Закономерности психического развития ребенка презентация

Закономерности психического развития ребенка презентация thumbnail
  • Скачать презентацию (0.1 Мб)
  • 104 загрузки
  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Общие закономерности психического развития”. pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Общие закономерности психического развития

    Понятие психического развития, факторы
    Принципы и закономерности психического развития
    Психическое развитие и деятельность
    Психическое развитие и возраст
    Кризисы психического развития

  • Слайд 2

    Понятие психического развития

    Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к качественным, количественным и структурным преобразованиям в психике человека.
    Развитие в филогенезе – весь процесс становления психики в истории и биологии.
    Онтогенетическое развитие – процесс индивидуального развития
    Основные области (сферы) развития:
    1. Психофизическая (внешние – рост и вес; внутренние – кости, мышцы, мозг, железы, ОЧ, нейро- и психодинамика, психомоторика, …) характеризуется термином «созревание»
    2. Когнитивная (развитие познавательной сферы, интеллекта)
    3. Психосоциальная (развитие личности, общения, субъекта /СЗН, Я-концепция)

  • Слайд 3

    Понятия «созревание» и «рост»

    Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида.
    Состоит процесс созревания в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.
    Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

  • Слайд 4

    Факторы (ведущие детерминанты) развития

    Наследственность– (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом).
    «генотип содержит в себе прошлое в свёрнутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития»
    Три отличительные черты наследственности человека:
    Универсальность (человек способен развиваться, выживать в условиях среды)
    Неограниченные возможности для развития человека
    Высокая степень активности (человек приспосабливает окружающую среду под себя). Человек имеет свою видовую специфику.

  • Слайд 5

    2. Среда (окружающие человека общественные – исторические, культурные, экономические, материальные и духовные условия его существования)
    «Духовное развитие не есть простое выступление прирождённых свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. … о какой-либо психической функции или свойстве правильно выяснять: «Что в нём происходит извне? А что изнутри?»»
    В.Штерн
    ребёнок – биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
    Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой различна.
    Воздействие генотипа всегда признавалось исследователями…НО его воздействие уменьшается по мере «удаления» интересующего нас признака от свойств организма /биологического уровня человека.
    Влияние среды неустойчиво. Это может свидетельствовать о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не отрицает влияния последней.

  • Слайд 6

    3. Активность человека (деятельное состояние организма как условие его существования) – системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды

  • Слайд 7

    Принципы психического развития

    Принцип – основополагающее положение , которое предполагает наиболее общие характеристики психического развития
    1.Принцип –устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы: любая система стремится к состоянию равновесия.

    ( Э.БАУЭР: неравновесные системы оказываются более работоспособны.
    Принцип доминанты, разработанный А.А.УХТОМСКИМ.
    Б.Г.АНАНЬЕВ – разработал концепцию билатерального контура регулирования: в ходе онтогенеза регуляция психических процессов и свойств осуществляется за счет двух систем регуляции:
    иерархическая (вертикальная)-ведущая роль принадлежит структурам стволовых отделов мозга => чем старше ребенок , тем более включенная регуляция
    дополнительная (билатеральная) большие полушария мозга. Между этими системами неравновесные отношения.

  • Слайд 8

    2. Принцип взаимодействия тенденции к сохранению и тенденции к изменению:
    Сохранение – генотипическая, а изменение – средовая функции. Наследственность и изменчивость – сохранение и выживание.
    Тейяр де Шарден: «ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере»

  • Слайд 9

    3. Принцип дифференциации – интеграции, как критерий развития систем.
    Дифференциация – процесс развития, связь с процессом разделения глобальных, целостных форм на части; результатом может быть автономия структуры и установление новых взаимосвязей между появившимися структурами системы. Интеграция – процесс развития, связанный с объединением единого целого разрозненных частей ,характеризуется интенсивностью взаимосвязи и ростом объема ;взаимодействия элементов .система качественно меняется и появляются новые свойства. В ходе развития – возрастания дифференцированных и интегрированных структур.

    Х. Вернер вывел показатели развития систем (в том числе и психических):
    Синкретичность -дискретность
    Cлитность , нерасчленённость в восприятии. Дискретность – выделение частей.
    Диффузность–расчлененность
    н-р, особенности восприятия обобщения детьми (гага , утка ,собака, машина, галстук…)
    c) Неопределенность – определенность
    Неопределенность – трудность в различении друг от друга каких- либо свойств по форме или содержании.Определенность – различие функции.
    Ригидность – подвижность
    Ригидность – однообразие поведения ребенка. Подвижность – разнообразие.
    Лабильность – стабильность
    Лабильность – быстрый переход из одного состояние в другое (быстрый перепад настроения).

  • Слайд 10

    4.Принцип – цельности, как критерии развития .
    Цельность – единство средств и целей их достижения; обеспечивается повторяемостью, соразмерностью , соподчиненностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Показывает меру связности элементов целого, и уровень его развития.
    соподчиненность – единство, достигаемое объединением элементов вокруг главного элемента;
    соразмерность – единство, обеспеченное общей закономерностью ; согласованность, выраженность элементов целого;
    уравновешенность- единство согласования противоположностей; сбалансированность всех элементов психики;
    повторяемость – единство целого, по его ведущему признаку.

  • Слайд 11

    Закономерности психического развития

    1.НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ
    Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии ПФ
    развитие отдельных функций происходит по-разному: стадии подъема, стабилизации, спада – т.е. развитию присущ колебательный характер. Чем выше развитие, тем больше колебание.
    Гетерохронность – разновременность , асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных функций.

    разновременность развертывания наследственной информации:
    Внутри системы . Разновременное созревание отдельных элементов функций.
    Межсистемно . Разновременное созревание развитие структурных образований, которые необходимы организму в разные периоды его развития.

  • Слайд 12

    2. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ
    Развитие проходит через кризисы.

    3.СЕНЗИТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ
    (сензитивный – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно воздействиям обучения и воспитания).Возникновение связано с критическим периодом развития мозга.

  • Слайд 13

    4. КУМУЛЯТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    -накопление в ходе развития свойств, качеств , умений , навыков , приводящих к качественным изменениям психики.

    5.ДИВЕРГЕНТНОСТЬ И КОНВЕРГЕНТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    Дивергентность – многообразие признаков, свойств в процессе развития.
    Конвергентность – сходство, сближение, синтез, усиление избирательности этих признаков.

  • Слайд 14

    Психическое развитие и деятельность

    Психическая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей .
    Два основных положения:
    Сама по себе деятельность, как сложный процесс содержит в себе внутренние противоречия, которые порождают психику, как необходимый момент деятельности.
    Механизмы развития деятельности являются условиями формирования аффективной , интеллектуальной и мотивационной потребностной сферы.
    Существуют два процесса, связанные с предметом деятельности:
    Распредмечивание – в ходе деятельности , субъект деятельности присваивает качества объекта деятельности субъектом в процессе деятельности.
    Опредмечивание – субъект в процессе деятельности определенным образом воплощается в объекте деятельности.
    Можно говорить о деятельности двух видов:
    Внешняя
    Внутренняя
    Одинаковы по своей психологической структуре;
    Переходят одна в другую – экстериоризация и интериоризация.
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- условие психического развития.

  • Слайд 15

    Психологическая структура деятельности

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ действия операции

    переход
    мотив цель
    условиями понимаемые смыслообразующие

  • Слайд 16

    ПонятиеВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Ведущая деятельность – деятельность, которая является оптимальным условием психического развития, так как особенности действий соотносятся с психическими возможностями ребенка.
    Первоначально все виды ведущей деятельности появляются внутри предыдущего этапа развития в виде действий, а при появлении мотивации становятся деятельностью.

    Любая ведущая деятельность обладает тремя свойствами:
    Именно, внутри этой деятельности появляются новые виды деятельности
    Внутри этой деятельности возникают основные новообразования личности
    Внутри этой деятельности возникают основные новообразования психических процессов

  • Слайд 17

    Проблема периодизаций психического развития

    Выделяют три группы периодизации:
    Основанная на расчленении хода развития путем ступенчатого построения, основанного на каких- либо внешних параметрах, определенным образом, связанных с этим развитием. ( С. Холл ).

    2)Основанная на одном признаке детского развития, который берется как условный критерий членения этого развития на периоды, при этом признак должен обладать следующими особенностями:
    Должен быть показательным для суждения об общем развитии общества.
    Легко должен быть доступен наблюдению.
    Должен быть объективным ( присуще всем детям ).
    Периодизация БЛОНСКОГО – дентиция ( процесс смены зубов ) :
    Беззубое детство
    Молочно-зубое детство
    Постоянно- зубое детство
    Постоянно- зубаявзросласть

    3) Основанная на выделении существенных особенностей самого детского развития (ВЫГОТСКИЙ) (– рассматривал процесс развития, как чередование стабильных и нестабильных критических периодов и новообразования.

  • Слайд 18

    Кризис психического развития

    КРИЗИС- условное наименование относительно непродолжительных отрезков онтогенеза , в которых происходит наиболее кардинальные изменения психики.
    В отечественной психологии существуют две основные точки зрения на кризис:
    ( Выготский , Эльконин ) , как необходимая закономерность момента развития, в котором происходит наибольшее преобразование психики
    ( Божович, Леонтьев ) , как следствие несвоевременного перехода в новую стадию и своевременное возникновение ведущих видов деятельности.

    В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на кризис:
    ( Пиаже ), как результат смены структуры или организованности. Кризис – в смене структур интеллекта
    ( Я. Бом), механизм возникновения нового
    ( Эриксон ), кризис- вовсе не переходное явление, а характеристика отрезков онтогенеза
    Модель перехода, т.е. кризис- явление незакономерное и он возникает только в том случае, если человек заранее не готовится к тем изменениям, которые в его жизни неизбежно произойдут

  • Слайд 19

    Виды кризисов психического развития

    кризис
    детства зрелости

    ОТЛИЧИЯ:
    Все детские кризисы совпадают с границами возрастных периодов, а кризис зрелости может совпадать, а может и не совпадать с границами возрастных периодов.
    По характеру протекания ( могут протекать ярко, бурно, скрытно, неявно и сам человек слабо ощущает какие-то изменения в себе; может протекать сглажено . Детские , как правило, либо бурно, либо сглажено. Взрослые , как правило, чаще всего протекают скрыто, а характер протекания не связан с внешними условиями.
    По целям и результатам.
    Причины: являются определенные противоречия между человеком, его потребностями, сложившимися системами отношений.

  • Слайд 20

    ОСОБЕНОСТИ КРИЗИСА

    Размытость границ, неотчетливость
    Негативный характер развития
    Новообразования, появляющиеся в кризисе являются переходными и при успешном завершении кризиса не остаются в неизменной форме
    Трудновоспитуемость у детей; у взрослых осложнение социального положения.

  • Слайд 21

    НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА КРИЗИСА

    1 фаза: предкритическая или фаза влечения . Человек впервые открывает неполноту той ситуации , в которой он живет.
    2 фаза: собственно критическая. 3 этапа:
    Материализации .«идеальная форма» – человек формулирует для себя то, что он хочет, но пытается это воплотить внешне, в поведении.
    Конфликтный. Достаточно явно обнажаются позиции человека и окружающих его людей. Положительный смысл конфликта, он очевиден. Коррекция «идеальной формы».
    Рефлексивный (интериоризация внешнего конфликта; отказ от наиболее неэффективных действий).
    3 фаза: посткритическая. Новая ситуация развития, складываются новые отношения, завершается процесс перехода от идеального к реальному. Взрослый человек намечает пути достижения цели.
    Может наблюдаться патология конфликта: застревание на одной из фаз. Если внешние обстоятельства очень ригидны, то формируются психические защиты, либо отвержение каких-либо видов деятельности.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Источник

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Презентация на заданную тему содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
К.п.н. Строшкова Нина Тадэушевна
Зам. директора МАОУ ДО СДЮСШОР «Локомотив-Изумруд»

Слайд 2
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, соотношение обучения и развития; 
активность самого ребенка и роль учителя в развитии познавательной, коммуникативной и моторной активности;
роль среды, социального окружения, особенностей воспитания и самовоспитания в психическом развитии человека. Влияние обедненной и обогащенной окружающей среды; 
наследственность и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.

Слайд 3
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Темпы развития ребенка

Слайд 4
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

РОСТ И РАЗВИТИЕ

Слайд 5
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Слайд 6
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ТЕМПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 7
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Слайд 8
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Воспитание и обучение как способы передачи общественно-исторического опыта 

Слайд 9
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Зоны развития ребенка
(по Л.С. Выготскому) 

Слайд 10
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ 

Слайд 11
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 

Слайд 12
Закономерности психического развития ребенка презентация

Слайд 13
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 14
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА

Слайд 15
Закономерности психического развития ребенка презентация

Слайд 16
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ) 

Слайд 17
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 18
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ГЛАВНЫЕ УЗЛЫ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ:

До 3-х лет, ребенок осознает наличие других людей. 
С 3-х лет, ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей. 
С 10 лет, появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.

Слайд 19
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Слайд 20
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ (3 года)
Основные симптомы кризиса 3-х лет:
негативизм,
упрямство,
строптивость и своеволие,
бунт против окружающих.
За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения.
Позитивная оценка достигнутых результатов ребенка необходимое условие для преодоления этого кризиса.

Слайд 21
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
нарочитость, кривляние,  
манерность,   
вертлявость,   
клоунада,   
шутовство.
Игра с правилами, определяющими норму поведения ребенка в игре!

Слайд 22
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
1. признать его возросшие возможности; 
2. изменить свое отношение к ребенку; 
3. дать образцы нового вида деятельности, в котором потребности ребенка могут быть удовлетворены; 
4. предоставить разумную самостоятельность (в пределах зоны ближайшего развития); 
5. предоставить возможность самостоятельного выбора; 
6. подход к ребенку должен включать в себя: принятие, понимание и соответствующую помощь.

Слайд 23
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ВОЗРАСТА
А. — ставить перед ребенком новые цели и задачи; 
Б. — побуждать ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий; 
В. — помогать нахождению средств достижения целей.

Слайд 24
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

снижаются темпы роста и физического развития ребенка;
интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития;
увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
овладевает  основными  жизненно  важными  движениями  (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);
овладевает   элементарными    гигиеническими    навыками   и    навыками самообслуживания;
активно  интересуется  окружающим  миром,  задает  вопросы,  много  и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно – образного и символического мышления.
проявляет  интерес  к другому  человеку,  испытывает доверие  к  нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);
испытывает    повышенную    потребность    в    эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;
появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Слайд 25
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
появляется интерес и желание вести здоровым  образ жизни — выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.
происходит    дальнейший     рост     и     развитие    детского    организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
интенсивно развиваются  моторные функции  возрастает  двигательная активность, движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
отмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;
увеличивается работоспособность детей;
совершенствуются   основные   виды   движений,   физические    качества развиты слабо;
большая      роль      принадлежит      компетентности,      в      особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
расширяются и изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;
интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер.

Слайд 26
Закономерности психического развития ребенка презентация

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;
преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование;
отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник