Закономерности психологического развития личности ребенка

Закономерности психологического развития личности ребенка thumbnail
Лекции.Орг

В настоящее время среди отечественных психологов можно считать общепринятым положение, что условия жизни сами по себе не способны определить психическое развитие ребенка, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные индивидуальные особенности личности и что это прежде всего зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Для правильного понимания роли среды, говорил Л.С.Выготский, нужно подходить к ней не с абсолютной, а с относительной меркой. Ее нельзя рассматривать как «обстановку развития», которая в силу только ей самой присущих качеств определяет формирование личности ребенка. Результат воздействия среды, согласно мысли Л.С.Выготского, будет зависеть прежде всего от того, через какие индивидуальные особенности ребенка они преломляются и какие переживания у него возникают. Один и тот же «образец» для одного ребенка может стать притягательным: в то время как для другого — резко отрицательным. В результате в том и в другом случае влияние одного и того же фактора будет прямо противоположным.

Психическое развитие ребенка на может быть понято поэтому как управляемое внешними формами — биологи­ческими ли задатками или окружающей средой. Ребенок не пассивное существо, впитывающее в себя различные влияния. С момента рождения он, со всеми присущими ему особенностями организма, попадает в условия определенной среды. Чтобы жить в этой среде, он должен усвоить достижения ее культуры, что осуществляется в процессе общения с людьми и под их руководством, т.е. посредством воспитания и обучения. Однако психическое развитие не сводится лишь к усвоению социального опыта. Усвоение последнего входит в развитие, но не исчерпывает его. В процессе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, причем происходит оно на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.

Конечно, этот процесс развития, как и всякое другое развитие, имеет свою логику, свои качественно своеобразные этапы, свои закономерности. Л.С.Выготский на основе данных, полученных не только теоретическим, но и экспе­риментальным путем, выдвинул и обосновал следующее положение. В ходе психического развития первоначально­го существующие простейшие («натуральные») психические процессы и функции (восприятие, память, мышление и пр.), вступая в сложные взаимоотношения друг с другом, превращаются в качественно новые функциональные сис­темы, специфические только для человека (речевое мыш­ление, логическую память, категориальное восприятие и др.). Эти высшие психические функции по своему происхождению и внутреннему строению представляют собой особые межфункциональные системные новообразования. Возникнув в процессе развития, они становятся неразложимыми на составляющие их компоненты и не сводятся к ним. Так же как воду нельзя разложить на водород и кис­лород, не утратив свойства воды, так нельзя разложить и логическую память на память плюс мышление.

Новые формы психики возникают, однако, не только в познавательной, но и в эмоциональной сфере ребенка, равно как и в сфере его потребностей и мотивов. Первоначально элементарная потребность в раздражителях (необходимых для нормального функционирования нервной системы) превращается в потребность в новых впечатлени­ях, а затем в специфически человеческую познавательную потребность, которая при определенных условиях воспитания становится ненасыщаемой. В ходе развития преодолевается импульсивность ребенка, и у него появляется способность к произвольному, т.е. к сознательно управляемому поведению, которое становится возможным в результате возникновения опять-таки новых, специфически человеческих функциональных систем: способности созна­тельно ставить цели и образовывать намерения. Помимо элементарных эмоций в процессе развития у человека появляются высшие чувства: эстетические, моральные, интеллектуальные. Именно благодаря встрече аффекта и интеллекта возникают такие новообразования, как убеждения, представляющие собой не что иное, как знание, ставшее мотивом поведения и деятельности человека.

Для правильного понимания психического развития очень важно подчеркнуть, что все указанные новые формы психики, раз возникнув, не остаются нейтральными, а, в свою очередь начинают определять поведение и деятель­ность ребенка, его взаимоотношения с окружающей средой и, следовательно, дальнейший ход формирования его лич­ности.

Как известно, психическое развитие имеет определенную последовательность, состоит из закономерно возникающих стадий, каждая из которых строится на основе пред­ыдущей и подготавливает последующую. До периода зре­лости принято выделять ранний, дошкольный и школьный возраст. Каждый из указанных возрастов отличается не только своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, но и психологическим своеобразием его целостной личности, которое прежде всего сказывается в особом сочетании его потребностей и стремлений, интересов и переживаний, в особой системе его отношений к окружающему и к самому себе.

