Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания

Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания thumbnail

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Определение 2

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Культуросообразность

Определение 3

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

 Дифференциация

Определение 4

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Источник

От автора: В статье рассмотрены некоторые закономерности воспитания.

Человек по сути своей существо мыслящее. Он желает иметь твердую почву под ногами в вопросах понимания устройства мира, в отношениях с окружающими и при воспитании детей.

Человеческий разум ищет  в объективной реальности закономерности, знание которых позволит ему двигаться по жизни с наименьшим числом просчетов и ошибок.

Для того, чтобы эти закономерности познать необходимо развивать в себе способность видеть действительность такой, какая она есть на самом деле, без искажения субъективным фильтром восприятия.

Закономерности воспитания детей формулируются учеными психологами и по сей день. Все их логические построения основываются на знаниях психологии развития.

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Закономерности воспитания
 

Закономерность воспитания 1. Воспитание тесно связано с обучением.

Усваиваемые во время обучения знания, умения и навыки идут рука об руку с воспитанием. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Поэтому необходимо выбирать образовательные учреждения, способные удовлетворить запросы в развитии  способностей и задатков вашего ребенка. В то же время, воспитание не повторяет учебные задачи. Цель воспитания – сформировать личность и нравственные качества человека, привить культуру общества, в котором предстоит жить данному человеку.

Закономерность воспитания 2. Воспитание воздействует на все сферы ребенка.

Происходит развитие интеллектуальной (способность решать жизненные задачи, находить выход из трудных ситуаций), эмоционально-волевой (способность действовать вопреки сопротивлению среды, преодолевать трудности, управлять своими эмоциональными состояниями), физической (здоровье) сфер человека.

Если развитие в каком-либо из этих аспектов не происходит, необходимо пересмотреть воспитательную стратегию.

Закономерность воспитания 3. Воспитание должно быть оптимистически направлено. Лучшее взрастить, негативное уменьшить, перестроить и ослабить.

В воспитании должен делаться акцент изучении каждого учащегося, чтобы воспитатель мог учитывать сильные и слабые стороны воспитанников и мог выстраивать взаимодействие с ними таким образом, чтобы поддерживать и развивать то, что необходимо на данном этапе развития. Правило «воспитывать всех под одну гребенку» противоречит этой закономерности.

Закономерность воспитания 4. Воспитание будет эффективным, если оно активно опирается на общение со взрослым и совместную деятельность.

По сути воспитание и состоит из вербальных и невербальных (деятельностных) форм воздействия на формирующуюся личность ребенка. Общение и совместная деятельность – залог успешного воспитания. Важно следить, чтобы эти виды активности сопровождались позитивными эмоциями.

Закономерность воспитания 5. Воспитание всегда сопровождается сопротивлением воспитательному воздействию.

 Будьте готовы к трудностям и сопротивлению. Никакое развитие не дается легко. Это труд, к которому ребенок изначально не приучен. Личный пример и принцип любви (активная заинтересованность в жизни и развитии ребенка) позволят вам преодолеть сопротивление ребенка.

Сопротивление может быть очень сильным, тогда необходимо пересмотреть, соответствует ли наше воспитательное воздействие способностям и потребностям самого ребенка. Рассмотрение потребностей ребенка делает процесс воспитание более легким и радостным, а в конечном счете более продуктивным.

 Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания

Учитывая закономерности воспитания, вы можете адекватно потребностям вашего ребенка выстроить воспитательный процесс, достигая при этом ваших целей воспитания. Кстати, вы задумывались когда-нибудь о целях воспитания вашего ребенка? Или относились к этому процессу без осознания целей, просто как к данности, как к необходимости?

 Желаю всем родителям успешного взаимодействия и общения с вашими детьми. Отвечу на любые вопросы в комментариях к этой статье. Также я отвечу на вопросы и беспокоящие вас трудности, изложенные более объемно в личном сообщении, отправленном через сайт.

 Всего вам доброго, и до новых встреч!

Александр Усольцев, психолог супружеских и детско-родительских взаимоотношений, детский психолог.

Если статья оказалась для вас полезной, буду признателен, когда вы нажмёте на кнопку “сказать спасибо” – чуть ниже.

Оставляйте конструктивную обратную связь в комментариях, так мы создадим общее пространство взаимодействия!

