Закономерность психического развития ребенка онтогенеза

Закономерность психического развития ребенка онтогенеза thumbnail

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека. Понятие “онтогенез” в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.

Развитие психики в онтогенезе и его особенности Дошкольная психология является составной частью детской психологии, в которой изучается психическое развитие ребенка в течение первых семи лет жизни. Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом.

Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших до высших уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное усовершенствование. Онтогенез происходит в разных направлениях:

  • – Как становление организма – морфофизиологические онтогенез;
  • – Развитие человека как сознательной общественного существа – онтогенез психики;
  • – Развитие личности – социальный онтогенез.

Первое направление онтогенеза изучает биология. Второй и третий – исследуются возрастному и дошкольным психологией. Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка.

Психическое развитие отмечается такими закономерностями.

  • 1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждой психической свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно. Эти периоды – сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются.
  • 2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления. Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышления. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать означает вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать.
  • 3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией. Характеристиками каждой стадии психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности и ведущая деятельность. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку. Как возрастные новообразования выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения в психике, которые позволяют перейти к новой стадии ее развития. Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития в определенной стадии (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности.
  • 4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии – наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция – укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями – психология образования. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).

Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

  • * Макросреда – общество, его социально-экономическая и политическая система;
  • * Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка;
  • * Микросреда – непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Общество организует передачу общественного опыта через обучение и воспитание в специальных учреждениях. Обучение и воспитание организуются с учетом возрастных возможностей ребенка, а потому необходимо их изучить, выяснить. Общественный опыт усваивается не автоматически, а через активность и деятельность ребенка. С определенного этапа онтогенеза ребенок обучается сам регулировать свое развитие. Его личность становится отдельной детерминантой психического развития.

  • 6. Пластичность – способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния. ВЫВОДЫ об общих закономерностях онтогенеза психики:
    • – Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка;
    • – Психическое развитие имеет такие признаки, как: гетерохроннисть, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;
    • – Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;
    • – Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Источник

Лекции.Орг

В результате многостороннего психологического анализа онтогенеза можно выделить следующие закономерности возрастного психического развития человека, обоснованные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой и др.

1. Для возрастного психического развития характерно качественное своеобразие каждого возраста, что означает появление новообразований развития. В каждом из возрастов складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психологическое развитие. Так, развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, формированием более адекватной и устойчивой самооценки, чем у детей раннего возраста. Центральное психологическое новообразование старости – мудрость, которая характеризуется зрелостью ума, глубоким взаимопониманием с окружающими, оптимистичными жизненными установками.

2. Возрастному психическому развитию присуща гетерохронность – разновременность раз-вития – хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпа-дать. Например, в психологии юности хорошо описано явление, характеризующее “детскость” мышления и поведения человека – инфантилизм. Известны примеры и другого варианта развития, когда жизненные обстоятельства и индивидуальные особенности человека определяют значи-тельное опережение его психологического становления относительно хронологического и т.д.

3. Для возрастного психического развития характерна необратимость, т.е. развитие в направ-лении от прошлого к будущему. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст (за исключением случаев мысленного возврата в прошлое, например, под действием гипноза или других психотерапевтических процедур).

4. Возрастному психическому развитию свойственна преемственность, т.е., все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. Особенно показателен в этой связи процесс профессионального становления человека, способного не только накапливать знания, навыки и умения, но и формировать на их основе новые мотивы достижений и саморазвития.

5. Возрастное развитие психики и личности характеризуется сензитивностью, которая определяется как присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Это означает, что человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен к некоторым педагогическим воздействиям, которые вызывают у него появление определенных качеств. Например, прогрессивное развитие речи в раннем возрасте обусловлено созданием взрослыми оптимальных условий, преждевременное или запаздывающее обучение в этом направлении может неблагоприятно сказаться на всем психическом развитии ребенка.

6. Для возрастного психического развития характерны кризисы развития. Психологическое содержание кризисов развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

7. Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность. Компенса-торность в данном смысле – психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушен-ных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нару-шенных. Это означает, что постепенное ослабление или даже утрата некоторых психологических способностей компенсируется формированием и развитием новых. В частности, обнаружены большие адаптационные и пластичные возможности в позднем возрасте. Так, пожилые специалисты компенсируют снижение времени реакции выработкой уникальных стилей профессиональной деятельности, позволяющих им не снижать качество и ритм работы.

8. Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации, т.е. неповторимым своеобразием психики и личности. Человек приобретает в своем индивидуальном опыте самобытные способы профессиональной деятель-ности и общения. Начиная с юношеского возраста, потребность в индивидуализации нарастает.

9. Возрастное психическое развитие характеризуется многонаправленностью, что означает на каждом отрезке жизненного пути не только роста (приобретений, новых адаптивных возможностей), но и упадка, потерь, причем в течение жизни происходит изменение их соотношения. Однако неправомерно рассматривать процесс старения человека с точки зрения абсолютного регресса, так как и на этом этапе онтогенеза имеют место прогрессивные новообразования – новые интеллектуальные стратегии, смыслообразующие мотивы и познавательные способности.

10. Возрастному психическому развитию свойственна определенная вариативность, т.е. отсутствие жесткой предопределенности, конечные формы психического развития не заданы, однако, оно происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Профессиональная задача психолога – проследить логику освоения идеальных форм.

На современном этапе развития возрастной психологии принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития человека (онтогенеза) в его целом – время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью. Психологу важно понимать преемственность в развитии отдельных этапов и стадий жизни, что дает изучение психического развития личности на протяжении всей жизни. Время жизни человека – это не только количество прожитых им лет, но и субъективное представление будущего. Такой прогноз может существенно повлиять на самооценку личности, определить различные стратегии жизни.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни представляет собой постоянный круговорот, подобный временам года. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Так, организм нормально проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее потомки. Однако в понятие цикличности не укладываются многие процессы индивидуального психологического развития человека. Например, прогрессивное профессиональное развитие на протяжении всей жизни.

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития – жизненный путь. “Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю” (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь – история индивидуального развития личности. Человек включен в разнообразные сферы общественно-исторического процесса, он принадлежит к конкретному поколению, и события эпохи так или иначе становятся фактами его биографии. Согласно И.С. Кону, изучение жизненного пути человека требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа. До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. И в свете новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.

Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетического развития. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем, эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.

Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.

Такая же закономерность обнаруживается и в человеческой истории. Кроме общего удлиннения продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, меняется соотношение и длительность ее этапов. С одной стороны, повышается значение подготови-тельного этапа жизнедеятельности, происходит удлинение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, в ходе эволюции возрастает приспособительное значение старости как этапа онтогенеза, поскольку старики, предавая накопленную ими социальную информацию более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Как подчеркивал Б.Г. Ананьев, в этом проявляется обратное воздействие жизненного пути на онтогенез. Поэтому возрастные особенности человека, которые, как правило, мыслятся мерками онтогенеза, необходимо рассматривать в более сложной системе отсчета – время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2568 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Сам Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:

1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;

2. закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);

3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;

4. закон развития высших психических функций: ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.

Современная возрастная психология рассматривает закономерности развития психики человека в онтогенезе.

Существует масса факторов, определяющих психическое развитие, их условно можно поделить на внутренние (биологизаторы) и внешние (социологизаторы).

Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:

1. Основной механизм – социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты.

Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей, отношений, принятых в данном обществе, в его собственном опыте, т.е. в процессе и итоге социализации человек приобретает и усваивает навыки, умения, идеи, взгляды, ценности и ориентации, принятые в данном обществе.

У человека, в отличие от животных есть мощное средство социализации – речь, рождаясь, человек попадает не только в природную, но и культурно-историческую среду, одно из средств которой – речь. Природа слова двояка, это не только колебания воздуха, но и определенный смысл, понятие. Кроме этого, человек должен усвоить нормы, ценности, традиции данного общества – иначе асоциален, общество наложит санкции, подвергнет остракизму. Любая норма запечатлена знаком, имеет код, свой определенный смысл (супружеская верность). В «Теории культурно-исторического развития высших психических функций» (свойственны только человеку) Л.С. Выготского 2 основных постулата: 1. речь и правило, которое есть в обществе есть знак, вторая сигнальная система; 2. каждая психическая функция «появляется на сцене дважды»: сначала как категория интерпсихическая (межличностная, в общении между людьми) и затем интрапсихическая (внутренняя).

2. В данном случае он говорит об интериоризации – переходе форм внешней деятельности во внутренние психические процессы, благодаря подобному переходу происходит усвоение внешних социальных норм, принятых в данном обществе во внутренние, перенос общественных представлений в сознание отдельного индивида. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.

3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация (опыт предшествующих поколений), которая поэтому легко усваивается и перерабатывается (интериоризируется и происходит социализация индивида). Средством общения являются знаки (речь, рисунки), формы общения изменяются на протяжении онтогенеза, развитием форм общения занималась М.И.Лисина – 4 формы общения взрослого с ребенком:

а) ситуативно-личностная – 2-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе – реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления)

б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные;

в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии (а) и мало помощи (б)) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые;

г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. К вышеуказанному возрасту сформирована не у всех детей, взаимопонимание важно для школы, где взрослый –авторитет: нет обид на указания, требования взрослого.

Крайне опасна эмоциональная депревация – лишение или дефицит эмоциональных ощущений – развивается госпитализм – выраженное отставание в психическом развитии: вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему, бессмысленный, безразличный взгляд. Даже при хорошем уходе – отстают в физическом развитии.

4. Активность ребенка – необходимое условие его развитие, эта закономерность вытекает из ведущего принципа отечественной психологии – единства сознания и деятельности, из понятия ведущей деятельности (деятельность – форма активности, вне деятельности невозможно формирование сознания путем интериоризации. Активностью должны управлять взрослые. Главное в обучении – организовать активность, деятельность, в ходе которой нужные качества бы могли формироваться. Развитие ребенка основывается на удовлетворении потребности данного возраста: Потребность порождает деятельность, в результате которой порождается новая потребность. Вне этой формулы развития не существует. Биологические и социальные факторы имеют значение только в соединении с активностью ребенка.

5. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.

6. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий (онтогенетически). Филогенетически: социальное наследование – каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше, вступает в мир «впитавший» в себя деятельность человечества. Но: потребность в деятельности возникает в предшествующий период.

7. Необратимость развития– возврата к предыдущим стадиям психического развития быть не может. Если психическое заболевание, возрастная деменция («Что старый, что малый») – не есть возврат на пройденные стадии, это как бы по другим ступенькам.

8. Цикличность («спиралевидность» Е.Р. Артамонова) – (хорошо разобран в философии: законы развития – отрицание отрицания), в ходе любого развития, в т.ч. развития психики, когда происходит повторение пройденного, исчезает то, что достигнуто, но проявляется на более высоком уровне (как бы поднимается вверх и расширяется), что можно объяснить влиянием убыстрения темпов развития. Сначала ребенок на этапе игрушек-заместителей говорит на скатерть – это платок, спустя время отрицает, затем в сюжетно-ролевых играх «как будто» платок – это скатерть.

9. Скачкообразность (переход от одного этапа возрастного развития к другому) В развитии ребенка выделяют периоды скрытых, незаметных, эволюционных изменений – литических и периоды резких, революционных скачков – критических. За литические периоды изменения накапливаются, происходит переход количественных изменений в качественные, что и подготавливает переход на новый этап развития. Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами (не обязательно сопровождаются трудновоспитуемостью)..– процесс психического развития происходит неравномерно, периоды литических, незаметных изменений (накопление количественных изменений) чередуется с революционными периодами, что приводит к взрыву ССР и сопровождается кризисами. т.к. движущей силой психического развития является противоречие. Глобальные противоречия:

а) социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних факторов. Если эти факторы уравновешивают друг друга, возникает литический период в развитии ребенка. Нарушение равновесия в ССР – кризис (если какой-либо фактор изменяется и это связано с резкими изменениями в жизни человека) с возникновением противоречий между внешними и внутренними факторами, то это является причиной кризиса;

Новообразования происходят в 3 сферах жизнедеятельности:

а) изменения, происходящие в психических процессах;

б) изменения, происходящие в личностных свойствах;

в) изменения, происходящие в других видах деятельности.

В том случае, если внутренний фактор нарушает равновесие – рождаются личностные новообразования, когда внешний фактор – новообразования познавательной сферы

б) ведущая деятельность – движущей силой психического развития являются противоречия между ведущей деятельностью и зреющими внутри нее потребностями, приводящими к возникновению следующего типа ведущей деятельности.

Новообразования появляются к концу возраста, причем особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующей стадии.

Кризис закономерен, это не болезнь, а этап развития (например, 7 лет – из дошкольного в школьный возраст – не хватает умений и внимания), если организовать деятельность ребенка так, что потребности будут удовлетворены – острота противоречий снимается – свободу предоставлять вовремя!) Все кризисы имеют общие черты, как положительные, так и отрицательные. Три основные черты кризиса (Выготский Л.С.):

1) Характерная черта – неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);

2) Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);

3) негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – все болезни, плаксивость, обидчивость стариков). Развитие как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.

Кризисные периоды в развитии человека связаны с завышенной самооценкой и завышенным уровнем притязаний относительно следующего возрастного периода (иногда называют фазой мифов). Идет в школу – буду хорошо учиться, играя в игру успешного школьника. Кризис явно выступает мотивационной основой, которая толкает в новые достижения, в этом его прелесть. Соотнесение с реальностью, самооценка снижается, осознает свое место – лизис.

10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития (ССР, специфические потребности, особая ведущая деятельность, новообразования). Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности.

11. Неравномерность развития – в развитии ребенка различаются:

а) неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе ребенок, тем выше темп его развития, тем большее значение для его развития имеет определенный период времени (месяц в развитии младенца значит больше, чем месяц в развитии ребенка более старшего возраста, достижения первого года значительнее, чем второго и всей последующей жизни; Масару Ибука «после трех уже поздно» самыми главными назвал периоды 0 -1 год и 1 -5 лет, Л.Н. Толстой «От рождения до 5 лет целая пропасть, от 5 лет до меня одни миг», воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС;

б) неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка –это периоды особой (повышенной) чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. В ходе этого периода данные функции развиваются наиболее интенсивно, эффективно, быстро. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики; Недостаточно изучен, известны: развитие речи широк 1 -5 лет (если человеческой речи ребенок не слышал – научить невозможно, овладение учебной деятельностью 7 лет, логопедия в 5-6 лет – разница звуков, воображение, усвоение нравственных норм – дошкольник, координация движений, музыкальный слух – мл. школьник, 6-12 лет решение проблем, 12 лет – самостоятельность, сексуальность в подростковом;

в) сензитивность обуславливает гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент, развиваются в свой период, как доказательство – наличие новообразований каждого возраста. В старших возрастах формируются привычки поведения, стереотипы, сдерживающие освоение нового: в средние годы – плато, а затем спад, учитывая снижение пластичности психики. Однако существует рост акмеологических – вершина творческих, профессиональны достижений, пики зависят от условий жизни личности.

12. Акселерация (убыстрение темпов психического и физического развития) и децелерация(замедление) – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Биологи – с физиологическим созреванием, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. волнует всех рассогласование процессов физического созревания и социализация личности. Причины: гелиогенные, алиментарные, электромагнитное, ионизирующее излучение, урбанизация (сосредоточение в городах, обилие раздражителей – темпы акселерации выше у городских детей), снижение заболеваемости детей, физическое воспитание, генетический гетерозис. Социальнообусловлена: стабильна в стабильной Европе, значительна в развитых странах. Раннее половое созревание на 4 месяца каждое 10-летие, ранняя смена зубов, раннее окостеневание скелета – конец роста у девочек в 16-17, у мальчиков в 18-19 лет, в среднем рост за 30 лет увеличился на 13-15 см, вес 10-12 (в 80-х приостановилась).

Тема данной лекции обозначает ключевые моменты во взглядах на онтогенетическое развитие психики человека.

ЛЕКЦИЯ 3.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник