Закономерности психического развития ребенка презентация
- Скачать презентацию (0.1 Мб)
- 104 загрузки
- 0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Общие закономерности психического развития”. pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
21
Слова
Конспект
Отсутствует
Содержание
Слайд 1
Общие закономерности психического развития
Понятие психического развития, факторы
Принципы и закономерности психического развития
Психическое развитие и деятельность
Психическое развитие и возраст
Кризисы психического развитияСлайд 2
Понятие психического развития
Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к качественным, количественным и структурным преобразованиям в психике человека.
Развитие в филогенезе – весь процесс становления психики в истории и биологии.
Онтогенетическое развитие – процесс индивидуального развития
Основные области (сферы) развития:
1. Психофизическая (внешние – рост и вес; внутренние – кости, мышцы, мозг, железы, ОЧ, нейро- и психодинамика, психомоторика, …) характеризуется термином «созревание»
2. Когнитивная (развитие познавательной сферы, интеллекта)
3. Психосоциальная (развитие личности, общения, субъекта /СЗН, Я-концепция)Слайд 3
Понятия «созревание» и «рост»
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида.
Состоит процесс созревания в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.Слайд 4
Факторы (ведущие детерминанты) развития
Наследственность– (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом).
«генотип содержит в себе прошлое в свёрнутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития»
Три отличительные черты наследственности человека:
Универсальность (человек способен развиваться, выживать в условиях среды)
Неограниченные возможности для развития человека
Высокая степень активности (человек приспосабливает окружающую среду под себя). Человек имеет свою видовую специфику.Слайд 5
2. Среда (окружающие человека общественные – исторические, культурные, экономические, материальные и духовные условия его существования)
«Духовное развитие не есть простое выступление прирождённых свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. … о какой-либо психической функции или свойстве правильно выяснять: «Что в нём происходит извне? А что изнутри?»»
В.Штерн
ребёнок – биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой различна.
Воздействие генотипа всегда признавалось исследователями…НО его воздействие уменьшается по мере «удаления» интересующего нас признака от свойств организма /биологического уровня человека.
Влияние среды неустойчиво. Это может свидетельствовать о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не отрицает влияния последней.Слайд 6
3. Активность человека (деятельное состояние организма как условие его существования) – системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды
Слайд 7
Принципы психического развития
Принцип – основополагающее положение , которое предполагает наиболее общие характеристики психического развития
1.Принцип –устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы: любая система стремится к состоянию равновесия.( Э.БАУЭР: неравновесные системы оказываются более работоспособны.
Принцип доминанты, разработанный А.А.УХТОМСКИМ.
Б.Г.АНАНЬЕВ – разработал концепцию билатерального контура регулирования: в ходе онтогенеза регуляция психических процессов и свойств осуществляется за счет двух систем регуляции:
иерархическая (вертикальная)-ведущая роль принадлежит структурам стволовых отделов мозга => чем старше ребенок , тем более включенная регуляция
дополнительная (билатеральная) большие полушария мозга. Между этими системами неравновесные отношения.Слайд 8
2. Принцип взаимодействия тенденции к сохранению и тенденции к изменению:
Сохранение – генотипическая, а изменение – средовая функции. Наследственность и изменчивость – сохранение и выживание.
Тейяр де Шарден: «ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере»Слайд 9
3. Принцип дифференциации – интеграции, как критерий развития систем.
Дифференциация – процесс развития, связь с процессом разделения глобальных, целостных форм на части; результатом может быть автономия структуры и установление новых взаимосвязей между появившимися структурами системы. Интеграция – процесс развития, связанный с объединением единого целого разрозненных частей ,характеризуется интенсивностью взаимосвязи и ростом объема ;взаимодействия элементов .система качественно меняется и появляются новые свойства. В ходе развития – возрастания дифференцированных и интегрированных структур.Х. Вернер вывел показатели развития систем (в том числе и психических):
Синкретичность -дискретность
Cлитность , нерасчленённость в восприятии. Дискретность – выделение частей.
Диффузность–расчлененность
н-р, особенности восприятия обобщения детьми (гага , утка ,собака, машина, галстук…)
c) Неопределенность – определенность
Неопределенность – трудность в различении друг от друга каких- либо свойств по форме или содержании.Определенность – различие функции.
Ригидность – подвижность
Ригидность – однообразие поведения ребенка. Подвижность – разнообразие.
Лабильность – стабильность
Лабильность – быстрый переход из одного состояние в другое (быстрый перепад настроения).Слайд 10
4.Принцип – цельности, как критерии развития .
Цельность – единство средств и целей их достижения; обеспечивается повторяемостью, соразмерностью , соподчиненностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Показывает меру связности элементов целого, и уровень его развития.
соподчиненность – единство, достигаемое объединением элементов вокруг главного элемента;
соразмерность – единство, обеспеченное общей закономерностью ; согласованность, выраженность элементов целого;
уравновешенность- единство согласования противоположностей; сбалансированность всех элементов психики;
повторяемость – единство целого, по его ведущему признаку.Слайд 11
Закономерности психического развития
1.НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И ГЕТЕРОХРОННОСТЬ
Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии ПФ
развитие отдельных функций происходит по-разному: стадии подъема, стабилизации, спада – т.е. развитию присущ колебательный характер. Чем выше развитие, тем больше колебание.
Гетерохронность – разновременность , асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных функций.разновременность развертывания наследственной информации:
Внутри системы . Разновременное созревание отдельных элементов функций.
Межсистемно . Разновременное созревание развитие структурных образований, которые необходимы организму в разные периоды его развития.Слайд 12
2. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ
Развитие проходит через кризисы.3.СЕНЗИТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ
(сензитивный – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно воздействиям обучения и воспитания).Возникновение связано с критическим периодом развития мозга.Слайд 13
4. КУМУЛЯТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
-накопление в ходе развития свойств, качеств , умений , навыков , приводящих к качественным изменениям психики.5.ДИВЕРГЕНТНОСТЬ И КОНВЕРГЕНТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дивергентность – многообразие признаков, свойств в процессе развития.
Конвергентность – сходство, сближение, синтез, усиление избирательности этих признаков.Слайд 14
Психическое развитие и деятельность
Психическая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей .
Два основных положения:
Сама по себе деятельность, как сложный процесс содержит в себе внутренние противоречия, которые порождают психику, как необходимый момент деятельности.
Механизмы развития деятельности являются условиями формирования аффективной , интеллектуальной и мотивационной потребностной сферы.
Существуют два процесса, связанные с предметом деятельности:
Распредмечивание – в ходе деятельности , субъект деятельности присваивает качества объекта деятельности субъектом в процессе деятельности.
Опредмечивание – субъект в процессе деятельности определенным образом воплощается в объекте деятельности.
Можно говорить о деятельности двух видов:
Внешняя
Внутренняя
Одинаковы по своей психологической структуре;
Переходят одна в другую – экстериоризация и интериоризация.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- условие психического развития.Слайд 15
Психологическая структура деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ действия операции
переход
мотив цель
условиями понимаемые смыслообразующиеСлайд 16
ПонятиеВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущая деятельность – деятельность, которая является оптимальным условием психического развития, так как особенности действий соотносятся с психическими возможностями ребенка.
Первоначально все виды ведущей деятельности появляются внутри предыдущего этапа развития в виде действий, а при появлении мотивации становятся деятельностью.Любая ведущая деятельность обладает тремя свойствами:
Именно, внутри этой деятельности появляются новые виды деятельности
Внутри этой деятельности возникают основные новообразования личности
Внутри этой деятельности возникают основные новообразования психических процессовСлайд 17
Проблема периодизаций психического развития
Выделяют три группы периодизации:
Основанная на расчленении хода развития путем ступенчатого построения, основанного на каких- либо внешних параметрах, определенным образом, связанных с этим развитием. ( С. Холл ).2)Основанная на одном признаке детского развития, который берется как условный критерий членения этого развития на периоды, при этом признак должен обладать следующими особенностями:
Должен быть показательным для суждения об общем развитии общества.
Легко должен быть доступен наблюдению.
Должен быть объективным ( присуще всем детям ).
Периодизация БЛОНСКОГО – дентиция ( процесс смены зубов ) :
Беззубое детство
Молочно-зубое детство
Постоянно- зубое детство
Постоянно- зубаявзросласть3) Основанная на выделении существенных особенностей самого детского развития (ВЫГОТСКИЙ) (– рассматривал процесс развития, как чередование стабильных и нестабильных критических периодов и новообразования.
Слайд 18
Кризис психического развития
КРИЗИС- условное наименование относительно непродолжительных отрезков онтогенеза , в которых происходит наиболее кардинальные изменения психики.
В отечественной психологии существуют две основные точки зрения на кризис:
( Выготский , Эльконин ) , как необходимая закономерность момента развития, в котором происходит наибольшее преобразование психики
( Божович, Леонтьев ) , как следствие несвоевременного перехода в новую стадию и своевременное возникновение ведущих видов деятельности.В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на кризис:
( Пиаже ), как результат смены структуры или организованности. Кризис – в смене структур интеллекта
( Я. Бом), механизм возникновения нового
( Эриксон ), кризис- вовсе не переходное явление, а характеристика отрезков онтогенеза
Модель перехода, т.е. кризис- явление незакономерное и он возникает только в том случае, если человек заранее не готовится к тем изменениям, которые в его жизни неизбежно произойдутСлайд 19
Виды кризисов психического развития
кризис
детства зрелостиОТЛИЧИЯ:
Все детские кризисы совпадают с границами возрастных периодов, а кризис зрелости может совпадать, а может и не совпадать с границами возрастных периодов.