Полный список моих публикаций представлен по ссылке

Источник

Марта Ляшева
Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

– усвоение нравственных норм (усвоение дошкольниками норм и форм поведения, возникновение нравственной саморегуляции поведения, переход к автоматизированным формам нравственного поведения, проявление моральных качеств личности в общении);

–эмоционально-мотивационная регуляция поведения: развитие мотивации общения в дошкольном возрасте, включение в общение мотивов, связанных с учением и трудом, появление социальных мотивов (стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов, возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции;

– формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника: возникновение «внутренней позиции», появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности;

– психологические новообразования дошкольного возраста: возникновение образного и внутреннего символического плана действий, объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления, соединение воображения, мышления и речи, возникновение внутренней речи, завершение формирования речи как средства общения, становление внутренней нравственной саморегуляции поступков, развитие мотивации общения с людьми, выявление индивидуальности ребенка.

Основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста,в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1. Возникают новые мотивы поступков и действий, и прежде всего мотивы общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

2. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Формируется произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Овладение умением управлять собой, соим поведением и поступками выделяется как особая задача.

4. Вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми становится взрослыми перед ребенком как важная задача. На основеэого возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание: «могу» и «не могу» начинает мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений.

5. Развитие взаимоотношений ребенка и взрослых и усложнение содержания основных видов деятельности приводит, во-первых, к осознанию общественной значимости труда взрослых, во-вторых, к выделению особых функций взрослых в отношении ребенка – функций руководства и обучения, в-третьих, к выделению ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений.

Факторы, влияющие на становление личности: наследственность, среда, воспитание и деятельность,их можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека.К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка. Все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности.Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом.

Источник

–Закономерность социальной и культурной обусловленности воспитания.

Согласно этой закономерности, воспитание происходит только в рамках определенной культуры и цивилизации. Цели, содержание, формы методы и средства воспитания, оценка полученных результатов (критерии и показатели воспитанности) зависят от сложившихся в данной культуре представлений о том каким должен быть воспитанный человек. А именно, каким личностными и качествами он должен обладать, какие ценности и жизненные смыслы воспринимать как личностно значимые, какими образцами и моделями поведения и взаимоотношений с окружающими руководствоваться.

Ответьте на вопрос.

Что будет с человеком, если он, живя в определенной социокультрной среде, будет воспитываться на основе и идеалах другой культуры ( другого народа, другой страны?)

– Закономерность формирования и развития личности в процессе воспитания.

Сущность этой закономерности состоит в том, что воспитание по своей сути – процесс создания максимально благоприятных условий для формирования и развития личности только в процессе воспитания целенаправленно развиваются способности человека, формируются определенные качества и личности.

– Закономерность активности ребенка в процессе воспитания

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на чувства и переживания другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; способность понимать, переживать и создавать прекрасное (эстетическое воспитание) тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.

Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

– Закономерность учета актуальных потребностей ребенка.

Педагог выстраивает систему деятельности в соответствии с актуальными потребностями, придавая им окультуренную форму и направляя развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. актуальные потребности – это такие потребности, удовлетворение которых необходимо для устойчивого и гармоничного развития личности.

Например, одна из основных актуальных потребностей раннего детского возраста – потребность непосредственного эмоционального общения со с близкими взрослыми ( родителями, родственниками). Неудовлетворение этой потребности ведет тому, что у ребенка не развивается способность к общению, не формируются в должной мере человеческие чувства. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся» или «отклоняющееся») поведение воспитанников.

Развитие личности через деятельность.

Главная педагогическая задача здесь выступает как подготовка ребенка к деятельности по его саморазвитию. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий педагога и усилий ребенка в совместной деятельности. По мере формирования готовности самостоятельность и активность детей увеличивается, а роль педагога в том, чтобы исподволь, незаметно эту деятельность направлять, контролировать, корректировать. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот не усвоил.

– Закономерность «благоприятного психологического климата».

Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои чувства и не боится складывающихся отношений.

Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку – ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа «любила» ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его успехов или неудач.

Педагогический постулат: необходимо проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий. (не ты сам как человек плохой, а плохо то что ты сделал, этот поступок недостоин тебя).

5. Закономерность «скрытого характера» воспитательных воздействий.

Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

Источник