Закономерности роста и развития ребенка понятие об акселерации
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.
В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.
Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.
Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.
Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.
Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.
Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.
Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.
Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.
Источник
1.3. Акселерация роста и развития
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.
В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.
Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.
Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.
Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.
Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.
Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.
Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.
Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.
Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Гормон роста
Гормон роста
Стратегию конструирования новых белков путем замены функциональных доменов или с помощью направленного мутагенеза можно использовать для усиления или ослабления биологического свойства белка. Например, нативный гормон роста человека (ГРЧ) связывается в
3. Способы роста ооцитов
3. Способы роста ооцитов
Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С
Определение темпа роста рыб
Определение темпа роста рыб
Рост животных тесно связан с их возрастом. Зная быстроту роста рыб, можно устанавливать годовые приросты веса, выяснять, в каком возрасте рыба растет лучше, в каком хуже.Известно, что все рыбы интенсивнее растут в первые годы жизни, что в год
Гормон роста
Гормон роста
В книге «Секреты эндокринологии» рассказывается о знаменитых гигантах и карликах, а также приводятся любопытные своеобразные «рекорды», связанные с самым маленьким и самым большим ростом в мире. Самым высоким человеком во второй половине XX века был
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей
3.5. Особенности роста костей черепа
3.5. Особенности роста костей черепа
Череп – это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг.
Компенсация и экономия роста.
Компенсация и экономия роста.
Жоффруа старший и Гёте почти одновременно провозгласили свой закон компенсации или уравновешивания роста, который Гёте выразил так: «Природа вынуждена экономить в одном направлении, чтобы расходовать в другом». Я полагаю, что это до
Какое растение является рекордсменом по скорости роста?
Какое растение является рекордсменом по скорости роста?
Самым быстрорастущим растением является бамбук (Bambusa). Скорость его роста может достигать 75 сантиметров в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт (Eucalyptus deglupta), растущий на Новой Гвинее.
8.5.6. Темпы роста популяции
8.5.6. Темпы роста популяции
Графики роста числа членов любой природной популяции в новых для нее условиях сильно отличаются от экспоненты. Кривая после подъема разной степени крутизны поворачивает параллельно горизонтальной оси, чем знаменует установление некоторой
Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста
Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста
Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения
5. Теория стадийного развития и особенности развития животных
5. Теория стадийного развития и особенности развития животных
В основе управления развитием организмов лежит теория стадийного развития, которую сформулировал академик Т. Д. Лысенко, исходя из работы И. В. Мичурина и многочисленных собственных исследований.Несмотря на
Источник
1. ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.
АКСЕЛЕРАЦИЯ.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.»
2. 1.ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Одна из основных проблем гигиены детей и
подростков – изучение закономерностей роста и
развития детского организма.
Под ростом понимается количественное увеличение
массы тканей и органов, образование новых
соединений за счет поступающих в организм
веществ.
Развитие – это качественные изменения,
дифференцировка органов и тканей, их
функциональное совершенствование, появление
новых функций.
3.
Знание закономерностей роста и развития детей
необходимо санитарному врачу по ГДиП, т.к.:
именно они объясняют деятельность отдельных органов и
систем, их взаимосвязь, функционирование целостного
организма и его единство с внешней средой.
осуществляя контроль за здоровьем и развитием
подрастающего поколения, санитарный врач может
правильно интерпретировать полученную информацию
только на основе знания возрастных особенностей растущего
организма.
полноценного осуществления ГСЭН за детскими и
подростковыми учреждениями, для предъявления научно
обоснованных требований к режиму дня, организации
учебно-воспитательного процесса, питания и др.
Закономерности роста и развития организма являются
теоретической основой гигиенического нормирования
факторов окружающей среды для детей и подростков.
4. На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) наблюдаются следующие закономерности роста и развития
организма:
неравномерность темпа роста и развития
неодновременность роста и развития отдельных
органов и систем
обусловленность роста и развития полом
биологическая надежность функциональных систем
и организма в целом
обусловленность роста и развития средовыми
факторами и генетическими
Акселерация роста и развития.
5. 1) Неравномерность темпа роста и развития
Эта закономерность ярко иллюстрируется
изменением длины и массы тела детей и подростков.
К концу первого года жизни длина тела
новорожденного увеличивается на 47 % по
отношению к первоначальному, на втором году —
на 13 %, за третий — на 9 %. В возрасте 3—7 лет
длина тела ежегодно увеличивается на 5—7 %, а в
возрасте 8— 10 лет — лишь на 3 %.
В период полового созревания отмечается скачок
роста, в возрасте 16—17 лет наблюдается снижение,
а в 18—20 лет увеличение длины тела практически
прекращается.
6. Неравномерность темпа роста и развития
Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1ый год жизни: к 4-5мес. она удваивается, а к году
увеличивается в 3 раза. В возрасте 3 -7 лет
ежегодная прибавка массы тела составляет 5-7,5%, в
дальнейшем прибавка массы тела продолжает
замедляться, повышаясь лишь в период полового
созревания.
ОГК на первом году жизни ежемесячно
увеличивается на 1см, затем прирост ОГК резко
снижается.
Изменения массы тела, ОГК, а также развитие
отдельных органов и систем в целом происходят
неравномерно.
7. 2) Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)
Интенсивное развитие и окончательное
формирование отдельных органов и систем
происходят не параллельно.
В первые годы жизни ребенка преимущественно
увеличивается масса головного и спинного мозга.
Лимфатическая ткань в первые годы жизни не
развивается, рост и формирование происходят в
возрасте 10-12лет.
После 12 лет идут интенсивное развитие половых
органов.
8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем.
Гетерохронизм в росте
отдельных частей тела
приводит к изменению
пропорций тела.
Голова
новорожденного
составляет 14, у
взрослых – 18 длины
тела.
За период роста длина
ног увеличивается в 5
раз, рук – в 4 раза,
туловища – в 3 раза.
9. 3) Обусловленность роста и развития полом
Основные морфологические показатели в среднем
при рождении и до начала полового созревания у
мальчиков больше, чем у девочек.
В пубертатный период девочки по показателям
длины и массы тела, ОГК превосходят своих
сверстников (перекрест возрастных кривых этих
показателей).
С началом периода полового созревания мальчиков,
рост их резко усиливается и они по вновь опережают
девочек (второй перекрест кривых).
10. 3) Половой диморфизм
Половые различия проявляются в деятельности
эндокринной, нервной и других систем организма,
вследствие чего определяется разница в
поведении и интересах мальчиков и девочек.
Некоторые функциональные показатели
(мышечная сила, ЖЕЛ и др.) в течение всего
периода роста и развития у мальчиков остаются
более высоким, чем у девочек.
11. 4) Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
В каждую функциональную систему организма генетически
заложены большие запасы потенциальных возможностей,
что определяет ее биологическую надежность. Резервные
возможности организма намного превосходят обычные
средние нагрузки и обеспечивают быстрый возврат к
исходному состоянию.
В 10 мл крови человека содержится такое количество
тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови
человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает
надежность системы свертывания.
Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она
способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в
действительности оно редко достигает 1/з атм.
Надежность в деятельности мозга обеспечивается наличием
торможения, играющего охранительную роль.
Дублирование органов.
12. 5) Обусловленность роста и развития средовыми факторами и генетическими
Совокупность всех факторов, влияющих на развитие
ребенка, можно разделить на 2 основные группы:
1) биологические факторы (генетические);
2) внешние факторы (средовые и социальные).
К биологическим факторам относится весь комплекс
генетических признаков, определяющих наследственность
человека
Заложенные человеку при рождении генетические признаки
во многом определяют его рост, развитие, а также
биологическую надежность органов и систем.
Неблагоприятные факторы окружающей среды, как
правило, способствуют проявлению наследственной
предрасположенности к заболеванию, благоприятные же –
препятствуют.
13. 2.Акселерация и ретардация физического развития.
В начале XIX в. в высокоразвитых странах
(а в XX во всех) в физиологическом развитии
детей и подростков было выделено такое
явление как акселерация (лат. acceleratio ускорение).
Акселерация
была
отмечена
при
сопоставлении антропометрических данных,
полученных в начале 20-х годов XX века с
данными 30-х годов XIX века, когда начали
проводить антропометрические исследования
детей.
14.
Понятие об акселерации физического
развития впервые было введено в 1935 г.
Лейпцигским школьным врачом
Е.Кохом.
АКСЕЛЕРАЦИЯ – это ускорение
темпа роста и развития организма
детей и подростков по сравнению
с темпом прошлых поколений.
15.
Суть
акселерации состоит в том, что у
современного поколения этап
биологического созревания
завершается несколько раньше, чем у
предыдущего.
Проявления акселерации характерны
для всех возрастных периодов детей –
от новорожденности до подросткового
возраста.
16.
За последние 50 лет
наблюдений за акселерацией
масса тела новорожденных
увеличилась на 100 – 300г,
длина тела – на 1,5 см;
удвоение массы тела происходит
в 4 – 5 месяцев жизни, а не в 5-6,
как раннее.
17.
В среднем у детей
дошкольного возраста
длина тела за 100 лет
увеличилась на 10 – 12 см.
На год раньше у детей
происходит смена
молочных зубов на
постоянные (5-6 лет, ранее 6-7лет).
Развитие современных 7летних детей соответствует
8,5 – 9 годам у детей конца
XIX века.
18.
Отмечается ускорение полового
созревания на 1,5 – 2 года.
За последние полвека срок полового
созревания у девушек передвинулся с 16,3
до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.
Значительно возрастают физическая сила
рук, вентиляция легких и др. показатели.
В нынешнее 10-летие подросток 16 лет
опережает подростка начала XX века
почти на 2 года.
19. Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.П.Лисицын)
ТЕОРИИ,
АКСЕЛЕРАЦИИ
ФИЗИКОХИМИЧЕСКИЕ
ВЛИЯНИЕ
ОТДЕЛЬНЫХ
ФАКТОРОВ
УСЛОВИЙ
ЖИЗНИ
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ
КОМПЛЕКСА
ФАКТОРОВ
УСЛОВИЙ
ЖИЗНИ
20. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
гелиогенная
(влияние солнечной
радиации)
радиоволновая, магнитная(влияние
электромагнитного поля)
космическая радиация
повышенная концентрация
углекислого газа, связанная с ростом
производства
21. Влияние отдельных факторов условий жизни:
алиментарная
нутритивная
повышенной
информации
22. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ
циклических
биологических
изменений
гетерозиса (смешение популяций)
23. Теории комплекса факторов условий жизни:
урбанического
влияния
комплекса социальнобиологических факторов
24.
Вследствие акселерации изменилось количество и
течение различных заболеваний у подростков.
Происходит омолаживание заболеваний: так,
раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то
сейчас ее уровень упал до 8-9 лет.
Особое место занимают различные формы
ревматизма – особенно у акселератов в момент
наибольшего увеличения веса тела; учащение
вегетативных неврозов и детского кариеса,
хронического тонзиллита и катара верхних
дыхательных путей, хронических заболеваний
желудочно-кишечной системы, детских инфекций;
сахарного диабета.
По данным статистики сахарный диабет встречается
у 1-2% населения. При этом наибольшую
склонность к диабету имеют акселераты.
25. РЕТАРДАЦИЯ
Наивысшие приросты тотальных размеров и
физиометрических показателей детей и подростков
отмечены в 70-е годы.
С 80-х годов регистрируется уменьшение
функциональных показателей, с 90-х — снижение
приростов морфологических показателей,
стабилизация показателей полового созревания.
