Закономерности эстетического развития ребенка дошкольного возраста
Статья на тему:
«Закономерности творческого развития детей в избранном виде художественно-эстетической деятельности».
Подготовила воспитатель Веткина М. В.
Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.
Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.
Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению.
Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.
Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Основы художественно-эстетического развития:
Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);
связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);
объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);
художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);
индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).
В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:
эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);
природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)
oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);
искусство;
самостоятельная художественная деятельность детей;
игры;
праздники.
Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.
Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.
Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.
Театрализованные игры делятся на:
1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).
2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).
Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Закономерности эстетического воспитания школьников.
Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены в отечественной педагогике благодаря обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:
Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.
Источник
Статья на тему:
«Закономерности творческого развития детей в избранном виде художественно-эстетической деятельности».
Подготовила воспитатель
Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.
Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.
Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению.
Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.
Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Основы художественно-эстетического развития:
· Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);
· связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);
· объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);
· художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);
· индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).
В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:
· эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);
· природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)
· oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);
· искусство;
· самостоятельная художественная деятельность детей;
· игры;
· праздники.
Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.
Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.
Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.
Театрализованные игры делятся на:
1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).
2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).
Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Закономерности эстетического воспитания школьников.
Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены в отечественной педагогике благодаря обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:
· Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
· Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
· Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
· Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
· Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.
Источник
Статья обмена опытом с педагогами дошкольных учреждений..
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Составила: воспитатель д. сада
Зоя Дмитриевна Ловнуженкова.
2017
Статья обмена опытом с педагогами д. сада.
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным положением в общем воспитании ребенка. Последнее время повысился интерес к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания – это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.
Была предпринята попытка решить следующие задачи:
изучить литературу на данную тему и познакомить педагогический состав д. сада.
раскрыть понятие эстетическое воспитание;
охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей;
изучить программы по дошкольному эстетическому воспитанию.
Предмет исследования – процесс применения эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
.
1. Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:
чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;
теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:
идейно – нравственное и художественное воспитание,
обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,
развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.
Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б.Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту.
Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: “Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты”. Т.е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям».
Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно – прикладное и изобразительное искусство, музицирование.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей.
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.
Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания. Педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;
социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.
3. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Существует множество разнообразных методов воспитания.
Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:
по формам организации;
по видам деятельности;
по возрастам детей;
по количеству детей;
и др.
Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.
По тому, с помощью каких методов и приемов воспитания ребенок получает эстетическую информацию можно разделить на наглядные и словесные.
К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей; чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку.
Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:
по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;
по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.
В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. За занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки. Также, методы зависят и от возраста детей.
Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.
Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:
метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
метод приучения, упражнения – для приобретения навыков культуры поведения;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, и безобразное в окружающем мире;
метод проблемных ситуаций – подталкивает к творческим и практическим действием.
Для формирования художественных способностей дошкольников существует единое педагогическое условие – передача всем детям равных фактических данных и условий для развития данных в различных сферах искусства. На создании наивысшей духовной потребности основывается развитие художественных умений и способностей. Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.
Задачи эстетического воспитания делятся на несколько групп. Каждой группе соответствуют свои методы. Первая группа направлена на ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного. Для решения этих задач применяются такие методы как педагогический показ, описание, объяснение, пример.
Показ используется в начальной стадии обучения. Важно чтобы внимание детей сосредоточилось на показываемом объекте, для этого воспитатель должен ответственно подойти к выбору этого объекта. Воспитатель должен владеть способами передачи чувств, уметь показывать свое отношение при использовании этих методов.
На стремление детей к подражанию опирается метод примера. Пример воспитателя же имеет особое значение для ребенка – смотря на учителя, ребенок осознает смысл социально – нравственного отношения.
Вторая группа задач направлена на формирование умений в творческой деятельности. Применяются практические методы: упражнение, метод поисковые ситуации. Упражнение применяется для развития практических навыков. Для нахождения детьми самостоятельного вывода и объяснения эстетического объекта применяется метод поисковых ситуаций.
Общее правило выбора методов – поддержание желания у детей к созданию объекта искусства своими руками, для этого воспитатель
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой является проработанным и дополненным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» напечатанной в 1985 году. Она рассчитана на воспитателей, методистов, заведующих детских садов.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобретения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Содержание программы – обеспечение воспитания ребенку с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных наций, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:
ранний возраст – от рождения до 2х лет (первая и вторая группы раннего возраста);
младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);
средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
4. Анализ программы эстетического воспитания в детском саду
«Программа» ред. М.А. Васильевой. Эта программа рассчитана на физическое и речевое развитие, трудовое, социальное, экологическое воспитание, что, по сути, также применяется для воспитания эстетического вкуса, сознания и нравственности. В этой программе предлагается примерные цели и задачи для таких занятий как ОБЖ, основы гигиены, развитие речи, окружающий мир, игровая деятельность, основы математики, и, в том числе, занятия художественной литературой, музыкой и изобразительным искусством.
«Программе» М.А. Васильевой к каждой возрастной группе дается подробная характеристика. В «Детстве» еще и подводится итог – что должен уметь ребенок к концу каждого периода.
«Программа» содержит такую главу в каждом разделе как «Организация жизни детей», в которую входят такие важные пункты как примерный режим дня и воспитание при проведении режимных процессов. Эти стороны ценны тем, что с помощью их можно составить себе представление как руководить процессом воспитания в часы вне занятий.
Заключение
Провести детальный анализ педагогической литературы и сделать выводы нам позволила достаточно широко рассмотренная в отечественной литературе тема эстетического воспитания.
Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,- все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программу, я сделала вывод, что основное средство эстетического воспитания это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.
Итак, «наиболее универсальная и полезная» программа это, на мой взгляд, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Эта программа, не теряет, своей актуальности и показаны в комплексе со всем воспитательным процессом.
Литература
эстетический воспитание дошкольник программа
1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
2.Сборник статей “Эстетическое воспитание в детском саду”, под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.
.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 – 256 с.
(теория) Педагогика
Источник