Заключение по результатам диагностики психического развития ребенка

Заключение по результатам диагностики психического развития ребенка thumbnail

Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете – и заключение готово

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер. 

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие). 

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции). 

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий). 

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный). 

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость). 

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность). 

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении). 

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации. 

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый). 

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). 

Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса).    

Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью). 

Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность). 

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая). 

По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок  в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи. 

Ошибки при выполнении задания отсутствуют (исправляются самостоятельно, не замечаются без помощи взрослого). 

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Низкая концентрация внимания;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие фонематического восприятия.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, 
  • развитие вербального воображения.
  • Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
  • Коррекция импульсивности

Дата __________________                           ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
                                                                                                                       подпись родителя

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник

Дзарахохова Светлана
Заключение по результатам психологического обследования детей подготовительной группы

Заключение

по результатам психологического обследования

детей подготовительной группы.

Диагностическое обследование детей проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме с 1 декабря по 15 декабря 2015г. Обследовано 13 детей из 14 (один ребенок на момент диагностики отсутствовал).

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей выявлялся с помощью программы Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.

Цель скрининг – обследования: оценить уровень умственного развития и познавательной сферы детей старшей группы.

Детям предлагались индивидуально 10 заданий, которые были направлены на изучение психических процессов:

• внимания

• восприятия цвета, формы, величины, слухового

• памяти слуховой, зрительной,опосредованной

• мышления

• речи

По итогам скрининг – обследования были получены следующие результаты.

В задании №1показателем был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

• Высокий уровень – 1 детей (8%)

• Средний уровень – 5 детей (38%)

• Ниже среднего – 4 ребенка (31%)

• Низкий уровень – 2 ребенка (23%)

В задании № 2 для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки».

• Высокий уровень – 6 детей (55%)

• Средний уровень – 6 детей (39%)

• Не справился – 1 ребенок (6%)

В задании № 3изучаетсявосприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам».

• Высокий уровень – 11 детей (84%)

• Средний уровень – 2 детей (16%)

В задании № 4Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры».

Все 100% детей справились с заданием.

Задание № 5 диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски».

• Высокий уровень – 9 детей (70%).

• Средний уровень – 2 ребенка (15%).

• Не справились – 2 ребенка (15%)

Задание № 6оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста».

• Высокий уровень – 4 ребенка (31%).

• Средний уровень – 4 ребенка (31%).

• Не справились – 5 детей (38%)

Задание №7исследования слуховойпамяти, используется методика «Десять слов».

• Высокий уровень – 6 детей (46%).

• Средний уровень – 3ребенка (23%).

• Не справились – 4 ребенка (31%)

Задание №8 уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок.

Высокий уровень – 10 детей (77%).

• Средний уровень – 2ребенка (15%).

• Не справились – 8 детей (31%)

Задание №9 оценка уровня речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий»

Мышление:

• Высокий уровень – 2 ребенка (15%).

• Средний уровень – 5детей (38%).

• Не справились – 6 детей (47%)

Речь:

• Высокий уровень – 3 ребенка (23%).

• Средний уровень – 6 детей (46%).

• Не справились – 4 детей (31%)

По общим результатам индивидуального обследованияполучены следующие показатели:

30%- высокий уровеньумственного развития и познавательной сферы детей

54%- средний уровень умственного развития и познавательной сферы детей

15%-низкий уровень умственного развития и познавательной сферы детей

ВЫВОДЫ:

В группе у большинства детей отмечается средняя умеренная работоспособность со средней продуктивностью деятельности. У половины детей снижен учебный интерес, наблюдается пресыщение деятельностью к середине или концу занятия. Для продуктивности их деятельности требуется дополнительная мотивация, различные виды помощи и стимуляции, организационные воздействия.

61% детей способны полностью принимать вербальную инструкцию взрослого и сохранять ее до конца задания. У остальных детей наблюдаются трудности в удержании инструкции до конца задания или сохранении программы действий из-за низкой организации психической активности. Этим детям необходима пошаговая подача инструкции (кратко и максимально содержательно) и стимуляция произвольности поведения и учебной деятельности.

Рекомендуется:

дополнительная индивидуальная работа в группе: развитие простой и сложной классификации (сначала на картинках, затем образно вербально);

обобщение предметов по существенному или функциональному признаку, объяснять мотив выделения «лишнего»;

выделять сходство и различия (Чем отличаются лошадь и кошка?Чем они похожи);

групповые игры на активизацию внимания и мышления;

развитие разговорной речи детей по картинкам;

3 детям рекомендовано посещение дополнительных коррекционно – развивающих занятий у психолога (Лана К., Лиза Ч., Азамат Г., а также индивидуальная работа в группе по развитию мышления, внимания и памяти.

Педагог – психолог

Дзарахохова СК___

Источник