Закончите предложение развитие ребенка связано с

Закончите предложение развитие ребенка связано с thumbnail

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Советы родителям: 

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите “Что он делает?” вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите еще 5-6 новых слов.
  • Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».   

Уровень развития речи детей в 2 года 

  • Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  • Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  • Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  • Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
  • К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
  • После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  • Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов местоимение «я».
  • Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  • Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.
  • Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.
  • Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  • Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Уровень развития речи детей в 3 года

  • Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
  • Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  • Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  • В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  • Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  • В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  • Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  • Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

  • К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
  • Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
  • У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствиевибрантов Р, Р’.
  • Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  • В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

  • Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
  • В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  • Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  • Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  • Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности впроизношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
  • У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
  • На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
  • Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
  • Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Читайте также:  Методы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звук

Уровень развития речи детей в 6 лет

  • Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  • За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  • К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  • У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  • К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  • Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  • Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Источник

Закончите предложение развитие ребенка связано с

ТОП 10:

С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

ЧАСТЬ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

При представлении контрольных заданий полностью прописывайте само задание, цветом выделяйте вставленные фразы, определения, предложения и т.д.

Контрольное задание № 1

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:

  1. Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
  2. наблюдение– преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
  3. Методы исследования возрастного развития можно разделить на 4 группы: организационный,эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы.
  4. Цель лонгитюдинального исследования – изучение генетических связей между фазами жизни.
  5. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста означает возраст.
  6. Возрастные особенности проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития.
  7. При использовании метода возрастных срезов в качестве предмета исследования берутся различные возрастные интервалы.
  8. К низшим психическим функциям относятся сенсорная, моторная, мнемическая и пр.
  9. К высшим психическим функциям относятся память, мышление, восприятие, речь.
  10. Психологические орудия необходимы для овладением процессами.
  11. Промежуточным этапом между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе, является оцентрическая речь.
  12. Высшие психические функции (какие?) наиболее сложноорганизованныепсихические процессы. К высшим психическим функциям относят восприятие, память, мышление и речь.
  13. Процесс интериоризации – это превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
  14. По мнению Л.С. Выготского, отличие отношений человека и природы от взаимоотношений обезьяны и природы в том, что явилось возникновение сознания.
  15. Существует три группы схем периодизации:
  1. периодизация на основе внешних критериев, без связи с физическим и психическим развитием человека;
  2. периодизация на основе на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам;
  3. периодизация основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем.
  1. К. Бюлер связывает ступени развития с развитием не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
  2. Ж. Пиаже и А. Валлон в качестве критерия развития используют стадиальное развитие.
  3. До 7 лет суждение о моральности поступка выносится по: будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы, после 7 лет – по: суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь.
  4. По мнению Л.С. Выготского, реальным основанием для периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового.
  5. Согласно З. Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов характеризуется определенным способом проявления или непроявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.
  6. Главное возражение против теории З. Фрейда касается той значительной роли, которую она отводит полу в развитии личности.
  7. Снижение активности и интересов, связанных с сексом, соответствует латентной стадии (5-12 лет) в периодизации З. Фрейда.
  8. Представление о сохранении некоторых признаков объекта появляется у ребенка на стадии интеллектуального развития.
  9. На стадии формальных операций мыслительные операции могут совершаться без без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.
  10. Нравственное развитие тесно связано с когнитивным развитием.
  11. В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающим до более гибкой позиции.
  12. Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок.
  13. Возрастное новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь.
  14. В стабильные периоды развитие совершается за счет микроскопических изменений которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
  15. Особенности критических возрастов:
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 21 великого новгорода

· кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис одного года – отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет – переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис тринадцати лет – совпадает с переходом к подростковому возрасту.

