Закономерности и этапы речевого развития ребенка
В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.
Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.
Периодизация по А. Н. Леонтьеву
А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.
Подготовительный этап
В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.
В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.
В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.
Этап развития до трех лет
В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.
С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.
К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.
Период дошкольного развития
У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.
Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.
Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.
К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.
Школьный период
Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.
Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву
В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:
- использование аморфных слов;
- овладение грамматическими категориями.
Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.
Аморфные слова-корни
А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.
- Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).
Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.
- Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.
В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.
Усвоение грамматической структуры предложения
Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.
Первый период
Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.
Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.
В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.
Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.
Второй период
С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.
Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.
В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.
Третий период
От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.
Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.
Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.
Четвертый период
В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.
Пятый период
Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».
Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.
Источник
За прошедшие полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователя – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, С.Л.Рубинштейна., А.А Леонтьев. За несколько десятилетий в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых, с психолингвистических позиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности.
Одной из самых известных теоретических концепций, созданных в зарубежной психолингвистике – теория врожденных знаний. Наиболее четко и полно основные положения этой теории представлены в работах Н.Хомского. Им был выдвинут тезис «о врожденности языковых структур» , в основе которого лежит постулат о том, что способность человека к освоению языка является врожденной.
Автором другой теоретической модели является А.А.Леонтьев. В его трудах дан обстоятельный критический анализ психолингвистических моделей речевого онтогенеза, разработанных зарубежными специалистами. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А.Леонтьев приводит следующее утверждение В.Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».
Исходя из этого, В.П.Глухов сделал вывод, что онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой, – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.
В литературе вопросами поэтапности становления речи при её нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л.Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н.Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер из грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
Г.Л.Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет- подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи.
А.А.Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны; кроме того, в развитии детской речи имеет мести акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапа онтогенеза.
Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции А.А.Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов:
1- подготовительный (с момента рождения до года)
2- преддошкольный (от года до 3 лет)
3- дошкольный ( от3 до 7 лет)
4- школьный ( от 7 до 17)
Подготовительный этап:
Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно- рефлекторную реакцию на действия сильных внешних и внутренних раздражителей. Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака. Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжение многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании. Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм и.т.д. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля и.т.п. Через 2-3- месяца речевые проявления ребенка получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова ,а именно – замкнутая последовательность слогов. При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6-7- месяцев постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя и. т.п. , соотнося их с определенными окружающими людьми. В 8,5-9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. В возрасте 9-10 месяцев появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова.
По мнению М.Ф. Фомичевой, в этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании.
В 10-12 месяцев ребенок все существительные употребляется в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу появляются позднее. В зависимости от индивидуальных различий в темпах психофизического и познавательного развития, все дети по-разному продвигаются и в своем языковом развитии.
Преддошкольный этап:
После года заметно возрастает речевая активность ребенка. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих. После 1,5 лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения. Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период, можно привести следующие данные исследований: в полтора года объем словарного запаса детей 30-50 слов, к концу второго года – 80-100 слов, к трем годам – примерно 300-400 слов.
В преддошкольный период речевого развития у детей проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают, переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем фонематического восприятия. Оценивать речевое развитие ребенка только по степени правильности звукопроизношения ошибочно, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений. Уже к 2,5-3 годам дети пользуются тре-четырех-словными предложениями, используя различные грамматические формы. В преддошкольный период речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер.
Объем словаря, его количественные и качественные показатели зависят от ряда объективных условий, речевой и социальной среды, ряда жизненных показателей, индивидуальных психических и физических особенностей детей и т д. Поэтому данные разных ученых не совпадают. Однако, если ребенок в возрасте 2 г 5 мес – 3-х лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более’ уто –ухо, дока – доска, дев – дверь, аёк – потолок, гаки – глазки, но – нос, теки – щёки, ука – рука, нака – нога, тигли –часы, нита – книга, кзда – карандаш, по – пол, ало – окно, тути – туфгм и т.д.) и никак не объединяет их в предложение, это будет настораживающим для логопеда, родителей симптомом, таких детей надо своевременно направлять на занятия в логопедические ясли .
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего 1-2- раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет его в самостоятельную речь. Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка», что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов.
В дошкольном возрасте, с появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи ,как описание (простое описание предмета) и повествование, а на 7-ом году жизни – и короткое рассуждение. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функции речи. Исследования ряда авторов показала, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка, в норме это происходит к 4-5- летнему возрасту.
В школьный период речевого развития продолжает совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний.
Одни из самых важных изменений связаны с овладением письменной речью, а именно- письмом и чтением. В связи с этим в начале школьного этапа обучения совершенствуются все речевые умения и навыки детей, сформированные ранее, в дошкольном возрасте. В ходе начальных периодов обучения дети овладевают операциями звукового анализа и синтеза, знакомятся с буквами, осваивают навыки письма и слитного послогового чтения. Письменная речь постепенно становиться средством полеучения и выражения знаний учащихся.
Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматический строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка.
Источник