Зак развитие интеллектуальных способностей у ребенка

Зак развитие интеллектуальных способностей у ребенка thumbnail

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

???? Зак А. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. 2007г.

В пособии представлена общая характеристика содержания групповых занятий систематического курса “Интеллектика” для четырехлетней начальной школы.
Конкретные материалы заданий для проведения 32 занятий на каждом году обучения даны в тетрадях для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов. Занимательные поисково-творческие задания неучебного характера предназначены для развития основных мыслительных способностей у детей 6-10 лет.
Освоение детьми полного курса “Интеллектика” для 1 – 4 классов создает у выпускников начальной школы более высокую, чем обычно, степень интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы.

Книга предназначена для учителей младших классов, школьных психологов, студентов и преподавателей факультетов педагогики и психологии средних и высших учебных заведений, инициативных родителей, всех, кто заботится об умственном развитии детей.

???? Зак А.З. Интеллектика. 1-3 класс. Рабочая тетрадь для развития мыслительных возможностей, М.: Интеллект-центр, 2007. — 100 с.

Предлагаемая Вашему вниманию тетради с игровыми занятиями – курса “Интеллектика”, разработанного профессионалом по развитию мышления, медиком психологических наук А. З. Заком. Курс предназначен для систематического развития главных мыслительных возможностей у деток 6-10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средним классам школы.
Развивающие занятия разработаны для групповой работы в школе: одно занятие в недельку. Занятия с тетрадью можно проводить с ребёнком и дома.
Представленный материал включает в себя поисково-творческие интересные задания разнородных интеллектуальных игр, построенных на неучебном материале.
В каждой тетради 32 занятия, представленных в испытательной форме.

???? Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Часть 1, 2004г.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка еще задолго до школы.
Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям. Для достижения этой цели служит разработанный автором систематический курс развития у дошкольников основных навыков мыслительных способностей, начиная с 4,5 лет.
Курс включает 32 занятия. Занятия 1-16 (первая часть курса) содержат более простые задания, занятия 17-32 (вторая часть) – более сложные.
С ребенком в возрасте 4,5 – 5 лет целесообразно заниматься один раз в неделю (по полгода на каждую часть курса). С детьми 5-летнего возраста необходимо заниматься два раза в неделю. Обе части курса с подготовленными детьми 5,5 лет можно освоить за три месяца.
Предлагаемые в обеих тетрадях поисково-творческие задания можно использовать” как для занятий с одним ребенком дома, так и для групповой работы в детском саду и на занятиях по подготовке к учебе в школах. Занятия можно проводить и с младшими школьниками, ограничив время для выполнения заданий.
Пособие снабжено интеллектуальными играми, рисунками, интересными вопросами.
Первая тетрадь посвящена общим вопросам организации развивающих занятий с проверочными заданиями с целью определения изменения в развитии мыслительных способностей ребенка.
Во второй тетради даны рекомендации по оказанию помощи детям в выполнении заданий по развитию у них мыслительной деятельности.
Автор – ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор наук, автор серии книг по развитию мышления ребенка, в том числе систематического курса развивающих занятий “Интеллектика” для учеников 1-4 классов, который успешно реализуется в школах России.
Издательство: Интеллект-центр.

Источник

Ольга Федотова
Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста

1 слайд

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.

Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.

Слайд 2

Существует много различных технологий и развивающих методик, многие из которых всем нам хорошо знакомы, но сегодня я хочу познакомить вас с технологией Анатолия Залмановича Зака.

Анатолий Залманович Зак, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Основные научные направления работ А. З. Зака:

• развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).

• диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.

• условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

Слайд 3

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов

1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 – 4 классов. М. : Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.

2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.

7. Интеллектика 5 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.

8. Интеллектика 6 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.

Слайд 4

Анатолий Залманович создал ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов (которые представлены на слайде)

1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва. : Российский открытый университет,1991.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу это

2. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.

3. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.

4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. М. : Новая школа, 1996.

5. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.

6. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.

7. 500 занимательных логических задач для школьников. М. : Юнвес, 2002.

8. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М. : Аркти, 2003.

9. Учимся мыслить логично. М. : Аркти, 2003.

10. Развитие умственных действий у детей 6 – 7 лет. М., «Илекса», 2004.

Слайд 5

Он разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления.

1. Как определить уровень развития мышления школьника. М. : Знание, 1982.

2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.

3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига. : Эксперимент, 1992.

4. Диагностика мышления детей 6 – 10 лет. М. : Фолиум, 1993.

5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995.

6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М. : Генезис, 2007.

7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. – С. 49 – 57.

8. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80.

Слайд 6

Во всех пособиях рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий.

Игры Зака можно использовать и как тесты, с помощью которых Вы можете самостоятельно определить способности ребёнка.

Приведу пример одной интеллектуально-развивающей игры из цикла развивающих занятий Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». Игра предназначена для групповой формы работы с детьми с 4,5- 5 лет, при индивидуальной форме занятий в игру можно включать детей с четырёх лет.

Необходимо соблюдать ряд условий:

1. В игре не нужно ничего реально перемещать

2. Ребенок выполняет разные роли: отгадывающего, проверяющего отгадки, загадывающего.

3. Постепенное усложнение занятий

4. Последующее занятие никогда не повторяет предыдущее

5. Игровые задания предполагают выполнение разными способами

Слайд 7

А сейчас я вам предлагаю поиграть в эту игру.

Цель игры:

Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.

(дом с гусеницей, карточка с заданием)

“Посмотрите на этот дом, у него четыре окна и в каждом окне кто-то живет. В одном окне живет черная точка, во втором – кружочек, они живут на втором этаже нашего дома, а на первом – крестик и квадрат. “

“Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца – к другому.

Но гусеница может ходить между окнами только прямо.

Если гусеница гостит у крестика, то одним шагом может попасть в гости только к квадратику или к точке.

Идти сразу к кружочку нельзя, потому что кружочек живет в окошке, которое находится наискосок от крестика, а не прямо.

-Попробуем угадать, куда пойдет гусеница от точки? К кругу и крестику? Может ли гусеница от точки пойти к квадрату? Нет, потому что гусеница не может идти наискосок.

-Куда гусеница может идти от крестика? К точке. Правильно. Куда еще? К квадрату? И т. далее

Вот эти отгадки дети рисуют в свободную клетку.

Слайд 8 (дом с гусеницей, карточка)

Если на первом занятии дети искали пути Куда ходила гусеница в гости. То на втором занятии дети отгадывают загадки-откуда пришла гусеница в гости

Повторяем правило – гусеница может попасть на соседнюю клетку, двигаясь только прямо, но не наискосок.

-Гусеница находится в гостях у точки, Откуда она пришла, из какой клетки?

-Из клетки с крестиком?

-Откуда же еще она могла прийти к точке? От круга? Правильно.

-Еще откуда? неоткуда

Затем дети сами рисуют отгадки.

Слайд 9 (дом с гусеницей с шестью окнами карточка)

В третьем занятии дом уже из шести квадратов, имена новых жителей – треугольник и палочка. Появляется муравей (детям рассказывается история, в которой говорится о том, что муравей ходит наискосок)

Загадки расположены на листе попарно, поэтому Муравей из одной клетки может попасть не только на одну, но и на другие клетки. Поэтому для двух одинаковых загадок можно придумать две разные отгадки.

Слайд 10

Обратите внимание на то, что на листе данного задания имеются загадки, в которых нужно отгадать, откуда пришла гусеница или муравей из какой клетки. Кроме того, на листе расположены три одинаковые загадки, на которые надо придумать разные отгадки.

Слайд 11

На 5 занятии дети не отгадывают загадки, а проверяют, правильно ли они отгаданы. Ясли загадка отгадана правильно, то рядом с отгадкой дети нарисуют плюсик, а если отгадка неправильная, то тогда рядом дети рисуют минус”. Давайте на примере гусеницы проверим некоторые загадки.

-верно ли, что гусеница пришла от палочки в гости к треугольнику?

-верно ли, что гусеница пришла от точки в гости к квадрату? Молодцы!

Далее, в последующих заданиях увеличивается количество окон в доме (клеточное поле, присоединяются новые жители «домика» – треугольник и палочка, змейка и ромбик; вводится понятие «Начальная и конечная клетка» – одиночного хода. Вводится понятие «промежуточная клетка». От заданий с одним ходом постепенно переходим к двухходовым.

Завершающий этап – дети самостоятельно придумывают поле. Составляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.

Читайте также:  Отношения матери и ребенка с нарушениями развития

При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации.

Если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом. В зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач.

Если ребенок легко справляется с задачами, то ему можно предложить составить аналогичные задачи.

Слайд 12

Задания делятся на игры по планированию к которым относятся такие игры как: «Гусеница», «По косым дорожкам», «По узким дорожкам», «По узким и широким дорожкам», «По точкам и черточкам» нацелены на совершенствование действий в мысленном плане, так как перемещаться можно только по правилам, которые диктуют персонажи игры «Гусеница», «Оса», «Муравей», «Пчела»и другие

Правило игры: по линиям дорожкам между кругами домиками ползает гусеница. Она может ползать только по прямым дорожка, например: вилка-окно- сандалии – кастрюля -чайник. Вы согласны?

Далее дети ходят по широким и узким дорожкам, по прямым и наискосок, по точкам и черточкам. Вводятся новые персонажи «Жук», «Муха» и т. д, которые диктуют свои правила передвижения.

Слайд13

Следующие игры «Что разное у двух?», направлены на развитие познавательных и аналитических способностей, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.

Дети ищут один, два, три отличающихся от других изображения либо два одинаковых. Игра создаёт хорошие возможности совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание.

– У зонта 2 ручка не такая, как у зонта 3 или такая же? (нет, не такая)

– Что у зонта 2 не такое, как у зонта 3, -купол или ручка? (купол и ручка) и тд.

Слайд14

Игры третьего рода развивают у ребенка способность комбинировать, к ним относятся такие игры как: «Одна перестановка», «Две перестановки», «Один обмен», «Обмен и перестановка» в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения.

Например: Если в кругах 1 и 2 рисунки поменять местами, то в кругах 2и 3 предметы будут одинаковые или разные? (одинаковыми) и т. д

Слайд 15

Игры четвертого рода развивают способность рассуждать, делать умозаключение, совершенствуется логическое мышление, к таким играм относятся игры: «Рядом, между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Ближе, дальше»

Например:

-Коля и Вова раскрашивали картинки, кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вовы, нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли, нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем раскрашивали картинки каждый из мальчиков? (у Вовы-карандаш, у Коли –кисточка) и. д

Таким образом, интеллектуально-развивающие игры Анатолия Залмановича Зака представляют собой систему игр по развитию мыслительных процессов детей дошкольного возраста, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Методическое пособие для воспитателей детских садов А. З. Зак. «Как муравей и гусеница в гости ходили»

2. Зак А. З. Как развивать мышление у детей

3. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

4. Интеллектуальные игры как средство развития мыслительных способностей и формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Грибкова А. И.)

Источник

Развитие  интеллектуальных способностей  детей 6-7 лет посредством

 развивающей программы   «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС

                             Автор-составитель  Антошина Ю.А.

Педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад  №12» г. о.  Самара

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного,  инициативного, целеустремлённого человека). В настоящее время  заметен  разрыв между системой дошкольного  и школьного образования. Поэтому прослеживается необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей.

        Методологической основой развивающей программы «Ступеньки логики»  является   социо- культурный  и системно-деятельностный  подход Л.С. Выготского ,  А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,  П.Я. Гальперина,   принципы развивающего обучения доктора  психологических наук  РАО  А. З. Зака.  

Цель настоящей программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет  

Задачи:

1.    Развитие способности к планомерной интеллектуальной деятельности

2. Формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез,   обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей);

3.  Повышение уровня интеллектуального развития старших дошкольников: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; сформированности операции дополнения до целого, установления отношений по принципу решения простых и сложных аналогий;

4. Формирование  любознательности, предпосылок  к учебной деятельности.

Адресат:  Дети 6-7 лет, воспитатели подготовительных к школе групп,  родители  дошкольников 6-7 лет .

Систематический курс  включает  36 вариантов интеллектуально-развивающих игр для детей 6-7 лет, которые проводятся 1 раз в неделю в рамках  непосредственно образовательной  деятельности   ФЭМП  на протяжении 9 месяцев (сентябрь – май) Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям  дошкольника 6-7 лет.

    Новизна развивающей программы «Ступеньки логики» заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий  создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. На это нацеливают нас и  федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования.

Читайте также:  Особенности развития ребенка школьного возраста

   Программа  структурирована, содержит учебный план,  где обозначены этапы и уровни сложности при подаче материала, конспекты НОД, что позволяет педагогам подготовительных групп,  родителям эффективно выстраивать образовательную деятельность.

Модель занятия имеет следующую структуру:

  1. Разминка. На нее отводится 3-5 минут. В течение которых в быстром темпе дети отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, развивают словесно-логическое мышление и подготавливают к выполнению специальных сложных заданий.
  2. Игра «Найди закономерность» Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков  (10-15 минут, демонстрационный  материал) с целью развития способностей раскрывать закономерные отношения в размещении изображений.
  3. Физкультминутка, рассчитанная на 2-3 минуты, для снятия    эмоционального напряжения, мышечной усталости.
  4. Игра «Разное – одинаковое» (10-15 минут создает хорошие возможности для развития всех познавательных способностей и особенно аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях поиска одинаковых и отличающихся элементов в похожих изображениях.