  1. Специфика развития в кризисный период состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальную форму и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.
  2. Под “нормой” в психологии развития понимают некую норму развития личности, то есть, нечто усредненное, то, что вкладывается в среднестатистические данный среди исследуемой группы.
  3. В основе периодизации В.И. Слободчикова лежит понятие включающее одновременно и объект, и источник развития.
  4. Социальная ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа.
  5. К системе “ ребенок – общественный взрослый” относятся следующие ведущие деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.
  6. К системе “ребенок – общественный предмет” относятся следующие ведущие деятельности: благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны.
  7. Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
  8. В деятельности системы “ребенок – общественный предмет” происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны.
  9. Переход от одной эпохи к другой, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
  10. Трудновоспитуемость в критические периоды наступает из-за того, что изменение эмпирического изучения,не поспевает за быстрыми изменениями.
  11. Возрастной кризис связан с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения.
  12. По мнению Э. Эриксона, резкое изменение общественных условий существования взрослой личности может привести к “одержимости формальной стороной” ритуализации.
  13. Идентичность – это конфигурация, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства.
  14. Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основными новообразованиями, называют центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие процессы, совершающиеся в данном возрасте, называютпобочными линиями развития.
  15. При относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче; в этих случаях дети сами активно ищут возможности противопоставить себя взрослому, “им такое противопоставление внутренне необходимо “.
  16. В предкритической фазе ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме.
  17. В кризисе на этапе конфликта обнаруживаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы.
  18. Разрешение кризиса создает новую зону ближайшего развития и невозможно в старой системе отношений.
  19. В качестве критерия для периодизации Д.Б. Эльконин предлагает закон чередования, периодичности разных типов деятельности.
  20. По мнению Д.Б. Эльконина, каждая эпоха в развитии ребенка построена по общему принципу. Она открывается периодом, в котором идет усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно – технических возможностей.
  21. Кризис рождения в периодизации В.И. Слободчикова, это переход в новую общность. Вхождение в новую общность подобно новому рождению (человек рождается не единожды) и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта.
  22. Кризис развития – это освоение новой общности.
  23. Согласно теории научения развитие ребенка – постепенное, пошаговое накопление образцов памяти, знаний, умений и навыков.
  24. Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера подход отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животных. Представители этого подхода: И. П. Павлов, Э. Торндайк, В. Келлер.
  25. Скиннер выступал против наказания как метода воспитания, поскольку наказание указывает на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.
  26. По мнению А. Бандуры, научение происходит на основе наблюдения и подражания авторитетным образцам.
  27. Корни чувства отчужденности, оторванности от окружающих людей и дел, неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества, по мнению У. Бронфенбреннера, кроются в особенностях современной семьи, в частности, дефиците родительского общения (осо­бенно отцовского).
  28. По мнению З. Фрейда, “Сверх-Я” формируется на оральной стадии.
  29. А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: вытеснение, перенос, сублимация, проекция, регрессия.
  30. По мнению А.Фрейд, детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Читайте также:  Лучшие книги для развития для ребенка от года

Контрольное задание №2

I. Вставьте пропущенные слова, закончите предложения:

  1. Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость.
  2. Ведущая психическая функция в раннем детстве – восприятие.
  3. Ведущая психическая функция в дошкольном возрасте – память.
  4. Ведущая психическая функция в младшем школьном возрасте – мышление.
  5. Активное овладение речью начинается в раннем (возраст).
  6. Новообразование новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека.
  7. Особенности сна новорожденного: продолжитель­ность.
  8. Особенности психики новорожденного обусловлены (чем?) его исключительно социальной приро­дой.
  9. Симптомы окончания кризиса новорожденности:
  1. психологический – комплекс оживления.
  2. физиологический – появление зрительного и слухового сосредоточения.
  3. медицинский – приобретение ребенком первоначального веса.
  1. Симптом кризиса семи лет – утрата детской непосредственности.
  2. Новообразования кризиса одного года: считают мотивируемые представления, активность.
  3. Новообразования кризиса семи лет: возникновение личного сознания и конкретной самооценки.
  4. Особенности автономной детской речи:

– ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность;

– своеобразные «обобщения», когда одним словом объединяются разнородные предметы. Обычно предметы объединяются по какому-то одному, часто несущественному с логической точки зрения признаку;

– отсутствие флексий и синтаксических отношений, слова не связываются в предложения, а больше похожи на отдельные восклицания.

– автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.

  1. “Полевое поведение” ребенка раннего возраста обусловлено (чем?) совокупностью импульсивных ответов на стимулы внешней среды.
  2. Факт амнезии в раннем детстве объясняется события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.
  3. Для ребенка раннего детства нет проблемы понимания его взрослыми, так как автономная речь понятна только близким взрослым, понимающим значения слов ребенка.
  4. Новообразование раннее детство (возраст) развитие основ социальных отношений.
  5. Д.Б. Эльконин называет игру в раннем детстве “как бы игрой”, так как игра является не отправлением организма, а формой поведения, т.е. деятельностью с вещами, причем обладающими элементами новизны.
  6. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве: «ребенок—взрослый».
  7. Деструктивное поведение проявляется у ребенка от 1 – 3 лет.
  8. В школе необходимо контролировать не только результат запоминания, но и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания.
  9. Можно выделить следующие мотивы учения: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы). Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы).
  10. Готовность к школьному обучению – это уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
  11. Особенности престижной мотивации заключаются в том, что желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу. Мотив избегания санкций, то есть наказания. Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся). Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная. Мотивация неустойчивая, нет интереса к определенным предметам.
  12. Для того чтобы проверить, есть ли у ребенка познавательная мотивация, необходимо через организацию реальных видов деятельности, общения и через осознание эталонов, норм мотивационных установок); обеспечить целостное и поэлементное формирование мотивации; подчеркнуть целесообразность изучения мотивации в ее формировании (изучение исходного уровня, динамики, появление качественных изменений, структурных новообразовании и выявление их устойчивости); использовать для этого совокупности диагностических методических приемов, позволяющих объективировать изменения в мотивационной сфере. При формировании мотивации важно не только изучать, но и корректировать, отдельные стороны ее развития, сопоставлять стратегию формирования мотивации и ходе исследования и в процессе воспитания. При этом необходимо учитывать систему показателей, параметров при оценке параметров результативности формирования мотивации.
  13. Д.Б. Эльконин выделяет три вида игры:

1. игра и развитие мотивационно – потребностной сферы;

2. игра и преодоление «познавательного эгоцентризма»;



Источник