Закономерности психического развития ребенка скачать

Закономерности психического развития ребенка скачать thumbnail

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Презентация на заданную тему содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
К.п.н. Строшкова Нина Тадэушевна
Зам. директора МАОУ ДО СДЮСШОР «Локомотив-Изумруд»

Слайд 2
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, соотношение обучения и развития; 
активность самого ребенка и роль учителя в развитии познавательной, коммуникативной и моторной активности;
роль среды, социального окружения, особенностей воспитания и самовоспитания в психическом развитии человека. Влияние обедненной и обогащенной окружающей среды; 
наследственность и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.

Слайд 3
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Темпы развития ребенка

Слайд 4
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

РОСТ И РАЗВИТИЕ

Слайд 5
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Слайд 6
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ТЕМПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 7
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Слайд 8
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Воспитание и обучение как способы передачи общественно-исторического опыта 

Слайд 9
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Зоны развития ребенка
(по Л.С. Выготскому) 

Слайд 10
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ 

Слайд 11
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 

Слайд 12
Закономерности психического развития ребенка скачать

Слайд 13
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 14
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА

Слайд 15
Закономерности психического развития ребенка скачать

Слайд 16
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ) 

Слайд 17
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 18
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ГЛАВНЫЕ УЗЛЫ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ:

До 3-х лет, ребенок осознает наличие других людей. 
С 3-х лет, ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей. 
С 10 лет, появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.

Слайд 19
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Слайд 20
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ (3 года)
Основные симптомы кризиса 3-х лет:
негативизм,
упрямство,
строптивость и своеволие,
бунт против окружающих.
За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения.
Позитивная оценка достигнутых результатов ребенка необходимое условие для преодоления этого кризиса.

Слайд 21
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
нарочитость, кривляние,  
манерность,   
вертлявость,   
клоунада,   
шутовство.
Игра с правилами, определяющими норму поведения ребенка в игре!

Слайд 22
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
1. признать его возросшие возможности; 
2. изменить свое отношение к ребенку; 
3. дать образцы нового вида деятельности, в котором потребности ребенка могут быть удовлетворены; 
4. предоставить разумную самостоятельность (в пределах зоны ближайшего развития); 
5. предоставить возможность самостоятельного выбора; 
6. подход к ребенку должен включать в себя: принятие, понимание и соответствующую помощь.

Слайд 23
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ВОЗРАСТА
А. — ставить перед ребенком новые цели и задачи; 
Б. — побуждать ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий; 
В. — помогать нахождению средств достижения целей.

Слайд 24
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

снижаются темпы роста и физического развития ребенка;
интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития;
увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
овладевает  основными  жизненно  важными  движениями  (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);
овладевает   элементарными    гигиеническими    навыками   и    навыками самообслуживания;
активно  интересуется  окружающим  миром,  задает  вопросы,  много  и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно – образного и символического мышления.
проявляет  интерес  к другому  человеку,  испытывает доверие  к  нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);
испытывает    повышенную    потребность    в    эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;
появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Слайд 25
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
появляется интерес и желание вести здоровым  образ жизни — выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.
происходит    дальнейший     рост     и     развитие    детского    организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
интенсивно развиваются  моторные функции  возрастает  двигательная активность, движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
отмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;
увеличивается работоспособность детей;
совершенствуются   основные   виды   движений,   физические    качества развиты слабо;
большая      роль      принадлежит      компетентности,      в      особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
расширяются и изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;
интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер.

Слайд 26
Закономерности психического развития ребенка скачать

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;
преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование;
отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

Министерство образования и науки Российской федерации АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II»

Кафедра дошкольного образования

Дисциплина по теме:

Основные закономерности психического развития

ВЫПОЛНИЛА:

СОРКОМОВА Т.Б.

Основные закономерности психического развития человека

Психическое развитие человека отмечается следующими закономерностями.

1. Гетерохронность психического развития ребенка — это неравномерное, волновой характер развития отдельных психических процессов. Он проявляется в том, что для каждого психического свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно. Эти периоды — сензитивные (Выготский Л. С.). Например, для развития речи сензитивным является период до 2-х лет, потом возможности и темпы развития речи значительно снижаются.

2. Асинхронность психического развития ребенка заключается в том, что различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности и по возрасту их наступления. Например, у дошкольников ведущей в психическом развитии является память, а у младшего школьника — мышление. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать значит вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать.

3. Стадиальность психического развития ребенка означает, что отдельные этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психике ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и ее нельзя перепрыгивать. Например, ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было максимально эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией.

Ведущими характеристиками каждой стадии психического развития ребенка выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к окружающему.

Возрастные новообразования — новый тип строения личности и ее деятельности, а также психические изменения, возникающие в определенном возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные и психические новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте ребенка формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности.

4. В процессе психического развития ребенка происходит дифференциация и интеграция психических процессов, свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики с появлением новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление связей между отдельными психическими образованиями. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

5. Изменение соотношения детерминант психического развития означает, что с возрастом у ребенка меняется соотношение биологических и социальных факторов его психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой (с возрастом) возрастает роль социальных воздействий. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья). Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных заведениях.Обучения и воспитания организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучать.

Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок учится сам регулировать свое развитие. Ее личность наряду с биологическими и социальными факторами, становится отдельной детерминантой психического развития.

6. Психическое развитие ребенка невозможно без пластичности психики — то есть ее способности к изменениям.Например, недостатки зрения, слуха компенсируются усиленным развитием осязания, обоняния. С возрастом пластичность психики снижается. Так, ребенок может овладеть любым языком, в зависимости от социального окружения и расы или национальности. О взрослого так сказать мы не сможем.

Итак, специфика психического развития ребенка состоит в том, что главные условия онтогенеза психики — органическое созревание индивида и его привлечения к человеческой культуры — слиты в единый процесс, а взаимодействие этих условий осуществляется за активности индивида.

ВЫВОДЫ об общих закономерностях психического развития ребенка:

— Психическое развитие имеет такие признаки, как: Гетерохронность, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;

— Критериями разграничения стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;

— Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Источник

Анализ теорий, описывающих психосексуальное, психосоциальное, умственное и культурное развитие личности, ее поведение и потребности. Периодизации и закономерности психического развития ребенка по Л.С. Выготскому. Кризис одного года и раннего детства.

Подобные документы

  • Общие принципы возрастного психического развития. Понятие кризиса в психическом развитии личности. Возрастные кризисы раннего детства и дошкольного возраста. Пубертатный кризис и кризис 17 лет. Характеристика кризисов взрослого жизненного периода.

    реферат, добавлен 26.06.2016

  • Внешняя практическая деятельность ребенка как источник психического развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация Пиаже, основанная исключительно на когнитивном развитии. Ограничения концепции развития личности З.Фрейда. Выготский о стадиальности развития.

    реферат, добавлен 26.01.2011

  • Даниил Борисович Эльконин как создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии “ведущая деятельность”. Специфические особенности периода преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

    реферат, добавлен 05.11.2015

  • Сущность понятия «дефицит общения» и его влияние на развитие ребенка. Особенности депривации психического развития в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Теплые и близкие отношения с матерью как условие сохранения психического здоровья ребенка.

    реферат, добавлен 06.11.2008

  • Характеристика психического развития ребенка раннего возраста, значение формирования сенсорного восприятия. Методика определения уровня импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Роль общения с взрослыми для речевого развития ребенка в раннем детстве.

    курсовая работа, добавлен 26.12.2014

  • Психологическая характеристика личности в периоды младенчества, раннего детства и на этапе перехода в школу. Рассмотрение вопроса о движущих силах развития психики детей. Понятие ведущей деятельности, механизмы ее смены в процессе взросления ребенка.

    реферат, добавлен 26.04.2011

  • Значение концепции психического развития ребенка, разработанной Л.С. Выготским. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин. Развитие структуры личности. Принцип социально-исторической обусловленности формирования психики.

    курс лекций, добавлен 30.03.2012

  • Ранний возраст ребенка как период его интенсивного психического развития. Развитие наглядно-образного мышления в предметной деятельности ребенка. Роль речи в психической жизни ребенка и ее возникновение. Развитие произвольности поведения ребенка.

    реферат, добавлен 18.03.2009

  • Психологическая служба образования, теоретические понятия. Основное условие психического развития ребенка. Функции, формы и содержание общения со взрослыми как необходимое условие психического и личностного развития ребенка, “зона ближайшего развития”.

    контрольная работа, добавлен 24.04.2010

  • Характеристика, психологические причины и проявления “кризиса 3-х лет”. Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 28.03.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Закономерности психического развития в онтогенезе.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность.
Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно, называются сензитивны-ми. Таковым для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Гетерохронность означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Так, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем молодые, к тому же первой развивается та функция, которая оказывается более нужной. Например, ребенок сначала научается ориентироваться в пространстве, а позднее — во времени.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своими темпом и ритмом, не совпадающими с темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до трех лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. В связи с этим важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности, т. е. идти по пути амплификации детского развития, как подчеркивал А. В. Запорожец. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А. В. Запорожец).

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.
Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне.

В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант, с другой — становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвония различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

Источник