего, в процессе восприятия музыки: ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия:

а) ладовое чувство

б) чувство ритма

в) музыкально-слуховые представления

9. Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей ладового чувства:

а) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску

б) повторить за педагогом (прохлопать) простой ритмический рисунок

в) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования

10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей музыкально-слуховых представлений:

а) закончить мелодию на тонике (я начну, а ты закончи)

б) спеть песню без фортепианного сопровождения

в) повторить за педагогом (прохлопать) ритмический рисунок мелодии

Вариант 2

Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный

1.Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста рассматривает:

а) психолого-педагогические основы развития музыкальной деятельности

б) музыковедческие и психолого-педагогические основы развития личности ребенка в процессе овладения музыкальной деятельностью

в) философские основы развития музыкальной деятельности

2. Музыкальное образование дошкольников – это:

а) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве

б) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятии, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей

в) целенаправленный процесс развития целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства

3.Наиболее актуальной задачей обучения детей образовательной области «музыка» (музыкальной деятельности) является:

а) содействие овладению ребенком знаниями о музыки

б) содействие развитию музыкально – творческой личности ребенка

в) содействие овладению ребенком умениями и навыками

4.Сущность процесса музыкального воспитания – это создание условий для:

а) музыкального образования ребенка

б) передачи накопленного старшими поколениями опыта младшим

в) развития личности ребенка

5.Эстетическое воспитание дошкольников – это:

а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества

б) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве

в) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников

6.Основные музыкальные способности (ядро музыкальности):

а) музыкальное мышление

б) ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма

в) исполнительские и творческие способности

7.Эмоциональное переживание звуковысотного движения:

а) ладовое чувство

б) чувство ритма

в) музыкально-слуховые представления

8.Основная музыкальная способность, которая развивается в тех видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в пении, в игре на звуковысотных музыкальных инструментах:

Читайте также:  Развитие речи у ребенка в возрасте 2 года

а) ладовое чувство

б) чувство ритма

в) музыкально-слуховые представления

9. Правильно и умело проведенная в педагогическом процессе музыкального образования детей педагогическая диагностика выявляет:

а) уровень музыкального развития детей

б) уровень качества освоения ребенком музыкальной деятельности

в) все ответы верны

10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей чувства ритма:

а) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?)

б) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте

в) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки

Ключ к контрольно-измерительным материалам

к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,

«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»

Вариант 1

1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-б

Вариант 2

1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-а, 8-в, 9-в, 10-б

Источник

О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.

Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.

Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.

В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.

Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.

Читайте также:  Трехлетний ребенок развитие 3 года

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?

В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.

В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.

Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Читайте также:  Роль индивидуальных особенностей в развитии ребенка

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.

Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.

Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.

Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

1.                  Расширение музыкального кругозора.

2.                  Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

3.                  Воспитание воли и характера.

4.                  Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.

5.                  Воспитание актуальности и дисциплины.

6.                  Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.

7.                  Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.

8.                  Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.

Литература:

1.      Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77

2.      Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.

3.      Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.

4.      Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103

5.      Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, век, школа, эстетическое воспитание, духовный мир.

Источник