Закономерности довербального и вербального развития ребенка

Закономерности довербального и вербального развития ребенка thumbnail

Логопункт МОУ СОШ № 3

Некоторые показатели психического и физического развития детей

п. Михайловка

2011/2012

1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития

Возраст

Стадии развития

От рождения до 8 недель

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.

От 8 до 20 недель (205 мес.)

Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.

От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)

Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).

От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.

«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».

9-18 мес.

Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.

2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения на речевом общении

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

5 мес.

Дифференцированность направления звука, певучее гуление.

6 мес.

Лепет.

7 мес.

Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.

8 мес.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.

9 мес.

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».

10 мес.

Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.

11 мес.

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.

1 год

Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.

1 год 3 мес.

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 мес.

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

1 год 9 мес.

Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.

2 года

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.

2 года 6 мес.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.

3 года

Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

3. Оценка понимания речи

Возраст

Основные показатели

3-6 мес.

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.

6-10 мес.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)

10-12 мес.

Понимает названия отдельных предметов.

12-14 мес.

Показывает их на сюжетных картинках.

15-20 мес.

Узнаёт их на картинках

20-24 мес.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?

2 года 6 мес.-3 года

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).

3-4 года

Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.

4-5 лет

Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.

4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Возраст

Навыки поведения

1-2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

(базовый навык для формирования письма)

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес.

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

2-3 года

Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

3-4 года

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.

4-5 лет

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.

5-6 лет

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Читайте также:  Среднее физическое развитие ребенка это

6. Возрастные особенности развития общей моторики

Возраст

Навыки поведения

3-6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).

6-12 мес.

Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)

1-2 года

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.

2-3 года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3-4 года

Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4-5 лет

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

5-6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

Источник

Закономерности довербального и вербального развития ребенка

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Мастюкова Коррекция.КАФdoc.doc

Скачиваний:

159

Добавлен:

19.05.2015

Размер:

5.03 Mб

Скачать

Возраст

Стадии
развития

I

От рождения до 8 нед.

Рефлекторный
крик и рефлекторные зву­ки,
сопровождающие, в основном, сома­тические
реакции ребенка. В крике пре­обладают
гласноподобные звуки, имею­щие
носовой оттенок

II

От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)

Качественное
изменение крика, появле­ние
гуления и смеха. С 3 мес. развитие
интонационной
характеристики крика. С
12 нед. появление начального гуления
(«гуканье»).
6-8 нед. — улыбка при обще­нии.
С 15-16 нед. — смех при общении

III

От 1
6-20
нед. до 30 нед. (4-7,5
мес.)

Интенсивное
развитие гуления и появле­ние
лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых
слогов (сочетания губных и язычных
согласных
с гласными)

IV

От
20-30 нед. до 48 нед. (5-12
мес.)

«Расцвет»
лепета, каноническая вокали­зация.
Голосовые реакции выделяются из
общего
«комплекса оживления»

V

9-1 8 мес.

Произнесение
слогов разных типов и «псевдослов»,
не имеющих еще четкого значения

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст

Основные показатели

1 мес.

Реакция сосредоточения
на речевое общение с ребенком

2 мес.

Улыбка при общении

3 мес.

Комплекс оживления при
общении со взрослым, гуление

4 мес.

Дифференцированность
комплекса оживления, смех

5 мес.

Дифференциация направления
звука, певучее гуление

301

Окончание
табл.

Возраст

Основные
показатели

6 мес.

Лепет

7 мес.

Готовность
к совместной игровой деятельности,
ориентация на колокольчик

8
мес.

Реакция
на незнакомое лицо, повторение
одинаковых сло­гов
ба-ба, ма-ма

9
мес.

Общение
с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес.

Ситуационное
понимание обращенной речи, использование
1-2 «лепетных слов», понятных при
соотнесении с ситуа­цией

1 1
мес.

Использование
3 «лепетных слов» с соотнесением

12
мес.

Использование
3—4 «лепетных слов» с соотнесением;
пони­мание простой инструкции,
дополняемой жестом

15 мес.

Словарный
запас увеличивается до 6 слов, ребенок
понима­ет простую инструкцию без
жеста

18
мес.

Показывает одну
из частей тела, словарный запас 7—20
слов

21 мес.

Показывает три
части тела, начало фразы из 2 слов.
Сло­варный запас — около 20 слов

24 мес.

Показывает 5
частей тела, словарный запас — минимум
50 слов, понимает двухэтапную инструкцию,
начинает исполь­зовать предложение
из 2 слов

30 мес.

Адекватно
использует местоимения я,
ты, мне’,
использует
предложение из 2 слов

36 мес.

