Заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности

Фамилия, имя ребенка Арсений П.              Возраст                           2 г. 10 мес.        Дата обследования   24.06.2017

Виды действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские, манипулятивные и культурно-фиксированные действия используются часто, ребенок называет знакомые ему предметы, знает их предназначение, может показать.

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними большой, настойчивость в деятельности ярко выраженная, преобладание положительных эмоций, незнакомый предмет старается открыть, просит о помощи взрослого.

Включенность ПД в общение со взрослым

Преобладает стремление действовать по образцу, ориентация на оценку взрослого высокая, использует речевые развернутые высказывания.

Заключение: Развитие предметной деятельности у ребенка находится на высоком уровне. Им используются все виды действия с предметами. Отмечается высокая ориентация на оценку взрослого и стремление действовать по образцу. Высока и эмоциональная вовлеченность ребенка.

Рекомендации: для дальнейшего развития ребенка рекомендую чаще знакомить его с новыми предметами и способами действий с ними. Дать возможность самостоятельного обследования новых предметов, обеспечить внимание и вовлеченность взрослого.                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                          Подпись

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

Шкалы оценки параметров процессуальной игры

На третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы

Потребность в игре

Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0
 
 
Слабая: первые игровые действия совершаются по инициа­тиве взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1
 
 
Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2
 
 
Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. 3
Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.). 0
  Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1
 
 
 
 
Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2
 
 
 
 
Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуаль­ной игрой. 3
 
 
Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, ми­мика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0
 
 
 
 
Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1
 
 
 
 
Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2
Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0
 
 
 
 
Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых дейст­вий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1
 
 
 
 
Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2

Заключение об уровне развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка

Фамилия, имя ребенка Арсений П.     Возраст   2.10    Дата обследования 26.06.2018

Потребность в игре с сюжетными игрушками

Инициативность (высокая. ребенок сам разворачивает игру, подбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты, подсказки и наводящие вопросы взрослого не требуются)

Длительность игры (средняя,)

Характер игровых действий Вариативность (высокая, может сначала укладывать куклу, варить кашу, резать хлеб).

Речевая активность (высокая, ребенок всегда комментирует свои действия во время игры, разговаривает с куклой, охотно отвечает на вопросы какие действия совершает)

Воображение Использование предметов-заместителей (редкое, редко используются действия с замещением предметов).

Принятие игровой инициативы взрослого (слабое, не охотно принимает участие взрослого в игре, предпочитая играть самостоятельно, но при этом отвечает на вопросы взрослого, просит помешать кашу, принести стульчик)

Заключение Уровень развития процессуальной игры у ребенка – высокий, наблюдается потребность в игре с сюжетными игрушками. Ребенок с удовольствием включается в игру, играет не долго, но увлеченно. Его ини­циативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре, после рассмотрения предметов игры приступает к самостоятельным действиям, не нуждаясь в стимулировании взрослого в виде подсказок. Малыш использует предметы заместители, но редко, отвечает на вопросы взрослого, что делает, постоянно придумывает новые варианты использования предметов, в процессе игры ребенок комментирует действия, эмоционально обращаясь ко взрослому и персонажам игры.

Рекомендации: Исходя из заключения об уровне развития процессуальной игры, могу рекомендовать следующее: наиболее чаще использовать в игре с ребенком предметы – заместители, для развития воображения, поощрять проявление инициативы ребенка.

Подпись

Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка Арсений П.      Возраст           2г. 10 мес.            Дата обследования 27.06.2017

Развитие общения и речи

Читайте также:  Физическое развитие ребенка и его оценка введение

Инициативность ребенка в общении. Инициативность в общении высокая. Ребенок стремится вовлечь взрослого в общение, демонстрирует разнообразные способы контактов.

Чувствительность к воздействиям взрослого соответствует высоко­мууровню., ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия умеет поддер­жать беседу, охотно принимает помощь взрослого, перестраивает свое поведение в зависимости от его воздействий.

Гармоничное сочетание инициативности и чувствительности обес­печивает полноценное протекание общения.

Репертуар коммуникативных действий разнообразный. предпочитаемым средством общения является речь. Ребенок активно вовлекает взрослого в общение, комментирует свои действия, просит о помощи. В об­щении мальчик использует весь спектр инициативных и ответных дей­ствий: хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции взрослого, вовлекает взрослого в общение с помощью предметных действий, раз­вернутой речи, делится впечатлениями от игры

Уровень развития активной речи – высок. Ребенок легко общается на разные темы, задает вопросы и отвечает на них.

Уровень понимания речи высокий. Арсений отлично понимает речь обращенную речь взрослого,

Уровень выполнения речевых инструкций высокий, быстро выполняет речевые инструкции взрослого

Источник

Подборка по базе: Готовый курсач н8.doc, exam questions (1 курс).docx, Рома курсовой3.docx, петропавловская_финальная курсовой.pdf, Доценко Курсовая.docx, Тематика курсововых работ.doc, 24.10.2020 Курсовая Марина Пешкина.doc, методичка для ТЭО по курсовой.docx, Элективные курсы по физической культуре и спорту.docx, Методические указания к курсовому проекту МДК 02.01 СПК.doc

Заключение об уровне развития общения у ребенка на втором году жизни
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________

Возраст______________________

Дата обследования_____________________________
Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует)

Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая, отсутствует)

Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный – выделить предпочитаемые средства общения, указать уровень развития активной речи)

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения: нормальный, задержка в развитии общения, грубая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки)

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения, в случае необходимости составляется направление к соответствующим специалистам)

Подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Диагностика развития предметной деятельности (второй год жизни)
Для диагностики предметной деятельности используются те же ситуации, что и для обследования ситуативно-делового общения.

Приведенные ниже шкалы служат основой для занесения результатов диагностики в протокол регистрации параметров предметной деятельности.
Шкалы оценки параметров предметной деятельности

на втором году жизни ребенка

Параметры предметной деятельностиПоказатели параметровКритерии оценки показателейБаллы
Виды действий с предметамиОриентировочно-

исследовательские

и манипулятивные

действия

Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы
Используются редко: ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1-2 однообразные манипуляции1
Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций2
Предметные, культурно-фиксированные действияОтсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением
Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически, предпочитает манипулировать с предметами1
Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машине и др.)2
Познавательная активностьИнтерес к предметам и действиям с нимиОтсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними
Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро насыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности1
Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам2
Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается3
Настойчивость в деятельности (фиксируется только в ситуации «Незнакомый предмет»)Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачи
Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2-3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность1
Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи, обращается за помощью2
Эмоциональная вовлеченность в действия с предметамиПреобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола-1
Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная
Преобладание амбивалентных эмоций: ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко1
Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует2
Включенность предметной деятельности в общение со взрослымСтремление действовать по образцуОтсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого
Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец1
Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит2
Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе3
Ориентация на оценку взрослогоОтсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью
Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем тепе, эмоции выражены слабо; поощрения некоторых действий вызывают неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки его исправить1
Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность2
Читайте также:  Календарь развития ребенка полтора года

Рекомендации к анализу результатов диагностики

и составлению заключения на ребенка

На основании анализа полученных данных составляется заключение об уровне развития предметной деятельности ребенка. Уровень развития предметной деятельности (в дальнейшем ПД) определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень ПД. Виды действий. Репертуар действий с предметами у ребенка с высоким уровнем предметной деятельности богат и разнообразен. При знакомстве с новыми игрушками он разглядывает их, берет в руки, исследует с помощью различных манипуляций (например, стучит по столу или по другой игрушке, размахивает, мнет мягкую игрушку, ковыряет пальчиком, вкладывает один предмет в другой и т.д.). Одновременно с такого рода манипуляциями он использует и культурно-фиксированные действия с предметами (например, чистит зубы зубной щеткой, кормит куклу, строит домик из кубиков и т.д.). Высокому уровню ПД соответствует оценка «2 балла» по каждому из показателей. Однако следует иметь в виду, что в ситуациях совместной игры, где взрослый предлагает ребенку образцы культурно-фиксированных действий, количество и разнообразие манипуляций могут сократиться за счет увеличения подражаний. Поэтому оценки показателя «ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия» «0—1 балл» в пробе на совместную игру (при условии увеличения доли культурно-фиксированных действий) можно отнести к высокому уровню ПД.

