Закономерности роста и развития ребенка анатомия

Закономерности роста и развития ребенка анатомия thumbnail
Лекции.Орг

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 8086 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Главная
особенность организма ребенка — это
состояние непрерывного роста и развития.
Постоянно происходят количественные
(рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности
роста и развития детского организма
обусловлены половыми различиями.
Отмечается наличие так называемых
критических периодов развития, когда
организм наиболее чувствителен к
неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время
первого прикорма и переход на новые
виды пищи, начало самостоятельной
ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет
(мальчики).

Неравномерно
возрастает рост. Интенсивный рост тела
в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15
лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции.

К
закономерностям роста и развития
относятся половые различия. Период
полового созревания наступает
неодновременно: у девочек раньше, у
мальчиков позже. Половые различия
проявляются не только в темпах роста и
развития, но и в деятельности нервной,
эндокринной и других систем организма,
они определяют разницу между мальчиками
и девочками в поведении, интересах.

Организм
ребенка с момента рождения испытывает
множество разнообразных воздействий.
Некоторые из них имеют чрезвычайно
важное значение для его роста и развития
(например, биологические ритмы,
двигательная активность).

Известно,
что все жизненные процессы в организме
протекают ритмично. В определенном
ритме работают сердце, легкие, печень,
почки, ритмично изменяется температура
тела, электрическая активность головного
мозга. Несмотря на то что каждый
физиологический процесс имеет свой
ритм, все они подчинены единому суточному
ритму, который формируется под влиянием
гелиофизических и социальных сигналов.
К первым относятся смена дня и ночи,
суточные колебания температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления и др.,
ко вторым — режим дня, характер
деятельности и т.д.

Важным
фактором роста и развития ребенка
является оптимальная двигательная
активность . Если она систематически
удовлетворяется, то организм растет и
развивается нормально. Недостаточная
двигательная активность (гиподинамия
или гипокинезия) способствует формированию
различных видов патологии у детей и
подростков (например, ожирение, болезни
органов пищеварения, сердечно-сосудистой
системы, опорно-двигательного аппарата,
органа зрения и др.).

Чтобы
правильно организовать медицинское
наблюдение за детьми и подростками, за
учебно-воспитательным процессом,
необходимо разделить отдельные возрастные
периоды, в пределах которых рост,
развитие, физиологические особенности
организма тождественны, а реакция на
воздействие факторов относительно
однотипна (возрастная периодизация).

1)  
период новорожденное (от рождения до
10 дней);

2)  
грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3)  
раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4)  
первое детство (от 4 до 7 лет);

5) 
второе детство (от 8 до 12 лет мальчики,
от 8 до 11 лет девочки);

6) 
подростковый возраст (от 13 до 16 лет
мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) 
юношеский возраст (от 17 лет до 21 года
юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В
гигиене детей и подростков целесообразным
считается деление на периоды с учетом
совокупности анатомо-физиологических
особенностей организма и условий жизни,
воспитания и обучения.

Различают
следующие возрастные периоды: 1)
преддошкольный возраст — до 3 лет; 2)
дошкольный   возраст — 3—6(7)  
лет;   3)   школьный  
возраст:

Период
новорожденности: длится до 10 дней и
характеризуется процессами приспособления
организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный
период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого
равновесия. Это связано с морфологической
и функциональной незаконченностью
строения органов и систем и в первую
очередь нервной системы. Проявлением
незавершенности развития организма
новорожденного являются различные
функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня
наблюдается снижение массы тела (на
6—10%); желтушное окрашивание, связанное
с временной недостаточностью деятельности
печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция.

Грудной
возраст. У детей в данный период отмечается
наибольшая интенсивность роста и
развития. Длина тела увеличивается
примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С
6 мес начинают прорезываться зубы.
Наблюдается быстрый темп нервно-психического
развития: с первых месяцев развивается
деятельность всех органов чувств,
формируются положительные эмоции. К
году ребенок может самостоятельно
ходить, формируются подготовительные
этапы развития речи, начинается развитие
высших психических функций: внимания,
памяти, мышления.

Раннее
детство: длится от 1 года до 3 лет. На
2—3-м году жизни заканчивается прорезывание
молочных зубов. После 2 лет абсолютные
и относительные величины ежегодного,
прироста размеров тела быстро уменьшаются.
Второй год жизни ребенка особо выделяется
в раннем детстве в связи с началом
формирования сложных функций мозга,
быстрым развитием речи (запас слов
достигает 200—300). Быстрый темп
морфологического и функционального
развития всех органов и систем,
незавершенность иммунитета в этот
период способствуют тому, что дети могут
Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе.

Первое
детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7
лет). характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год
составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и
девочки почти не отличаются друг от
друга по размерам и форме тела. Начиная
с 6 лет появляются первые постоянные
зубы.

Второе
детство. В этот период выявляются половые
различия в размерах и форме тела,
начинается усиленный рост тела в длину.
Темпы роста у девочек выше, чем у
мальчиков, так как половое созревание
у девочек начинается в среднем на 2 года
раньше. В период второго детства
повышается секреция половых гормонов
(особенно у девочек), в результате чего
начинают развиваться вторичные половые
признаки. Последовательность появления
вторичных половых признаков довольно
постоянна: у девочек сначала формируются
молочные железы, затем появляются волосы
на лобке, в подмышечных впадинах (половые
органы развиваются одновременно с
формированием молочных желез). В гораздо
меньшей степени процесс полового
созревания выражен у мальчиков.

Подростковый
возраст. Он продолжается у мальчиков с
13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У
мальчиков к началу подросткового периода
только начинается половое созревание,
у девочек оно уже завершается. В этот
период наблюдается дальнейшее увеличение
скорости роста, который касается всех
размеров тела.

В
подростковом возрасте происходит
перестройка основных физиологических
систем организма К концу периода основные
функциональные характеристики подростков
приближаются к таковым взрослого. У
мальчиков особенно интенсивно развивается
мышечная система. Наиболее четким
показателем степени полового созревания
женского организма является первая
менструация, появление которой
свидетельствует об относительной
зрелости матки

Юношеский
возраст. В этот период в основном
заканчивается процесс роста и формирования
организма и все основные размеры тела
достигают окончательной величины
взрослого.

Фактором,
оказывающим определенное влияние на
особенности развития детей и подростков,
является акселерация — ускорение роста
и развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ

Ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ îáùåáèîëîãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè æèâîé ìàòåðèè. Ðîñò è ðàçâèòèå ÷åëîâåêà íà÷èíàþòñÿ ñ ìîìåíòà çà÷àòèÿ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íåïðåðûâíûé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò ñêà÷êîîáðàçíî. Ðàçíèöà ìåæäó îòäåëüíûìè ýòàïàìè, èëè ïåðèîäàìè, æèçíè, èìåíóåìûìè êðèòè÷åñêèìè ïåðèîäàìè, èëè êðèçàìè, ñâîäèòñÿ íå òîëüêî ê êà÷åñòâåííûì, íî è ê êîëè÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì.

Ïîä ðàçâèòèåì ïîíèìàåòñÿ ïðîöåññ êîëè÷åñòâåííûõ è êà÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé, ïðîèñõîäÿùèõ â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà, ïðèâîäÿùèõ ê ïîâûøåíèþ óðîâíåé ñëîæíîñòè îðãàíèçàöèè è âçàèìîäåéñòâèÿ âñåõ ñèñòåì. Ðàçâèòèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ òðè îñíîâíûõ ôàêòîðà: 1) ðîñò, 2) äèôôåðåíöèðîâêó îðãàíîâ è òêàíåé, 3) ôîðìîîáðàçîâàíèå (ïðèîáðåòåíèå îðãàíèçìîì õàðàêòåðíûõ, ïðèñóùèõ åìó ôîðì), òåñíî âçàèìîñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé.

Îäíîé èç ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ïîäðîñòêà ÿâëÿåòñÿ ðîñò, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé êîëè÷åñòâåííûé ïðîöåññ, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ íåïðåðûâíûì íàêîïëåíèåì ìàññû òåëà è ñîïðîâîæäàþùèéñÿ èçìåíåíèåì ÷èñëà êëåòîê èëè èõ ðàçìåðîâ.  ïðîöåññå ðîñòà óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî êëåòîê, òåëåñíàÿ ìàññà è àíòðîïîìåòðè÷åñêèå ïîêàçàòåëè.

Îñîáåííîñòüþ ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ åãî íåðàâíîìåðíîñòü. Ï. Ê. Àíîõèí (1968) ñîçäàë ó÷åíèå î ãåòåðîõðîíèè, â êîòîðîì ãîâîðèòñÿ î íåðàâíîìåðíîì ñîçðåâàíèè ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, è âûòåêàþùåå èç íåãî ó÷åíèå î ñèñòåìîãåíåçå. Ñîãëàñíî ðàáîòàì Ï. Ê. Àíîõèíà, ïîä ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìîé íåîáõîäèìî ïîíèìàòü îáúåäèíåíèå ðàçëè÷íî ëîêàëèçîâàííûõ ñòðóêòóð íà îñíîâå ïîëó÷åíèÿ êîíå÷íîãî ïðèñïîñîáèòåëüíîãî ðåçóëüòàòà, íåîáõîäèìîãî â äàííûé ìîìåíò, êàê, íàïðèìåð, äûõàòåëüíàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà, äâèãàòåëüíàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà è äð.

Ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíóþ ñòðóêòóðó, âêëþ÷àþùóþ àôôåðåíòíûé ñèíòåç (âîñïðèÿòèå), ïðèíÿòèå ðåøåíèÿ, ñàìî äåéñòâèå è åãî ðåçóëüòàò, îáðàòíóþ àôôåðåíòàöèþ èç ýôôåêòîðíûõ îðãàíîâ, è àêöåïòîð äåéñòâèÿ, ñîïîñòàâëÿþùèé ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò ñ îæèäàåìûì. Àôôåðåíòíûé ñèíòåç âêëþ÷àåò â ñåáÿ îáðàáîòêó, ñèíòåçèðîâàíèå ðàçíûõ âèäîâ èíôîðìàöèè, ïîñòóïàþùèõ â íåðâíóþ ñèñòåìó, ñîïîñòàâëÿåòñÿ ñ ïðåäûäóùèì îïûòîì.  àêöåïòîðå äåéñòâèÿ ôîðìèðóåòñÿ ìîäåëü áóäóùåãî äåéñòâèÿ, ïðîèñõîäèò ïðîãíîçèðîâàíèå áóäóùåãî ðåçóëüòàòà è ñîïîñòàâëåíèå ôàêòè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà ñ ðàííåå ñôîðìèðîâàííîé ìîäåëüþ. Ôóíêöèîíàëüíûå ñèñòåìû ñîçðåâàþò íåðàâíîìåðíî, âêëþ÷àþòñÿ ïîýòàïíî, ñìåíÿþòñÿ, îáåñïå÷èâàÿ îðãàíèçìó ïðèñïîñîáëåíèå â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñòðóêòóðû, êîòîðûå â ñîâîêóïíîñòè äîëæíû ñîñòàâëÿòü ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ôóíêöèîíàëüíóþ ñèñòåìó, âûïîëíÿþùóþ æèçíåííî âàæíóþ ôóíêöèþ, çàêëàäûâàþòñÿ è ñîçðåâàþò èçáèðàòåëüíî è óñêîðåííî, îïåðåæàÿ íóæíîå âêëþ÷åíèå. Òàêîå èçáèðàòåëüíîå è óñêîðåííîå ðàçâèòèå ìîðôîëîãè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé, êîòîðûå ñîñòàâëÿþò ïîëíîöåííóþ ôóíêöèîíàëüíóþ ñèñòåìó, îáåñïå÷èâàþùóþ íîâîðîæäåííîìó âûæèâàíèå, ïîëó÷èëî íàçâàíèå ñèñòåìîãåíåç.

Ñèñòåìîãåíåç, êàê îáùàÿ çàêîíîìåðíîñòü ðàçâèòèÿ, îñîáåííî ÷åòêî âûÿâëÿåòñÿ íà ñòàäèè ýìáðèîãåíåçà. Îäíàêî ãåòåðîõðîííîå ñîçðåâàíèå è ïîýòàïíîå âêëþ÷åíèå, ñìåíà ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì õàðàêòåðíà è äëÿ äðóãèõ ýòàïîâ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Äëÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ïëîäà áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò íàñëåäñòâåííîñòü è ñðåäà. Íàèáîëåå ïîâðåæäàåìûå ñòàäèè ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà îòíîñÿòñÿ ê òîìó âðåìåíè, êîãäà ôîðìèðóåòñÿ èõ ñâÿçü ñ ìàòåðèíñêèì îðãàíèçìîì (ñòàäèÿ èìïëàíòàöèè îïëîäîòâîðåííîãî ÿéöà è ñòàäèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïëàöåíòû).

Ïåðâûé êðèòè÷åñêèé ïåðèîä â ðàçâèòèè çàðîäûøà ÷åëîâåêà îòíîñèòñÿ ê 1-é íåäåëå ïîñëå çà÷àòèÿ. Âòîðîé êðèòè÷åñêèé ïåðèîä îòíîñèòñÿ ê 3-5-é íåäåëå, ñ êîòîðûì ñâÿçàíî ðàçâèòèå îòäåëüíûõ îðãàíîâ ýìáðèîíà ÷åëîâåêà. Ðàçëè÷íûå âðåäíîñòè, äåéñòâóþùèå íà ìàòü â ýòîò ïåðèîä, ìîãóò âûçâàòü ñìåðòíûå ñëó÷àè (âûêèäûø ýìáðèîíà) èëè ðàçëè÷íûå óðîäñòâà è ïîðîêè ðàçâèòèÿ. Ôîðìèðîâàíèå äåòñêîãî ìåñòà (ïëàöåíòû), êàê îðãàíà, ïðîõîäèò ó ÷åëîâåêà ìåæäó 8-é è 11-é íåäåëÿìè ðàçâèòèÿ çàðîäûøà – ýòî òðåòèé êðèòè÷åñêèé ïåðèîä. Ïîðàæåíèå âî âðåìÿ ýòîãî ïåðèîäà ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ îáùåé àíîìàëèåé, âêëþ÷àÿ ðÿä âðîæäåííûõ çàáîëåâàíèé (ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ).

 êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ çàðîäûø îòëè÷àåòñÿ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ê íåäîñòàòî÷íîìó ñíàáæåíèþ ïèòàòåëüíûìè âåùåñòâàìè, êèñëîðîäîì, ê îõëàæäåíèþ, ïåðåãðåâàíèþ, èîíèçèðóþùåé ðàäèàöèè. Ïîïàäàíèå â êðîâü ïëîäà òåõ èëè èíûõ âðåäíûõ äëÿ íåãî âåùåñòâ (ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, àëêîãîëü, íàðêîòèêè, ÿäîâèòûå ïðîäóêòû æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà ìàòåðè è íå âûâåäåííûå èç-çà áîëåçíè ïî÷åê – ïîçäíèå òîêñèêîçû áåðåìåííîñòè) ìîãóò âûçâàòü ñåðüåçíûå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè ðåáåíêà: çàìåäëåíèå èëè îñòàíîâêó ðàçâèòèÿ, âûñîêóþ ñìåðòíîñòü çàðîäûøåé è ïëîäà. Íåäîñòàòî÷íîå âûâåäåíèå èç îðãàíèçìà õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ è íàêîïëåíèå èõ â îðãàíèçìå ìàòåðè âûçûâàþò òîøíîòó, ðâîòó, ãîëîâîêðóæåíèå, ñîñòîÿíèå, èìåíóåìîå òîêñèêîçîì (òîêñè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì). Îñîáåííî òÿæåëî â ýòèõ ñëó÷àÿõ ïðîõîäèò òîêñèêîç âòîðîé ïîëîâèíû áåðåìåííîñòè, çàêàí÷èâàþùèéñÿ íåäîíîøåííîñòüþ ïëîäà, ñóäîðîæíûìè ñîñòîÿíèÿìè è ñìåðòüþ ìàòåðè (ýêëàìïñèÿ).

Îòìå÷åíî, ÷òî ãîëîä èëè íåäîñòàòîê â ïèùå ìàòåðè òàêèõ êîìïîíåíòîâ, êàê âèòàìèíû è àìèíîêèñëîòû, ïðèâîäèò ê ãèáåëè çàðîäûøà èëè ê àíîìàëüíîìó åãî ðàçâèòèþ.

Èíôåêöèîííûå âèðóñíûå çàáîëåâàíèÿ, ïåðåíåñåííûå ìàòåðüþ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè (ãðèïï, êîðü, îñïà, êðàñíóõà, ïîëèîìèåëèò, ñâèíêà), âûçûâàþò òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ â âèäå ãèáåëè ïëîäà èëè ïîðàæåíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êîñòíî-ìûøå÷íîé è ñåíñîðíûõ ñèñòåì, è, îñîáåííî, íåðâíîé ñèñòåìû.

Îäíèì èç ôàêòîðîâ, ñèëüíî äåéñòâóþùèõ íà ðàçâèâàþùèéñÿ îðãàíèçì, ÿâëÿåòñÿ èîíèçèðóþùåå èçëó÷åíèå. Íàèáîëüøåé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ê ëó÷åâûì âîçäåéñòâèÿì îòëè÷àþòñÿ êëåòêè íåðâíîé è ýíäîêðèííîé ñèñòåì è êðîâåòâîðíûå îðãàíû ýìáðèîíà.

Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ôàêòîðû âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû ìîãóò îêàçûâàòü îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ïîòîìñòâî íå òîëüêî ÷åðåç ìàòåðèíñêèé, íî è îòöîâñêèé îðãàíèçì. Âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ èíôåêöèé, àëêîãîëÿ, õèìè÷åñêèõ è èîíèçèðóþùèõ âåùåñòâ íà ìóæñêóþ ïîëîâóþ êëåòêó ìîãóò âûçâàòü ïîâðåæäåíèå õðîìîñîìíîãî àïïàðàòà è íèçêóþ æèçíåñïîñîáíîñòü çàðîäûøà è ïëîäà. Ìíîãèå ïëîäû ïîãèáàþò, îñòàâøèåñÿ æèâîðîæäåííûå äåòè èìåþò ðàçëè÷íûå ïîðîêè ðàçâèòèÿ ñåðäöà, ñîñóäîâ, íåðâíîé ñèñòåìû è äðóãèõ îðãàíîâ. Òàêèì îáðàçîì, íàñëåäñòâåííîñòü è âíåøíÿÿ ñðåäà îáóñëîâëèâàþò ñîñòîÿíèå ðåáåíêà ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ.

Источник