Словарный
запас до 250 слов и выше, общается
предложе­нием из 3 и более слов,
использует множественное число
существительных и глаголов. Называет
свое имя, пол и воз­раст, понимает
значение простых предлогов, выполняет
задания
типа Положи
кубик под чашку, Положи кубик в коробку

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

I. Закономерности довербального и раннего вербального развития

Возраст Стадии развития
I От рождения до 8 нед. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.
II От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6—8 нед. — улыбка при общении. С 15—16 нед. — смех при общении.
III 16—20 нед. до 30 нед. (4—7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
IV От 20—30 нед. до (5-7,5-12 мес.) «Расцвет» лепета. «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
V 9—18 мес. Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.
Читайте также:  Самый лучший центр развития ребенка в москве

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст (месяцы) Основные показатели
1. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.
2. Улыбка при общении.
3. Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4. Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5. Дифференциация направления звука, певучее гуление.
6. Лепет.
7. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик.
8. Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
11. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
12. Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
15. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста.
18. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.
21. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов.
24. Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
30. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
36. Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

III. Оценка понимания речи.

Возраст Основные показатели
3—6 мес. Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6—10 мес. Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10—12 мес. Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес. Узнает их на картинках.
15—18 мес. Показывает их на сюжетных картинках.
20—24 мес. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двух ступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку, пони мает значение предлогов в привычной конкретной ситуации На чем ты сидишь!
2 года 6 мес. — 3 года Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. (С опорой на картинку, а затем и без нее.)
3—4 года Понимает сложноподчиненные предложения, значение пред логов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку.
4-5 лет Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Пони мает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

IV. Возрастные особенности развития общей моторики

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

В области развития навыков общения так же, как во всех остальных областях развития, вам гораздо важнее осознавать, что ваш ребенок умеет делать в данный момент и к какому следующему шагу он готов, чем знать, что на данном этапе развития умеет делать среднестатистический ребенок. Однако представлять себе картину нормального развития полезно, и ниже мы набросаем ее основные черты вплоть до четырех лет.

Понятие нормы применительно к тому, о чем мы говорим, достаточно размыто. Многие дети до двух лет не говорят ни слова, но в дальнейшем развиваются вполне нормально и становятся хорошими собеседниками. Поэтому мы советуем вам подходить к представленному ниже наброску, во всяком случае, спокойно и не забывать, что самое важное в нем – последовательность этапов развития, а не возрастные границы.

От 0 до 3 месяцев:

Сначала мы слышим только крик младенца, но постепенно он начинает подавать голос не только во время плача. Вы услышите гуление или слабые горловые звуки. Затем вы явственно услышите гласные звуки – сначала только один. В три месяца он начнет смеяться.

Одновременно с освоением новых звуков (не имеющих отношения к крику), младенец начнет реагировать на речь окружающих его людей. Поначалу его реакция будет выражаться мимикой и движениями тела. Позже малыш в ответ на обращенные к нему слова начнет подавать голос, издавая негромкие звуки.

От 3 до 6 месяцев:

  • В этот период малыш может научиться издавать два разных гласных звука и лепетать, когда остается один.
  • Начинает соединять согласный и гласный звуки и произносить что-то, напоминающее слоги «ба» или «да».
  • Выражая разные чувства, малыш издает разные звуки. Если он уже умеет «дразниться», высунув язычок, или строить другие рожицы, он будет имитировать соответствующую мимику взрослых. Помимо этого, он будет пытаться имитировать речь взрослых теми звуками, которые ему в этот момент доступны.

От 6 до 9 месяцев:

  • К шести месяцам малыш может научиться произносить, по меньшей мере, четыре разных звука. Он произносит двусложные «слова» из повторяющихся слогов: «дада», «мама».
  • Ребенок способен издавать звуки или производить какие-либо действия по очереди со взрослым.
  • Для того, чтобы привлечь к себе внимание, малыш кричит и плачет или громкими звуками протестует, когда кто-нибудь делает то, чего он не любит.
  • Приветствуя знакомого человека, улыбается и подает голос.
  • Развивается способность к подражанию; ребенок уже может имитировать действия: хлопать в ладоши или махать ручкой на прощание. Кроме того, он может имитировать доступные ему звуки, когда кто-нибудь их ему демонстрирует.
Читайте также:  Деятельность как условия психического развития ребенка

От 9 до 12 месяцев:

  • Теперь ребенок уже пытается воспроизвести интонационную картину речи взрослых; при этом часто первым можно услышать требовательный тон. Ребенок будет с вами делиться своими впечатлениями о том, что он увидел: взглянет на что-нибудь, а потом посмотрит на вас и подаст знак жестом или звуком. Кроме того, он подает голос, чтобы вступить в контакт со взрослым.
  • Ребенок может подражать мимике другого человека: кашлять, моргать, облизываться; он любит имитировать действия, которые сопровождаются звуками, например, погладив себя по животу, произнести что-то вроде: «ням-ням».

От 12 до 15 месяцев:

  • Малыш радуется «разговору» – для того, чтобы поддержать его, он в ответ на слова «собеседника», издает звуки, модулируя голос. Ему нравится давать людям разные предметы и при этом иногда подавать голос. Теперь он уже умеет использовать определенные звуки и жесты для приветствия и прощания.
  • В меру своих возможностей он может имитировать слова, например, «ам» или «яба», что означает «яблоко».
  • Ребенок может произнести два слова последовательно, хотя они все еще, по всей вероятности, будут походить на настоящие еще очень приблизительно.
  • На вопрос типа «Что это?» отвечает словом или чем-то, похожим на него.
  • Интонационная картина «речи» ребенка становится более разнообразной. Теперь, помимо требовательных, вы сможете различить вопросительные и восклицательные интонации.

От 15 до 18 месяцев:

  • К этому времени ребенок уже может научиться произносить от 4 до 6 слов, в число которых, как правило, входят названия предметов, имена, слово-отрицание (обычно «нет») и слова приветствия. Если малыш еще не знает слов, он будет использовать жесты, сопровождаемые звуками. Это может быть указательный жест, жест, означающий просьбу «дай» или жест прощания.
  • Малыш пытается подпевать, когда поют знакомые песенки.
  • Он теперь настоящий имитатор, и часто, когда говорят взрослые, как эхо повторяет особенно заметные слова или последнее слово предложения.

От 18 месяцев до 2 лет:

  • Ребенок способен произнести около 25 слов. Сюда входят наименования предметов, имена людей, слова приветствия и прощания, по меньшей мере, два слова, обозначающих действия, слово, означающее «еще» и слово «нет».
  • Малыш может повторить за другим человеком фразу, состоящую из двух слов, хотя, возможно, сам еще не сможет применить ее, когда нужно.
  • Речь ребенка, по меньшей мере, на 60-70 процентов понятна хорошо знающим его людям.

От 2 до 3 лет:

  • В течение этого года малыш постепенно будет пополнять свой словарный запас. К двум с половиной годам в его словаре будет, как минимум, 50 слов, а к трем годам – как минимум, 200 слов.
  • В начале третьего года ребенок учится составлять предложения из двух слов. К концу года он уже будет использовать в своей речи несколько предложений из трех слов.
  • Он вполне овладеет искусством соблюдать очередность в беседе. В начале третьего года он будут участвовать в разговоре, произнося одно слово, но постепенно научится употреблять больше фраз, и наконец, уже будет способен поддержать довольно длинный разговор на одну тему, пользуясь предложениями из двух и трех слов.
  • Ребенок начинает приобретать навыки правильного грамматического оформления предложений: использовать падежные окончания существительных, прилагательных, личных местоимений, применять множественное число, предлоги
  • Пусть с ошибками, но может прочитать детский стишок.
  • Играя, он разговаривает с самим собой, и его речь вполне понятна.

От 3 до 4 лет:

  • В течение этого года ребенок все чаще начинает пользоваться предложениями из трех слов и, наконец, 80 процентов предложений в его речи уже будут содержать 3 и более слов.
  • Он задает вопросы, начинающиеся с вопросительного слова, например, «Где моя сумка?», «Почему Фидо лает?», «Кто этот мальчик?», «Который…мой?».
  • Он может рассказать о том, что случилось не очень давно. Если его спросят, может назвать свое имя и фамилию.
  • Он может ответить на много вопросов, включая вопросы, касающиеся назначения той или иной вещи, например: «Что мы делаем глазами?» и «Для чего нужна плита?».
  • Он уже лучше управляет своим голосом – может говорить как шепотом, так и громко.
  • Он может рассказать, по меньшей мере, три стишка и спеть простую песенку.
  • Его речь становится грамматически более правильной [В оригинале приводятся примеры преодоления грамматических трудностей, свойственных английскому языку. Об особенностях и трудностях усвоения ребенком грамматического строя русского языка (согласование глагола с существительным, оформление слов с помощью окончаний, использование служебных частей речи и др.) читайте в книгах: А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи», М. 1961 и Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. Просвещение, 1990.].
  • Он может повторить предложение из шести слов.
  • Его интонации становятся такими, как у окружающих его людей.

Питерси М. и Трилор Р.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 80 стр.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Формирование у дошкольников отзывчивости, стремления к общению
  • Задание на развитие внимания «Найди отличия»
  • Буквы из спичек (палочек) – К, Л, М, Н, П, Т
  • Развитие моторики «Бусинки»
  • Развитие мышления «Найди недостающий предмет»
  • Развитие внимания «Кружка»
  • Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы
  • Развитие мышления «Раскрась флаги»
  • Воровство
  • Маленький ребёнок – художник

Источник