Закономерности развития ребенка выявленные в разных психологических учениях

Закономерности развития ребенка выявленные в разных психологических учениях thumbnail

Значителен вклад
А. Гезелла в детскую психологию. Он
разработал практическую систему
диагностики психического развития
ребенка от рождения до юношеского
возраста, которая базируется на
систематических сравнительных
исследованиях (формы и разных форм
патологии) с применением кино-фоторегистрации
возрастных изменений моторной активности,
речи, приспособительных реакций и
социальных контактов ребенка.

А. Гезелл ввел в
психологию метод лонгитюдинального,
продольного изучения психического
развития одних и тех же детей от рождения
до подросткового возраста. Он изучал
монозиготных близнецов и одним из первых
использовал близнецовый метод для
анализа отношений между созреванием и
научением. В последние годы жизни А.
Гезелл исследовал психическое развитие
слепого ребенка для того, чтобы более
глубоко понять особенности нормального
развития. В клинической практике широко
применяется составленный А. Гезеллом
Атлас поведения младенца, содержащий
3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную
активность и социальное поведение
ребенка от рождения до двух лет.

     Исследователи
в европейских странах в большей степени
были заинтересованы в анализе качественных
особенностей процесса развития. Их
интересовали стадии или этапы развития
поведения в фило- и онтогенезе. Так,
после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка,
В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер
предложил теорию трех ступеней развития:
инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер
связывал эти ступени, их возникновение
не только с созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием аффективных процессов, с
развитием переживания удовольствия, )
связанного с действием. В ходе эволюции
поведения отмечается I переход удовольствия
“с конца на начало”. Проводя на
детях, эксперименты, подобные тем,
которые В. Келер проводил на шимпанзе,
К. Бюлер заметил сходство примитивного
употребления орудий ‘ у человекоподобных
обезьян и ребенка, и поэтому сам период
проявления первичных форм мышления у
ребенка он назвал “шимпанзе-подобным
возрастом”. Изучение ребенка с помощью
зоопсихологического эксперимента было
важным шагом к созданию детской психологии
как науки. Заметим, что незадолго до
этого В. Вундт писал, что детская
психология вообще невозможна, так как
ребенку недоступно самонаблюдение.

 Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная
одаренность или окружающая среда —
привел к теории конвергенции этих двух
факторов. Основоположник ее — В. Штерн.
Он считал, что психическое развитие —
это не простое проявление врожденных
свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это — результат конвергенции
внутренних задатков с внешними условиями
жизни.

   По 3.
Фрейду, всякий человек рождается с
врожденными сексуальными влечениями.
Они первичны и обнаруживают себя с
первого дня жизни. Эта внутренняя
психическая инстанция — “Оно” —
существует уже на начальной, оральной,
стадии развития, в течение которой
психическая жизнь ребенка связана, в
основном, с удовлетворением потребности
в пище. В реальной жизни способы
удовлетворения индивидуальных влечений
наталкиваются на запреты. Под их влиянием
“Оно” выделяет из себя маленький
кусочек “Я”. За оральной стадией
следует анальная стадия. Акты дефекации
составляют ту деятельность, в которой
инстинктивные влечения должны быть
удовлетворены. Здесь запреты родителей
становятся еще больше, и “Я” все
больше дифференцируется. Наступает
такой период в жизни человека, когда
удовлетворение сексуальных потребностей
начинает связываться со взрослым
человеком.

С точки зрения А.
Валлона, при изучении развития психики
важно акцентировать внимание не столько
на сходстве и подобии процессов, сколько
на различиях между ними. Более того, для
разрешения противоречий важно даже
углубить различия между 1 явлениями,
чтобы лучше понять причины и условия
их взаимосвязи и переходов от одного
состояния к другому.
По мнению А.
Валлона, психика не может быть сведена
к органике и в то же время не может быть
объяснена без нее. Для того, чтобы
объяснить, каким образом органическое
становится психическим, А. Валлон
рассматривает четыре понятия: “эмоция”,
“моторика”, “подражание”,
“социум”.
      Подобно
либидо у 3. Фрейда, эмоции у А. Валлона в
генезисе психической жизни появляются
раньше всего остального. Ребенок способен
к психической жизни только благодаря
эмоциям.

Источник

Pages:     | 1 |   …   | 10 | 11 |

| 13 | 14 |   …   | 65 |

Другая стратегия состоит в исследовании первоначального психологического состояния организма, то есть источника, или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма) Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития составляет основу для понимания промежуточных форм По мнению X. Вернера, два типа теоретического анализа функциональный и структурный ведут к организмическому целостному (системному) анализу, другими словами, к сравнительному анализу психических явлений в разных вариантах, в которых протекает развитие.