К каждому НОД представлены разминочные вопросы.  Они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям, сохранять  познавательный интерес к деятельности. Приводится и примерное содержание физкультминуток, что облегчает последующую  деятельность педагога и детей по программе. Игра «Разное – одинаковое» предполагает использование задач разной сложности на материале абстрактных изображений: поиск одного, двух, трёх как  отличающихся, так и одинаковых  рисунков.  

Необходимо констатировать, что принципиальной основой реализации развивающей программы « Ступеньки логики» является совместная деятельность педагога и детей. Ее организация последовательно меняется и программа действия, которой вначале владеет взрослый, становится внутренним достоянием ребенка. Непосредственно – образовательная деятельность, как правило, проходит в игровой форме, в доступном для детей темпе и вызывает только положительные эмоции. Необходимо отметить, что практическую ценность представляют индивидуальные тетради с логическими заданиями, занимательными играми для детей.

Для успешной  реализации развивающей программы интеллектуального развития детей 6-7    лет «Ступеньки логики» необходимо создать следующие условия:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) методическое обеспечение (проектирование  НОД);

3) соответствующая система дидактических материалов, способствующих развитию поисковой деятельности (демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради, и т.д.);

4) профессиональная подготовка  и консультативная поддержка воспитателей (путем проведения теоретического семинара, семинара-практикума, мастер-класса, консультаций);

5) создание в группах развивающей среды (изготовление, приобретение логических игр, организация уголков логики);

6) предварительная работа с детьми (проведение дидактических игр, работа в индивидуальных тетрадях, с перфокартами);

7) оптимальное взаимодействие педагога и ребенка (деловое сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей рефлексии их собственных мыслительных приемов);

8) поддержка взрослыми положительного,  доброжелательного отношения детей  друг с другом,

9) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

10) использование недирективной помощи детям,  поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках НОД по программе «Ступеньки логики»

11) взаимодействие педагогов и родителей по данной проблеме (проведение анкетирования, родительских собраний , использование игротеки для занятий дома);

12) психоло-педагогическое  сопровождение  развивающей программы 

      Отмечается развивающий эффект по  результатам реализации  программы «Ступеньки логики», прослеживается  положительная динамика  интеллектуального развития   у 95 % воспитанников. Родители (98%)  отметили  эффективность  развивающей программы для интеллектуального   и личностного  развития  детей 6-7 лет. Воспитанники способны к систематизации, могут логически мыслить, раскрывать существенные связи между предметами по принципу простых и сложных аналогий. Уровень их интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. У детей  заметно повысилась познавательно-поисковая активность, инициативность в достижении  новых знаний,  организаторские способности, умения действовать в команде, навыки самоконтроля ,  самокритичности, настойчивости, объективности.                                      

          В ходе реализации программы   предоставляется возможность гибко использовать ее материалы   как в детском саду в организованной образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, так и дома, с родителями, что создает альтернативу  регламентированной модели обучения.

          Практическая значимость развивающей программы «Ступеньки логики» состоит в том, что  она эффективно влияет на интеллектуальное развитие детей, развивает любознательность,  расширяет возможности самостоятельного применения усвоенных знаний и способов действий для решения новых задач и проблем, способствует эффективной и качественной подготовке воспитанников ДОУ к школьному обучению и  является основой для  формирования   предпосылок к  учебной деятельности на  ступени предшкольного образования, универсальных учебных действий в начальной школе и обеспечит такую ключевую компетентность, как умение учиться.

Данная программа дополняет общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ,  в учебном плане представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она обеспечивает преемственность с технологиями и программой, реализуемой в начальном звене общего образования.  Программа «Ступеньки логики»  взаимосвязана с программой старшего воспитателя  ДОУ Чичвариной  Т.В. « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и входит  в состав авторского методического пособия «Занимательная логика», –  Самара: ООО  «Строй-принт», 2013. Учебно-методический комплект включает две индивидуальные тетради по каждой из программ. Методическое пособие рекомендовано воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, родителям для развития интеллектуального развития детей 4-7 лет.

Литература

  1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Книги 1, 2, 3. М.: Рост, 1997.
  3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих
  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.
  5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; Владос, 1994.
  6. ЗакА.З.Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996.
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155

Источник