По характеру протекания ( могут протекать ярко, бурно, скрытно, неявно и сам человек слабо ощущает какие-то изменения в себе; может протекать сглажено . Детские , как правило, либо бурно, либо сглажено. Взрослые , как правило, чаще всего протекают скрыто, а характер протекания не связан с внешними условиями.
По целям и результатам.
Причины: являются определенные противоречия между человеком, его потребностями, сложившимися системами отношений.Слайд 20
ОСОБЕНОСТИ КРИЗИСА
Размытость границ, неотчетливость
Негативный характер развития
Новообразования, появляющиеся в кризисе являются переходными и при успешном завершении кризиса не остаются в неизменной форме
Трудновоспитуемость у детей; у взрослых осложнение социального положения.Слайд 21
НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА КРИЗИСА
1 фаза: предкритическая или фаза влечения . Человек впервые открывает неполноту той ситуации , в которой он живет.
2 фаза: собственно критическая. 3 этапа:
Материализации .«идеальная форма» – человек формулирует для себя то, что он хочет, но пытается это воплотить внешне, в поведении.
Конфликтный. Достаточно явно обнажаются позиции человека и окружающих его людей. Положительный смысл конфликта, он очевиден. Коррекция «идеальной формы».
Рефлексивный (интериоризация внешнего конфликта; отказ от наиболее неэффективных действий).
3 фаза: посткритическая. Новая ситуация развития, складываются новые отношения, завершается процесс перехода от идеального к реальному. Взрослый человек намечает пути достижения цели.
Может наблюдаться патология конфликта: застревание на одной из фаз. Если внешние обстоятельства очень ригидны, то формируются психические защиты, либо отвержение каких-либо видов деятельности.
Посмотреть все слайды
Предложить улучшение Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Источник
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Презентация на заданную тему содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
К.п.н. Строшкова Нина Тадэушевна
Зам. директора МАОУ ДО СДЮСШОР «Локомотив-Изумруд»
Слайд 2
Описание слайда:
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка
обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, соотношение обучения и развития;
активность самого ребенка и роль учителя в развитии познавательной, коммуникативной и моторной активности;
роль среды, социального окружения, особенностей воспитания и самовоспитания в психическом развитии человека. Влияние обедненной и обогащенной окружающей среды;
наследственность и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.
Слайд 3
Описание слайда:
Темпы развития ребенка
Слайд 4
Описание слайда:
РОСТ И РАЗВИТИЕ
Слайд 5
Описание слайда:
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
Слайд 6
Описание слайда:
ТЕМПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 7
Описание слайда:
ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Слайд 8
Описание слайда:
Воспитание и обучение как способы передачи общественно-исторического опыта
Слайд 9
Описание слайда:
Зоны развития ребенка
(по Л.С. Выготскому)
Слайд 10
Описание слайда:
АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Слайд 11
Описание слайда:
РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 14
Описание слайда:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ)
Слайд 17
Описание слайда:
2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Слайд 18
Описание слайда:
ГЛАВНЫЕ УЗЛЫ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ:
До 3-х лет, ребенок осознает наличие других людей.
С 3-х лет, ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.
С 10 лет, появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.
Слайд 19
Описание слайда:
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Слайд 20
Описание слайда:
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ (3 года)
Основные симптомы кризиса 3-х лет:
негативизм,
упрямство,
строптивость и своеволие,
бунт против окружающих.
За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения.
Позитивная оценка достигнутых результатов ребенка необходимое условие для преодоления этого кризиса.
Слайд 21
Описание слайда:
Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
Основные симптомы кризиса 7-ми лет:
нарочитость, кривляние,
манерность,
вертлявость,
клоунада,
шутовство.
Игра с правилами, определяющими норму поведения ребенка в игре!
Слайд 22
Описание слайда:
Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
1. признать его возросшие возможности;
2. изменить свое отношение к ребенку;
3. дать образцы нового вида деятельности, в котором потребности ребенка могут быть удовлетворены;
4. предоставить разумную самостоятельность (в пределах зоны ближайшего развития);
5. предоставить возможность самостоятельного выбора;
6. подход к ребенку должен включать в себя: принятие, понимание и соответствующую помощь.
Слайд 23
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ВОЗРАСТА
А. — ставить перед ребенком новые цели и задачи;
Б. — побуждать ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий;
В. — помогать нахождению средств достижения целей.
Слайд 24
Описание слайда:
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
снижаются темпы роста и физического развития ребенка;
интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития;
увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);
овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно – образного и символического мышления.
проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);
испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;
появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
Слайд 25
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
появляется интерес и желание вести здоровым образ жизни — выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.
происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;
интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность, движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
отмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;
увеличивается работоспособность детей;
совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;
большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
расширяются и изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;
интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер.
Слайд 26
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;
преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование;
отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник