Закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста

Кутаева Динара
Основные закономерности развития детской речи

Вопросы онтогенеза детской речипривлекали пристальное внимание специалистов разных областей научного знания: психологов (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, педагогов (Е. А. Стребелева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, лингвистов (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Л. Блум, Е. Кларк, Массеи, К. Ф. Седов) и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к выявлению особенностей речевого развития в разные периоды жизни ребенка, многие проблемы нельзя окончательно считать решенными.

Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка»

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развитиясловаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет – до 3500 – 4000 слов.

Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.

В своих исследованиях В. В. Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи.

«Существительные:

· предметы обихода – 36 %

· объекты живой природы – 16,5 %

· средства передвижения – 15,9 %

· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.

Третью часть всех слов составляют глаголы.

Качественное развитие словаря. Уже с 10 – 11 месяцев ребенок начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М.Кольцова разделила на четыре степени:

1 степень обобщения (1 год): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.

2 степень обобщения (2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.

3 степень обобщения (3 – 3,5 лет): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.

4 степень обобщения (к 5 годам): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.

Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи».

Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка,которые выделил Гвоздев:

1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.

2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.

На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места [Алексеева 2000: 160 – 161].

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.

«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков».

Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш]через стадии: [ с- с` – ш. ]

Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.

Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.

К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.

Рассмотрев основные закономерности развития детской речиможно сделать следующие выводы:

Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными изменениями качественной, содержательной стороны.

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения.

Источник

Воспитатель Прохова Т.Г.

Статья “Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста, игры и задания”

Речь дошкольника формируется в процессе общения с окружающими его людьми. Именно в этом возрасте закладывается фундамент речевого развития, поэтому очень важно уделять этой области особое внимание. Мы хотим видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.

Необходимо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с ним , даже , когда он еще не научился вам отвечать. Именно речью родителей пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

К трём годам он умеет повторять наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: “Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять”. Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения.

В возрасте четырех лет дошкольник должен уметь правильно пользоваться предлогами. Игра « Прятки» активизирует употребление пространственных предлогов (в, на, за ). Игрушки прячутся в разных местах, а дети, находя их называют правильно слова а предлогами: в шкафы, на стуле, за столом; согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

Для развития речи в данной возрастной группе можно провести игры с предметами:

«Чего не стало?», «Чего нет у куклы?», дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья. При работе над синтаксисом в речи, в игре «Что умеет делать Гена?» воспитатель начинает, а ребёнок заканчивает: «Гена умеет…пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть). Дети с интересом играют в игру: «Про кого я говорю?», воспитатель описывает ребёнка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у неё светлые, бант красный»,- называют ребёнка, которого описывает воспитатель.

В возрасте пяти лет малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь чётко произносить все звуки, различать их на слух, определять место звука в слове, дифференцировать звуки, схожие по звучанию (з-с, ж-ш и т. Д). Необходимо обращать внимание на темп речи дошкольника, дикцию, интонационную выразительность его речи.

На данном этапе развития можно предложить следующие игровые задания:

Посмотри на картинку. Произнеси название картинок. В каких словах первый звук произносится мягко, а в каких твердо?( изображены зебра, заяц, медведь, дерево, ветка, батон)

Произнеси слова. Какими звуками они отличаются друг от друга? (Галка- палка, дым-дом, голос-колос, коза-коса, мука-рука и т. д.)

Произнеси названия картинок. Где находится звук (М) в начале, в середине или в конце слова?. Заштрихуй соответствующую клеточку ( нарисованы мак, сумка, гном)

К моменту поступления в школу ребёнок должен овладеть основными закономерностями русского языка: грамотно строить предложения, правильно употребляя предлоги, согласовывать слова в предложении, уметь образовывать новые слова из двух слов ( сам летает – самолёт, сам варит- самовар, сам катит- самокат, длинный хвост – длиннохвостый, звонкий голос- звонкоголосый, любит тепло -теплолюбивый), предлагается задание:

Посмотри на рисунки, послушай слова и попробуй образовать новые слова -вертеть,

летать; круглое лицо; длинные ноги; сапоги из резины; полка из дерева (на иллюстрациях изображены вертолёт, неваляшка, цапля, резиновые сапоги, полка с книгами)

Обучая дошкольника образовывать однокоренные слова, например, снег- снежок-снеговик-снежный-снежинка. На зимней прогулке можно поиграть в игру

«Метание снежков вдаль и в цель», цель которой, упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных.

В процессе индивидуальной работы по развитию речи. Например: «Я видел много снежинок, сосулек, льдинок» и т.д. Учить составлять различные речевые конструкции.

Также можно провести «экскурсию» под названием: «Снежная сказка зимы», вначале воспитатель рассказывает о снегопаде: «Падают белые снежинки, ложатся на землю и крыши домов. Они похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но пробовать нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снегом называют бесчисленное множество снежинок» Затем с детьми проводится беседа:

«Какого цвета снежинки? На что они похожи? Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? Отчего получается снежная пыль? Отчего получается снежная пыль? Где, как и почему образуются снежинки? Почему скрипит снег? Какой он на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?» Детям дать возможность поразмыслить, отвечая на вопросы : «Где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега?»

По возвращение в группу нарисовать снеговика, вырезать и украсить группу снежинками, провести опыт со снежком (снег в тепле тает).

Дошкольник должен иметь большой словарный запас. Главным образом, это общеупотребительные слова, необходимые для общения. Хорошо, если объём активного словаря будет соответствовать объёму пассивного словаря. Важно, чтобы дошкольник сознательно усваивал слова и доступные его пониманию устойчивые словосочетания, чтобы он понимал многозначность речи, использовал в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.

Необходимо закреплять использование в речи новых слов. Для этого нужно слова не просто называть, а многократно повторять в разнообразных словосочетаниях с другими словами, чтобы ребёнок его запомнил.

Одной из важных задач обучения ребенка- дошкольника родному языку является развитие связной речи. Для этого нужно с ребёнком сравнивать предметы, у которых есть сходства и различия. При этом дошкольнику предлагается образец для сравнения:

Послушай, как можно сравнить двух животных: «Это животные, их тело покрыто шерстью, у них есть лапы, уши, хвост, усы, глаза, нос. Называют их по- разному – заяц и кошка У зайца уши длинные, а у кошки – короткие; у зайца хвост короткий, а кошки – длинный. Заяц дикое животное, а кошка домашнее». Ребёнок слушает, затем сравнивает самостоятельно. Сравнивать можно по иллюстрации , использовать драматизацию.

К шести годам ребёнок должен уметь самостоятельно описать игрушку, предмет или рисунок. Рассказать не только, что изображено на картинке, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Дошкольник должен уметь отвечать на вопросы, задавать их, самостоятельно пересказывать художественный текст, делая это последовательно, выразительно, без повторов, мы говорим о расширении круга общения ребёнка, которое происходит к шести годам.

В это время дошкольник переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка, он должен усвоить основные правила и понятия о составе слова, как собой звуковой совокупности с определённым значением предложения и т.п.

Детям предлагается задание «подсказать» нужное словечко или закончить стихотворение.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает,

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит(тень)

Говорю я брату : Ох,

С неба сыплется горох!

-Вот чудак , –

смеётся брат, –

Твой горох ведь это (град).

( Е. Серова « Подскажи словечко»)

Далее предлагается игра «Живые слова». Вызываемые воспитателем дети

«превращаются» в слова – играют роль слов: «Ты будешь словом « самолёт», а ты словом «летит»». Из таких «слов» составим предложения, затем слова меняются местами.

Для развития творческого мышления и совершенствования связной речи очень полезно придумывать вместе с малышом рассказы и сказки . И конечно, нужно как можно чаще беседовать с ребёнком, читать ему книги и разучивать стихи.

Наряду с функцией общения речь шестилетнего ребёнка выполняет и планирующую функцию. Её берёт на себя внутренняя речь.

Хорошо развитая речь поможет обеспечить эмоциональное благополучие и облегчит вступление в новую для него школьную жизнь.

Литература :

1.Коломинский Я.Л., Панько Е. А.- Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.- М.: Просвещение,1988.

2.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/Под ред. О. С. Ушаковой.- М.:ТЦ Сфера, 2008.

3.Энциклопедия подготовки к школе. -М.: ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС».-2008

Источник