В настоящее время завершена акселерация и
отмечается переход к ретардации (замедлению)
процесса роста и развития детского организма, что в
значительной степени связано с бурными
социально-экономическими преобразованиями,
которые отразились на всех сторонах
жизнедеятельности детей и подростков.
26. 2.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Возрастная периодизация – условное деление
жизни человека на возрастные этапы или
периоды.
Границы между возрастными периодами
очень условны, т.к. развитие каждого
человека – процесс непрерывный, хотя и
неравномерный, иногда скачкообразный.
27. Необходимость разделения отдельных возрастных периодов обусловлена
необходимостью правильной организации
медицинского наблюдения за развитием и ростом
детей и подростков
при организации образовательно-воспитательной
работы возникает необходимость объединения
детей разного возраста
правильно установить возрастную границу
поступления ребенка в ясли, детский сад, школу
определить возможность начала трудовой
деятельности
28. Возрастной период
это тот отрезок времени, в пределах
которого процесс роста и развития, а также
физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители
более или менее однозначны.
это время, требующееся для завершения
определенного этапа морфофункционального развития организма и
достижения готовностиребенка к той или
иной деятельности.
29. Биологическая и социальная возрастная периодизация.
Представления о возрастных периодах
основываются на усредненных
статистических данных, хотя
индивидуальные различия очень велики.
По этим причинам существуют разные
схемы возрастной периодизации.
Одну из первых научно обоснованных
периодизаций предложил Н.П.Гундобин
(1906).
30.
Международный симпозиум по проблеме
возрастной периодизации в Москве (1965г.)
рекомендовал схему возрастной
периодизации, которая имеет значительное
распространение.
Критерии периодизации включали в себя
комплекс признаков, расцениваемых как
показатели биологического возраста.
В этой схеме учтены особенности мальчиков
и девочек.
31. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1. Период новорожденности
2. Грудной возраст
3. Раннее детство
4. Первое детство
5. Второе детство
мальчики
девочки
6. Подростковый возраст
мальчики
девочки
7. Юношеский возраст
юноши
девушки
1-10 дней
10 дней – 1 год
1-3 года
4 –7 лет
8 – 12 лет
8 – 11 лет
13-16 лет
12-15 лет
17-21год
16-20лет
32.
Широкое распространение у нас получила
схема возрастной периодизаций, основанная
на социальных принципах.
Эта схема в известной степени отражает
государственную политику по отношению к
подрастающему поколению, сложившийся
опыт учебно-воспитательной работы детских
и подростковых учреждений, систему
медицинского обслуживания и некоторые
другие социальные моменты.
33. СОЦИАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Преддошкольный
возраст
до 3 лет
Дошкольный возраст
3 – 7(6) лет
Школьный возраст
младший
7 (6) – 19лет
средний
11 – 14 лет
Подростковый возраст
15-18 лет
34. Морфо-функциональные особенности растущего организма на разных этапах возрастного развития.
Каждый
возрастной период
характеризуется своими
специфическими особенностями.
Переход от одного возрастного периода
к последующему обозначают как
переломный этап индивидуального
развития, или критический период.
35. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
самый ответственный и самый критический,
сопровождается большим напряжением для
ребенка
длится от рождения до момента отпадения
пуповины
характеризуется процессами приспособления
организма ребенка к новым условиям уже
внеутробного существования
в данный период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия
36. Главные изменения, происходящие в организме ребенка в период новорожденности
адаптация к новым
условиям жизни
возникновение легочного
дыхания
перестройка аппарата
кровообращения
перестройка желудочнокишечного тракта
изменения обмена веществ
37. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
При внутриутробном развитии газообмен
происходит через плаценту, после родов легкие
расправляются и наступает легочное дыхание.
Запустевают пупочные сосуды, закрывается
боталлов проток.
«Запускаются» постоянный большой и малый
круги кровообращения.
Устанавливается самостоятельная, но
несовершенная терморегуляция.
Полностью изменяется тип пищеварения, в
первые 24-48 часов кишечник заселяется
бактериями.
38. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
На 3-4-ый день жизни наблюдается
транзиторная утрата первоначального веса
(на 5-6 % от веса при рождении).
В первые дни жизни новорожденных
развивается повышенная концентрация
билирубина, что в 60-70% случаев
сопровождается желтушной окраской кожных
покровов и слизистых оболочек.
39. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
У новорожденных развивается гормональный
дисбаланс, или криз, обусловленный повышением в
крови материнских гормонов – экстрогенов,
поступающих через молоко матери.
Возможны нагрубания молочных желез,
кровянистые выделения из влагалища у девочек,
сыпь, пигментация кожи около сосков и половых
органов, на лице и др. отмечаются значительные
транзиторные сдвиги в функции почек
(альбуминурия, мочекислый инфаркт почек),
сердечно-сосудистой системы, в обменных
процессах.
40. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
отмечается наибольшая интенсивность
роста и развития
потеря пассивного иммунитета,
передаваемого трансплацентарно от
матери
длина тела увеличивается примерно в
1,5 раза, масса в 3 раза
с 6 месяцев начинают прорезываться
зубы
развивается деятельность всех органов
чувств
формируются положительные эмоции
происходит очень интенсивное
физическое, нервно-психическое,
моторное и интеллектуальное развитие
ребенка
41. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
К году ребенок может самостоятельно ходить,
формируются подготовительные этапы развития
речи, начинается развитие высших психических
функций: внимания, памяти, мышления.
Относительная слабость органов и систем на фоне
интенсивного роста и развития может привести к
учащению случаев острых заболеваний,
формированию отклонений в здоровье
(экссудативный диатез, рахит, анемия, различные
расстройства пищеварения).
42. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
замедление темпов роста и развития
к концу 2-го года завершается
прорезывание молочных зубов
интенсивное формирование лимфоидной
ткани носоглотки (миндалины, аденоиды)
на 2-м году жизни осуществляется
интенсивный рост и формирование опорнодвигательного аппарата.
расширяются двигательные возможности
— дети самостоятельно сидят, ходят,
бегают, прыгают.
43. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В познании окружающего мира
участвуют всевозможные анализаторы, в
том числе рецепторный аппарат ротовой
полости
отрицательные эмоции могут носить
характер истерических бурь, доходить до
аффективных припадков.
на6людаются проявления капризности,
застенчивости, удивления, страха.
это период обучения навыкам трудовой
деятельности через игру.
четко определяются индивидуальные
черты характера и поведения.
44. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
быстро совершенствуется речь
многие дети к концу 3-го года
жизни говорят длинными
фразами с хорошим
грамматическим управлением,
аргументировано рассуждают.
с 3 лет ребенок начинает
говорить «я», в то как до этого
он говорил от 3-го лица.
45. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
более медленный темп роста
ежегодная прибавка роста составляет
в среднем 5-8см, массы тала – около
2кг.
начинается рост постоянных зубов
мальчики и девочки практически не
отличаются друг от друга по размерам
и форме тела
тонус сгибателей преобладает над
тонусом разгибателей
продолжается рост и
функциональное
совершенствование всех органов
и систем
46. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
интенсивное развитие интеллектуальных
способностей
Значительно пополняется запас слов.
К 5 годам дети уже свободно говорят на
родном языке, правильно употребляя
склонение и спряжение.
Овладению речью, произношение
отдельных слов и фраз ребенок усваивает
через перенимание, поэтому
формирование правильной речи зависит
от окружающих его людей.
Для профилактики задержки речи
взрослым необходимо внимательно
относиться к ребенку, следить за его и
своей речью.
47. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Начинают проявляться различия в
поведении мальчиков и девочек, активно
форм