Закономерности развития роста и развития ребенка


Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!
Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 9382 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
(£9þí8C`@Îág,ËÊÀ¹7>Ý°ñóâê]cºý· h`8jø3g_¡ÆÁ©Y¦`Ó)¦ÔòÆÍçõ]&UÔHXNOè-Ãrújr¢Ú|æìbü9ReÑC÷-/¾åü~?rÎyBéý:r³àrÿ®ý]PFµQàfrë)ÃR1Ü#bõqäjrÆøm#_ PæÂé³¹ÊÂ}h¿7ZÏõ»ùÍâuùýBë§Qi.üäÞÅ)”~æx4ÃgI¦)ã¤æ4àæS1£ºêPÖÜ`DÔ*Ñq÷©9ãüäiîÄiÚtgVÁ&&Wig-4nf©³øPþµÔ;55Û!É/-D$?¹¤ff©IPoä29¡°ÙºR TäæÂ,OWVm)8¡í·u§â!¯¿fx°§ÅÉ»!-úÁÍÂéæë!oC}û?Èo+
vÙ!j0¢Q¢t¿}§Èê;;ôDñBÇ9[NþñîHÂúFæT«Ex²
^EE®eÀhúȪz;+1Ôû(Ùt½íWÅMED.>ÅçaÖ%ï½ÂÚï¨ÊàStír±aÔÉRÔ.?Þà®Ey÷õA7
#ðvÉ5¹5½Éo×Ó¥»J”ÕäsßÁq A^©£9’Òëóö×P@:43oSÎäuE¢_2gft+Ús4àöxæn=ÌÇâl¿ÊÁ»å!òc,ß´~d7gØmºÙªsì
rþQø÷”ü¦C°ÙÖ,ÈDú³2 FKl;ìF `~¯Ûæjõc_FQn½HU¥ú-ÿ7}·TuMü@è,±{ßMDaI˳
¶n:¹÷R(Unþ)t ë
½4B-2ë¾üÔø÷%üø6°ÙoÓXJ}GÔ¥ÆTñWGåu1P½`~(¢T´¥þ ]N^Í:.ó@e²fúöNdm¼I@ÁÈA&b¡+Õ·$¥±”Ë °¥ÄêF»àW
ÝÇKJ ¸g.¡(¨:(¶[Y«Õ³Ü
bi
6eLËØgä
lö&µL+2ìÙB7½|êTʪô¶Ü9KÆ;:ä½5ÆË?
ËQBÀY]W4:aýGW¨µi´÷.b0W´yÇÕ¿7æÿ߬ý A(‘#þÞå»Â¥Ñà!
endstream
endobj
14 0 obj
2612
endobj
12 0 obj
[ /ICCBased 13 0 R ]
endobj
15 0 obj
>
stream
]eÒ ÖIWè?7¶7×hÛHúøÏ2MâwÀ_ö>o¾®åàp@Á2,î%¸bNܹÑÜÃÂbÁ
·¥þúÓoÙâdíÖ=Ë2Dh¥NÿÒ$^¡û¼Zu¢%OÍ]vw©åG|qa(³híDÑKÉ÷þ©Ý8)”.þ{·ûâ@ûDµ.ÛñÐxîVDu8WÄUR8tlÎi?=®G¾~ªDÏqýFg`*h@3«Øa^¤XÆÿùãöÁÀ
H’ÏnQ a¬øwÈké¸Çpc
¯;æ>ÜÊÃ’·cøá%G+Æ&þ/c,,»sÍÿU1o&¯ç0´ñOHx©d×? äVC}twv3&¨Ê24gg0²£ðóì0²PQ¥ÖUÎ?y,þä8þ·c¾ë¹úý7{¡jrÏ
ôH.ãý:Qâ1^§};;u0!iINsn§õm¥[Ö04Ô=Áò®ÔQ£y¾jí«®;·ÄucSù±³H¿u5ÜdåöVPÊz)ÚN]cÎOCî{¬
Ó æ
N9U%);]
É:?¤Ì)ûVS]ÕÄÕu$¼åtßÓFú½¿BÓ_3{¹´^ñg?1n$YTÎáoÜPk/ø$ØgA¿ÑÍ26
ýyÍ)¸ò 7¼ z`ÝütÂÍ¡2Lª> ;»µð¿:ªõì{c¥æH÷1j¬PJù×®PJö§
Ôõi”oß«yäLÍi¬dÃ0èæë
Mêc: n¥RË(H*:¼qXÂ4]¨UÑfKaׯ’ó=à ª’ïj¸ÀQ(’Ú$Wº¹Âk¶^¬Ý|¾uð¤ü!¹ >eøx1õsܧ;`aÊòÛHíǯpBa- kåwXÍ}åV,0г¢^`«!¸öȨak½@¾X9ÄîÂkªøÝ`.kìÀ¿¨fM+Höò+
Tt¦
ïª>·¸óëïÚ^Vñú ÒSI3,âåWñÉ~!©Q>d5¥¦åÇð(Å]¢`ïoçÞ§ó +nUë#úÎ_¿e$£K9ÇqÊ=>½dCcÝ8@RJs1Ú¢mPàèBD+íÃ×É«.¢}4ÚF£ozv´À¹æ[Æ·²q!%ÜV¿%í϶©µepR©¥ÔF*? 8þÎ6Ù&ðêVál.ÿ+)ÄHû¼ ±¤æä|
òv£¿æì^R½Ê)oÚfnF1«*K¬_
endstream
endobj
16 0 obj
1116
endobj
7 0 obj
[ /ICCBased 15 0 R ]
endobj
18 0 obj
>
stream
øîczØ=Î;q-aÚÐP÷lFm7jxÞù»kþ®¢í[×wc÷ûh¨õÈÂ/«YxiX±dK3Ѹ{w(îýßëËÀʧ³JÌŶV1¦ÜÁ½1M¦~@Rgx8Ã
«Åkì#OÜMùÙsù¢V§HcêÂÅn
endstream
endobj
19 0 obj
138
endobj
17 0 obj
>
endobj
20 0 obj
> /Font > >>
endobj
21 0 obj
>
stream
Lÿ>ÿç`ÀÌÏb4’«5xwfØq¦c~Íæîé]¸ÜÖ*IøS}½µr¡mr6LÍAçvî N÷MüÅb6sg«Ì0I}̺/+¬E¼°?TJ§
®ô£VôR q§õêË>@¤{!çJÚ.’oGM%ôGx+§oyR¿ÝmJg`ãHæP߸, Å, 4’±3¿Jµ%ër¾çîâ_C6TlìsA(̽!®«v,mOÀB7õ¬ÛõÀ?ÉW¢Ë&lÛ
PçD÷=
%d´È$¦;/ ¹/y¿ ½£ÌvÖÿù7Ôâ”U¬g¦ÀPkâêØä=?dPl®y¨ÿ«·iKèy$|èÚd¯ÇßáetK:®²²õª±F«Wµ¾è×£ÝD¿’içY}¢®ß>L|ªIäÄTÎH(¶dï,Æ«NÈÈ6ûee¹«ËS¥ÕeiÊ}¼5I|ê4n Å+A죱ÖãKº
kü2lþ7Ò6Ðwþ2W¹
Ñ»©PìÙÊø5p+Ï[¥æDn·>±¹ncO2¸÷ÍÚ2WhßåË÷ËM˼’¢&û¢zôµÑhÁ$%à}â9åE¨§ÚùVö¶2ñüðHtñÝ#lµi+úýÎ0æ3ø-s/Ö
¶®õ=fÓñæKÚùòf9]ØV”~
«]âq!;&¬2G2à¨=¨Ü¢ÊÜ+wauõÞ[zL~åÂð AÞ§±qRgÅ(¸ÔQHºTErOÜâç9Å-0Fû6!jËg»¥+.|ÇF&öó¤à¯àeN̵³é´®6ÌÎ*9»´¬Ò Ää¿Ç¼dªÞðÇJ
.yÑüoRìâôW¨ÞÖw=°ufà{îV¹79è ·kÀ¼´;QpªC xqÿ¾0ôNøm®ù=Ñ”ñöÇËpÖÚ!l]~¼icvì+?
³ÀÒíèn~.ãg´Y Òè>Ôu=vl /¦Z̒ͲÃS1]qF*¾ÝèÃ6´gýÒq«e{²$Æ3_v£¾[õSÔÇêæU%Qá¶MBäWàÅ»5µ±µìòsy¥ïÅ-¾óÁ#¡Ê±A¥´ µ}¢B;O1ÛVfR{LÆ3Xjõ²òuºC# éHiÓªG ZݽúÖ#
ºÜÂazDúÜþî
ÈÅp?§õ’¤KZ×/øTñª(C¦Ð#ñÊòaGݲ Ê[ÔÚ§ot¿peecáâÖ2 77¶Ýò”öfE¥À6ì%!JM½ÜO9^Í `¾k>ì»=®Z}|ÊBkè !(Q”½AÎYÁG2ò+¥ .B ªTGmÐþ-e6ÑmìKðñ_,ÇùmE´ @=Ö @9Lòð vRÍd>`ªr”aÍJHjîC¯Z±x6dëeþó6yÍ2¶?/j¾1ýû Q|º}yä¾]¯?þ`Ã.»ÃºóÑ2t W´wtÈImÃ
|2Nh,ï)~ñ.buSl9ù”Zã/kmÃ2G諯üjc÷KñIu±ÂHðòÁdQ.
Idçæ¸÷D*#L.õík~þñEí 4ófa_S¯bÆå¬Y#k-´sóÆC¶ëÕDâÕ/ SayðE;[ðò·ám+Á*=Éö¤¥»÷iÔíÂÓլݻ¯L4ègPØì?3êËzXÃàßao8YzýýúÍC÷2â[ã¢ÕêÂmÜ;÷ÇZai¢ÈM~À¹c£$rÚÛÈ]ú¬çªlp-TÒÚ=eß /ÞiÄØ;³&
o0KBêÌò×7§1”TýñPòÓ¨xæsIo¬7 ISÈÿH¿¹AVAxoDyù?,”4p¹1J?CÞavC lî¶:ßÂÖÿ
endstream
endobj
22 0 obj
1661
endobj
24 0 obj
>
stream
viokõMO&¨!ðUTë«é§©æÒ1¤tR;µ/4^¨Ök&Ãw{eê)DJk¾ ?ÕíO8ðÁ§ ÊkÞ
&À)xìEp×=ÒJ5¨ ¤*xj*½©údzC7M°»¿ôSê=Ì,³[QÒÇòoç^S{p[ï=GØ_¼cÖÈu
áÖ_òG¤y%ɳ7æLä#Õ ³ö°ÊÒ_ä|ñi¥6×XƲzÂاM`Ïg&ÉÄê” |_öo$d½’®IøÝÜ.5
ß¡3Ã%¸F,4X£U
äשôvt}¨¹S:;¥_¹Þ|$@%*AW/¢°P®³ó76.ÅÍiÕã¨ÅaW
M92f”¸Ó4¼$.Cs0Ü¿®¿¡¬
ÀfËY_qFä&_[Û¿3°7GS¦]”a~þve}ð§vöðIq
ßéðXû`e+ÏA}¡ñuWì4ngòB]*¹,ÌIÙaB°Î¡OÛE¶çqîË36&7wtßs’í¡ ÄÚÀtpû°XÓ7cÚdÌ[(£ãTq4″¼Á+³Û3çÞ:kÁÀDðZÈxôFäÞÇx-éc¤ÄDs¿µØ½M¸jaâ({àÚPe)ÐÀõò³O- m¢Õ:ä¬;Èpê¼î3ÇÍêï»éÆa”lîoØ»b)ïDG´Wÿèeq89kÊLæb^Ò/
+ÉÙyÕiGd¯xMõ÷JZyC3*÷ÞAc3Þ§wa8>ÜîOÛÙ®¸Ç´q5¤êâëiöf«âÛÑ”bw̬Z¥
ò3+9` ÐÒC2ìk-p2*~ë㱯ßdþTêþdUHö&bÉW+h^îÉILF5ñç>¿i³¸Òæwæu(¨v³G ,Ñ3
ÆB/Ì¿mÙXé©Î8ç-`Ø+ÉZ` Û5|d¯¯Có¼Ú»d¢ ɾ í·¥°Ò~5±OàzYJ>/fÉô÷÷n_FÐjn¶.á)ä%6pAªÓõQ>ÅEXõî,Rë |öÈk>Wô*¡ûcA¥ùW~þÎõ¬oÇëA ¶l&§¬
{âN¼ åÊÆ 9§Gõ¸Q#.µH·üA´¦v:r{íowú²zÁ)ÙOá¼E¼¬xk nQ”m+p»ÿåv«¿v÷é bQþrXZßrÎ_Lѽ?T=¥÷à¹Z2c[ x#cD 354 «ê¾abP4ÄBÙêZDüÞ?q¡WXîñ½ñnñk}¾µ®¥Ãõõ2xçD Ü /£ìe´mÎó¥nÖ@3n¨ãx(ë¦zh+¿ÜUyçd÷Æ
Gù¬6ÇB©”}»ÿ§Tª°ü4Æ~¢þÝ7y|@4«æ
Mï®ZVàÇ,|¾Ôr Ö¥KFã7¸ÎAéKÖÂ!sgÙå[Ïþ9ÅÞþÖZØyóÓÁ`+ûßé¤wYðwLR·ÌÈáµÄùeÓ0£ÄÀ¬óÚöeýßbâÝ.ì] ¶âÄÂ!Ryqpþ¬[¼rîü57¼ÜsN£>ø7Ì©y)îïêå¶(Õv ¦Aòh½+@ñEï3ʶÍ2[è¢Ù, Æ1±NþCÁRN´måÖepJ¾À~46~”`òBHG|Ç]ü f
zgyØndJg×ëSüRÎøóh]üù¨V]OÿY.b¤ÆºXP³¾Ê!uXJul£¹eBxì¼WÄ°MõOIöPýIØÝeÃHq+õ1µÃ4
KÌÂw ¥áÆ´ójær»-ÙÂm]h¡Ý7x©Á ¾XéÞÛ¾ºÿe=Iæ.Eã(íÆÌJÒ ñ»AΧr¦
¤9ñHþT£?ðp²¸ÜGð>¢$bËÌØDæžø꾦I콨+Ùx]*ãv|ÍH@?E)zê¶`µ>ÊïF? À±d?ÿ~ª/w¦úbåpؼf£ÄÚýv-bî=«ÔT@E/J@ìì=hBWqÁØÞ×HÈyv1ÿãÜ(£ÊÛ,æIca¾Ú:’N@Ap·ÒûCB?Ã’
ûv·¡½²8ðצ?Q×ÞWZí>(ßKí
;Vt}$dCljpü«Ä6 MmMþA6Ö¡ºWiÄJûoh¾_qùd3¯¶å0&| yÞ¢él=·ß½¨Ïö³*þý_Õò~ô^sEH³Ck§FhôÀÿñSC£°Ì`£-Ò0yÿÛòMµÊàê#k
{ÛYÓl¶^oË¡’»$Ä¡¹rÌsËAµøjJ$îÿóõ¤»¸Í82Ťó¥Nºü}@áTð«3)ûX8óÄϳ¹HivT%´íLÚ)+Êá`{©UyÕþjKáèõ¨3Õµ¡Î¡Q)}xl¿â-}GÚYĬÇçÂcVÇÓðlo±¶`ÚÄ#w¡ täAMfùkoö4rò
a-åm’}°õ©¯åYN®óçÝic{Te´Û-‘î+.ÍAudßÚÌ÷m®i5añ5fÿ3éÑ{JÔVJUJ´X
Pí É’cnÝþ>§úgTú¾={7º×j¾ßð ÁRuó
éF|À´ZövÌ¥Ý ÕçnÝ
?pù ]x8Vz¨ó¶z”qÄ·#
Источник
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) – Муниципальное управление
Мусалимова Гульнар Сабитовна
№1160913163806
Творческая аттестационная работа
«Общие закономерности роста и развития детей и подростков»
Преподаватель Ахмадуллина Хамида М.
Уфа 2019
Введение
Организм детей и подростков во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского организма — высокая интенсивность обменных процессов.
Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: длины тела, массы, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
В практике здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная периодизация:
Новорожденный – 1-10 дней;
грудной возраст – 10 дней-1 год;
раннее детство – 1-3 года;
первое детства – 4-7 лет;
второе детство – 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
юношеский возраст – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также деятельности центральной нервной системы.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется
морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;
изменяется форма органов и всего организма;
совершенствуются и усложняются функции и поведение.
Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.
Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: дифференцировку органов и тканей, рост, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Закономерности роста и развития.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.
Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:
1. Необратимость.
2. Постепенность.
3. Цикличность.
4. Разновременность.
5. Наследственность.
6. Индивидуальность.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то есть в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12 месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на 5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в период полового созревания.
Наиболее интенсивно в раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной кости происходит в 15-16 лет, верхних – к 21-25 годам. Кости таза начинают срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей – лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.
Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой – в отставании роста сердца от роста сосудов.
Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам – в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость.
Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.
Периоды развития организма
Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.
В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.
8-12 лет (мальчики)
8-11 лет (девочки)
6
Подростковый возраст
13-16 лет (мальчики)
12-15 лет (девочки)
7
Юношеский возраст
17-21 год (юноши)
16-20 лет (девушки)
8
Зрелый возраст
І период
22-35 лет (мужчины)
21-35 лет (женщины)
ІІ период
36-60 лет (мужчины)
36-55 лет (женщины)
9
Пожилой возраст
61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
10
Старость
75-90 лет (мужчины и женщины)
11
долгожительство
90 лет и выше
Заключение
Соответственно последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста:
в течение первой недели жизни он считается новорожденным;
до конца первого или начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным;
наступление смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст;
15-ый год жизни считается концом позднего детского возраста.
Все эти периоды определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 недели гестации. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Литература
Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1982 – № 2 – 67с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд. МГУ, 1992 – 192c.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высш. шк., 1985.
Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002 – № 2 – 74с.
Карташев Н.Н., Соломатин С.С., Трегубов Е.М. Руководство к учебно – исследовательской работе по возрастной физиологии и школьной гигиене в межсессионный период. – М., 1985.
Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах, Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.
Физиология человека /Под ред. проф. Л.З.Тель, чл.-корр. РАН Н.А.Агаджаняна. – Алма-Ата, 1992.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990.
Источник