Ненасыщаемой потребность становится в тех случаях, когда возникающее в процессе ее удовлетворения переживание начинает не только выполнять информативную функцию, но и само становится предметом потребности

Все эти особенности личности возникают под влиянием образа жизни, который дети ведут в том или ином возрасте. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и социальными санкциями. При этом вся совокупность только что названных факторов не случайна: она вырабатывается на протяжении длительной истории общества, с учетом возрастных особенностей детей. В итоге на каждом этапе возрастного развития ребе­нок находится в определенных, независимо от него существующих условиях и подвергается соответствующей системе воздействий. Это вызывает у него стремление ответить предъявляемым требованиям, справиться с поставленными задачами, так как только в этом случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испытывает эмоциональное благополучие. Однако ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности и возникших в процессе пройденных этапов жизни потребностей и стрем­лений он так или иначе преломляет воздействия среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Эта позиция является своеобразным психологическим образованием, возникающим в результате сочетания системы внешних и внутренних факторов, и определяет в первую очередь то, как ребенок относится к тому объективному положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать. От особенностей этой внутренней позиции как целостного, системного образования зависят и частные реакции ребен­ка, которые не удается изменить до тех пор, пока не будет изменена сама внутренняя позиция. Например, в тех случаях, когда ребенок, поступивший в школу, продолжает оставаться в позиции дошкольника, от него очень трудно добиться и ответственного отношения к учению, и выполнения школьных правил. Если же, придя в школу, он внутренне занимает позицию школьника и дорожит ею, он легко и без труда принимает и выполняет предъявляемые ему и посильные для него требования.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка диплом

Внутренняя позиция специфична для каждого возрастного этапа развития ребенка. Она обусловливает общий характер его переживаний, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного психологического облика. Поэтому, как бы ни сдвигались в результате определенных методов воспитания и обучения возрастные границы в развитии отдельных психических процессов (в частности, мышления), эти сдвиги н будут менять его общий психологический облик. Более того, такого рода сдвиги в характеристике от­дельных функций (например, чрезмерное развитие в период младшего школьного возраста абстрактных форм мышления, препятствующих накоплению конкретного чувственного опыта) могут нарушить гармонический ход развития детской личности.

Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходи­мость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется поэтому развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера.

Для удовлетворения потребностей человек должен ориентироваться не только в окружающей действительности (что обеспечивается наличием у него соответствующих представлений), но и в своих отношениях с нею. Средством такой ориентации служат переживания человека, отражающие в особой, эмоциональной форме степень удовлетворенности его потребностей.

Являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, переживания приобретают затем самостоятельное значение и сами выступают в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. Так возникают как бы ненасыщаемые потребности (например, потребность в познании), создающие неограниченные возможности для психического развития человека.

Для того чтобы понять роль потребностей в формирова­нии личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два основных пути.

– Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у детей младшего школьного возраста возникает целая система потребностей, связанных с новым положением школьника; у подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка.

– Во-вторых, формирование потребностей происходит в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности. Ярким примером этого является возникновение разнообразных, в том числе и культурных, привычек, когда усвоенные способы поведения сами начинают побуждать ребенка к их осуществлению.

Но наиболее существенно для человека как личности возникновение в его мотивационной сфере совершенно новых по своему строению психологических образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К ним относятся цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении, принятые им решения, нравственные чувства и убеждения.

В процессе формирования личности изменяются и развиваются не только потребности, но и их соотношение. Иначе говоря, развивается вся мотивационная сфера. Постепенно возникают и становятся устойчиво доминирующими определенные мотивы поведения и деятельности, подчиняющие себе все другие, что и определяет направленность личности. Последняя имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы стали доминирующими. Устойчивое доминирование мотивов собственного благополучия характеризует эгоистическую направленность, доминирование мотивов, связанных с интересами других людей — гуманистическую. Устойчиво доминирующие методы приобретают ведущее значение для характеристики личности.

Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее совершенной форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения. Во имя этих ценностей человек способен пре­одолевать свои непосредственные побуждения, что определяет волевой характер его личности.

В условиях правильного воспитания усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Именно в этих случаях можно говорить о высоко развитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека и о высоком уровне и гармонической структуре его личности, к чему и должен стремиться педагог в результате своей деятельности.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»

города Невинномысска, Ставропольского края

Методическая разработка для педагогов

на тему: «Закономерности психологического

развития личности ребенка-дошкольника».

Автор: воспитатель МБДОУ №50

г. Невинномысска

Конькова Елена Александровна

Тема: Закономерности психологического развития личности ребенка-дошкольника

Что такое «Возрастная периодизация»

  • Существует множество попыток периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.

  • I. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

  • Периодизация Штерна создана по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).

  • Периодизация Р. Заззо выстроена в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.

  • Периодизация А.В. Петровского. В качестве внешнего критерия выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

  • II. Периодизации детского развития по внутреннему критерию. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.

  • III. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Раннее детство

    • Младенчество (0—1 год)

    • Ранний возраст (1—3 года)

  • Детство

    • Дошкольный возраст (3—7 лет)

    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)

  • Отрочество

    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)

    • Ранняя юность (от 15 лет)

Задачи развития личности дошкольника.

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические  задачи  в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения.Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Читайте также:  Развитие ребенка второго месяца жизни

2. Возникновение первичных этических инстанций: “Что такое хорошо и что такое плохо”. Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. “Красивое не может быть плохим”. Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения мотивов.В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип “данного слова”). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения.Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: “Ты какой?” Он ответит: “Я большой”. Если спросить ребенка семи лет: “Ты какой?”, он ответит: “Я маленький”.

Связь психологической готовность к школе с центральной психической функцией дошкольника

Осуществляемый в дошкольной образовательной организации процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта человечества.

Введение дошкольного образования вместо дошкольного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обязательно необходима тесная связь со всеми направлениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Для осуществления любой деятельности необходимы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормального осуществления деятельности одних знаний недостаточно.

Важными компонентами усвоения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.

Компонентом опыта человеческой деятельности, который не дается в готовом виде для усвоения и который не исчерпывается знаниями и умениями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.

Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.

И наконец, выделяется еще один элемент социального опыта – опыт эмоционально-целостного отношения человека к миру и к людям.

Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном образовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправленного обучения, организуемого и осуществляемого воспитателями и педагогами ДОУ.

Структурные компоненты психологической готовности к школе

Анализ литературы показал, что в работах отечественных авторов нет единой точки зрения на структуру психологической готовности.

Психологическая готовность детей к обучению в школе рассматривается как структура личностных качеств ребенка, обеспечивающих усвоение содержания учебной деятельности и представляющая сложное системное образование. Учеными выделяются различные структурные компоненты данного образования.

Проанализировав работы отечественных психологов, можно сделать вывод о том, что авторы рассматривают психологическую готовность как сложное, комплексное образование, состоящее из нескольких элементов. Обобщая точки зрения разных авторов (Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Щадрикова и др.) к компонентам психологической готовности можно отнести интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную готовность. Любой компонент структуры очень важен для того, чтобы учебная деятельность была успешной.

Л.И. Божович выделяла два параметра влияющих на успешность обучения в школе и определяющих готовность ребенка ‒ личностный и интеллектуальный компоненты. Интеллектуальная готовность по ее мнению представляет собой определенный уровень развития интеллектуальной сферы и познавательной деятельности, выражающийся в способности обобщать и выделять предметы окружающего мира, уровень развития познавательных процессов, овладению различными видами навыков. Личностная готовность выражается в отношении к учению, учителю и к себе, формируется внутренняя позиция школьника.

Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, такие как умение ребенка ориентироваться, подчинять свои действия правилам, слушать и работать по образцу.

К.В.Бардин выделяет три показателя психологической готовности как общее развитие, произвольное управление собой и учебную мотивацию.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер считают, что готовность предполагает умение слушать и выполнять правила, наличие определенного уровня развитии памяти и определенная степень умственного развития.

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова выделяют в психологической готовности сферу общения со взрослыми и сверстниками и к самому себе. Сфера общения со взрослыми характеризуется наличием произвольности, а в отношениях с сверстниками развивается кооперативно-соревновательный стиль общения, где именно такой стиль создает возможность перехода к учебной деятельности.

Наиболее современный подход психологической готовности можно обнаружить в работе Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Щадрикова. Они рассматривают психологическую готовность как структуру, состоящую из учебно-важных качеств. Так как данные качества формируются на начальном этапе обучения, успешность усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей и от наличия стартовой готовности к обучению в школе.

В структуре стартовой готовности выделяют пять основных элементов: личностно-мотивационную готовность, информационную готовность, представление о содержании деятельности и способах выполнения, управление учебной деятельностью, понимание и принятие учебной задачи.

В процессе учебной деятельности формируются новые механизмы учебной деятельности, эти изменения формируют вторичную готовность к школьному обучению.

Таким образом, в качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению учеными выделяются: личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. Ряд исследователей выделяют также социально-психологическую или коммуникативную готовность. (Лисина М.И., Кравцова Е.Е. и др).

Личностная готовность (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина) предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчиненных мотивов поведения, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость, достаточный уровень эмоционального и волевого развития ребенка.

Мотивационная готовность к школьному обучению определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, понимает необходимость учения.

Личностная готовность ребенка выражается в принятии положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности.

Читайте также:  Значение стиля общения с ребенком для развития его

Важнейшим условием успешного учения в школе является наличие соответствующих мотивов учения, отношение к нему как к существенному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты нового образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позицией школьника, что значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда ребенком переживается собственная потребность.

В структуре личностной готовности Л.И. Божович и Д.Б. Эльконин отводили центральное место сформированности «внутренней позиции школьника», т. е. представления о себе как о будущем школьнике, принятия нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.

К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя, и занимать по отношению к нему позицию ученика и относится к коммуникативной готовности.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Так как учебная деятельность – деятельность коллективная, то ребенок должен учиться деловому общению с другими детьми, уметь успешно взаимодействовать с ними выполняя учебные действия.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, этим самым формируется самосознание и самооценка.

Эмоционально-волевая готовность ребенкаподразумевает радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно развитые нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, сформированность эмоциональных свойств личности.

Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие мотивационной готовности и произвольности поведения.

Мотивационная готовность выражается в соподчинении мотивов, наличия в поведении общественных и моральных мотивов. Существенным моментом в мотивационной готовности является произвольность поведения и деятельности, возникновении у ребенка мотивов при которой он становится способным подчинять свои желания поставленным целям и проявляется в умении самостоятельно выполнять последовательность действий. Также важным является в мотивационной готовности умение ребенка действовать по инструкции взрослого, умении подчинять свои действия правилу, в возникновении иерархии мотивов, и их соподчинении.

Произвольность поведения определяется в умении ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Именно эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе.

Интеллектуальная готовность (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер) к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности являются характеристики развития мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность образного и основ словесно-логического мышления

Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов.

Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета, а также зрительная память на образной основе. Вербальный компонент – это способность перечислять различные свойства предметов, слуховая память на речевой основе, развитие мыслительных операций классификации, анализа.

Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребёнок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, развития, выделять главное и второстепенное. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетание цветов.

Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса, единство образного и вербального компонентов мышления, а также саморазвитие детского мышления. Это саморазвитие происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения развития новых познаний. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе.

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе выступает как многомерное, комплексное образование, в состав которого входит интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая и коммуникативная составляющие.

Как выявить и осуществить психологическую готовность дошкольника к школьному обучению

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

• Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

• Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

• Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

• Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  • Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

  • Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

  • Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

  • Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

  • По итогам диагностического обследования могут создаваться спецгруппы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Для определения психологической готовности дошкольника к школьному обучению существуют специальные методики исследования:

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить “Ориентационный тест школьной зрелости” Керна-Йирасека.

Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, – это методика “Домик” (Н. И. Гуткиной)

Источник