Заключение по теме рост и развитие ребенка

АОУДОД УР «Республиканский эколого-биологический центр»

Исследовательская работа:

«Изучение роста детей младшего подросткового  возраста»

Выполнила:

Ильина Валерия, воспитанница Эколого-биологической школы АОУДОД УР «РЭБЦ» ,

ученица  4 «Б» класса

БОУ УР «УГНГ им. К.Герда»

Руководитель:

Ильина Светлана Михайловна, учитель начальных классов БОУ УР «УГНГ им.К.Герда»

Ижевск,  2013

Содержание:

Введение                                                                                3

  1. Рост человека

1.1.Характеристика опорно-двигательной системы человека                4

1.2.Понятие роста и факторы, влияющие на рост человека                4

1.3. Периоды интенсивного изменения длины тела                        5        

1.4. Отклонения от типичного развития                                        6

1.5. Влияние вредных привычек на рост человека                                7

1.6. Профилактика нарушения роста                                                8

2. Исследовательская часть

2.1. Методика исследования                                                        10

2.2. Результаты исследования, их обсуждение и анализ                        10

Выводы                                                                                15

Заключение                                                                                16

Список литературы                                                                17

Приложение                                 

Введение

        Рост и развитие – сложные явления, включающие не только увеличение размеров, но также процессы и формообразования. Рост- это увеличение размеров тела и его частей. Рост является одним из важных показателей нормального развития ребёнка. Его интенсивность и особенность определяются комплексом внутренних и внешних факторов, создающих условия для нормальной жизни человека.

        В нашей гимназии в параллелях 4-х и 5-х классов многие ребята разного роста. Чтобы узнать побольше о росте, я решила провести исследование именно на эту тему.

        Цель моей работы: изучить соответствие роста детей младшего подросткового возраста возрастной норме.

        Задачи: 

  1. Выявить показатель среднего роста исследуемой группы детей и сопоставить его с возрастной нормой.
  2. Выявить количество детей, рост которых соответствует возрастной норме.
  3. Выявить количество детей, рост которых отклоняется от возрастной нормы.

Объекты исследования: ученики параллелей 4-х и 5-х классов БОУ УР «УГНГ имени К.Герда» 11 –ти летнего возраста.

Предмет исследования: рост детей исследуемой группы.

Методы исследования:

  • изучение литературных данных по анатомии и физиологии человека;
  • измерение роста детей исследуемой группы;
  • математическая обработка полученных данных;
  • анализ полученных данных.

1. Рост человека

1.1 Характеристика опорно-двигательной системы человека

        Скелет взрослого человека состоит из 206 костей, соединённых различными видами суставов.

        Скелет можно разделить на два отдела: осевой и добавочный. К первому относятся кости головы, лица, шеи и туловища; ко второму  – кости верхних и нижних конечностей и их поясов – плечевого и тазового. Осевой скелет взрослого человека состоит из 80 костей, он включает череп, позвоночный столб состоит из 33 позвонков. Семь самых маленьких, подвижных шейных позвонков составляют наиболее подвижный, шейный отдел позвоночника, 12 более крупных, грудных позвонков вместе с рёбрами образуют пространство, защищающее органы грудной клетки, а 5 мощных поясничных позвонков находятся в нижней части спины. Пять крестцовых позвонков срослись в одну кость – крестец. Оставшиеся 4 позвонка составляют копчиковый отдел (наш недоразвитый хвост) [5].

        Плечи, предплечья кости и ладони состоят из 64 костей. Наиболее сложное строение имеет ладонь, в состав которой входят 8 костей запястья, 5 костей пясти, 2 –большого пальца и по 3 –каждого из остальных пальцев. Таз и нижние конечности состоят 62 костей. С каждой стороны тела таз составляют кости: бедренная, седалищная и лобковая. Стопа состоит из 7 костей предплюсны, 5- плюсны, 2 – большого пальца ноги и по 3 в каждом из остальных пальцев. [5].

1.2. Понятие роста и факторы, влияющие на рост человека

Рост и развитие – сложные явления, включающие не только увеличение размеров, но также процессы и формообразования. Рост –это увеличение размеров тела и его частей. В его основе лежат дифференцировки следующих клеточных процессов:

  1. Увеличение числа клеток, или гиперплазия;
  2. Увеличение размеров клеток, или гипертрофия;
  3. Увеличение межклеточного вещества, или аккреция.

Гиперплазия, гипертрофия и аккреция –постоянные участники ростового процесса, но их конкретный вклад зависит от «времени и места», т.е. от конкретного периода онтогенеза и характера растущей ткани(1).

Рост является одним из важных показателей нормального развития ребёнка. Его интенсивность и особенность определяются комплексом внутренних и внешних факторов, создающих условия для нормальной жизни человека.

Факторы, влияющие на рост и развитие детей являются:

  1. Факторы внутренней среды организма:
  1. 1.1 Наследственность;
  2. 1.2 Нервная система;
  3. 1.3 Эндокринная система;
  4. 1.4 Иммунная система;
  1. Внешние факторы:
  1. 2.1 Питание;
  1. 2.1.1 Белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы.
  1. 2.2 Среда обитания:
  1. 2.2.1 Вода, почва, атмосфера и т.д.
  2. 2.2.2 Социальная среда.
  3. На рост и развитие детей фактор питания оказывает огромное влияние. У детей особенно раннего возраста, потребность в пищевых веществах относительно выше, чем у взрослых людей. Это связано с бурными темпами роста, для обеспечения которого необходимо большое количество «строительного материала». Рост детей сопровождается процессами интенсивного формирования скелета мышечной, кроветворной и других систем организма [3].

1.3. Периоды интенсивного изменения длины тела

Различают три основных периода интенсивного изменения длины тела:

Период первого вытягивания – длина тела в течение 1 – го года увеличивается в среднем на 25 см. Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округления (от 1 года до 3 лет).

Период второго вытягивания – наблюдается в период 5-7 лет, когда годовой прирост составляет 7-10 см. Затем наблюдается замедление роста –второй период округления (с 7 до 10-11 лет).

Период третьего вытягивания  – (с 11-12 до 15 -16 лет). Затем снова наблюдается снижение темпов роста. У женщин рост останавливается к 18 – 22 годам, а у мужчин к 20 – 25 годам (Приложение № 1, рис.1) [2].

1.4. Отклонения от типичного развития.

        Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно –половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.

Акселерация-ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Ретардация –задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

        Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким учёным Е.Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков 20 в. В сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца 19 в.

         В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития  современных  детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

        Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13- 20 % от общего числа детей данного возраста.

        Явление ретардации развития детей и подростков интересует учёных главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13 – 20 %, и это особенно важно учитвывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушения здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу. [2].

1.5. Влияние вредных привычек на рост человека.

        Рост человека устанавливается в основном к 18-20 годам. Некоторые мальчики переживают из-за того, что по сравнению с ровесниками у них маленький рост. Этому может быть несколько причин. Во-первых, если ваши родители обладают высоким ростом, то, скорее всего, вы тоже будете высоким. Исключение составят мальчики, которые с раннего возраста начинают курить и употреблять алкоголь. Тогда очень трудно предвидеть их физическое развитие. Можно и распрощаться с мечтой о богатырском телосложении и высоком росте. Вторая причина может заключаться в особенностях вашего развития. Каждый человек развивается по собственной программе . Очень часто мальчик. Который , скажем, в  12 лет был самым маленьким в классе, приходит в школу после летних каникул, и его никто не узнаёт –так он вырос за лето. Третьей причиной могут быть какие-либо болезни. И в этом случае излечение болезни повлечёт за собой и увеличение роста. В любом случае запомните, что здоровый образ жизни – соблюдение требований гигиены, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой и спортом –играют немаловажную роль для нормального роста твоего развивающегося организма. Ведь при малой физической активности тоже происходит задержка в развитии костей, и рост может замедлиться [6].

1.6. Профилактика нарушения роста.

        Особенно благоприятны для роста упражнения на растягивание , например, висы на перекладине и подтягивание. Они способствуют растягиванию позвоночника и снимают давление на межпозвонковые диски. Выполнять эти упражнения следует на фоне расслабления мышц (релаксации), тогда действенность их увеличивается. Весьма полезны также прыжковые упражнения (например, прыжки вверх), подтягивание вверх, наклоны вперёд и вбок, прогибы назад, упражнения на расслабление и др. [6].

        Стимулируют рост занятия баскетболом, волейболом, прыжки. Плавание, а также массаж, тепловые процедуры, закаливание. Усиление роста при этом обусловлено раздражением зон роста и стимуляцией обменных процессов в организме. Однако воздействия на процесс роста эффективны в основном до 18 – 20 лет. Своевременное применение комплекса мер, стимулирующих рост, может дать прибавку его до 10 -20 процентов от роста.

        Что же конкретно можно рекомендовать тем, кто хочет подрасти?

        Прежде всего, следует правильно питаться. Рацион должен быть достаточным по калорийности и полноценным по своему качественному составу. Нужно употреблять простую, здоровую пищу: каши (гречневую, овсяную.) Творог с мёдом, печень, яйца, достаточное количество разнообразных овощей и фруктов, шиповник, облепиху, цветочную пыльцу.

        Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим не столь важно для роста, но заниматься физической культурой, спортом обязательно.

        Регулярно выполнять специальные упражнения (Прил. 4), дополняя их плаванием в бассейне 2-3 раза в неделю (желательно брассом), тепловыми процедурами (сауна, тёплые ванны -37 – 39 – с морской солью, хвойным экстрактом, лекарственными растениями), массажем и закаливающими воздействиями. Всё это будет вызывать раздражение зон роста, оживит микроциркуляцию и обмен веществ в тканях организма и в конечном итоге приведёт к более или менее выраженному ускорению процессов роста [6].

  1. Исследовательская часть

2.1. Методика исследования

        Исследования по изучению роста детей 11-ти летнего возраста проводились в параллелях 4-х и 5- х классов БОУ УР «УГНГ имени Кузебая Герда» в декабре-январе 2012-2013 года. Всего приняли участие в исследовании 4 группы детей. (Прил.3, табл.1,2,3,4)

Рост является соматометрическим признаком, я оценивала его с помощью антропометрических методик , для которых является характерным единообразие применяемых методов, приборов и инструментов (2). Поэтому все исследования я проводила в первой половине дня, в тёплом, светлом и хорошо проветренном помещении медкабинета с применением стандартного ростометра (Прил. 1, рис.2,3).

        Дети 11-и лет принадлежат к группе младшего подросткового возраста. Я выбрала это возраст для изучения не случайно. Во-первых, я сама отношусь к нему, во-вторых, младший подростковый возраст соответствует началу периода третьего вытягивания (11-16) лет, характеризующегося скачком увеличения роста (2). Таким образом, возраст 11-ти лет является переломным, т.к. является отправной точкой для скачка роста.

        В параллели 4 классов БОУ УР «УГНГ имени К.Герда» всего  46 человек. В группу для нашего исследования мы включили детей 11-ти лет, что составило 9 человек, среди них 3 человека –мальчики (33 %) и  5 человек –девочки (67 %). В параллели 5 классов 43 человека. В группу для нашего исследования мы включили детей 11-ти лет, что составило 39 человек. Среди них 14 человек –мальчики (35 %) , 25 человек – девочки (65 %). Всего было исследовано 17 мальчиков (43, 5 %)  и 30 девочек (56, 5 %). Всего в исследовании участие принимали 47 учащихся.

2.2 Результаты исследования, их обсуждение и анализ

Результаты, полученные в ходе исследования занесены в таблицы (Приложение 3, табл.1,2,3). По результатам измерений роста детей исследованных групп и их математической обработки построены следующие диаграммы (Рис. 1, 2, 3)

Средний рост мальчиков и девочек и его соответствие возрастной норме.

Рис.1. Возрастные нормы среднего роста мальчиков и девочек и фактически полученные их средние показатели.

Как видно из диаграммы (Рис.№ 1), средний рост мальчиков исследованной группы составляет 152, 1см и превышает возрастную норму 148,3 см  на 3, 8 см. Средний рост девочек составляет 150, 4 см, и превышает возрастную норму 148, 8 см  на 1, 6 см

Соответствие возрастному нормативу «коридора роста» детей

«Коридор роста» – это интервал между нижней и верхней границами допустимого в определённом возрасте роста [2].

Полученные данные по соответствию возрастному нормативу «коридора роста» для мальчиков отображены на диаграмме (Рис. 2)

Возрастной норматив «коридора роста» для мальчиков 11-ти лет составляет: от 138,5-148,3см  [7], ему соответствует 4 мальчика или  23, 5 % исследованных мальчиков.

 Мальчиков,  с отклонением роста  в сторону меньшего  (ниже 138 см, а именно 125-138 см) нет, значит,  среди учащихся 5-4 классов 11-ти летнего возраста, нет ретардантов. [2].

        Рост 13 мальчиков, что составило 76, 5 % отклоняется в сторону большего по сравнению с возрастной нормой (выше 148. 3 см. а именно 148, 3- 165 см). (Приложение 2, табл. 3) – эти дети относятся к типу акселератов [2]

Рис.2. Количество мальчиков исследуемой группы, относящихся к основным типам (норма, акселераты, ретарданты).

 Данная диаграмма показывает, что 23,5 % исследуемых мальчиков соответствуют норме роста, а 76, 5 % превышают норму, то есть являются акселератами. Детей, которые отстают от нормы не выявлено. 

Рис.3. Количество девочек исследуемой группы, относящихся к основным типам (норма, акселераты, ретарданты).

Данная диаграмма показывает, что 16,6 % исследуемых девочек соответствуют норме роста, а 80  % превышают норму на, то есть являются акселератами. И 3,4 % отстают от нормы, представляя группу ретардантов.

Полученные данные по соответствию возрастному нормативу «коридора роста» для девочек отображены на диаграмме (Рис. 3).

Возрастной норматив «коридора роста» для девочек 11-ти лет составляет: 140,2-148,8 см [7], ему соответствует 5 девочек или 16, 6 % исследованных девочек (Рис.3).

Рост  1 девочки, 3, 4 % отклоняется в сторону меньшего роста (ниже 136 см, а именно  136,2-140,2 см) (Приложение 2, табл. 2)-  эти дети относятся к типу ретардантов  (Рис.3).

Рост 24 девочек, что составляет 80 %, отклоняется в сторону большего по сравнению с возрастной нормой (выше 148,8 см, а именно 148,8-153,2 см)[7] (Приложение 2, табл. 2). –эти дети относятся к типу акселератов [2] (Рис.3).

        Средний рост мужчин отличается от среднего роста женщин [2]. Рост мальчиков и девочек ещё и отличается на разных этапах развития. А именно, в период до 11 лет мальчики опережают девочек в росте, а с 11 до 15-16 лет опережают девочки. По некоторым данным [2] в 11 лет рост мальчиков и девочек выравниваясь, сходится (Приложение 1, Рис. 1). По полученным мной данным в исследованной группе такого не произошло. А именно, у мальчиков наблюдается опережение в росте по сравнению с девочками. Кроме того, у тех и других большой процент отклонения в сторону акселерации.

Выводы

На основании анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Показатель среднего роста в исследованной группе среди мальчиков составляет 152, 1см, что на 8,7 см больше возрастной нормы 143,4 см [7]; среди девочек -150, 4 см, что на 5,9 см больше возрастной нормы  144, 5 см [7].
  2. В исследованной группе детей среди мальчиков 23, 5 %  соответствует возрастной норме. А среди девочек-16, 6 % исследованных девочек.
  3. Мной выявлено, что в сторону ретардации  среди исследованных мальчиков никто не отклоняется, среди девочек отклоняется  – 3, 4%. В сторону акселерации среди мальчиков отклоняется 76,5 %, а среди девочек 80% исследованных детей.

Заключение

Поставленные задачи решены, цель работы выполнена.

Полученные результаты мне кажутся интересными в 2-х отношениях: первое – то, что, видимо, для исследованных детей период 3-его вытягивания сдвинулся на более раннее время [2];

второе – процент акселератов в исследованной группе очень велик в том и другом отношении, но больше у мальчиков. Этот факт продиктовал мне планы исследования на будущий год. А именно, продолжить исследования роста нового поколения 11-ти летних детей, увеличив группу хотя бы до 100 человек, привлекая другие школы, а также провести это исследование среди городских и сельских детей разных национальностей.

В дополнение к моей исследовательской работе я разработала рекомендации – «примерный комплекс специальных упражнений для стимуляции роста», который можно использовать детям, принадлежащим к ретардантному типу. (Прил. 4).

        Благодарю за помощь в моей работе моего классного руководителя, школьного врача и моего руководителя.

Список литературы:

  1. Антропология: Учебн. пособие для студентов высш.учеб.заведений. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. -272 с.: ил.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебн.пособ. для студ. Пед. вузов.-М.: Высш.шк., 1985. -384с., ил.
  3. Кузьменко Л.Г. Малыш: Рост и развитие. –М.: Изд-во РУДН, 1993. -64с.: ил.
  4. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /2-е изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2010. -224 с.: ил.
  5. Фомин Н.А.Физиология человека.-3-е изд.-М.: Просвещение; Владос, 1995.-416 с.: ил.

      6.   https://www.child-psy.ru/kalendaremo/667.html

     7.   https://ru.wikipedia.org/wik

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.3

 «Применение стандартного ростометра в измерении роста детей»

Источник