Эволюция и взаимовлияния изложенных выше теоретических концепций и методов исследования детского развития в западной психологии отражены в табл. 1. Можно видеть, что все рассмотренные теории были созданы учеными одного поколения. Это указывает на то, что в этот общественноисторический период существовала объективная необходимость в разработке общей теории развития. Однако единая концепция детского развития так и не была создана. Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных ученых Таблица 1. Основные психологические школы в зарубежном детской психологии XX века Ребенок предмет Ребенок взрослый Ребенок общество Теория трех ступеней К Бюлер (18791963) Детский анализ. Английская школа М. Кдейн (18821960) Историческая психология детства Ф Ариес Теория рекапитуляции Ст Холл (19441924) Теория конвергенции двух факторов В Штерн (18741938) Детский анализ. Венская школа. А Фрейд (18951982) Этнопсихологические исследования детства М Мид и др.

Бихевиоризм Дж. Уотсон (18781958), Э Торндайк( 18741949) Теория психоанализа 3 Фрейд (18561939) Эпигенетическая теория личности Э Эриксон( 19021994) Операциональная теория интеллекта. Ж Пиаже (18961980) Теория социального научения Структурная психология К. Коффка (18861941) Сравнительная генетическая психология. А. Валдон (18791962) Женевская школа генетической психологии Нормативный подход. А. Геэелл (18801961), Д Термен (18771956) Французская школа генетической психологии Нормативные исследования психического развития При большом разнообразии подходов к проблеме детского развития степень проникновения в сущность этого процесса определяется введением в психологию новых методов исследования. Нетрудно проследить переход от наблюдения к констатирующему эксперименту в его разнообразных проявлениях (поперечные срезы, лонгитюд) и далее к сравнительному изучению развития в норме и патологии, в условиях разных культур, в прошлом и настоящем.

Эволюция учений шла по линии все более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Ранние теории рассматривали детское развитие в системе отношений “ребенок предмет”. 3. Фрейд впервые показал, что развитие ребенка определяется противоречием между врожденными потребностями ребенка и ограничениями, которые общество через взрослого накладывает на него. Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений “ребенок общество”, что свидетельствует о постепенном преодолении биогенетического принципа.

Теория 3. Фрейда, которая занимает центральное положение в этой схеме, связывает и определяет направление основных современных концепций развития личности за рубежом.

Читайте также:  Карта развития на каждого ребенка в группе

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.

Проблема наследственности tf среды в развитии ребенка (критический анализ).

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.

Объясните возможности применения теоретических положений данной главы для практической и исследовательской работы с детьми. ЛИТЕРАТУРА:

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.1, М.,1983.

Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии.//Вопросы философии, 1981, No 12.

РивичЩербо И. В., (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М.,1988.

Рогиткчи Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М.,1977, гл.16, 17.

Рубинштейн С. Д. Основы обшей психологии. М.. 1946, (Биогенетическая проблема).

Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.

1. Теория Зигмунда Фрейда. В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни уровень бессознательного крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для 3. Фрейда предметом исследования. Два открытия 3. Фрейда открытие бессознательного и открытие сексуального начала составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином “либидо”. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах “”Я” и “Оно””, “По ту сторону удовольствия” 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

“Оно”, “Я” и “СверхЯ”. “Оно” наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, “бурлящий котел влечений”. Будучи иррациональным и бессознательным, “Оно” подчиняется принципу удовольствия. Инстанция “Я” следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. “СверхЯ” служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если “Я” примет решение или совершит действие в угоду “Оно”, но в противовес “СверхЯ”, то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к “Я” со стороны “Оно”, “СверхЯ” и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных “защитных механизмов” таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии.

Эрогенные зоны это области тела, чувствительные к стимулу;

будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие “Оно”, “Я”, “СверхЯ” и взаимовлияние между ними.

Оральная стадия (01 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.

Оральная стадия состоит из двух “фаз ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что “сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни”.

Читайте также:  Высший уровень развития способностей ребенка

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты “Оно”: ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Pages:     | 1 |   …   | 10 | 11 |

| 13 | 14 |   …   | 65 |

Источник

Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Лев Семенович Выготский (1896-1934). Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Л. С. Выготский противопоставлял две концепции развития — метафизическую и диалектическую. В рамках метафизического подхода психическое развитие ребенка рассматривалось как простой рост, реализация, модификация и комбинирование врожденных задатков, т. е. как чисто количественное изменение изначально пре-формированных человеку способностей. Психическое развитие ребенка в диалектическом подходе выступало как непрерывный процесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения принципиально новых структур сознания. Ботаническому прообразу процесса развития как роста (отсюда метафора детского сада как места, где происходит развитие ребенка по аналогии с развитием растений в соответствии с наследственной программой) Выготский противопоставил понимание развития как качественного процесса развития поведения на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания. Оценивая вклад исследователя в развитие психологии, А. Н. Леонтьев [53] писал, что идею историзма Выготский ввел в конкретное психологическое исследование. Поэтому его концепция глубоко исторична по своей сути — генезис, становление и развитие психических функций и сознания человека находятся в фокусе внимания его теории.

Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специ-

122 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

фики ее развития в онтогенезе [26]. Сознание человека понималось им как продукт исторического развития общества. Такое понимание природы психики противостояло натуралистическому взгляду на сознание как имманентно присущее человеку свойство, общепринятому в классической психологии. Выготский, напротив, утверждал, что сознание не дано человеку, а имеет генезис и историю своего прижизненного развития. Принцип специфики развития в человеческом онтогенезе означает, что законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития индивида всех других видов животного мира. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он не просто декларировал эти принципы, а конкретизировал, в чем именно состоит отличительная особенность человеческой психики и специфика ее развития. Закономерности формирования сознания были раскрыты исследователем в учец^га о высших психических функциях и законе развития высших психических функций.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе.

Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Из такого понимания сущности развития возникает учение о психологическом возрасте как «единице» анализа онтогенетического развития. Методологический принцип выделения «единиц», последовательно реализуемый Л.С.Выготским в возрастной психологии, как и в исследовании мышления (где он был впервые заявлен), требовал выделения особой «клеточки» онтогенетического развития, которая бы задавала общую структуру качественно своеобразных периодов целостного процесса развития, сохраняя его общие свойства и характеристики. Такой «единицей» в детской психологии, созданной Л. С. Выготским, стал «психологический возраст».

Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом, т. е не является простой функцией от времени, а имеет сложную орга низацию. Это означает, что психическое развитие имеет свой осо бый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже. Выготский пишет, что год в младенчестве не сопоставим по фундаментальности изменений с любым другим годом жизни. Гетерохронность (не-

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 123

равномерность) также требует выделения иной, чем хронология (время), «единицы» анализа процесса развития.

Последующие законы конкретизируют принцип социально-исторической обусловленности психики человека в отношении законов психического развития ребенка.

Закон развития высших психических функций определяет генезис высших психических функций, составляющих сознание человека, как процесс интериоризации знаков и развития значений.

Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.

Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

9.2. Учение о психологическом возрасте

Психологический возраст — «единица» анализа развития. Возрасты, согласно учению Л. С. Выготского, представляют собой целостную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой. Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено исследователем в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возраста наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности составляет структуру психологического возраста. Выготский резко возражал против позиции, в которой среда рассматривалась «как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий» [26]. Пониманию среды как фактора развития Выготский противопоставил понятие социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, по мнению ученого, это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [26]. Такое определение социальной ситуации развития про-

124 • Возрастная психология. Конспект лекций

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка в домашних условиях

тивопоставляется бихевиористскому подходу, в котором среда понимается как стимульная среда, как фактор развития. Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу. Первый план отношений — это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый выступает как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности. Второй план — отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения.

Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

Важнейшим принципам анализа психического развития в онтогенезе исследователь считал учет динамики перехода от одного возраста к другому. Он указывал, что эмпирическое изучение развития ребенка позволяет установить два типа возрастных изменений — постепенные, медленные, преимущественно количественные изменения, т. е. эволюционный тип развития, и быстрые, фундаментальные по масштабу и глубине преобразований, захватывающие все стороны личности ребенка, т. е. развитие революционного типа. Развитие эволюционного типа характерно для стабильных или литических возрастов, в развитие революционного типа — для кризисов. Динамика возрастного развития предполагает закономерное чередование стабильных возрастов и критических возрастов, или кризисов.

ЭлинаЗаслуга Л. С. Выготского в том, что он предложил новую эвристическую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. В традиционной психологии кризисы оценивали негативно, считая их болезнями роста и, в определенной степени, нарушениями развития. Ученый предложил прин ципиально новое понимание кризисов. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризи са — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка. Суть противоречий — несоответствие старой со циальной ситуации развития и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. Социальная ситуация развития (ССР), согласно Выготскому, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания. ССР представляет исходный момент для всех динамических преобразований возраста. Не будучи ничем иным, как системой отношений

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского * 125

между ребенком и социальной действительностью, ССР, по словам Л. С. Выготского, по мере развития ребенка распадается, отражая в своей трансформации новые достижения ребенка и подготавливая в основных чертах новую ССР.

В периоды кризисов развития осуществляется коренная перестройка ССР, задающая новый импульс и направление психическому развитию ребенка.

Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными особенностями. Первые три особенности кризиса были описаны в психологии ранее, начиная с работы Э. Келер, содержащей классическое описание кризиса трех лет. Четвертая впервые была выделена в работах Л. С. Выготского. Дадим краткую характеристику указанным особенностям.

Элина 2 Особая динамическая структура кризиса. Во-первых, границы кризиса четко не определены. В воспитании детей иногда не знаешь, когда кризис уже начался и когда уже закончился. Например, кризисы года и трех лет трудно дифференцировать в силу того, что при определенных условиях воспитания они практически не разделены по времени и один плавно перерастает в другой. Во-вторых, любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную критическую и посткритическую. Предкритическая или негативная фаза развития характеризуется постепенным, а затем быстрым и в момент кульминации катастрофическим нарастанием негативных симптомов развития. Смысл негативной фазы в том, что ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям. Это несоответствие и находит отражение в трудностях воспитания, утрате прежних интересов и достижений. Кульминация кризиса — резкое обострение противоречия между местом ребенка в системе социальных отношений, прежней социальной ситуацией развития и новыми возможностями ребенка, отмирание и начало перестройки социальной ситуации развития. Посткритическая или позитивная фаза кризиса меняет характер развития в сторону позитивных изменений и формирования новообразований кризиса. В этой фазе наблюдается постепенное сглаживание негативных проявлений в поведении ребенка.

Относительная трудновоспитуемостъ. Эта особенность является относительной в отношении исходного уровня трудностей воспитания ребенка. Есть дети послушные, и воспитателям с ними легко, есть дети сложные для воспитательного процесса, есть творческие личности, требующие особого подхода. Каждая категория отличается уровнем трудностей воспитания. От относительно ис-

126 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ходного уровня и происходит нарастание трудновоспитуемое™. Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Например, перестают действовать испытанные способы поощрения и наказания, утрачивают ценность прежние эталоны, идеалы и образцы для подражания. Отметим психологический смысл и необходимость такого обесценивания: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы поведения, необходимо сначала отказаться от старых. ‘ Негативный характер развития. В первую очередь, данная особенность проявляется в потере интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деятельности, увлечений и занятий. Например, именно в период кризиса 6-7 лет у ребенка впервые возникает слово «скучно». Интересно, что и в зрелом возрасте кризис 27-30 лет также нередко переживается к^: утрата интереса к жизни, к супругу и семье, к профессии. Во-вторых, у ребенка наблюдается снижение и иногда частичная потеря уже имеющихся познавательных способностей. Например, известный феномен «подростковой амнезии» как временной утраты приобретенной в младшем школьном возрасте способности произвольной смысловой памяти. В подростковом возрасте жизнь насыщена значимыми событиями и переживаниями, однако вспомнить, что именно происходило, подростку оказывается необыкновенно тяжело. Другим примером может стать явление подросткового личностного эгоцентризма как своеобразного возвращения к центрации на себе и личных переживаниях без должной координации различных социальных позиций и точек зрения на предмет в условиях, когда операциональный интеллект уже сформирован. Вместе с тем отметим, что за «утратой» прежних способ ностей необходимо видеть процесс возникновения и развития не вых психологических структур и способностей.

Возникновение новообразований кризисного периода. Особенност этих новообразований в том, что они связаны с отмиранием старой возникновением новой социальной ситуации развития. Поэтому период кризиса новообразования приобретают гипертрофированны и не всегда адекватный реальным условиям характер. Например, ходе становления автономии подросток борется за независимость, самостоятельность, взрослость. В период подросткового кризиса за рождающееся «чувство взрослости» [104] может приобретать неадек ватную гипертрофированную форму — требований приходить домой позже 10-11 вечера, посещать бары и употреблять спиртные напитки, пользоваться косметикой в школе и т. д. За этим поведением

Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 127

стоит новое социальное самосознание подростка «я — взрослый» и соответствующее новому осознанию себя требование равноправия и уважения, принимающее, однако, в период кризиса чрезмерно резкую форму. Л. С. Выготский считал, что именно формирование психологических новообразований по мере отмирания старого и составляет главную сущность возрастных кризисов.



Источник