Закономерности роста и развития ребенка презентация

Закономерности роста и развития ребенка презентация thumbnail

Презентации / Разное / Основные закономерности роста и развития детского организма

Текст этой презентации

Слайд 1

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Основные закономерности роста и развития детского организма.
Автор: Н. А. Пилипенко преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского СоюзаЛ.В.Калараша»

Слайд 2

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Понятие об онтогенезе

Слайд 3

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивиду­ального развития организма.

В онтогенезе выделяют два этапа развития: Пренатальный – начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней.
Постнатальный – от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.

Слайд 4

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Закономерности онтогенеза.

Слайд 5

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).

1. Целостность и фазность онтогенеза

Слайд 6

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Общепринятой классификации возрастных периодов нет.
Принципы классификации:
созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания костей или степень развития ЦНС
отражение системы детских образова­тельных учреждений
Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим.
Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.

Слайд 7

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/L)х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела
У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности).
Возраст (лет) Средние темпы развития Средние темпы развития
Возраст (лет) мальчики девочки
5 49,4-45 48,1-44,5
5,5 47,9-44,3 46,7-43,2
6 46,6-43,1 45,7-42,1
6,5 45,4-41,9 44,9-41,6
7 44,7-41,3 43,9-39,7

Слайд 8

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Слайд 9

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Слайд 10

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Слайд 11

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.

Слайд 12

Закономерности роста и развития ребенка презентация

В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.
Например, нормальным считается: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.;
частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин;
концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.

Слайд 13

Закономерности роста и развития ребенка презентация

рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек)

Слайд 14

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
Раннее детство — 1-3 года
Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет
Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет
Юношеский период
юноши: 17—21 год
девушки: 16—20 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 21—35 лет
женщины 20-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 35-60 лет
женщины 35-55 лет
Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более

Слайд 15

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Возраст (лет) Количество постоянных зубов Количество постоянных зубов
Возраст (лет) мальчики девочки
5 0-1 0-2
5,5 0-3 0-4
6 1-4 1-5
6,5 2-8 3-9
7 6-10 6-11
Средние темпы прорезывания постоянных зубов

Слайд 16

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Слайд 17

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.

2. Непрерывность и неравномерность роста и развития

Слайд 18

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Рост – количественные изменения длины, объема имассы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции.
Рост и развитие — две составляющие единого процесса.

Слайд 19

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).

3. Гетерохронность роста и развития

Слайд 20

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Выделяют три периода интенсивного роста: от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела утраивается.
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см.
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.

Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года, 8-10 лет, 14-20 лет.

Слайд 21

Закономерности роста и развития ребенка презентация

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Гетерохрония может выражаться в аксеперации- усиленном развитии организма — (лат. acceleration — ускорение), ретардация (лат.- retardation — замедление)- замедленном развитии.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг;
у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Читайте также:  Закончите предложение развитие ребенка связано с

Слайд 22

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
увеличение уровня радиации на Земле;
улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания.

Слайд 23

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.

4. Гетеросенситивность
Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды – сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.

Слайд 24

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности к токсическим веществам. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.

Слайд 25

Закономерности роста и развития ребенка презентация

В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром.
интенсивно формируются речь и сознание ребенка
повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма
в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.

Слайд 26

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. в жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья
меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр. приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.

Слайд 27

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормонального баланса.
Нервная система подростков особенно ранима, поэтому возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний.

Слайд 28

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.

5. Нарастающая гетерогенность

Слайд 29

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.

6. Дифференциация

Слайд 30

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.

7. Биологическая надежность организма

Слайд 31

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Слайд 32

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.

8. Экономизация функций

Слайд 33

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям.

9. Адаптивность

Слайд 34

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).
Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.

Читайте также:  Аппликация из бумаги и развитие ребенка

Слайд 35

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.
Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Слайд 36

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).

Слайд 37

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.

Слайд 38

Закономерности роста и развития ребенка презентация

— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте.

10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе

Слайд 39

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС и эндокринной системе.

В организме существуют жесткие и пластичные константы. Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах. Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.

Слайд 40

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Подведение итогов

Слайд 41

Закономерности роста и развития ребенка презентация

Ответьте на предложенные вопросы:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смогла…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Источник

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

*
Лекция для студентов 3
курса специальности
«общая медицина»

2.

Основной отличительной
особенностью ребенка является
его рост и развитие.
Рост (накопление массы) и развитие
(дифференцирование различных органов и
систем) – это два основных процесса,
которые в организме ребенка совершаются
постоянно, но не всегда протекают
параллельно. В одни возрастные периоды
преобладают процессы роста, в другие –
процессы развития различных органов.

3. Оценку физического развития детей проводят по антропометрическим показателям:

*
Оценку физического развития детей проводят
по антропометрическим показателям:
Рост
Масса тела
Окружность грудной клетки
Окружность головы
Все измерения следует проводить в утренние часы,
натощак.

4.

На физическое развитие большое влияние
оказывают различные факторы:
Генетическая информация: у физически крепких рослых
родителей рождаются дети большего веса и роста. Дети
слишком юных или пожилых родителей рождаются с
меньшим весом и ростом. У повторнородящих матерей дети
более крупные, чем у первородящих.
Гормональные: СТГ – гормон роста, половые и др. гормоны
Алиментарный: питание ребенка, дефицит витаминов и др.
Социально-бытовые факторы: условия жизни
Климатические условия: жаркий климат и высокогорье
тормозят процессы роста и ускоряют созревание.
Наличие хронических заболеваний или фоновой патологии.

5. ОЦЕНКА РОСТА

*
Длина тела доношенного новорожденного
колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы
роста младенцев очень быстрые.
Расчет долженствующего роста в I
полугодии жизни ребенка
1-й метод
за первые 3 месяца – по 3 см в месяц;
с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см;
Таким образом, в I полугодии ребенок
вырастает на 16,5 см.

6.

7. ОЦЕНКА РОСТА

*
2-й метод
Ребенок 6-ти месяцев имеет длину тела
66 см;
за каждый недостающий месяц из этой
величины вычитается по 2,5 см.

8.

ОЦЕНКА ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ
При рождении окружность головы в
среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она
растет достаточно быстро и отражает общие
закономерности биологического развития
ребенка. Ориентировочно окружность
головы в I полугодии жизни можно оценить
по формуле:
в 6-мес. окружность головы ребенка равна
43 см,
за каждый недостающий месяц из 43 см
нужно вычесть 1,5 см.

9.

ОЦЕНКА ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ
Окружность груди отражает как
степень развития грудной клетки,
тесно коррелируя при этом с
функциональными показателями
дыхательной системы, так и развитие
мышечного аппарата грудной клетки
и подкожного жирового слоя на
груди.

10.

1-й метод
при рождении окружность груди в
среднем равна 32–36 см. Она
несколько меньше, чем окружность
головы (34-36 см)
в 3-4 месяца эти окружности
сравниваются,
к концу 1-го года жизни окружность
грудной клетки превышает
окружность головы на 1-2 см

11.

2-й метод – по формуле
окружность грудной клетки
6-месячного ребенка равна 45 см,
за каждый недостающий месяц
нужно из 45 см вычесть 2 см.

12.

ОЦЕНКА МАССЫ ТЕЛА
Вес тела доношенного новорожденного обычно
составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела
уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так
называемая физиологическая убыль веса. Однако
этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—
10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно
увеличивается.
за первые 3 месяца жизни ежедневная прибавка
массы тела – 25–30 г
4 – 6-й месяц – 20–25 г.

Читайте также:  Загадки для развития ребенка 5 лет

13.

Средняя ежемесячная прибавка
массы тела ребенка до 1 года
в I полугодии – 800 г.
во II полугодии – 400 г.
Ориентировочный расчет долженствующей массы
тела в I полугодии проводят по формуле:
Масса тела ребенка в 6 месяцев – 8200, на каждый
недостающий месяц вычитают по 800 г.
В среднем за первые 6 месяцев здоровый ребенок
прибавляет в массе 4300 г.
Ориентировочный расчет долженствующей массы
тела в II полугодии проводят по формуле:
Масса тела ребенка в 6 месяцев – 8200, на каждый
последующий месяц прибавляют по 400 г.

14.