При оценке параметра «виды действий» в целом следует придерживаться такого правила: чем больше доля культурно-фиксированных действий (т.е. чем выше балл по данному показателю), тем выше уровень ПД.

Познавательная активность. Ребенка с высокой познавательной активностью отличает ярко выраженный интерес к предметному миру. Увидев новые игрушки, он сразу же начинает исследовать их. В этом возрасте ребенок не всегда полностью поглощен одним предметом, часто отвлекается на другие, стремится поиграть с каждым из них. Но независимо от того, занят ли он одной игрушкой или несколькими, ему не свойственно бездействие. Высокому уровню развития ПД соответствует оценка показателя интереса к действиям с предметами «3 балла» в большинстве проб.

Настойчивость в достижении результата в пробе с незнакомым предметом оценивается 2 баллами. При этом результативность самого действия не оценивается, поскольку у такого маленького ребенка пока еще может не доставать моторных умений, ловкости в действиях с предметами.

Игра с предметами сопровождается положительными эмоциями. Следует помнить, что все дети разные, у каждого из них свой темперамент. Один ребенок при виде предметов может бурно выражать свои эмоции (много и радостно улыбаться, смеяться, оживленно жестикулировать), другой будет вести себя более сдержанно, но по его поведению станет ясно, что игра доставляет ему удовольствие. В обоих случаях эмоциональная окраска действий оценивается 2 баллами.

Включенность ПД в общение со взрослым. Ребенок с высоким уровнем ПД активно стремится подражать действиям взрослого. Для него характерно не только однократное повторение того, что показывает ему взрослый, но и включение образца в последующую самостоятельную игру. Однако такой перенос не всегда осуществляется сразу после показа. Бывают случаи, когда ребенок, повторив за взрослым какое-то действие, отвлекается на другие предметы, и лишь длительное наблюдение может выявить, «присвоил» ли ребенок полученный образец, использует ли его в своей деятельности. Чтобы избежать ошибки в диагностике данного показателя, можно считать оценку «2 балла» достаточной для отнесения к высокому уровню общения. Следует помнить, что в данном возрасте самым важным является не правильность действия по образцу, а стремление подражать взрослому.

Высокий уровень ПД характеризуется наличием у ребенка хорошо выраженной ориентации на оценку взрослого. Он ищет у взрослого отношения к своим действиям, верно различает положительную и отрицательную оценки и перестраивает поведение в соответствии с ними. В ответ на похвалу он начинает действовать активнее, ярче проявляются его эмоции, усиливается расположение ко взрослому. Порицание может приводить к разным последствиям: стимулировать поиск правильного решения, просьбы о помощи, поиск оценки или, наоборот, вызвать обиду, даже отказ от деятельности. В любом случае изменение в поведении ребенка свидетельствует о его пристрастном отношении к мнению взрослого. Такое отношение усиливается к 2 годам. Оценку данного показателя «2 балла» следует отнести к высокому уровню общения.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка для психолога

Средний уровень ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение.

Виды действий. Ребенок со средним уровнем развития ПД использует разные виды действий с предметами. Однако их репертуар беднее по составу. В ходе индивидуальной игры он преимущественно манипулирует предметами (2 балла), а культурно-фиксированные действия использует редко (1 балл). Участие в игре взрослого приводит к повышению количества действий этого вида (до оценки «2 балла») и может снизить количество манипуляций вплоть до их исчезновения (оценки «О», «1 балл»).

