Закономерности развития ребенка в норме и патологии

Закономерности развития ребенка в норме и патологии thumbnail

В норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребёнок всё время находится в процессе не только количественных изменений, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений – возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило нормальное явление в развитии детей.

Рассмотрм механизмы системогенеза психических функций: критический или сензитивный, гетерохрония и асинхрония.

Критический или сензитивный характеризуется изберательной чувствительностью к определённым средовым воздействием. Это период к наибольшей восприимчивости к обучению. Смена одних критических периодов другими задаёт определённую последовательность.

Гетерохрония развития- внешне психическое развитие выглядит как переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии возникают различные диспропорции в развитии:

Явление изоляции – изолированная функция лишенная воздействия со стороны других функций, останавливается в своём развитии, теряет адаптивный характер.

Жесткие связи и их нарушения. Свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведёт к нарушению всей цепочки в целом.

Иерархические связи и их нарушения. Как показал Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии.

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, про-являющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причи-ны, их вызывающие (в основном это различные заболевания, трав-мы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основ-ного нарушения в сфере психической деятельности, которое оп-ределяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушени-ем при слепоте является выключение или резко выраженная не-достаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического разви-тия ребенка, что проявляется в формировании вторичных и по-следующего порядка нарушений в сфере психической деятельно-сти. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени его выраженности и времени возникновения.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая законо-мерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом:

«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех ка-тегорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя прояв-ляются они в разной мере и форме.Установление закономерностей, действующих в группе изуча-емых явлений, и специфических особенностей, отражающих свое-образие каждого из них, является одной из важнейших задач лю-бой области науки.3

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции. Если известны набор элементов необходимых для построения новой функциональной системы, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу коррекции.

Источник

В норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребёнок всё время находится в процессе не только количественных изменений, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений – возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило нормальное явление в развитии детей.

Критический или сензитивный механизм характеризуется изберательной чувствительностью к определённым средовым воздействием. Это период к наибольшей восприимчивости к обучению. Смена одних критических периодов другими задаёт определённую последовательность.

Гетерохрония развития- внешне психическое развитие выглядит как переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии возникают различные диспропорции в развитии:

Явление изоляции – изолированная функция лишенная воздействия со стороны других функций, останавливается в своём развитии, теряет адаптивный характер. Жесткие связи и их нарушения. Свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведёт к нарушению всей цепочки в целом.

Иерархические связи и их нарушения. Как показал Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии.

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, про­являющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причи­ны, их вызывающие (в основном это различные заболевания, трав­мы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основ­ного нарушения в сфере психической деятельности, которое оп­ределяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушени­ем при слепоте является выключение или резко выраженная не­достаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, про­являющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причи­ны, их вызывающие (в основном это различные заболевания, трав­мы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основ­ного нарушения в сфере психической деятельности, которое оп­ределяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушени­ем при слепоте является выключение или резко выраженная не­достаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического разви­тия ребенка, что проявляется в формировании вторичных и по­следующего порядка нарушений в сфере психической деятельно­сти. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени его выраженности и времени возникновения.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая законо­мерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом:

«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех ка­тегорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя прояв­ляются они в разной мере и форме. Установление закономерностей, действующих в группе изуча­емых явлений, и специфических особенностей, отражающих свое­образие каждого из них, является одной из важнейших задач лю­бой области науки.

Источник

     План:

     1
Определения :    а)  Дефектология

           б)
      Структура дефекта

           в)
      Первичный дефект

           г)
      Вторичный дефект

           д)
      Норма

           е)
      Аномалия

      2
Причины пренатальной патологии

      3
Причины натальной  патологии

      4
Наследственная патология

      5
Виды нарушения развития

     6
Сложная структура дефекта 

     Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток
и греч. λόγος — учение, наука)
— наука о психофизических особенностях
развития детей с психическими и (или)
физическими недостатками, закономерностях
их обучения и воспитания.

     Структура
дефекта
-то из чего состоит сам дефект. 

Первичный
и вторичный дефекты

     Дети 
с отклонениями в развитии имеют 
недостатки (физические или психические),
которые приводят к отклонениям 
в общем развитии. В зависимости 
от характера дефекта, времени его наступления
одни недостатки могут преодолеваться
полностью, другие — лишь коррегироваться,
а некоторые — компенсироваться. Дефект
развития — это физический или психический
недостаток, вызывающий нарушение нормального
развития ребенка, который не означает
наличие только отрицательных признаков.
Дефект не отрицает положительных тенденций
в развитии аномального ребенка. Данные
положительные тенденции зависят от внешних
условий и являются результатом адаптации
ребенка к окружающей среде.

При анализе отклонений
необходимо проводить четкую дифференциацию
первичного и вторичного дефектов. К разряду
первичных дефектов относится вся совокупность
отклонений, вызванных биологическими
факторами или факторами окружающей среды,
поражающими органику. К первичным дефектам
относятся наследственные отклонения,
нарушения слуха, зрения при поражении
анализаторов, органическое поражение
мозга и т.д. К группе вторичных дефектов
относится вся совокупность отклонений,
проявляющихся на основе первичного. То
есть вторичные нарушения возникают опосредованно
в процессе аномального развития. Чаще
всего отклонения данной группы развиваются
при отсутствии оказания помощи и коррекции
первичного дефекта. Помимо вторичного
дефекта, можно выделить и третичный. Например,
первичным дефектом может выступать поражение
коры головного мозга различной локализации,
вторичным — нарушение в развитии психофизических
процессов, а третичным — отклонение в
эмоционально-волевой сфере, формировании
личностных качеств. Форма и содержание
вторичных и третичных отклонений зависит
от характера ведущего дефекта и обусловлены
им. Как правило, вторичные дефекты в развитии
затрагивают прежде всего наиболее интенсивно
развивающиеся в дошкольном возрасте
психические функции: речь, мелкая моторика,
пространственные представления, произвольная
регуляция движений.

Как отмечают многие
психологи, существует единство и сложная 
взаимосвязь между первичным 
и вторичным дефектами. Так, например,
Выготским было доказано, что существует
тесная взаимосвязь интеллектуальных
и эмоциональных нарушений при олигофрении.
С точки зрения Выготского, недоразвитие
мышления и высших форм памяти — все это
вторичные дефекты, обусловленные затрудненным
усвоением социального опыта вследствие
биологической недостаточности мозга. 

     Норма 
нормальное состоянье, обычное, законное,
правильное, не выходящее из порядка, не
впадающее ни в какую крайность.  

     Аномалия 
(греч.)-так называется отступление или
уклонение от правила, поэтому аномальным
называют все, отступающее или уклоняющееся
от правильного или нормального. 

Причины
натальной патологии
 

     Несмотря на
уменьшение перинатальной смертности в
последние годы, актуальность этой проблемы не
снижается в связи с возрастанием случаев
повреждений ЦНС плода и новорожденного.

Из литературных
данных известно, что в этиологии перинатальной
заболеваемости и смертности важную роль
играют следующие факторы:

1) Внутриутробная 
антенатальная гипоксия, которая 
связана с хроническими заболеваниями
матери – это, прежде всего, сердечно-сосудистые,
бронхо-легочные заболевания, а также тяжелые
анемии. Гипоксия может быть вызвана нарушением
маточно-плодового кровотока в связи с
поздним токсикозом, перенашиванием, плацентитом.

Причиной заболевания 
плода могут быть также внутриутробная инфекциями тяжелая гемолитическая
болезнь.

2) Второй причиной 
перинатальной патологии является 
интранатальная гипоксия, вызванная 
тугим обвитием пуповиной или 
короткой пуповиной, предлежанием 
плаценты, слабой или чрезмерной
родовой деятельностью, приводящей также
к нарушению маточно-плацентарного кровотока. 

Причины
пренатальной патологии
 
 

     Негативные 
факторы наиболее опасны в первые
три месяца беременности. Они могут 
привести к недоразвитию или повреждению
центральной нервной системы ребенка,
и в частности речевых зон коры головного
мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная 
гипоксия («недостаточное кровоснабжение
головного мозга) плода. Причины ее могут
быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия
(более тяжелая стадия гестоза), угроза
выкидыша, патология плаценты, повышение
артериального давления, соматические
(общие) заболевания матери (сахарный диабет,
нефрит, заболевания сердечнососудистой
системы).

Инфекционные 
заболевания матери во время беременности
(краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный
гепатит, туберкулез, полиомиелит, ток-соплазмоз,
герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна
краснуха: в первые месяцы беременности
она может вызвать серьезные отклонения
в развитии ребенка (глухота, слепота,
умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой
системы).

Цитомегаловирус
на ранних стадиях беременности приводит
к гибели плода. Если беременность сохраняется,
вирус нарушает развитие плода.

Вирусный гепатит 
может вызывать различные аномалии
развития плода на всех стадиях беременности.

     Травмы,
полученные матерью во время беременности
, падения и ушибы (особенно
в области живота). Могут привести к отслойке
плаценты и преждевременным родам.

     Несовместимость
крови матери и плода
.
Антитела из крови матери проникают через
плаценту и вызывают распад эритроцитов
плода, в результате выделяется токсическое
вещество – непрямой билирубин.

Он повреждает
некоторые отделы мозга, что приводит
к врожденным нарушениям слуха и 
речи.

     Нарушения
сроков вынашивания плода 
(гестации)
– недоношенность (менее 38 недель) и переношенность
(более 40 недель).

     Курение. Никотин, основной токсический
компонент табачного дыма, отрицательно
воздействует на процессы кровообращения
в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется
транспортировка аминокислот от матери
к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет
в весе (дефицит массы тела ребенка при
доношенной беременности может достигать
300 г и более, причем он сохраняется в течение
первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих
более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные
малыши, таким детям зачастую труднее
дается учеба. 

Наследственная 
патология

     Термин 
«наследственный» означает связь
с наследственными структурами организма.
Наследственным заболеванием называется
такое патологическое состояние, которое
вызывается мутацией, – стойкое изменение
наследственной структуры, передающееся
потомкам. Наследственное заболевание
может быть и семейным и врожденным, т.е.
проявиться у нескольких членов семьи
и быть выраженным уже при рождении. Многие
наследственные заболевания могут проявиться
только в процессе развития организма,
а иногда и в пожилом возрасте. 

     При
семейных заболеваниях 
повторяемость
той или иной патологии у членов семьи
обычно является результатом влиянием
внешней среды. Семейные случаи, так же
как и врожденные, могут быть обусловлены
наследственными и ненаследственными
факторами. Термином «семейный» пользуются
также в тех случаях, когда неизвестно,
является ли заболевание генетически
детерминированным или оно обусловлено
другими причинами. 

Виды 
нарушения развития

     Психомоторное
развитие представляет собой сложный
диалектический процесс, который характеризуется
определенной последовательностью и неравномерностью
созревания отдельных функций, качественным
их преобразованием на новом возрастном
этапе. При этом каждая последующая стадия
развития неразрывно связана с предыдущей. 
 
В основе психомоторного развития лежит
генетическая программа, которая реализуется
под влиянием различных факторов окружающей
среды. Поэтому если ребенок отстает в
развитии, прежде всего необходимо учитывать
роль наследственных факторов в этом отставании. 
 
Различные неблагоприятные воздействия
во внутриутробном периоде развития, во
время родов (родовая травма, асфиксия),
а также после рождения могут приводить
к нарушениям психомоторного развития
ребенка. 
 
Для успешной лечебно-коррекционной и
педагогической работы с детьми, имеющими
отклонения в развитии, важное значение
имеет знание причин и характера нарушений
развития. 
 
Хорошо известно, что дети, страдающие
одним и тем же заболеванием, по-разному
отстают в развитии. Это связано с генотипическими
особенностями их центральной нервной
системы, с различными влияниями окружающей
среды, а также с тем, насколько своевременно
поставлен правильный диагноз и начата
лечебно-коррекционная и педагогическая
работа. 
 
Под причиной отклонения в развитии понимают
воздействие на организм внешнего или
внутреннего неблагоприятного фактора,
который определяет специфику поражения
или нарушения развития психомоторных
функций. 
 
Известно, что почти любое более или менее
длительное неблагоприятное воздействие
на развивающийся мозг ребенка может привести
к отклонениям в психомоторном развитии.
Их проявления будут различны в зависимости
от времени неблагоприятного воздействия,
т. е. от того, на каком этапе развития мозга
оно имело место, его длительности, от
наследственной структуры организма и
прежде всего центральной нервной системы,
а также от тех социальных условий, в которых
воспитывается ребенок. Все эти факторы
в комплексе определяют ведущий дефект,
который проявляется в виде недостаточности
интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики,
нарушений эмоционально-волевой сферы,
поведения. В ряде случаев может быть несколько
нарушений, тогда говорят об осложненном
или сложном дефекте. 
 