Прибавка массы тела ребенка
после года составляет
на 2 году жизни – 2,5 кг
на 3 году – 2 кг
с 3 по 10 год – 2 кг ежегодно
с 10 по 15 год – 3-4 кг ежегодно

15.

Ориентировочный расчет
долженствующей массы тела в
возрасте 2-11 лет:
масса тела (кг) = 10,5 + 2n,
где n – возраст ребенка, 10,5 –
средняя масса тела ребенка в 1 год.

16.

Ориентировочный расчет
долженствующей массы тела детей
старше 3 лет:
Ребенок 7 лет при длине тела 125 см
имеет массу тела 25 кг,
на каждые недостающие 5 см из 25 кг
высчитывают 2 кг,
на каждые 5 см более 125 см
прибавляют к 25 кг 3 кг, в период
полового созревания – 3,5 кг.

17.

Выводы:
к концу 1-го года жизни масса
тела новорожденного ребенка
утраивается
к 6-7 годам масса годовалого
ребенка удваивается
к 11-12 годам масса годовалого
ребенка утраивается.

18.

Методы оценки физического
развития
1) метод индексов физического развития;
2) метод эмпирических формул;
3) параметрический метод;
4) непараметрический (центильный) метод.

19.

1) Метод индексов физического развития
основан на расчете индексов – числовых
соотношений между отдельными
антропометрическими признаками. В
настоящее время не используется для оценки
биологической зрелости ребенка, а также
состояния питания.
массо-ростовой индекс
Индекс Чулицкой (индекс упитанности)- 3
окружности плеча + окружность бедра +
окружность голени – длина тела. При
нормотрофии величина индекса
составляет 20- 25.

20.

индекс массы тела (индекс КетлеII) – отношение
массы тела (в кг) к его длине, возведенной в квадрат.
Применяется для оценки состояния питания детей
старшего возраста. Затем по таблицам определяется
степень отклонений: достаточное питание, “низкое”
состояние питания, “высокое” состояние питания, очень
высокое, “пограничное”.

21.

2) Эмпирические формулы роста.
Является простым и наиболее часто используемым. Он
прост и удобен. Недостатком его является
погрешность, возрастающая при отклонении
антропометрических показателей от должных. При
оценке уровень признака считается средним, если его
уровень не превышает одного возрастного интервала.
Уровень признака явно не соответствует возрасту,
если его колебание три возрастных периода. В
интервале колебаний величины признака от одного до
трех возрастных интервалов возможны как средние
показатели, так и пограничные с нормой или явно
патологические, что требует привлечения других,
более объективных.

22.

3) Оценка параметрическим методом
(сигмальный метод)
Метод основан на расчете среднеарифметических
показателей (М) и их среднеквадратных отклонений
(сигма) в соответствующей возрастно-половой группе.
При этом выделяются следующие оценочные категории:
средний уровень с колебаниями в пределах 1,5 сигма от
М;
ниже среднего – от -1,5 сигма до -2 сигма;
низкий – от -2 сигма до -3 сигма;
очень низкий – более -3 сигма;
выше среднего – от +1,5 сигма до +2 сигма;
высокий – более +3 сигма.
Данный метод очень часто применяется при подходе к
диагностике нарушений роста.

23.

4) Оценка антропометрических
данных центильным методом
проводится по таблицам
центильного типа.
Этот метод считается более объективным и более
распространенным. О гармоничности развития
судят по результатам средних оценок, полученных
для длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Гармоничным развитием является развитие, если
разность номеров центильных интервалов не
превышает 1,
если разность составляет 2, то развитие
дисгармоничное,
3 и более – резко дисгармоничное.

24.

Качественная оценка роста возможна при анализе
последовательных измерений ребенка в
декретированные сроки:
до 1 года – ежемесячно;
от 1 года до 3 лет – ежеквартально;
от 3 до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев;
старше 7 лет – ежегодно.
Наиболее информативным являются графики
распределения типичных признаков для каждого
конкретного ребенка. Если кривая графика проходит
в одной зоне, говорят о стабильных темпах роста,
если кривая графика перемещается в выше- или
нижележащие зоны, говорят об ускоренных или
замедленных темпах роста.

25.

Спасибо за
внимание!

Источник