Познавательная активность характеризуется более слабым интересом ребенка к предметному миру. Это особенно видно в пробе на индивидуальную игру, где степень интереса измеряется 2 баллами. В ходе совместных занятий эта оценка может остаться неизменной или повыситься до 3 баллов. Настойчивость в достижении результата измеряется 1—2 баллами. Эмоциональная окраска действий чаще всего положительная (2 балла). Однако у некоторых детей со средним уровнем ПД действия с предметами могут сопровождаться амбивалентными эмоциями (1 балл), затрудняющими деятельность.

Включенность ПД в общение со взрослым. У ребенка со средним уровнем ПД стремление действовать по образцу находится на том же уровне, что и у его сверстника с высоким уровнем ПД (2 балла). Менее ярко в некоторых пробах могут быть выражены стремление выяснить отношение взрослого к своим действиям и чувствительность к оценке взрослого (1 балл в 3-й и 4-й пробах).

Низкий уровень ПД. Виды действий. Ребенок с низким уровнем ПД совершает мало как манипулятивных, так и культурно-фиксированных действий вне зависимости от содержания диагностической пробы (оценки в большинстве проб — 1 балл). Как правило, знакомство с новыми игрушками ограничивается беглыми взглядами на них, а манипуляции представлены единичными однотипными действиями (например, ребенок несколько раз перекладывает предметы с места на место). В пробе «Индивидуальная предметная деятельность» могут отсутствовать культурно-фиксированные действия (0 баллов). Эти действия появляются лишь в ситуации совместной игры со взрослым, но не используются ребенком в последующей индивидуальной игре.

Познавательная активность. У ребенка с низким уровнем ПД снижен интерес к предметам и действиям с ними (оценка «1 балл» в большинстве проб). Ребенок постоянно отвлекается, возит или стучит игрушкой по столу, не глядя на нее, бесцельно смотрит по сторонам и т.д. Репертуар действий однообразен. В случае затруднения в деятельности (в ситуации «Незнакомый предмет») ребенок сразу же прекращает попытки обнаружить «секрет», не проявляя настойчивости (0 баллов) и предпочитая действовать привычным способом (т.е. манипулировать предметом). Как правило, на всех его действиях лежит печать безразличия, равнодушия (0 баллов), положительные эмоции маловыразительны и эпизодичны. У некоторых детей могут наблюдаться амбивалентные или отрицательные эмоции (например, боязнь дотронуться до предмета, робость, неуверенность в действиях или, наоборот, раздражение, которое выражается в рез­ких действиях, в разбрасывании игрушек, и т.д.).

Включенность ПД в общение со взрослым. Ребенок с низким уровнем ПД мало подражает взрослому. Он наблюдает за его действиями, но лишь незначительное их количество вызывает желание действовать по образцу. Выраженность данного показателя — 0—1 балл.

Обычно у ребенка с низким уровнем ПД бывает трудно обнаружить отношение к оценке взрослого. Он достаточно пассивно воспринимает как поощрение, так и похвалу, оценка взрослого не вызывает у него эмоционального отклика, изменения в деятельности. Оценка данного параметра может выражаться 0—1 баллом.

Высокий и средний уровни развития ПД составляют возрастную норму.

Низкий уровень ПД свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Он может быть обусловлен неправильной организацией воспитания: незнанием возрастных особенностей развития в раннем возрасте, ограничением активности ребенка в освоении предметного мира, обедненной предметной средой, нехваткой адекватного возрасту общения. Если у ребенка нет интереса к предметному миру и он не манипулирует предметами, это считается грубой задержкой уже в первом полугодии второго года жизни. Отсутствие культурно-фиксированных действий в первом полугодии считается легкой задержкой, а к 2 годам — грубой задержкой. Постоянное преобладание отрицательных эмоций в процессе действий с предметами свидетельствует о неблагополучном эмоциональном статусе ребенка. Во всех случаях выявления грубой задержки в развитии предметной деятельности требуются дополнительные исследования, а в случае необходимости направление к соответствующим специалистам.

По результатам диагностического обследования составляется заключение об уровне развития предметной деятельности. Форма заключения приведена ниже.
Заключение об уровне развития предметной деятельности у ребенка

на втором году жизни

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст

Дата обследования _____

Источник