Сложный дефект характеризуется сочетанием
двух или более нарушений, в одинаковой
степени определяющих структуру аномального
развития и трудности обучения и воспитания
ребенка. Например, сложный дефект имеет
место у ребенка с одновременным поражением
зрения и слуха, или слуха и моторики и
т. п. 
 
При осложненном дефекте возможно выделение
ведущего, или главного, нарушения и осложняющих
его расстройств. Например, у ребенка с
нарушениями умственного развития могут
наблюдаться нерезко выраженные дефекты
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
эмоциональные и поведенческие расстройства. 
 
Как ведущий, так и осложняющий дефект
могут иметь характер как повреждения,
так и недоразвития. Нередко наблюдается
их сочетание. 
 
Особенностью детского мозга является
то, что даже его небольшое поражение не
остается частичным, локальным, как это
имеет место у взрослых больных, а отрицательно
сказывается на всем процессе созревания
центральной нервной системы. Поэтому
ребенок с нарушением речи, слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата при отсутствии
ранних коррекционных мероприятии будет
отставать в психическом развитии. 
 
Описанные выше нарушения развития являются
первичными. Однако наряду с первичными
часто имеют место так называемые вторичные
нарушения, структура которых зависит
от характера ведущего дефекта. Так, отставание
психического развития у детей с общим
системным недоразвитием речи прежде
всего будет проявляться в слабости словесной
(вербальной) памяти и мышления, а у детей
с церебральным параличом – в недостаточности
пространственных представлений и конструктивной
деятельности. 
 
У детей с недостатками слуха нарушается
развитие понимания обращенной речи, с
трудом формируются активный словарь
и связная речь. При дефектах зрения ребенок
испытывает затруднения при соотнесении
слова с обозначаемым предметом, он может
повторять многие слова, недостаточно
понимая их значение, что задерживает
развитие смысловой стороны речи и мышления. 
 
Вторичные нарушения в развитии затрагивают
прежде всего те психические функции,
которые наиболее интенсивно развиваются
в раннем и дошкольном возрасте. К ним
относятся речь, тонкая дифференцированная
моторика, пространственные представления,
произвольная регуляция деятельности. 
 
Большую роль в возникновении вторичных
отклонений в развитии играет недостаточность
или отсутствие ранних лечебно-коррекционных
и педагогических мероприятий и особенно
психическая депривация. Например, обездвиженный
ребенок с детским церебральным параличом,
не имеющий опыта общения со сверстниками,
отличается личностной и эмоционально-волевой
незрелостью, инфантильностью, повышенной
зависимостью от окружающих. 
 
Невыявлениые отклонения в развитии, например
слабо выраженные дефекты зрения и слуха,
прежде всего задерживают темп психического
развития ребенка, а также могут способствовать
формированию вторичных эмоциональных
и личностных отклонений у детей. Находясь
в массовых дошкольных учреждениях, не
имея к себе дифференцированного подхода
и не получая лечебно-коррекционной помощи,
эти дети длительное время могут пребывать
в ситуации неуспеха. В таких условиях
у них часто формируется заниженная самооценка,
низкий уровень притязаний; они начинают
избегать общения со сверстниками, и постепенно
вторичные нарушения все более усугубляют
их социальную дезадаптацию. 

     сложная
структура дефекта
– это такая категория
детей, которые наряду с общим для всех
них состоянием имеют одно или несколько
системных нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

https://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl39.shtm 

https://unrulychildren.ru/otklonenia/12-vidy-narushenij-razvitiya-u-detej.html 

https://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/%5D%D0%A1%D0%83%D0%A0%C2%B0%D0%A0%E2%84%96%D0%A1%E2%80%9A%5B/t69485.html 

https://www.confermedic.ru/content/view/374/80/ 

Министерство
образования и науки РК

Северо-Казахстанский
Государственный Университет

им.М.Козыбаева 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на тему:
 

«Основные
закономерности психофизического развития
ребенка в норме и патологии» 
 
 
 
 

Выполнила
студентка: Борисова Юлия

Группа:
ДФ11

Проверил
преподаватель: Момот Е.А. 
 
 
 

Г.Петропавловск

2011г.

Источник